Общая теория действия Т. Парсонса.
Толкотт Парсонс. По Парсонсу, реальность, несмотря на ее необъятность, организована логически, рационально и имеет системный порядок. Выделяемая им общая модель действия, названная единичным актом, подразумевает обобщенную модель любого действия человека, взятую в ее сущностных чертах. Эта модель включает: 1. одного человека (действующее лицо), наделенного способностью и стремлением действовать, имеющего определенные цели и способного описать способы их достижения; 2. ситуационное окружение – изменяемые и неизменяемые факторы по отношению к которым направлено действие и от которого оно зависит. Ситуационное окружение – изменяемые и неизменяемые факторы по отношению к которым направлено действие и от которых оно зависит. Концепция системы берется Парсонсом из общей теории систем. Системы действия являются открытыми, поэтому они, чтобы продолжать свое существование (поддерживать порядок), должны удовлетворять человеческим системным потребностям или функционально необходимым условиям: 1) адаптации; 2) целеполагания; 3) интеграции; 4) латентности. Латентность – поддерживание определенного образца. Т.о., каждая система может быть представлена четырьмя подсистемами, образованными за счет удовлетворения системных потребностей, необходимых для продолжения существования системы как таковой: 1. каждая система должна приспосабливаться к своему окружению (адаптация); 2. каждая система должна иметь средства для определения порядка достижения целей и мобилизации ресурсов в порядке их достижения. Это называется целеполаганием; 3. каждая система должна поддерживать свое единство, т.е. внутреннюю координацию ее частей и пресекать возможные отклонения. Это называется интеграцией;
4. каждая система должна стремиться к соответствующему равновесию. Это латентность. Парсонс выделил следующие уровни иерархии, начиная с живой системы, включающей организмы. Живая система включает 4 подсистемы: 1. Физико-химическая состоит из физических и химических процессов. Использует функции адаптации к неорганическому окружению. 2. Органическая система выполняет функции целеполагания для живой системы. 3. Трансцендентальная, включающая условия существования живой системы и выполняющая функцию поддержания порядка и снятия напряжения внутри живой системы. 4.Система действия (единичный акт) – это действия, контролируемые решениями принимаемыми под влиянием обстановки и выполняющей функции интеграции, живой системы. Для системы действия (4) выделяют еще 4 подсистемы: а) биологическая система; б) система личности, формируемая в процессе социализации; в) социальная система – совокупность ролевых статусов, управляемых нормами и ценностями; г) культурная система – совокупность идей, различных идеалов. Далее Парсонс обосновал тезис о том, что любая система контролируется подсистемой, которая обладает большим информационным потенциалом, но потребляет наименьшее количество энергии. Среди систем действия, наибольшим энергетическим потенциалом обладает биологическая система. Она создает условие для протекания действия, но в то же время оказывает наименьшее управляющее воздействие. Система, обладающая наименьшим энергетическим потенциалом – культурная и она обладает наиболее высоким контролирующим статусом. Структурный функционализм Р.Мертона.
Структурный функционализм рассматривает общество как объективную реальность, состоит из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Развитие может быть объяснено только изнутри. Основным методом структурного функционализма является сравнительный исторический метод.
Роберт Мертон - один из наиболее ярких представителей структурно–функционального направления в современной социологии. Он считал, что функционализм является ключевой формой теоретических суждений об обществе, предполагающих его объективный характер. На концепцию Р. Мертона оказали значительное влияние работы М. Вебера, Э. Дюркгейма и Т. Парсонса, учеником которого он был. Анализируя их взгляды, он пришёл к выводу, что представление об обществе как объективном, структурированном феномене и его влиянии на поведение индивидов ведет к значительному расширению социологического знания, не решая, конечно, всех проблем. Главную суть своего подхода Р. Мертон выразил комплексным понятием «функциональность». Взаимосвязь общества и его отдельных частей обеспечивается разнообразными их функциями, которые могут наблюдаться многократно. Задача социолога - просто рассматривать реальные, доступные для изучения последствия функций. Для наблюдения и изучения Р. Мертон предлагает методологический инструмент, который называет «теории среднего радиуса действия». Именно здесь социология выполняет свою основную роль в обществе. Р. Мертон выделяет три ключевых условия функционального анализа: 1) «функциональное единство», 2) «функциональная универсальность», 3) «функциональная принудительность». «Функциональное единство» социологического анализа определяется в бесконечной глубине социальных фактов. Функциональные качества универсальны и представлены во всех формах культуры. Они носят императивный, принудительный характер в первую очередь для всех общественных институтов. В целом функциональный анализ применим только к стабильным и стандартизированным объектам. Р. Мертон в своей концепции подробно раскрывает различные стороны понятия «функция». Функция – это «те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению её к среде». Дисфункция - это «те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или её приспособление к среде». В проявлении функции может быть две формы – явная и скрытая. Явная функция – это следствие поступка, которое вызвано намеренно и признанно как таковое. Скрытая – следствие, вызвать которое не входило в намерение действующего, и он не знает, что вызвал его (при этом оно могло оказаться для некоторой общности).
5 видов индивидуальной адаптации: - конформизм, когда социальные цели общества и способы их достижения принимаются полностью (лояльные, спокойные и законопослушные граждане); - инновационность, когда принимаются социальные цели, но не способы их достижения (рэкет, воровство, подделка денег, злоупотребления, обман); - ритуализм – социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения неколебимы и священны (стяжательство, махинации); - ретритизм – отрицание и того и другого (анархизм, наркомания, бродяжничество); - мятеж, бунт – замена и первого и второго (политический терроризм, борьба за свободу, радикализм).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|