Усыновление при неспособности иметь детей
Б.Х.: Хорошо. Расставим твою родительскую семью. (Группе): При расстановках лучше всего начинать с того пациента, от которого исходит больше всего психической энергии. В данном случае это Рита. Поэтому мы и начнем с нее. (Рите): Ты замужем? Рита: Да. Б.X.: У тебя есть дети? Рита: Я усыновила ребенка. Б.Х.: Почему? Рита: Я не могу иметь детей, и мы с мужем решили усыновить ребенка. Б.Х.: А этот ребенок хотел, чтобы его усыновили? Рита: Я думаю, что да. Б.Х.: Сколько лет было ребенку, когда ты взяла его к себе? Рита: Ему было только пять дней, когда он вошёл в нашу семью. Б.Х.: Что с ним случилось? Рита: Его мать была согласна с тем, чтобы его усыновили. После родов она ждала нас в роддоме с ребенком. Б.Х.: А что с отцом ребенка? Рита: Эта женщина ничего не сообщила о нем ни нам, ни официальным ведомствам. Он словно не существует. Б.Х. (группе): Странно! Мужчины в нашем обществе не имеют никакого значения... Несмотря на то, что все говорят о патриархате. (Рите): Ты знала до брака о том, что не можешь иметь детей? Рита: Нет. Б.Х.: То есть вы узнали об этом, только когда поженились? Рита: Да. Б.Х.: Какой была реакция твоего мужа? Рита: Он не делал из этого проблемы и усомнился в наших отноше- Б.Х. (группе): Когда один из партнеров физически не в состоянии иметь детей, он не имеет права удерживать при себе партнера. И если тот все же решит остаться, другой должен удостоить такое решение особого уважения. Это очень важно. Только тогда все будет ясным и упорядоченным между ними.
- 257 -
Рита: Да, я ему очень за это благодарна. Б.Х.: «Благодарность» здесь неподходящее слово. Рита: Да, я согласна. Б.Х.: Уважение — это то слово, которое здесь подходит. Тогда между вами не возникнет никаких проблем. Тем не менее у тебя меньше прав, чем у него. Это просто соответствует семейно-системной реальности.
Участница курса: Если, как ты сказал, связь между мужем и женой имеет преимущество перед их связью в качестве родителей своих детей, то я не понимаю твоего последнего замечания. Ведь мы говорим об отноше- ниях между мужчиной и женщиной, при которых оба партнера равны. Б.Х.: Ты думаешь, что твое возражение поможет нам в данном случае? Та же участница: Почему бы и нет? Б.Х.: Нет, оно только лишает нас чего-то. (Группе): Помогла она Рите этим возражением? Нет. Она только ли- шила ситуацию серьезности. Так происходит, когда кто-то внезапно про- износит свои возражения, и это очень рискованно. Некоторые психоте- рапевты производят исцеление исключительно в форме таких возраже- ний. Когда к ним обращается пациент со своей проблемой, они просто произносят какое-нибудь возражение, например: "Я не вижу ничего се- рьезного в вашей проблеме». Та же участница: Мое возражение не касалось вопросов или выска- зываний Риты, а только твоей интерпретации ее проблемы. Б.Х.: Вот вам еще одно возражение. (Она смеется.) Б.Х. (Рите): Мы начнем с расстановки твоей нынешней семьи. Со- стояла ты или твой муж в браке или имели серьезные отношения до брака друг с другом? Рита: Мой муж был женат. Б.Х.: Есть у него дети от этого брака? Рита: Нет. Б.Х.: Почему он развелся? Рита: Он сказал мне только, что они не сошлись характерами. По словам мужа, он женился на ней из чувства долга. Б.Х.: Да? Рита: Он так сказал. Б.Х.: Ах, он так сказал? (Смех в группе.) Б.Х.: Значит, для расстановки нам нужны твой муж, его первая жена, ты, ваш приемный ребенок и родители этого ребенка. Система включает в себя всех этих лиц. Сколько лет ребенку сейчас? Рита: Пять. Б.Х.: Это мальчик или девочка? Рита: Девочка. (Рита начинает расстановку членов системы.)
- 258 - Б.Х. (группе): Обязательно обратите внимание на то, расставляет ли она систему в состоянии внутренней сосредоточенности или просто сле- дует какой-то заранее представленной картине. Терапевт должен конт- ролировать, серьезно ли работает пациент, и если нет, то прекратить рас- становку. Терапевт не должен идти ни на какие компромиссы. Расста- новки являются очень серьезным методом терапии и приводят к резуль- татам только тогда, когда и терапевт и пациент осознают серьезность ситуации. Серьезно или нет работает пациент, заметно всегда. (Рите): Постарайся расставить свою систему, серьезно сосредоточившись.
Рис. 21.1: М - муж; 1Ж — первая жена; 2 Ж — вторая жена (Рита); Р — приемный ребенок, девочка; Ор — отец ребенка; Мр — мать ребенка. Б.Х. (группе): Вы видите, куда направлен взгляд всех лиц в этой сис- теме? Все они смотрят на исключенного из нее отца. Это и является клю- чом к решению проблемы. Как чувствует себя муж? Муж: Между мной и моей первой женой какое-то напряжение. Мне кажется, что она должна стоять передо мной. Б.Х.: Если хочешь, можешь встать рядом с ней.
Рис. 21.2 - 259 - Б.Х. (участнику, играющему роль мужа): Как ты себя сейчас чувству- ешь? Муж: Лучше. На моем прежнем месте все остальные были слишком близко от меня. Б.Х.: Как чувствует себя первая жена? Первая жена: Лучше. Прежде я была очень зла на эту семью. Б.Х. (участнице, играющей роль Риты): Как чувствует себя вторая жена? Вторая жена: Я не могу оторвать взгляда от этого человека там, на- против меня. (Указывает на участника, играющего роль отца ребенка.) Я чувствую что-то в спине, но не знаю, что это. Странно, но меня не волну- ет то, что мой муж стоит далеко позади меня. Б.Х.: Как чувствует себя ребенок? Ребенок: Тупо. Мне не хватает энергии. Б.Х.: Как чувствует себя мать ребенка? Мать: Мне бы хотелось уйти, но мне не позволено. Я чувствую себя связанной. (Б.Х. переставляет членов системы.)
Рис. 21.3 Б.Х.: Такая констелляция является решением проблемы. Как чувствует себя отец ребенка? Отец: Вначале у меня возникло чувство, что я не принадлежу к этой группе. После того, как другой мужчина отошел назад, к первой жене, между мной и женщиной, усыновившей моего ребенка, возникла связь. Но только когда ребенок встал возле меня, я осознал, что он - мой.
Б.Х.: Как чувствует себя мать ребенка? Мать: Сейчас мне гораздо лучше, но мне бы хотелось отойти еще дальше. Б.Х.: Тогда отойди.
- 260 - (Она отходит от других.) Б.X. (группе): Ясно, что эта женщина потеряла свои права на ребенка. Мать, которая отдает своего ребенка другим людям, чтобы они его усы- новили, теряет права на него. В данном случае только отец и его семья имеют права на этого ребенка. Ведь это не только ребенок данного отца, но он принадлежит и к системе семьи отца: его родителям, братьям, сес- трам. Место ребенка — рядом со всеми этими людьми, а не только с от- цом. Об этом нельзя забывать. Поэтому необходимо постараться найти не только отца, но и его родителей, братьев и сестер. В поле их влияния ребенок будет в безопасности. Иными словами, ребенок является час- тью целой отцовской системы, а не только этого отдельного мужчины. А система матери потеряла все права на ребенка. Но вы видите, что и муж Риты не свободен, потому что связь с его первой женой все еще продолжается. Первая жена: Когда вторая жена повернулась сюда, у меня возникло чувство, что это место больше не принадлежит мне. Б.Х. (мужу): Как ты чувствуешь себя на этом месте? Муж: Лучше, чем раньше. Мне здесь действительно очень хоро- шо. Вначале у меня было очень мало контакта с второй женой. Здесь же, возле первой жены, мне значительно лучше. Когда вторая жена повернулась ко мне, у меня наконец появился контакт с ней. Мне это нравится, И самое важное: что касается теперешней позиции ребен- ка, то для меня облегчение, когда я вижу, что он стоит рядом со своим отцом. Б.Х.: В самом деле его место — там. Попробуй встать рядом со второй женой.
Рис. 21.4
- 261 - Б.Х. (участнице, играющей роль Риты): Как ты себя чувствуешь? Вторая жена: С того момента, как мой муж стоит здесь, мне намного лучше. До этого я чувствовала себя очень одинокой. Только присутствие его бывшей жены мне еще мешает.
Б.Х. (первой жене): Когда муж встал возле своей второй жены, ты ото- шла на шаг назад. Попробуй сама найти подходящее место для себя. Первая жена: Мне хотелось бы отойти еще дальше. Б.Х. (группе): В случае второго брака, как в данной ситуации, вторая жена должна встать между первой женой и своим мужем, и для этого ей нужна смелость. Только когда она займет это место, бывшая жена отпус- кает мужа. Пока муж стоит между ними двумя, его тянет к бывшей жене. Б.Х.: Как сейчас чувствует себя ребенок? Ребенок: Хорошо. Удивительно, что мне не мешает то, что я стою так далеко от остальных. Здесь мне лучше, чем на прежнем месте. Б.Х. (Рите): Ясно, что усыновление было не самой хорошей идеей. Рита: Что ты имеешь в виду? Б.Х.: Мы все видели, что я имею в виду. Для того чтобы привести все в порядок, ты должна сделать то, что стало видно в ходе расстановки. Встань на свое место, если хочешь. Рита (встав на свое место в расстановке): Мне здесь плохо. Б.Х.: Правда? Рита: Да, потому что у меня нет никакого контакта с ребенком. Б.Х.: Ты — безнадежный случай. (Долгая пауза.) Б.Х.: Так оно и есть. Рита: Как? Б.Х.: Как я и сказал, твой случай — безнадежен...
Плата за усыновление Б.Х. (группе): Когда усыновление ребенка было совершено легкомыс- ленно (как произошло в данном случае) и никто из усыновившей ребен- ка системы даже не попробовал найти отца ребенка или, по крайней мере, признать, что и у него есть права и обязанности по отношению к дочке, то кому-то придется заплатить высокую цену. Из картины, расставлен- ной Ритой, сразу же стало видно, что она пожертвовала своим мужем ради ребенка. Она словно вытолкнула его из системы. Это и было ценой, ко- торую она заплатила. У мужа нет никакого шанса в этой семье, и он обя- зательно уйдет. В системах подобного типа платой за усыновленного ре- бенка является муж или один из собственных детей. Такой вариант тоже возможен. Например, существуют и такие извращенные ситуации, когда пара легкомысленно усыновляет ребенка, а позже жена беременеет и де- лает аборт. Так она словно старается искупить свою вину, бессознатель-
- 262 - но возникшую из-за усыновления. Или же может случится так, что ее собственный ребенок умирает или заканчивает жизнь самоубийством.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|