Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мыть посуду, чтобы вымыть посуду




ТИК НАТ ХАН

ЧУДЕСНАЯ

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

РУКОВОДСТВО ПО МЕДИТАЦИИ

Москва - 1999

Дзэн-центр

©

Содержание

Содержание............................................................................................................................................................................................................. 2

Введение................................................................................................................................................................................................................... 3

Предисловие переводчика к английскому изданию..................................................................................................................................... 4

Основные правила................................................................................................................................................................................................. 7

Мыть посуду, чтобы вымыть посуду........................................................................................................................................................... 7

Чашка чая в ваших руках................................................................................................................................................................................ 8

Как съесть мандарин........................................................................................................................................................................................ 8

Сущность ученичества..................................................................................................................................................................................... 9

Чудесные шаги по земле.................................................................................................................................................................................... 10

Как надо сидеть............................................................................................................................................................................................... 10

Овладение дыханием...................................................................................................................................................................................... 11

Продолжительность вдоха и выдоха и следование за дыханием..................................................................................................... 12

Спокойное дыхание........................................................................................................................................................................................ 13

Подсчет количества дыханий...................................................................................................................................................................... 14

Каждое действие это обряд.......................................................................................................................................................................... 14

День внимательности.......................................................................................................................................................................................... 16

Камень..................................................................................................................................................................................................................... 18

Осознанность ума............................................................................................................................................................................................ 19

Стража или тень обезьяны............................................................................................................................................................................ 20

Одно во всем, все в одном: пять скандх......................................................................................................................................................... 23

Освобождение от страданий........................................................................................................................................................................ 24

Качание на волнах рождений и смертей.................................................................................................................................................. 25

Миндалевое деревце........................................................................................................................................................................................... 27

Звук волны прибоя.......................................................................................................................................................................................... 28

Медитация освобождает и исцеляет.......................................................................................................................................................... 29

Вода стала прозрачнее, а травы - зеленее............................................................................................................................................... 30

Три удивительных ответа.................................................................................................................................................................................. 33

Служение........................................................................................................................................................................................................... 35

Упражнения осознанности................................................................................................................................................................................ 36

Улыбка при пробуждении........................................................................................................................................................................ 36

Улыбка в свободный момент времени.................................................................................................................................................. 36

Улыбка, слушая музыку............................................................................................................................................................................ 36

Улыбка во время раздражения................................................................................................................................................................ 36

Освобождение в положении лежа.......................................................................................................................................................... 36

Освобождение в положении сидя........................................................................................................................................................... 36

Глубокое дыхание...................................................................................................................................................................................... 36

Измерение дыхания по шагам................................................................................................................................................................. 37

Счет вдохов и выдохов.............................................................................................................................................................................. 37

Следование за дыханием, слушая музыку.......................................................................................................................................... 37

Следование за дыханием во время разговора.................................................................................................................................... 37

Следование за дыханием.......................................................................................................................................................................... 37

Дыхание спокойствия тела и ума, приводящее к радости.............................................................................................................. 38

Осознавание положения тела.................................................................................................................................................................. 38

Осознавание при заваривании чая........................................................................................................................................................ 38

Мытье посуды.............................................................................................................................................................................................. 38

Стирка белья................................................................................................................................................................................................ 38

Уборка по дому........................................................................................................................................................................................... 39

Медленое принятие ванны....................................................................................................................................................................... 39

Камень............................................................................................................................................................................................................ 39

День внимательности................................................................................................................................................................................. 39

Созерцание взаимозависимости............................................................................................................................................................. 40

Вы сами.......................................................................................................................................................................................................... 40

Ваш скелет.................................................................................................................................................................................................... 40

Ваше истинное лицо до вашего рождения.......................................................................................................................................... 41

Умерший близкий человек........................................................................................................................................................................ 41

Пустота.......................................................................................................................................................................................................... 41

Сострадание к презираемому или к ненавистному человеку........................................................................................................ 42

Страдание из-за недостатка мудрости................................................................................................................................................. 42

Необусловленные действия..................................................................................................................................................................... 43

Необусловленность.................................................................................................................................................................................... 43

Созерцание не-отстраненности.............................................................................................................................................................. 44

 

Введение

В этой небольшой книге даются начальные практические сведения о дзэн-буддийской медитации, которой может овладеть каждый желающий. Благодаря необыкновенному сочетанию полезных рекомендаций, простоты и глубины, эта книга уже нашла своего читателя. Она многократно переиздавалась в разных странах на разных языках. Ее читает уже третье поколение читателей. Книга не оставит вас равнодушными.

Эта книга адресована взрослому человеку, но может быть понята и ребенком. Она обращена к человеку, довольному собой и к человеку, имеющему личные проблемы, к человеку, ищущему свои Пути, и к человеку уже имеющему определенные убеждения или верования. Все это потому, что главное для мастера Тик Нат Хана это не убеждения человека, а человек сам по себе.

Последователи дзэн-мастера Тик Нат Хана живут во многих странах. Есть они и в России. Если Вы хотели бы углубить свою практику медитации или принять участие в культурных программах обращайтесь в Московский Дзэн-центр, информация о котором приведена на последней странице книги.

При подготовке текста данной книги выполнена ее новая редакция по изданию на английском языке “Beacon Press” Boston, 1995.

На востоке Учения часто называют «Путями». Поэтому пожелаем Вам счастливых Путей!

Б.В.
ноябрь 1999 г.

 

Предисловие переводчика к английскому изданию

«Чудесная внимательность»—это первоначально написанное на вьетнамском языке длинное письмо к Брату Куану, который состоял в совете Школы молодежи общественного служения в Южном Вьетнаме в 1974 году. Его автор, буддийский монах Тик Нат Хан, организовал в шестидесятых годах эту школу, которая следовала направлению «деятельный буд­дизм». Школа объединяла молодежь, желавшую действовать в духе сострадания. Опираясь на навыки, полученные в шко­ле, ее выпускники помогали обездоленным войной крестьянам. Они восстанавливали разрушенные деревни, учили детей, создавали медицинские пункты и образовывали сельскохозяйст­венные кооперативы.

Поскольку работники школы не поддерживали ни одну из воюющих сторон, их деятельность, зачастую, не вызывала под­держки из-за порожденной войной атмосферы страха и недо­верия. Работники школы были убеждены, что обе стороны яв­ляются отражением одной действительности и что подлинными врагами являются не люди, но идеология, ненависть и равнодушие. Такие взгляды изобличали воюющие стороны и в первые годы существования Школы на студентов было со­вершено несколько нападений. Некоторые из них оказались в плену либо даже были убиты. Несмотря на подписание в 1973 го­ду Парижского мирного соглашения, война все еще продолжалась и порою казалось, что невозможно не поддаться усталости и отчаянию. Постоянная работа, проникнутая духом любви и взаимопонимания, требовала большого мужества.

Будучи в ссылке во Франции, Тик Нат Хан написал письмо Брату Куану, желая поддержать своих соратников в столь мрачное время. Тхай Нат Хан («тхай»—это почти­тельное обращение к вьетнамским монахам, означающее «учи­тель») хотел напомнить им основные дыхательные упражне­ния, помогающие сохранять покой даже в самых трудных случаях. Поскольку Брат Куан и выпускники школы являлись его соратниками и друзьями, то письмо, получившее позже название «Чудесная внимательность», носит личный и непосредственный характер. Если Тхай упоминает проселочную дорогу, это значит, что он дей­ствительно ходил по ней вместе с Братом Куаном. Если упо­минаются лучистые глаза ребенка, то речь идет о сыне Брата Куана.

Когда Тхай писал это письмо, я находился в качестве американского добровольца, помогавшего Миротворческой делегации буддистов Вьет­нама. Тхай возглавлял делега­цию, которая являлась зарубежным представительством будди­стов Вьетнама, в том числе и Школы молодежи для общественного служения, и помотал им в деятельности по возрождению и укреплению мира. Я помню поздние вечера за чаем, когда Тхай объяснял разделы письма участникам делегации и нескольким близким друзьям. Естественно, мы стали думать о людях из других стран, которые также сумели бы извлечь пользу из описанных в книге упражнений.

К тому времени Тхай познакомился с молодыми буддистами из Таиланда, которые были вдохновлены вьетнамскими сторонниками «деятельного буддизма». Они также хотели действовать в духе осознанности и примирения и предотвратить на­чавшийся вооруженный конфликт в Таи­ланде. Им хотелось узнать, как это можно сделать без страха и злобы. Кое-кто из них говорил по-английски, и мы стали обсуждать бу­дущий перевод письма к Брату Куану. Идея перевода стала особенно острой после ликвидации буддийских типогра­фий во Вьетнаме, что лишило нас возможности издать письмо в виде небольшой книжки.

Перевод книги на английский язык, к счастью, поручили мне. Приблизительно три года я жил в представительстве Миротворческой делегации буддистов Вьетнама, где днем и ночью про­никался музыкальностью вьетнамской речи. Тхай стал моим официально назначенным учителем вьетнамского языка; не спеша, слово за словом, мы читали некоторые из его ранних работ. Таким образом, я познакомился с несколько необычными вьетнамскими буддийскими терминами. Разумеется, Тхай научил меня за эти три года не только языку. Его присутствие мягко и неизменно напоминало о подлинной человеческой природе, о пробуждении посредством осознанности.

Когда я стал переводить «Чудесную внимательность», я припомнил все события за прошедшие годы, которые питали мой собствен­ный опыт осознанности. Как-то раз я чересчур спешил приготовить еду и не мог найти ложку, оставленную мной среди груды посуды и продуктов. Пока я повсюду искал ее, Тхай зашел на кухню и рассмеялся. Он спросил: «Что это ищет Моби?» Разумеется, я ответил: «Ложку! Я ищу ложку!» Тогда Тхай опять улыбнулся и сказал: «Нет, Моби ищет Моби».

Тхай посоветовал мне переводить размеренно и неторопли­во, чтобы сохранять осознанность. Я переводил всего по две страницы в день. По вечерам Тхай вместе со мной просматривал эти страницы, заменяя слова и корректируя предложения. Ос­тальные друзья помогали нам в редактировании. Мне не хва­тает слов, чтобы полностью описать ощущения, испытанные при переводе его книги, но мое осознанное чувство пера и бумаги, положения тела и дыхания помогали мне отчетливо видеть, с какой силой внимательности Тхай писал каждое слово. Когда я следил за дыханием, я мог увидеть Брата Куана и выпускников Школы молодежи общественного служения. Более того, я сумел понять, что слова книги таят в себе заботу о каждом читателе, поскольку они проникнуты осознанностью и нежностью к живому человеку. Продолжая переводить, я увидел, как растет и ширится наше сообщество: Школа молодежи, мо­лодые последователи Тхая и многие наши друзья во всем мире.

Когда перевод был завершен, мы отпечатали его, и Тхай сделал сотни копий на втиснутой в ванную комнату делегации портативной офсетной машине. Приятным заданием для участников де­легации стала пеередача этих копий друзьям из разных стран.

С тех пор, подобно разбегающимся по воде кругам, книга «Чудесная внимательность» получила известность во многих странах. Она была переведена на несколько языков и была из­дана либо распространена на всех континентах земного шара. Для меня было радостью услышать мнение чита­телей, которым понравилась переведенная книга. Однажды я повстречал в книжном магазине человека, чей знакомый передал экземпляр этой книги друзьям из Советского Союза. А недавно я говорил с иракским студентом, которого хотели отправить об­ратно на родину, где его ждала смерть за отказ от участия в войне, которую он считал жестокой и бессмысленной. Он и его мать прочитали «Чудесную внимательность» и выполняли дыхательные упражнения. Еще я узнал, что выручка от издания на порту­гальском языке была отдана в помощь детям бедняков в Бра­зилии. Среди соприкоснувшихся с этой небольшой книгой оказались беженцы, заключенные, врачи, преподаватели и люди искусства. Я часто думаю, что «Чудесная внимательность» — это чудо само по себе, средство, объединяющее людей во всем мире.

На американских буддистов произвело сильное впечатление естественное и уникаль­ное слияние традиций Тхеравады и Махаяны, характерное для вьетнамского буддизма, описанное в книге. От других книг буддийского направления «Чудесная внимательность» отличается простым и ясным описанием упражнений, которыми лю­бой может сразу же заняться на практике. Однако книга заинтересует не только буддистов. В ней много общего с другими ре­лигиозными традициями. В конце концов, дыхание не относится к какому-либо верованию. Тех, кому понравится эта книга, могут заинтересовать и другие книги Тик Нат Хана,переведенные на английский язык. Им написаны десятки книг на вьетнамском языке; это короткие рассказы, новеллы, эссе, историче­ские трактаты по буддизму и стихи. Некоторые из его ранних переводов больше не переиздаются, но печатаются переводы новых работ: «Руководство по медитации во время ходьбы», «Обретение мира» и «Солнце—мое сердце».

Тик Нат Хан получил разрешение вернуться во Вьетнам, но большую часть времени живет в Селении Слив, в общи­не, которую он помог образовать будучи во Франции. Там, под руководством того самого Брата Куана, которому много лет назад было послано письмо «Чудесная внимательность», члены общины посадили сотни сливовых деревьев. Выручка от продажи слив идет на помощь голодающим детям Вьетнама. Кроме того, Селение Слив открыто для всех же­лающих провести там месяц, совершенствуя осознанность и выполняя медитацию. В последние годы Тхить Ньят Хань предпринимал также ежегодные поездки в Соединенные Штаты и Канаду для проведения недельных циклов созерцания, органи­зуемых Всемирным Братством Буддистов.

Мне хотелось бы выразить особую благодарность изда­тельству «Бекон Пресс» за переиздание данной книги. На­деюсь, что каждый, к кому попадет эта книга, почувствует, что она обращена не только к Брату Куану и к работникам Школы молодежи общественного служения, но и непосредственно к любому читателю.

Моби Хо

Август 1987 года

Основные правила

Вчера ко мне зашел Аллен вместе с сыном Джоуи. Джоуи так быстро вырос! Ему уже семь лет, и он болтает по-фран­цузски и по-английски. Он даже использует несколько жаргон­ных словечек, подхваченных на улице. Детей здесь воспитывают совсем не так, как дома. Здесь родители убеждены, что для развития ребенка необходима свобода. Все два часа, что мы посвятили беседе, Аллену пришлось непрерывно следить за Джоуи. Джоуи играл, что-то бормотал и прерывал нас, мешая вести обстоятельный разговор. Я дал ему несколько детских книжек с картинками, но он, даже не взглянув, отбрасывал их прочь и вновь прерывал наш разговор. Он требовал постоянного внимания взрослых.

Потом Джоуи надел куртку и вышел поиграть с соседским мальчиком. Я спросил Аллена: «Считаешь ли ты семейную жизнь легкой?» Аллен не стал отвечать напрямик. Он сказал, что в по­следнее время, после рождения Анны, он не мог как следует вы­спаться. Ночью Сью будила его и, поскольку она была очень уставшей, просила его проверить, не перестала ли Анна дышать. «Я встаю, смотрю на ребенка, а потом возвращаюсь и опять засыпаю. Порой я повторяю это два-три раза за ночь».

«Кому проще: холостяку или семьянину?»—спросил я. Ал­лен не стал отвечать напрямик. Но я понял. Я задал другой во­прос: «Многие говорят, что, имея семью, чувствуешь себя не так одиноко и более спокойно. Это правда?» Аллен наклонил голову и что-то невнятно пробормотал. Но я понял.

Потом Аллен сказал: «Я открыл способ, как освобождать для себя время. Раньше я считал, что мой день разделен на несколько частей. Одна часть для Джоуи, другая для Сью, еще одна — чтобы присматривать за Анной, следующая — для работы по до­му. Все остальное время становилось моим. Я мог читать, писать, исследовать, гулять. Но теперь я стараюсь больше не разграничивать время. Я считаю время, проведенное с Джоуи и Сью, своим. Когда я помогаю Джоуи выполнять до­машние задания, я пытаюсь найти какой-нибудь способ, чтобы считать его время своим. Я учу вместе с ним уроки, увлекаясь всем, что мы делаем вместе. Отданное ему время возвращается ко мне. Точно так же со Сью. Самое замечательное, что у меня теперь стало столько личного времени!»

Пока Аллен говорил, он улыбался. Я удивился. Я знал, что Аллен не почерпнул это из книг. Это было его открытие, сде­ланное в обыденной жизни.

Мыть посуду, чтобы вымыть посуду

Тридцать лет назад, когда я пришел в монастырь Ту Хиеу, для мения было не слишком приятным получить задание вымыть посуду Во время сезона дождей все монахи возвращались в монастырь, и двум новичкам приходилось готовить еду и мыть посуду, обслуживая более сотни монахов. Мыла не было, мы использовали лишь пепел, рисовую шелуху и кокосовую скорлупу. Каждый день нужно было вымыть груду посуды, и это случа­лось зимой, когда замерзала вода. Поэтому перед началом ра­боты нужно было согреть огромную бадью воды. Ныне, когда на кухне есть жидкое мыло, специальные скребки и даже горячая вода, мыть посуду стало приятней. Теперь легче радоваться, выполняя такую работу. Всякий может быстро сде­лать ее, а после присесть и с удовольствием выпить чашку чая. Я знаю, что есть стиральные машины, хотя сам стираю руками, но по­судомоечные машины—это чересчур!

Занимаясь мытьем посуды, необходимо только мыть посуду—это значит, что, мытье посуды необходимо полностью осознавать, как мытье посуды. На первый взгляд это может показаться немного неле­пым: зачем заострять внимание на обыкновенных вещах? Но в этом и скрыт весь смысл. Тот факт, что я нахожусь здесь и занимаюсь мытьем посуды, удивителено реален. Я всецело принадлежу самому себе, слежу за дыханием, осознаю свое существование, осознаю свои мысли и действия. Мой ум невозможно смутить так, чтобы он стал подобен бутылке, раскачивающейся на волнах.

Чашка чая в ваших руках

В Соединенных Штатах у меня есть близкий друг—Джим Форест. Когда я восемь лет назад впервые встретил его, он со­трудничал с Католическим Обществом Мира. Прошлой зимой Джим навестил меня. Обычно перед тем как сесть пить чай после ужина, я мыл посуду. Как-то вечером Джим спросил, мо­жет ли он помыть посуду. Я сказал: «Попробуй, но если ты моешь посуду, то должен знать, как ее мыть». Джим воз­разил: «Неужели ты думаешь, что я не умею мыть посуду?» Я ответил: «Есть два способа мыть посуду. Первый — мыть посуду, чтобы сделать ее чистой. Второй — мыть посуду, чтобы вымыть посуду». Джим обрадовался и сказал: «Я выбираю второй способ — мыть посуду, чтобы вымыть посуду». Я передал ему этот «ответственный» пост на целую неделю.

Если, занимаясь мытьем посуды, мы только и думаем об ожидающей нас чашке чая, то мы спешим справиться с мытьем как с ненужной побочной работой, а не «моем посуду, чтобы вымыть посуду». Мы мертвы, когда так моем посуду таким образом. В са­мом деле, мы совершенно не в силах понять всю радость бытия, пока стоим так подле раковины на кухне. Если мы не можем мыть посуду, то, скорее всего, мы также не сможем пить чай. Держа в руке чашку чая, мы будем думать о посторонних вещах, едва ли сознавая, что мы держим в руках. Так нас уносит в будущее, и мы не в силах действительно прожить теку­щую минуту жизни.

Как съесть мандарин

Я помню, несколько лет назад, когда я первый раз вместе с Джимом путешествовал по Соединенным Штатам, мы сели под деревом и разделили мандарин. Джим стал говорить о том, что мы станем делать в будущем. Когда мы обсуждали интересные проекты, он настолько увлекался ими, что буквально забывал про то, что он делает в данный момент. Он положил в рот дольку мандарина и, не начав жевать ее, уже приготовился положить другую. Он едва ли чувствовал, что ест мандарин. Я только сказал: «Ты должен съесть взятую дольку мандарина». Джим стал осознавать, что он делает. Это было подобно тому, что он вовсе бы не ел мандарин. Если бы он это делал, он «ел» бы свои планы на будущее.

У мандарина есть дольки. Если вы сможете съесть одну дольку, возможно, вы съедите весь мандарин. Но если вам не съесть даже дольку, тем более, вам не съесть весь мандарин. Джим понял. Он медленно опустил свою руку и сосредоточился на дольке, уже находившейся во рту. Он вдумчиво пережевал ее, пе­ред тем как взять следующую.

Позже, когда Джим попал в тюрьму за протест против военных действий, я, беспокоясь, сумеет ли он выдержать жизнь среди четырех стен тюрьмы, отправил ему короткое письмо: «Помнишь мандарин, что мы ели когда-то вдвоем? Твое положение здесь похоже на мандарин. Съешь его, и он станет тобой. Завтра ты уже не вспомнишь о нем».

Сущность ученичества

Более тридцати лет назад, когда я впервые пришел в мона­стырь, мне дали небольшую книжку, озаглавленную «Сущность ученичества», написан­ную буддийским монахом Док Тье из монастыря Бао Шон, и просили запомнить ее содержание. Это была тоненькая книжка. Возможно, там было около сорока страниц, но туда вошли все те строки, которые использовал Док Тье для пробужде­ния своего ума во время любой работы. Пробудившись утром, он думал: «Я пробудился и надеюсь, что каждый достигнет великой осознанности и увидит совершенную ясность». Когда он мыл руки, он направлял свой ум: «Я вымою руки и надеюсь, что каждый войдет в реальность с чистыми руками». Книга целиком состояла из подобных строф. Их целью было помочь последователям кон­тролировать свое сознание. Дзэнский наставник Док Тье помогал новичкам сравнительно простым способом, опираясь на то, чему учит Сутра осознанности. Всякий раз, когда вы надеваете платье, моете посуду, идете в ванную комнату, расстилаете коврик, несете ведро воды, либо чистите зубы, вы можете применить подходящее строфы, чтобы вернуться к осознан­ности.

Сутра осознанности [1] гласит: «Когда последователь идет, он должен осознавать, что он идет. Когда последователь сидит, он должен осознавать, что он сидит. Когда последователь лежит, он должен осознавать, что он лежит... В каком бы положении ни было тело, последователь должен осознавать это положение. Упражняясь подоб­ным образом, последователь живет в полной и постоянной осо­знанности тела...» Однако осознавать положение тела недо­статочно. Мы должны осознавать каждое дыхание, каждое движе­ние, каждую мысль и чувство, все, что имеет отношение к нам.

Но в чем заключается цель наставлений этой сутры? Где нам взять время для подобных упражнений? Если потратить весь день на упражнения осознанности, хватит ли нам времени для выполнения работы по изменению и преобразованию общества?

Как Аллену справиться с работой, занимаясь уроками Джоуи, отда­вая в прачечную пеленки для Анны и одновременно упражняясь в осознанности?

Чудесные шаги по земле

Аллен сказал, что с тех пор, как он стал считать время, проведенное с Джоуи и Сью своим, у него появилось неограниченное количество време­ни. Но вполне возможно, что все это справедливо лишь в принципе. Ведь слу­чается что Аллен забывает, что, помогая учиться Джоуи, он работает на себя, и тогда он теряет время. Он мо­жет начать подгонять время или суетиться, уже не считая его своим. Чтобы в действительности иметь неограниченное время, ему при­дется постоянно думать: «Это мое собственное время», когда он помогает Джоуи. Но в таком случае посторонние мысли все рав­но могут смутиь ум, и поэтому, чтобы сохранить живость со­знания (далее я буду использовать слово «осознанность», обозначая живость сознания по отношению к настоящему моменту реальности), надо начинать упражняться прямо сейчас и делать это по­вседневно, а не только во время медитации.

Когда вы идете по дороге в деревню, вы можете упражнять­ся в осознанности. Пусть вы идете по грязной дороге, пролегающей среди клочков зеленой травы, но, упражняясь в осо­знанности, вы поймете главное — эта дорога ведет в деревню. Упражняйтесь, сохраняя в сознании мысль: «Я иду по дороге, веду­щей в деревню». И в дождливую и в солнечную погоду со­храняйте эту мысль, но не повторяйте ее снова и снова подобно автомату. Это не будет внимательностью. Если, шагая по дороге в де­ревню, вы действительно прониклись внимательностью, то всякий ваш шаг станет невообразимо чудесен, радость раскроет цветок вашего сердца и вы сможете вступить в мир реальности.

Мне нравится ходить одному по проселочным дорогам. По обеим сторонам раскинулись рисовые поля и растут дикие травы. Я делаю каждый шаг осознанно, помня о том, что я иду по удивительной земле. В подобные мгновения существование чудесно и таинственно. Принято считать, что ходить по воде либо по воздуху — это чудо. Но я думаю, еще большее чудо — ходить по земле. Каж­дый день мы соприкасаемся с чудом, которого даже не замечаем: лазурное небо, белые облака, зеленая листва, черные пытливые глаза ребенка, оба наших глаза — все это чудесно.

Как надо сидеть

Дзэнский наставник Док Тье говорил, что во время созер­цания надо сидеть прямо, сохраняя мысль: «Место, где я си­жу, подобно месту обретения Бодхи». Место обретения Бодхи — это место, где Будда достиг просветления. Если любой может стать Буддой, а будды — это все те бесчисленные люди, кото­рые достигли просветления, то я сижу там, где сидели они. Си­деть на месте Будды—счастье, а сидеть, сохраняя осознанность озна­чает стать Буддой. Поэт Нгуен Конг Чу почувствовал это. Он вдруг увидел всех людей, что приходили на то место, где он сидел, в далеком прошлом и всех, кто придет на это место в будущем:

Сегодня я сижу на том же самом месте,

Куда в прошедшие века сидеть другие приходили.

Пройдут тысячелетия и будут здесь сидеть иные.

Так кто же песнь поет и кто внимает?

Время, проведенное на этом месте, помогло открыть двери в бесконечность бытия. Но у деятельных, занятых людей нет времени ходить по дорогам, поросшим травой, или сидеть у подножья деревьев. Им необходимо обдумывать свои планы, советоваться с соседями, пытаться решать миллионы проблем — все это предполагает упорную деятельность. Им приходится сталки­ваться со всякими трудностями, каждую минуту думать о ра­боте, быть настороже, поступать умело и разумно.

Вы вправе спросить о том, как же нам упражняться в осознан­ности? Мой ответ таков: направьте внимание на свои действия, будьте бдительными, поступай­те умело и разумно при любых условиях, тогда это станет осознанностью. Нет причины отделять осознанность от сохранения внимания во время работы, от бдительности и ис­пользования здравого мышления. Для принятия лучшего ре­шения необходимо спокойное сердце и самообладание. Вся­кий знает об этом. Если мы будем раздражаться и начнем сер­диться, теряя контроль над собой, то мы можем испортим любую работу.

Благодаря чудесной внимательности мы заново создаем и улучшаем себя. Возьмем пример: волшебник разрезал свое тело на части и поместил их в различных местах—кисти на юге, руки на востоке, ноги на севере; затем, используя чудесную силу, он читает заклинание и собирает их снова вместе. Осознанность действует подобным образом — это чудо, с помощью которого можно мгновенно собрать в единое целое наше рассеянное сознание так, что мы можем полноценно прожить каждую минуту жизни.

Овладение дыханием

Итак, получается, что осознанность одновременно — это се­мя и плод. Когда мы применяем осознанность для сосредото­чения, осознанность — семя. Но сама по себе осознанность — это осознание жизни: наличие осознанности означает наличие жизни, поэтому осознанность также и плод. Осознанность спа­сает нас от рассеянности и забывчивости, она позволяет полно­ценно прожить каждую минуту жизни. Осознанность возвра­щает нас к жизни.

Вам следует знать, как дышать для сохранения осознан­ности,

поскольку дыхание является наиболее естественным и действенным средством от рассеянности. Дыхание — это мостик, соединяющий жизнь и сознание, и объединяющий тело и мысль. Если ваши мысли начинают рассеиваться, используйте дыхание как средство для того, чтобы вновь овладеть своим умом.

Сделайте легкий, но довольно продолжительный вдох, осозна­вая, что вы глубоко вдыхаете. Затем выдохните весь воздух из легких, сохраняя осознанность в течение всего времени выдоха. Сут­ра осознанности учит овладевать дыханием следующим образом:

«Всегда осознавайте свой вдох и свой выдох.

Вдыхая продолжительным вдохом вы знаете: “Я вдыхаю продолжительным вдохом”. Выдыхая продолжительным выдохом вы знаете: “Я выдыхаю продолжительным выдохом”.

Вдыхая непродолжительным вдохом вы знаете: “Я вдыхаю непродолжительным вдохом”. Выдыхая непродолжительным выдохом вы знаете: “Я выдыхаю непродолжительным выдохом”.

“Чувствуя все тело-дыхание, я сделаю вдох”— упраж­няйтесь таким образом. “Чувствуя все тело-дыхание, я сделаю выдох”— упражняйтесь таким образом.

”Приводя к покою тело-дыхание, я сделаю вдох”— упражняйтесь таким образом. “Приводя к покою тело-дыхание, я сделаю вы­дох"— упражняйтесь таким образом».

В буддийском монастыре каждый обучается использовать дыхание как инструмент для устранения рассеяности ума и развития силы сосредоточения. Сила сосредоточения — это сила, приобретаемая практикой осознанности. Опираясь на эту силу, достигают Ве­ликого Пробуждения. Если практикующий овладел своим собственным дыханием, он уже сделался пробужденным. Чтобы сохранять осознанность на продолжительное время, вам необходимо постоянно следить за своим дыханием.

* * *

Теперь уже осень, и золотые листья, падающие один за другим поистине прекрасны. Побродив минут десять по лесу, следя за дыханием и сохраняя осознанность, я чувствую бодрость и силу. Я поистине вхожу в общение с каждым листом.

Разумеется, про­ще сохранить осознанность, шагая по проселочной дороге в одиночестве. Если идущий с вами человек молчит и следит за дыханием, вам будет легко сохранять осознанность. Но если он начнет разговаривать, то сделать это будет труднее.

Если вы подумали: «Хочу, чтобы мой спутник пре­кратил говорить, и я смог бы сосредоточиться»,—вы уже поте­ряли осознанность. Но если вы подумали: «Пускай говорит, если хочет. Я буду слушать его, сохраняя осознанность и помня, что мы идем вместе. Слушая его, я буду продолжать следить за дыханием».

Если вы так подумали, вы сохраните осознанность. При та­ких обстоятельствах это трудно выполнить, но, сохранив отре­шенность, вы научитесь достигать большего сосредоточения. Я приведу здесь строчки из вьетнамской народной песни: «Легче всего следовать практике в пагоде, не так тяжело это делать в группе людей, но труднее всего - дома». Лишь в активной и трудной обстановке происходит действительное становление осознанности!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...