Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет теории государства и права




Предмет – это определенная область исследуемых явлений и их закономерностей. Это то, что изучает ТГП (отвечает на вопрос: что?)

Предметом ТГиП являются общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

ТГиП изучает причины возникновения государства и права, устройство государства и источники права, систему органов государства и систему права, взаимовлияние государства и права, отражение их функционирования в жизни общества; основные государственно-правовые понятие, общие для всей юридической науки, а также юридические конструкции, законодательная и правоприменительная техника; место и роль государства и права в жизни общества и в его политической системе; личность, ее права и свободы, гражданское общество и правовое государство; взаимосвязь и соотношение государства и права.

Особенности, характерные черты предмета теории государства и права:

1.ТГиП изучает государство и право в целом, в их наиболее общем виде. Она исследует общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем. Общие законы общественного развития рассматриваются теорией государства и права, она опирается на них. Но предметом специального изучения теории государства и права являются не общие закономерности развития общества, а специфические закономерности возникновения, развития и функционирования таких его составных частей, как государство и право.

2. Основные коренные вопросы. Круг вопросов, относящихся к предмету ТГП, не ограничивается их закономерностями. Эти вопросы должны характеризовать и раскрывать государство и право в целом, изучить и разрабатывать сущность, типы, формы, функции, структуру и механизм действия государства и права, правовой системы;

3. Общая теория. В данном случае ТГП разрабатывает и формулирует основные теоретические понятия или категории юриспруденции, которыми руководствуются и пользуются все без исключения науки о государстве и праве; многими из них оперирует правотворческая и правоприменительная практика. Наиболее общие понятия называются категориями. Особенность понятий, вырабатываемых теорией государства и права, по сравнению с частными или структурными юридическими науками, состоит в том, что они имеют категориальный характер. В этих понятиях, отражающих государственно-правовую действительность, содержится теоретически обобщенный по содержанию и краткий по форме изложения ответ на вопросы, что представляет собой то или иное государственно-правовое явление, характеризующее государство и право в целом, каковы определяющие, сущностные признаки данного явления. Теория государства и права по отношению к структурным юридическим наукам выступает как общая теория государства и права, общая теория для юридической науки в целом. Именно этим определяется ведущая, методологическая роль общей теории государства и права по отношению к историко-правовым, специально-отраслевым и другим юридическим наукам, ее приоритетное место в юриспруденции как теоретической основы всей правовой науки;

4. Единство науки. ТГП – наука, предмет которой составляют государство и право, государственные и правовые явления в их взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодействии. Взаимосвязь проявляется в том, что: а) государство и право возникают одновременно вследствие одних и тех же причин; б) в процессе своего исторического развития тип государства и тип права совпадают, соответствуя определенной социально-экономической формации. Переход их от одного типа к другому происходит одновременно и в силу одних и тех же причин; в) государство и право органически связаны и тесно взаимодействуют в процессе своего функционирования, практически они не могут существовать раздельно. С точки зрения методики изучения в пределах единой науки теории государства и права вполне обоснованно и даже необходимо структурное выделение соответствующих разделов, специально посвященных либо государству, либо праву, которые, наряду с тем, что неразрывно связаны между собой, несомненно обладают и определенной самостоятельностью.

Теория разделения властей

Теория и практика реализации в РФ. Согласно ст.10 Конституции РФ, Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно Конституции законодательная, исполнительная и судебная ветви власти предоставляются различным органам и людям. Никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти. Судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Конституция 93г. впервые за всю историю закрепила и реализовала на практике учение о разделении властей, основу которого заложил еще в середине 18в. французский просветитель Шарль Луи Монтескье. Практический смысл учения о разделении властей состоит в специализации сотрудников того или иного органа на выполнении привычных для них операций. Но основная цель его реализации осталась прежней: независимость каждой из ветвей государственной власти и невмешательство одной ветви власти в дела и решения, принимаемые другой. Что и восприняла действующая российская Конституция в виде нормы о самостоятельности каждой из ветвей государственной власти. В РФ на федеральном уровне данная система реализуется следующим образом: законодательный орган (Федеральное Собрание) принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов гос-ной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (вплоть до постановки вопроса о доверии Правительству РФ), в той или иной форме участвует в формировании Правительства РФ и федеральных судебных органов; Правительство РФ осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, разными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключений Правительства РФ на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству РФ сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа Президентом РФ, который хотя и не входит в систему Р.в., но обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти; Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и ВАС РФ имеют право законодательной инициативы. Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком (1632-1704 г), в классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье (1689-1755 гг.) и в ее современной форме - Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном, Джоном Джеем-авторами "Федералиста".

Основные положения теории разделения властей следующие: разделение властей закрепляется конституцией; согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам; все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой; никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти; судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции. Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом - любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой. Постоянная общественная реальность Теоретические и практические Истоки принципа разделения властей - в Древней Греции и Древнем Риме.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...