Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Одно во всем, все в одном: пять скандх




Позвольте мне уделить немного внимания методам, которые вы могли бы использовать, чтобы избавиться от узости мировоззрения, до­стичь бесстрашия и действительного сострадания. Этими методами является созерцание взаимозависимости, непостоянства и сострадания.

Во время медитации сидя, после того как вы взяли контроль над своим сознанием, вы можете направить усилие сосредоточения на созерцание взаимозависимой природы определенных объектов. Такой способ медитации не является рассудочным размышлением о философии взаимозависимо­сти. Это проникновение сознания в сознание, постижение под­линной природы объекта созерцания путем использования силы сосредоточения.

Вспомним простую и старую истину: субъект познания не может существовать независимо от объекта познания. Чтобы видеть, надо что-либо видеть. Чтобы слышать, надо что-либо слышать. Чтобы злиться, надо быть на что-либо злым. На­деяться можно только на что-либо. Думать можно только о чем-либо. Когда объект познания «что-либо» не существует, не может быть субъекта познания. Последователь созерцает созна­ние и, таким образом, может увидеть взаимозависимость субъ­екта познания и объекта познания. Когда мы упражняемся в осознанности дыхания, тогда познание дыхания становится со­знанием. Когда мы упражняемся в осознанности тела, тогда познание тела становится сознанием. Когда мы упражняемся в осознанности внешних объектов, тогда познание внешних объектов становится сознанием. Таким образом созерцание взаимозависимой природы всех предметов также становится созерцанием сознания.

Любой объект сознания является сознанием. В буддизме объекты сознания называют дхармами. Обычно дхармы объединяют в пять категорий:

1) телесные и физические формы;

2) чувства;

3) восприятия;

4) умственная деятельность;

5) сознание.

Эти пять категорий называются пять скандх. Однако пятая категория, сознание, включает в себя остальные категории и является основой их существования.

Созерцание взаимозависимости заключается во вниматель­ном рассмотрении всех дхарм для того, чтобы постичь их под­линную природу, чтобы понять, что они являются частью единой действительности и что единая действительность неразделяема. Ее невозможно поделить на части, которые бы существовали сами по себе.

Самым близким объектом созерцания является наша лич­ность, образованная совокупностью всех пяти скандх. Поскольку пять скандх образуют вас, то вы созерцаете их прямо сейчас,

Вы — это знание телесных форм, чувств, восприятий, умст­венной деятельности и сознания. Вы наблюдаете эти «объекты» до тех пор, пока вы в состоянии видеть близкую связь каждого из них с вашим внутренним миром: если мир не существует, тогда совокупность пяти скандх также не может существовать.

Рассмотрим пример стола. Существование стола возможно благодаря существованию вещей, которые не являются столом: лес, где рубили деревья; плотник; железо, ставшее гвоздями и шурупами, и бесконечное множество прочих вещей, которые имеют отношение к столу: родители и предки плотника, солнце и вода, что помогали деревьям расти.

Если вы поймете сущность стола, тогда вы увидите, что в самом столе присутствуют вещи, которые, на первый взгляд, не имеют ничего общего со столом. Если вы, взяв эти вещи, вер­нете их обратно — деревья в лес, плотника к его родителям, гвозди превратите в железо, то стол перестанет существовать.

Человек, который, посмотрев на стол, может увидеть вселенную – этот человек способеным постичь Путь. Созерцайте сово­купность пяти скандх внутри себя тем же способом. Созер­цайте, пока не сможете увидеть присутствие не-вас в вас, пока не поймете, что ваша жизнь и жизнь вселенной едины. Когда пять скандх возвращаются к своим истокам, ваше «я» более не существует. Каждое мгновение мир порождает пять скандх. Нет никакого различия между вами и совокупностью пяти скандх. Совокупность пяти скандх играет определяющую роль в формировании, создании и разрушении всех вещей во все­ленной.

Освобождение от страданий

Обычно люди делят действительность на части и поэтому не могут увидеть взаимозависимость всех явлений. Увидеть одно во всем и все в одном означает преодолеть великий барьер, ограничивающий восприятие мира, который в буддизме именуют привязанностью к неправильному взгляду на себя.

Привязанность к неправильному взгляду на себя означает веру в наличие неизменяющихся сущностей, которые сущест­вуют сами по себе. Преодоление этого неправильного взгляда освобождает от всякого рода страхов, боли и тревог. Когда женская ипостать бодхисаттвы сострадания - Куан Те Ам - вдохновлявшая борцов за мир во Вьетнаме, узрев сущ­ность пяти скандх, постигла их пустотность от самости, она освободилась от всех страданий, боли, сомнений и гнева. Это относится к любому человеку. Если мы будем созерцать пять скандх самым старательным и прилежным образом, то мы также освободимся от страданий, страха и боязни.

Нам необходимо преодолеть все препятствия, чтобы жить, ощущая себя частицей единого мира. Человек не является не­коей отдельной сущностью, путешествующей независимо во вре­мени и пространстве, и отгороженной от остального мира тол­стой скорлупой. Такая жизнь была бы невозможна даже для сотни или сотни тысяч людей, отгороженных подобным образом. На нашу жизнь влияет множество факторов и мы, в свою очередь, оказываем воздействие на мно­гие различные явления. Мы — это жизнь, а жизнь безгранична. Можно сказать, что мы живем, пока участвуем в жизни всего мира, пока сопереживаем страданиям и радостям других. Страда­ния других — это наши личные страдания, чужое счастье — это наше личное счастье. Если наша жизнь безгранична, то совокуп­ность пяти скандх, образующих нас, также безгранична. Не­поство мира, успехи и неудачи жизни более не влияют на нас. Путем созерцания взаимозависимости, путем проникновения в ее сущность вы избавляетесь от зависимости. Вы освобождаетесь. Садитесь в позу лотоса, следите за дыха­нием и призывайте того, кто погиб за других.

Созерцанием взаимозависимости следует заниматься посто­янно, не только во время медитации, но и во время любой по­вседневной работы. Нам надо учиться смотреть на тех, кто рядом с нами, как на себя, поняв, что они — это мы. Мы должны увидеть процесс взаимопорождения и взаимозависимости всех явлений, как тех, что случаются сейчас, так и тех, что будут потом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...