Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отличительные черты государственной власти как вида социальной власти




Власть – одно из проявлений сущности государства, поскольку государственная власть имеет политический характер, выражает интересы определенных классов, социальных слоев и партий. Власть как таковая представляет собой отношение господства и подчинения, разделение на властвующих и подвластных.

Государственная власть в отличие от других видов власти имеет ряд особенностей, государственная власть - это:

публичная власть. Она выступает от имени всего народа и имеет публичную основу для своей деятельности: узаконенное имущество, собственные доходы и налоги с населения;

аппаратная власть. Она имеет механизм осуществления власти в лице различных государственных органов: законодательных, исполнительных, судебных, правоохранительных и т.д.;

власть, поддерживаемая законом. В этом смысле государство есть юридическая форма осуществления власти;

легитимированная власть. Имеет узаконенный характер, опирается на признание народа и международного сообщества;

суверенная власть. Она не зависит ни от какой иной власти (внешней или внутренней, будь то другое государство, партия или церковь);

реализация властных отношений в государстве осуществляется с помощью властных структур (органов государства) и властных институтов (политических учреждений и процедур). Для современных государств характерна развитая сеть институтов управления: правительство, правительственные учреждения, администрация на местах, «силовые» ведомства, управляющие деятельностью вооруженных сил, органов государственной безопасности и охраны общественного порядка.

В сфере законодательной власти можно выделить институт парламентаризма и институт делегированного законодательства; в сфере исполнительной власти функционируют институты президентства и президентского правления; в сфере судебной власти – институты судебной власти и судебной ответственности; в сфере контрольной власти – институты конституционного совета и предварительного контроля. Государственные институты выполняют различные функции и в зависимости от уровня развития демократии обладают разной силой. В одних государствах преобладают институты главы государства, управления и «силовых» ведомств, в других на первые места выдвигаются институты народного представительства, муниципального самоуправления, правосудия, прав и свобод граждан.

Органы государственной власти также имеют собственные специфические признаки, отличающие государственные органы от иных. Среди них:

формирование государственного органа по воле государства и осуществление им своих функций от имени государства;

выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности;

наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в государственном аппарате, а также порядка его взаимоотношений с другими государственными органами и организациями;

наделение государственного органа полномочиями государственно-властного характера. При этом наличие государственно-властных полномочий является наиболее существенным признаком государственного органа.

Государственно-властные полномочия практически выражаются в издании государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных актов, в осуществлении ими наблюдения за строгим и неуклонным соблюдением требований, содержащихся в данных актах, в обеспечении и защите этих требований от нарушения путем применения различных мер (воспитания, убеждения, разъяснения, поощрения или государственного принуждения).

Власть в самом общем виде представляет собой способность (свойство) некоего субъекта (коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

Власть можно классифицировать по различным основаниям. (с точки зрения ее социального уровня можно различать):

а) власть в масштабе всего общества;

б) власть внутри того или иного коллектива (организации);

в) власть в отношении между двумя индивидами.

Власть можно поделить также на политическую и неполитическую. Политической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, то есть средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются власть одной социальной группы (общности) над другой (господство одного класса над другим); государственная власть; власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров. Среди неполитических разновидностей власти можно выделить власть семейную (родительскую власть, властные отношения между супругами) как наиболее важную и имеющую давнюю историю.

Государственная власть — фундаментальная категория государство ведения и самый труднодостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. Говоря об особенностях государственной власти, ее особых качествах, признаках, следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, тесную, можно сказать неразрывную, связь государственной власти с государством, а во-вторых, то, что государственная власть и государство - это все-таки явления разные, нетождественные. Отсюда следует то, что, с одной стороны, признаки государственной власти и государства взаимосвязаны, тесно переплетаются, а с другой - они полностью не совпадают и подходы к их характеристике должны быть различными.

Признаки (черты) государственной власти:

1) публичная власть — выступает от имени всего общества (народа), имеет «публичную» основу своей деятельности — казенное имущество, собственные доходы, налоги;

2) аппаратная власть — концентрируется в аппарате, системе органов государства и через эти органы осуществляется;

3) верховная власть — юридически олицетворяет общеобязательную волю всего общества, располагает монопольным правом издавать законы и опираться на аппарат принуждения как на одно из средств соблюдения законов и иных правовых актов;

4) универсальная власть - распространяет властные решения на все общество: они являются общеобязательными для всех коллективных и индивидуальных субъектов;

5) суверенная власть — отделена от других видов власти внутри страны — от партийной, церковной и других, от власти других государств. Она независима от них и имеет исключительное монопольное положение в сфере государственных дел;

6) легитимная власть — юридически (конституционно) обоснована и признана народом страны, а также мировым сообществом. (представительные органы приобретают легитимность в результате проведения выборов, предусмотренных и регламентированных законом).

Различия политической и государственной власти трудно выделить, но они имеются: 1.Всякая государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной.

2.В отличие от государственной власти, политическая власть класса, иной социальной общности не способна исполнить роль умиротворителя противоборствующих сил общества либо осуществлять «общие дела»

3. Государственная власть характеризуется наличием аппарата управления и аппарата принуждения. Она обладает властно-принудительным влиянием на поведение людей и их организаций, обеспеченным государственно-правовыми методами.

Политическая власть класса и иной социальной общности осуществляется через: а) их организации (опосредованный путь); б) политические выступления

Для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает.

Методы управленческого воздействия:

1) метод насилия (принуждения);

2) метод руководства (убеждения).

Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную.

Власть государства распространяется на определенную территорию, в отличие, например, от власти, которая существовала в первобытном обществе. Она распространялась на всех членов рода вне зависимости от их местонахождения.

Типология государств

Типология есть учение о типах – больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков. Типология может рассматриваться как разновидность классификации, которая включает:

а) исследование оснований деления на типы;

б) характеристику самих типов.

Государство – явление исключительно разностороннее, многогранное, обладающее разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность находить различные подходы к классификации существовавших и существующих государств.

Типология государств – это их специфическая классификация.

В настоящее время типология государств рассматривается в основном с позиции двух подходов, а именно:

1) формационного;

2) цивилизационного.

При формационном подходе основным критерием выступают социально-экономические признаки, свойственные определенной общественно-экономической формации. Соответственно признается, что тип производственных отношений формирует тип государства. При формационном подходе выделяются следующие типы государства:

- рабовладельческий; - феодальный; - буржуазный; - социалистический.

Как видно, всем государствам определенной исторической эпохи свойственны одни и те же сущностные черты. Исторический тип государства – это совокупность наиболее существенных признаков, черт, характеризующих государства определенной общественно-экономической формации.

Кратко рассмотрим особенности типов государств.

Рабовладельческое государство выступает как орудие поддержания власти над рабами, которые являются собственностью свободных граждан. Раб не имеет никаких прав и превращен в говорящее орудие труда.

Феодальное государство является диктатурой класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне здесь находятся в состоянии глубокой зависимости от феодалов.

Буржуазное государство – политическая организация общества, в котором созданы условия для личной свободы работника, его независимости как личности от капиталиста. В буржуазном государстве на первый план выходит экономическое принуждение к труду.

Социалистическое государство – это, по мнению ученых-марксистов, орудие политической власти трудящихся классов, выражающее интересы трудового народа, обеспечивающего развитие социалистического общества.

Достоинства данной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

Слабые стороны:

1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы; 2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные).

При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные). В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п.

Достоинства данной типологии:

1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;

2) ориентация на познание особенностей государственного развития через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную, религиозную – во всем многообразии общественных связей;

3) определение типа государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными факторами, т.е. расширяет диапазон исследования.

Слабые стороны:

1) множественность оценочных критериев, используемых для соответствующего анализа, предопределяет неопределенность данного подхода, усложняет его практическое использование в научно-исследовательском процессе;

2) недооцениваются социально-экономические факторы;

3) по сути дела эта типология не столько государства, сколько общества.

В целом можно отметить: истина, видимо, состоит в объединении позитивных сторон, свойственных названным подходам, их синтезировании, а не в преувеличении достоинств каждого. Соответственно, можно говорить о взаимной дополняемости названных подходов, их совмещении с учетом названных преимуществ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...