Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фрагменты семинара для пациентов,




Терапевтов и врачей,

Организованного в рамках

Международной конференции

«Медицина и религия»

 

- 283 -

ВВЕДЕНИЕ

Небо и Земля

Идеи, касающиеся Неба, выраженные на этих страницах, описыва-
ют причины, ведущие к тяжелым заболеваниям, несчастным случаям и
самоубийствам в семьях, а все сказанное о Земле - попытка выяснения
процессов, благодаря которым подобная судьба может быть иногда из-
менена к лучшему.

К тяжелым заболеваниям, несчастным случаям, самоубийствам чле- нов семьи ведут определенные практические действия, связанные с внут- ренними представлениями о Небе, например, о необходимости страдать и искупить вину вместо другого, о встрече с членами своей семьи после смерти и о личном бессмертии. Подобные внутренние картины соблаз- няют и подталкивают человека к магическим Образу мышления, жела- ниям и действиям, в результате чего больной или самоубийца верят в то, что с помощью добровольно принятого или перенятого страдания они смогут освободить других членов своей семьи от их несчастий.

Семейные группы, связанные общей судьбой

Семейными группами, в которых этот образ мышления оказывает вредное воздействие, являются:

• братья и сестры;

• родители и их братья и сестры;

• дедушки и бабушки и иногда тот или иной из прадедов.

Все вместе они входят в одну общую семейную группу, к которой при- надлежат также те, кто уступил свое место в семье ради какого-то другого члена, например, бывшие партнеры по браку родителей и прародителей или те, кто жил с ними в некоей системной связи, например, бывшие невесты или женихи; а также все те, уход или трагическая судьба кото- рых открыли другим лицам доступ к этой семье или оказались выгодны- ми для кого-то другого.

Семейно-системная связь и ее последствия

Все члены семейной группы связаны друг с другом. Самой сильной является связь между детьми и их родителями, между братьями и сестра- ми, между мужем и женой. Особенно сильная связь образуется между

 

- 284 -

 

 

лицами, вступившими в систему позже, и теми ее членами, которые ус- тупили им свое место, особенно когда судьба уступивших свое место лиц была очень несчастливой. Например, связь, существующая между пер- вой женой отца, умершей при родах, и его детьми от второго брака. Сис- темная связь между родителями и детьми на родителей воздействует сла- бее, чем на детей, и еще слабее — связь между лицами, уступившими свое место в семье, и теми, кто занял его, например, между бывшей невестой мужа и его нынешней женой.

Подражание и уравновешивание

Результатом семейных связей является то, что вошедшие в семейную группу позже других и более слабые ее члены стараются удержать более сильных лиц и тех, кто вошел в систему раньше них, пытаясь препятство- вать их уходу, то есть смерти, или последовать за ними, если они уже ушли.

Кроме того, системная связь воздействует таким образом, что имею- щие преимущество члены семьи желают достичь сходства жизненных ситуаций с теми, кто находится в невыгодном положении, например, здо- ровые дети хотят судьбы, похожей на судьбу их больных родственников, а ни в чем не виновные дети словно подражают в жизни своим винов- ным родителям или родственникам. Семейная связь может вести и к тому, что здоровые члены системы чувствуют себя обязанными по отношению к ее больным членам, ни в чем не виноватые — по отношению к винова- тым, счастливые — по отношению к несчастливым, живые — по отноше- нию к умершим.

В соответствии с этим принципом члены семьи, которые получили от судьбы много выгодных преимуществ, готовы поставить на кои свое здо- ровье, невиновность, жизнь, счастье и потерять их в пользу здоровья, не- виновности, жизни и счастья других членов своей системы. Они лелеют надежду, что таким образом смогут восстановить и обеспечить счастье и жизнь других членов семейной системы, даже если те уже потеряны. В се- мейных системах наблюдается непреодолимая, основанная на системных связях и исходящей из них любви потребность к уравновешиванию между преимуществом одних и невыгодой других, между невиновностью и счас- тьем одних и виной и несчастьем других, между здоровьем одних и болез- нью других, а также между жизнью одних и смертью других. В соответ- ствии с этой потребностью к уравновешиванию, один член системы хочет Стать несчастливым, если кто-то другой из ее членов был или все еще не-счастлив. Или же здоровый или ни в чем не виноватый хочет заболеть или стать виновным в той же мере, что и другой. И в случае смерти близкого человека другой член семьи тоже ищет смерти.

Иными словами, внутри этих тесно сплетенных групп наблюдается основанная на связях и уравновешивании попытка уподобиться другим

 

- 285 -

 

 

членам семьи и самому участвовать в вине, болезни, судьбе и смерти этих людей, а также попытка заплатить собственным несчастьем за счастье других, собственной болезнью — за исцеление других, собственной ви- ной или искуплением вины другого и собственной смертью—за их жизнь.

Болезнь следует за душой

Из-за того, что эта потребность к уподоблению и уравновешиванию словно призывает болезнь и смерть, можно сказать, что болезнь следует за душой. Поэтому для лечения пациента наравне с помощью в более уз- ком смысле со стороны врача нужна и помощь специалиста по душев- ным проблемам. Эта помощь может быть оказана самим врачом, если он владеет необходимыми навыками, или другим специалистом — по ду- шевным проблемам. Но если врач старается бороться с болезнью паци- ента с физиологической точки зрения, специалист по душевным пробле- мам ограничивает свои действия, с изумлением замечая воздействующие здесь силы, тягаться с которыми, по его мнению, было бы просто дерзо- стью. Поэтому он постарается стать союзником, а не противником этих сил и изменить судьбу пациента к лучшему в согласии с ними. Приведу пример подобного способа.

«Лучше я, чем ты»

На одном из наших курсов, посвященном лечению с помощью гип- ноза, у одной участницы, больной множественным склерозом, возникла картина, в которой она видела себя, стоящей на коленях перед постелью своей парализованной матери и говорящей: «Дорогая мамочка, лучше я, чем ты». Участников курса очень тронуло то, как сильно ребенок любит своих родителей, а сама молодая женщина после этого почувствовала, что освободилась от всех тревог и обрела гармонию с собой и собствен- ной судьбой. Другая участница курса не могла допустить мысли о такой любви ребенка, который готов принять на себя болезни, боли и смерть вместо матери, и сказала ведущему курса: «Помоги же ей, если можешь!». Ведущий пришел в ужас, так как понимал, что своим замечанием эта женщина все испортила. Действительно, мы не имеем права рассматри- вать любовь ребенка как что-то плохое. Терапевт, поступающий таким образом, словно оскорбляет душу ребенка и усиливает его страдания, вместо того чтобы уменьшить их. Ясно, что при таких условиях ребенок будет еще упорнее сохранять тайну своей любви к матери, а также ранее принятое решение спасти мать путем собственного страдания.

Приведу еще один пример подобной ситуации. Другая молодая жен- щина, больная множественным склерозом, принимавшая участие в од- ном из семинаров, расставила свою семью при помощи участников груп-

 

- 286 -

пы и показала таким образом переплетение связей, воздействующее на семью. Отец стоял слева от матери. Напротив них — дети, то есть старшая дочь (пациентка), слева от нее — младший брат, который умер в четырнад- цать лет от остановки сердца, и слева от него - самый младший ребенок, тоже мальчик.




 


Рис. 23.1:

О — отец; М - мать; 1первый ребенок (пациентка); +2 — второй ребенок, сын, умер в четырнадцать лет от остановки сердца; 3 — третий ребенок, сын.

Ведущий попросил заместителя умершего брата выйти за дверь, что в расстановках семей всегда символизирует смерть. Как только он поки- нул зал, лицо дочери сразу же посветлело, а мать тоже почувствовала себя гораздо лучше. После этого ведущий попросил выйти и участников, иг- равших роли младшего брата и отца, так как заметил, что их обоих тяну- ло в область смерти. Когда все мужчины покинули группу живых членов семьи, то есть словно умерли, мать выпрямилась, как будто в триумфе, и всем стало ясно, что это именно она по каким-то причинам считалась обреченной на смерть, и для нее было большим облегчением узнать, что другие члены семьи были готовы и согласились принять на себя смерть вместо нее.


Рис. 23.2

 

- 287 -

Затем ведущий позвал мужчин обратно и попросил мать выйти за дверь. Все сразу заметили, что освободились от обязанности быть прича­стными к судьбе матери и почувствовали себя хорошо.



 


Рис. 23.3

Но ведущий, подозревая связь между болезнью дочери и страхом ма- тери перед смертью, позвал мать обратно в зал, поставил ее слева от отца, а рядом с ней — дочь.

Рис. 23.4

Он попросил дочь посмотреть на мать с любовью и, не переставая глядеть ей в глаза, произнести следующую фразу: «Мамочка, я это сде- лаю вместо тебя!» Когда она произносила эти слова, ее лицо просто сия- ло от счастья, а смысл и цель ее болезни стали понятными всем присут- ствующим на курсе.

Спрашивается, что должен делать в таком случае врач или терапевт, понимающий «религиозные принципы» больного, и чего он должен ос- терегаться?

 

- 288 -

Знающая любовь

Часто терапевту, знающему религиозные принципы больного, позво- лено лишь обнаружить и показать эту детскую любовь пациента, и ниче- го больше. Что бы ни принял на себя ребенок ради этой любви, он пре- бывает в согласии с собственной совестью, чувствует себя хорошим че- ловеком. И если терапевту удалось раскрыть эту детскую любовь паци- ента, не исключено, что он сумеет показать ребенку и недосягаемость цели этой любви. Почему? Потому что такая любовь надеется на то, что своим самопожертвованием она сможет вылечить любимого, человека, защи- тить его от бед и несчастий, искупить его вину и спасти его от ужасов. Она даже надеется вернуть любимого человека из царства мертвых, если его уже больше нет в живых.

Терапевт должен помочь пациенту осознать, что с обнаружением его детской любви обнажатся и ее цели. Осознав это, ребенок, будучи теперь уже взрослым, может, пусть даже и с болью, понять, что он не в состоя- нии преодолеть болезнь, судьбу и смерть других собственной любовью и самопожертвованием. Но он должен с мужеством принять собственное бессилие перед этими событиями и согласиться с ними — такими, какие они есть.

Иными словами, бесполезность целей детской любви и средства, ко- торыми ребенок старается их достичь, раскрываются в виде магического мировоззрения, которое распадается под знающим взглядом взрослого наблюдателя.

Однако сама любовь продолжает существовать. Обнаруженная, она ищет пути самоосуществления, которые позволили бы ей действовать на виду у всех. Теперь та же любовь, которая прежде из-за непонимания си- туации делала пациента больным, ищет другое, мудрое решение пробле- мы путем ликвидации всего того, что послужило причиной болезни, на- сколько это еще возможно. Только сейчас врач, терапевт и другие помощ- ники могут попробовать показать пациенту существующие для него воз- можности. Но подобная поддержка со стороны врача или терапевта возможна только в том случае, если они позволят детской любви паци- ента продолжать открыто действовать, направляя свои усилия на новые, более значительные для больного цели, а также при условии, если они отнесутся к этой любви с уважением.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...