Программы и этапы эмпирического исследования.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Социологические парадигмы, теории, метатеории. Метасоциология.
Парадигма - совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, признанных и используемых учеными на данном этапе развития науки. Понятие введено Г. Бергсоном. Т. Кун считает, что наука “социология” определяется парадигмой, которая имеет специфическую структуру, включающую вариации представлений о ее предмете, теориях и методах исследования, базирующихся на совокупности оснований. В качестве таких оснований выступают разные концепции: концепция детерминизма, системный подход, принцип историзма и т.д. Виды парадигм: 1) отделяющие одно научное знание от другого (философию от социологии, социологию от экономики и т.п.); 2) проводящие различия между историческими стадиями в развитии науки (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм); 3) разделяющие научные сообщества в рамках одной и той же науки на одном и том же историческом этапе ее развития (три парадигмы современной западно-европейской социологии). Понятие “парадигма” шире по объему, чем понятие “теория”. Теория - это абстрактная модель структуры объекта конкретной науки, содержащая основные научные категории, а также законы, принципы, раскрывающие сущность связей и отношений в реальной действительности. Метатеория - изучение основных принципов какой-либо совокупности накопленного знания. При этом устанавливается степень соответствия (несоответствия) наличной информации, методов и теорий реалиям окружающего мира. Основные виды метатеорий: те, которые служат предпосылками выработки социологической теории, и связанные с ее дальнейшим развитием. Метасоциология - это наука, проводящая анализ существующих структур социологии вообще, и ее компонентов - концепций, теорий, моделей. Объект исследования социологии - социальная реальность, а объект метасоциологии - сама наука социология.
Социологические парадигмы: 4) социальных фактов; сводит социальную реальность к социальным структурам и социальным институтам; социальные факты =реальные вещи. 5) социальных дефиниций; важны не сами соц. факты, а способ, которым они определяются. 6) социального поведения; проблема вознаграждения желаемого и наказания девиантного социального поведения. 7) социально-исторического детерминизма. Осн.элементы - структурные и личностные элементы социальной реальности. Каждой парадигме соответствуют определенные социологические теории. Сейчас в качестве центральных проблем социологии выдвинуты концепции: Дж. Тернера - проблема социального порядка; Д. Ритцера - уровней социальной реальности. В соответствии с ними начали формироваться новые парадигмы: “социального порядка” и “интегративная социальная парадигма”.
Объект и предмет познания социологии.
Социология изучает только социальное. Социальное -это совокупность общественных отношений данного общества, составленная в процессе совместной деятельности индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени. Любая система общественных отношений (политическая, экономическая и т.п.) всегда имеет свой четко выраженный социальный аспект. Социальное есть и результат деятельности индивидов, проявляющийся в их общении и взаимодействии, что выражается в специфических отношениях индивидов и групп к явлениям и процессам общественной жизни. Объект познания - это все то, на что направлена деятельность исследования, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования различных наук (физики, химии, биологии, психологии, экономики, социологии и др.).
Объект есть отдельная часть или совокупность элементов объективной реальности, обладающая специфическим свойством. Когда речь идет об объекте исследования социологии, то познается не целиком общество, культура, человек, а лишь те ее аспекты, которые определяются спецификой данной науки. Объект науки существует вне и независимо от научного познания, предмет вне такого познания не существует. Предмет науки - это воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с научной и практической точек зрения закономерных связей и отношений этой реальности. Объектов исследования любой науки может быть бесконечное множество, а её предмет всегда ограничен, однозначен и специфичен. Определяющее свойство предмета социологического знания - это совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Объект социологического знания выступает в качестве социальной системы.
Основные категории, законы и функции социологии.
Категории социологии отражают существенные стороны, черты, свойства объекта этой науки. Законы социологии выражают глубинные, сущностные необходимые связи между ними. Социальный закон - выражение существенной необходимой связи социальных явлений, определяющей характер и содержание социальной деятельности людей. Классификация законов может быть: I. По степени общности: а) общие (для всего общества); б) специфические (отдельного элемента социальной системы). II. По характеру, способу проявления: а) динамические (однозначная связь); б) статистические (с определенной степенью вероятности). Функции социологии. Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы: 1) теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, социальных группах, индивидах и закономерностях их поведения. Социологические теории дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают реальные пути и методы социального преобразования мира; 2) прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических, научных и социальных задач.
3) социальный прогноз и контроль – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития. 4) гуманистическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества.
Программы и этапы эмпирического исследования.
Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана. Обобщая данные в статистические таблицы, и выводя закономерности, социолог строит научную теорию, помогающую глубже объяснить реальный мир и предсказать будущие события. Эмпирические исследования - исследования, ориентированные на сбор и анализ первичных данных, проведенный по определенной программе и с использованием правил научного вывода. Этапы исследования: а) подготовительный, разработка программы; б) сбор информации (полевой этап); в) обработка полученных данных, г) анализ данных. Непосредственная подготовка исследования предполагает разработку его программы, рабочего плана и вспомогательных документов. Исследовательской программой называют специально разработанный научный документ, содержащий описание главных предпосылок данного научного исследования. Программа – это язык общения социолога с заказчиком, это стратегический документ исследования. Она представляет собой тезисное изложение концепции организаторов работы, их замыслов и намерений. Программа состоит из двух частей – методологической и методической. Первая включает формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач; вторая – определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации и логические схемы ее обработки на ЭВМ.
В программе обосновывается необходимость использования конкретных методов сбора социологической информации (анкетирования, интервьюирования, анализа документов, наблюдения и др.). Логическая структура инструментария выявляет направленность того или иного блока вопросов на определенные характеристики и свойства объекта, а также на порядок расположения вопросов. Логические схемы обработки собранной информации показывают предполагаемые диапазон и глубину анализа социологических данных. Программа исследования предполагает решение целого ряда задач: 1) формулировка проблемы; 2) определение цели и задач исследования; 3) определение объекта и предмета исследования; 4) создание выборки; 5) предварительный системный анализ объекта исследования; 6) формулировка рабочих гипотез; 7) создание инструментария исследования; 9) проведение пилотажного исследования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|