Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Усыновление при неспособности иметь детей




Б.Х.: Хорошо. Расставим твою родительскую семью.

(Группе): При расстановках лучше всего начинать с того пациента, от которого исходит больше всего психической энергии. В данном случае это Рита. Поэтому мы и начнем с нее.

(Рите): Ты замужем?

Рита: Да.

Б.X.: У тебя есть дети?

Рита: Я усыновила ребенка.

Б.Х.: Почему?

Рита: Я не могу иметь детей, и мы с мужем решили усыновить ре­бенка.

Б.Х.: А этот ребенок хотел, чтобы его усыновили?

Рита: Я думаю, что да.

Б.Х.: Сколько лет было ребенку, когда ты взяла его к себе?

Рита: Ему было только пять дней, когда он вошёл в нашу семью.

Б.Х.: Что с ним случилось?

Рита: Его мать была согласна с тем, чтобы его усыновили. После ро­дов она ждала нас в роддоме с ребенком.

Б.Х.: А что с отцом ребенка?

Рита: Эта женщина ничего не сообщила о нем ни нам, ни официаль­ным ведомствам. Он словно не существует.

Б.Х. (группе): Странно! Мужчины в нашем обществе не имеют ника­кого значения... Несмотря на то, что все говорят о патриархате.

(Рите): Ты знала до брака о том, что не можешь иметь детей?

Рита: Нет.

Б.Х.: То есть вы узнали об этом, только когда поженились?

Рита: Да.

Б.Х.: Какой была реакция твоего мужа?

Рита: Он не делал из этого проблемы и усомнился в наших отноше­-
ниях.

Б.Х. (группе): Когда один из партнеров физически не в состоянии иметь детей, он не имеет права удерживать при себе партнера. И если тот все же решит остаться, другой должен удостоить такое решение особого уважения. Это очень важно. Только тогда все будет ясным и упорядочен­ным между ними.

 

 

- 257 -

 

Рита: Да, я ему очень за это благодарна.

Б.Х.: «Благодарность» здесь неподходящее слово. Рита: Да, я согласна.

Б.Х.: Уважение — это то слово, которое здесь подходит. Тогда между вами не возникнет никаких проблем. Тем не менее у тебя меньше прав, чем у него. Это просто соответствует семейно-системной реальности.

Участница курса: Если, как ты сказал, связь между мужем и женой имеет преимущество перед их связью в качестве родителей своих детей, то я не понимаю твоего последнего замечания. Ведь мы говорим об отноше- ниях между мужчиной и женщиной, при которых оба партнера равны.

Б.Х.: Ты думаешь, что твое возражение поможет нам в данном случае?

Та же участница: Почему бы и нет?

Б.Х.: Нет, оно только лишает нас чего-то.

(Группе): Помогла она Рите этим возражением? Нет. Она только ли- шила ситуацию серьезности. Так происходит, когда кто-то внезапно про- износит свои возражения, и это очень рискованно. Некоторые психоте- рапевты производят исцеление исключительно в форме таких возраже- ний. Когда к ним обращается пациент со своей проблемой, они просто произносят какое-нибудь возражение, например: "Я не вижу ничего се- рьезного в вашей проблеме».

Та же участница: Мое возражение не касалось вопросов или выска- зываний Риты, а только твоей интерпретации ее проблемы.

Б.Х.: Вот вам еще одно возражение.

(Она смеется.)

Б.Х. (Рите): Мы начнем с расстановки твоей нынешней семьи. Со- стояла ты или твой муж в браке или имели серьезные отношения до брака друг с другом?

Рита: Мой муж был женат.

Б.Х.: Есть у него дети от этого брака?

Рита: Нет.

Б.Х.: Почему он развелся?

Рита: Он сказал мне только, что они не сошлись характерами. По словам мужа, он женился на ней из чувства долга.

Б.Х.: Да?

Рита: Он так сказал.

Б.Х.: Ах, он так сказал?

(Смех в группе.)

Б.Х.: Значит, для расстановки нам нужны твой муж, его первая жена, ты, ваш приемный ребенок и родители этого ребенка. Система включает в себя всех этих лиц. Сколько лет ребенку сейчас?

Рита: Пять.

Б.Х.: Это мальчик или девочка?

Рита: Девочка. (Рита начинает расстановку членов системы.)

 

- 258 -

Б.Х. (группе): Обязательно обратите внимание на то, расставляет ли она систему в состоянии внутренней сосредоточенности или просто сле- дует какой-то заранее представленной картине. Терапевт должен конт- ролировать, серьезно ли работает пациент, и если нет, то прекратить рас- становку. Терапевт не должен идти ни на какие компромиссы. Расста- новки являются очень серьезным методом терапии и приводят к резуль- татам только тогда, когда и терапевт и пациент осознают серьезность ситуации. Серьезно или нет работает пациент, заметно всегда.

(Рите): Постарайся расставить свою систему, серьезно сосредоточившись.




 


Рис. 21.1:

М - муж; 1Ж — первая жена; 2 Жвторая жена (Рита); Р — приемный

ребенок, девочка; Ор — отец ребенка; Мр — мать ребенка.

Б.Х. (группе): Вы видите, куда направлен взгляд всех лиц в этой сис- теме? Все они смотрят на исключенного из нее отца. Это и является клю- чом к решению проблемы.

Как чувствует себя муж?

Муж: Между мной и моей первой женой какое-то напряжение. Мне кажется, что она должна стоять передо мной.

Б.Х.: Если хочешь, можешь встать рядом с ней.




 


 



Рис. 21.2

- 259 -

Б.Х. (участнику, играющему роль мужа): Как ты себя сейчас чувству- ешь?

Муж: Лучше. На моем прежнем месте все остальные были слишком близко от меня.

Б.Х.: Как чувствует себя первая жена?

Первая жена: Лучше. Прежде я была очень зла на эту семью.

Б.Х. (участнице, играющей роль Риты): Как чувствует себя вторая жена?

Вторая жена: Я не могу оторвать взгляда от этого человека там, на- против меня. (Указывает на участника, играющего роль отца ребенка.) Я чувствую что-то в спине, но не знаю, что это. Странно, но меня не волну- ет то, что мой муж стоит далеко позади меня.

Б.Х.: Как чувствует себя ребенок?

Ребенок: Тупо. Мне не хватает энергии.

Б.Х.: Как чувствует себя мать ребенка?

Мать: Мне бы хотелось уйти, но мне не позволено. Я чувствую себя связанной.

(Б.Х. переставляет членов системы.)





 


Рис. 21.3

Б.Х.: Такая констелляция является решением проблемы.

Как чувствует себя отец ребенка?

Отец: Вначале у меня возникло чувство, что я не принадлежу к этой группе. После того, как другой мужчина отошел назад, к первой жене, между мной и женщиной, усыновившей моего ребенка, возникла связь. Но только когда ребенок встал возле меня, я осознал, что он - мой.

Б.Х.: Как чувствует себя мать ребенка?

Мать: Сейчас мне гораздо лучше, но мне бы хотелось отойти еще дальше.

Б.Х.: Тогда отойди.

 

- 260 -

(Она отходит от других.)

Б.X. (группе): Ясно, что эта женщина потеряла свои права на ребенка. Мать, которая отдает своего ребенка другим людям, чтобы они его усы- новили, теряет права на него. В данном случае только отец и его семья имеют права на этого ребенка. Ведь это не только ребенок данного отца, но он принадлежит и к системе семьи отца: его родителям, братьям, сес- трам. Место ребенка — рядом со всеми этими людьми, а не только с от- цом. Об этом нельзя забывать. Поэтому необходимо постараться найти не только отца, но и его родителей, братьев и сестер. В поле их влияния ребенок будет в безопасности. Иными словами, ребенок является час- тью целой отцовской системы, а не только этого отдельного мужчины. А система матери потеряла все права на ребенка.

Но вы видите, что и муж Риты не свободен, потому что связь с его первой женой все еще продолжается.

Первая жена: Когда вторая жена повернулась сюда, у меня возникло чувство, что это место больше не принадлежит мне.

Б.Х. (мужу): Как ты чувствуешь себя на этом месте?

Муж: Лучше, чем раньше. Мне здесь действительно очень хоро- шо. Вначале у меня было очень мало контакта с второй женой. Здесь же, возле первой жены, мне значительно лучше. Когда вторая жена повернулась ко мне, у меня наконец появился контакт с ней. Мне это нравится, И самое важное: что касается теперешней позиции ребен- ка, то для меня облегчение, когда я вижу, что он стоит рядом со своим отцом.

Б.Х.: В самом деле его место — там. Попробуй встать рядом со второй женой.





 


Рис. 21.4

 

 

- 261 -

Б.Х. (участнице, играющей роль Риты): Как ты себя чувствуешь?

Вторая жена: С того момента, как мой муж стоит здесь, мне намного лучше. До этого я чувствовала себя очень одинокой. Только присутствие его бывшей жены мне еще мешает.

Б.Х. (первой жене): Когда муж встал возле своей второй жены, ты ото- шла на шаг назад. Попробуй сама найти подходящее место для себя.

Первая жена: Мне хотелось бы отойти еще дальше.

Б.Х. (группе): В случае второго брака, как в данной ситуации, вторая жена должна встать между первой женой и своим мужем, и для этого ей нужна смелость. Только когда она займет это место, бывшая жена отпус- кает мужа. Пока муж стоит между ними двумя, его тянет к бывшей жене.

Б.Х.: Как сейчас чувствует себя ребенок?

Ребенок: Хорошо. Удивительно, что мне не мешает то, что я стою так далеко от остальных. Здесь мне лучше, чем на прежнем месте.

Б.Х. (Рите): Ясно, что усыновление было не самой хорошей идеей.

Рита: Что ты имеешь в виду?

Б.Х.: Мы все видели, что я имею в виду. Для того чтобы привести все в порядок, ты должна сделать то, что стало видно в ходе расстановки. Встань на свое место, если хочешь.

Рита (встав на свое место в расстановке): Мне здесь плохо.

Б.Х.: Правда?

Рита: Да, потому что у меня нет никакого контакта с ребенком.

Б.Х.: Ты — безнадежный случай.

(Долгая пауза.)

Б.Х.: Так оно и есть.

Рита: Как?

Б.Х.: Как я и сказал, твой случай — безнадежен...

 

Плата за усыновление

Б.Х. (группе): Когда усыновление ребенка было совершено легкомыс- ленно (как произошло в данном случае) и никто из усыновившей ребен- ка системы даже не попробовал найти отца ребенка или, по крайней мере, признать, что и у него есть права и обязанности по отношению к дочке, то кому-то придется заплатить высокую цену. Из картины, расставлен- ной Ритой, сразу же стало видно, что она пожертвовала своим мужем ради ребенка. Она словно вытолкнула его из системы. Это и было ценой, ко- торую она заплатила. У мужа нет никакого шанса в этой семье, и он обя- зательно уйдет. В системах подобного типа платой за усыновленного ре- бенка является муж или один из собственных детей. Такой вариант тоже возможен. Например, существуют и такие извращенные ситуации, когда пара легкомысленно усыновляет ребенка, а позже жена беременеет и де- лает аборт. Так она словно старается искупить свою вину, бессознатель-

 

 

- 262 -

но возникшую из-за усыновления. Или же может случится так, что ее собственный ребенок умирает или заканчивает жизнь самоубийством.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...