Доходы коммерческих организаций
Учет доходов и расходов и хозяйственных операций представляют собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения в количественном и денежном выражении информации об имущественном положении и обязательствах индивидуального предпринимателя и их движении путем документального отражения операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения. Под расходами понимают фактически произведенные и документально подтвержденные затраты, непосредственно связанные с извлечением доходов. Стоимость приобретенных материальных ресурсов включается в расходы того налогового периода, в котором фактически были получены доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг. Когда деятельность носит сезонный характер, то есть затраты зависят от времени года и природно-климатических условий (сельскохозяйственная деятельность), затраты, фактически произведенные в налоговом периоде, но связанные с получением доходов в следующем налоговом периоде, следует отражать в учете как расходы будущих периодов и включать в состав затрат того периода, в котором будут получены доходы. Для современных условий хозяйствования приоритетным становится формирование доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, достаточного для осуществления расширенного воспроизводства. Финансовые результаты деятельности СХА «Заря» выражаются через показатели прибылей и убытков. При превышении выручки над затратами по производству и реализации продукции образуется прибыль. Убыток появляется в случае, если выручка меньше полной себестоимости реализованной продукции. На финансовые результаты влияют также внереализационные доходы и расходы.
В хозяйстве планирование поступления средств и результатов от реализации осуществляется в таблице производственно-финансового плана, определяющей расчеты по прибыли и реализации продукции. При этом анализируются план использования продукции, ее себестоимости, качество, расходы по реализации, реализационные цены, что позволяет полнее выявить резервы увеличения продажи продукции и повышения рентабельности производства. Выручка осуществляется по каждому виду продукции и каналам реализации, поскольку в зависимости от последних применяется различный уровень цен. Затем подсчитывается общая сумма выручки. Себестоимость реализуемой продукции и финансовый результат – прибыль или убыток. Планирование выручки в СХА «Заря» имеет свои особенности. Продажа продукции осуществляется по договорным ценам, а продукция, выделяемая в счет оплаты труда, оценивается по закупочным ценам. Выручка от реализации предусматривается с распределением по кварталам. Договорные цены применяются при расчетах за весь объем сельскохозяйственной продукции, закупаемой у хозяйства. В процессе осуществления производственной и финансово-хозяйственной деятельности у СХА «Заря» сформировались финансовые отношения с федеральным, местным бюджетом, внебюджетными фондами, которые сводятся к выполнению со стороны СХА «Заря» обязательств по платежам и взносам. Банками устанавливаются процентные ставки за пользование кредитами в кредитных договорах на оплату процентов по пученным кредитам банков. В 2002 году СХА «Заря» не имело резервного фонда. Государственная поддержка в виде представленных в декабре 2001 г. из федерального бюджета 400 тыс. руб. льготного кредита сроком на 1 год для сельскохозяйственного производства была полностью погашена. В 2002 году СХА «Заря» имеет проблемы с привлечением кредита, так как имеет убыток 2409 тыс. руб. Однако предприятие испытывает потребность в стабильных поставках продукции или сырья. Поэтому для удовлетворения сезонных потребностей хозяйство прибегает к существенно иным инструментам, позволяющим осуществлять заем. В частности, как указывалось выше, в качестве обеспечения кредитных обязательств перед банком хозяйство выделило часть средств в виде ликвидного залога застрахованного молодняка крупного рогатого скота на сумму 705000 рублей.
Такая схема сельхозтоваропроизводителя СХА «Заря» вынуждена для того, чтобы, во-первых, получить для покрытия сезонного разрыва в денежном потоке живые денежные средства. Во-вторых, хозяйство имеет проавансированный сбыт продукции по гарантированным ценам. Являясь производителем сельскохозяйственной продукции, СХА «Заря» поставляет зерно, сахарную свеклу, молоко. Пункты сдачи зерна, сахарной свеклы находятся в поселке городского типа Таловая. Пунктами реализации готовой продукции также являются: ООО «Элитта», Таловское ХПП, Елань Коленовский сахарный завод. Но зачастую хозяйство реализует свою продукцию по мере возникновения спроса на нее, без заключения договоров, по согласованию обеих сторон. Таким образом, формируются отношения предприятия с покупателями, а также вступает в платежно-расчетные отношения с поставщиками. Названные финансовые отношения строятся в соответствии с нормами гражданского кодекса РФ (II части). Кроме того, СХА «Заря» вступает в процессе производственно-хозяйственной деятельности в финансовые отношения со своими работниками при выдаче заработной платы, премий, вознаграждений, пособий, по удержаниям из оплаты, а также внутри предприятия – по поводу распределения полученных доходов. Отношения регулируются Гражданским Кодексом РФ и Уставом СХА «Заря». Все перечисленные отношения сопровождаются движением денежных средств. За получением и использованием выручки и прибыли необходим оперативный финансовый контроль. При исчислении выручки важное значение имеет правильная рыночная политика предприятия. Аграрные формирования должны составлять реальные планы реализации, то есть прогнозировать выручку на тот объем продукции, по которому обеспечен сбыт. Требуется своевременное и полное оформление необходимой документации.
В условиях рыночных отношений начисление прогнозной выручки должно быть максимально обосновано, поскольку нереальность планов реализации означает перспективу финансовой неустойчивости. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется путем умножения количества реализованной продукции (работ, услуг) на цену реализации по каждому виду продукции, по отрасли, производству, по предприятию в целом. Она прогнозируется СХА «Заря» самостоятельно. Количество прогнозируемой продукции определяется в прогнозе экономического и социального развития («Производственная программа по животноводству», «Баланс продукции растениеводства» и др.). Отражается оно в зачетном весе: Кол-во в натур. весе х Показатель Зачетный вес= Зачетный показ. кач. кач. предпр. При определении цены для начисления выручки следует учитывается индекс изменения цен. Для этого проводят специальные расчеты по определению среднегодовой рыночной цены:
Среднегод. Выручка от реализации продукции рын. цена = (рассчитанная с учетом ежемесячного индекса изменения цен) Количество реализованной продукции
В СХА «Заря» нет отдельной планово-финансовой службы. Плановая работа осуществляется бухгалтерами: тракторного парка, по животноводству и по расчетам. То есть, помимо ведения текущего бухгалтерского учета на соответствующем закрепленным за каждым из них участке и составления по результатам работы в конце каждого отчетного периода отчетной документации, они осуществляют, кроме того, плановую работу на предприятии. Ими разрабатываются годовые и текущие планы, документы по обоснованию плановых показателей, а также нормативы, и организуется работа по их соблюдению. При выполнении данной работы они исходят из требований Положения о планово-экономической службы. Одним из недостатков планово-финансовой работы СХА «Заря» является то, что на предприятии нет надлежащего оперативного управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, поскольку ежемесячно не проводится прогноз реализации каждого вида продукции по отрасли и по предприятию в целом. В частности, в плане производственно-финансовой деятельности предприятия на 2002 г. не выполнены таблицы по ценообразованию: «Расчет цены предложения и прогнозируемой цены на 1 ц сельскохозяйственной продукции» и «Расчет цен на покупные материальные ресурсы, используемые в производстве на планируемый год».
Кроме того, в плане производственно-финансовой деятельности предприятия на 2002 г. с учетом наметившейся в предыдущие годы тенденции не было запланировано получения дохода. Сработав убыточно, предприятие не имеет возможности произвести отчисления в банк, погашения задолженность по долгосрочным кредитам в соответствии со сроками, указанными в обязательствах. В финансовых результатах деятельности СХА «Заря» показывается вся сумма выручки от реализации продукции, работ и услуг и их себестоимость, включая расходы по реализации продукции. Валовая прибыль определяется как разница между данными по выручке от продажи товаров, продукции, работ и услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и данными по себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. Как видно из приведенных данных отчета о прибылях и убытках себестоимость проданной сельскохозяйственной продукции в 2002 г. оказалась выше выручки от продажи товаров, работ, услуг (9297 тыс. руб. против 7643 тыс. руб.). Особенно это заметно по показателям проданных: сельскохозяйственной продукции, а также работ и услуг. Поэтому валовая прибыль на отчетную дату в СХА «Заря» имеет отрицательное значение и составляет величину –1654 тыс. руб. Практика новой системы хозяйствования поставила проблему совершенствования и развития коммерческого расчета. Коммерческий расчет – это экономический метод ведения хозяйства, основанный на базе точного учета всех ресурсов, имеющихся в организации, его производственных издержек и полученных доходов на принципах самостоятельности предприятий, самоокупаемости, материальной заинтересованности и ответственности за конечные результаты с использованием систем управления производством, соответствующих той или иной степени оперативно-хозяйственной самостоятельности подразделений. Снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции в СХА «Заря» связано, прежде всего, с сокращением поголовья скота. При сохранившейся посевной площади (в 2002 году размер посевных площадей к уровню 1997 года остался примерно на одном уровне: 3187 га против 3186 га). Однако поголовье крупного рогатого скота в 2002 г. составило 387 голов против 575 голов в 1997 г., то есть 67,3% %; овец соответственно 73 головы против 750 голов, то есть 9,7%. Уровень рентабельности производства за 2002 год имеет отрицательное значение (- 17,8%).
За 2002 год предприятие получило отрицательный финансовый результат. Практически хозяйство в 2002 г. не имело дотаций и компенсаций к полученному убытку от своей финансово-хозяйственной деятельности, что говорит о тяжелом экономическом положении предприятия. Краткосрочные займы составили всего 50 тыс. руб. Хозяйство имеет имущество, находящееся в залоге на сумму 829 тыс. руб. Чтобы иметь кредиты хозяйство заполняет анкету заемщика (приложение 4). Целью получения кредита в СХА «Заря», как указано в анкете, является создание бесперебойного цикла производства, выраженного его сезонностью. В анкете заемщика хозяйством представляются сведения о: размере уставного капитала; структуре уставного капитала; основных учредителях; составе наблюдательного совета; основных источниках погашения задолженности по кредиту (ими в хозяйстве является реализация зерна, сахара, подсолнечника); программы продаж по основным видам продукции на срок привлечения кредитных ресурсов, история взаимоотношений с покупателями продукции (Предприятие указывает, сколько времени работает с конкретными покупателями и были ли случаи задержки платежей. СХА «Заря» имеет отношения с покупателями с момента образования расчета по платежам (своевременно); предлагаемое обеспечение кредита (Предметом залога в СХА «Заря» являются: готовая продукция, скот); кредитная история заемщика (указывается, какие задолженности по кредитам имеются); сведения об ответственных лицах заемщика, имеющих право подписи финансовых документов; основные реквизиты заемщика. В анкете не приведены сведение об акционерах (доля в капитале %), наличия дочерних компаний, является ли предприятие частью холдинга. На момент заполнения анкеты таких показателей у хозяйства не имелось. Как указано выше, в отчетный период СХА «Заря» общий убыток от производственной деятельности предприятия составил 2409 тыс. руб. Поэтому не имело средств для выплаты дивидендов.
Собственный капитал в АКО Финансовые вложения в уставные капиталы (акции) представляют собой инвестиции в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли или достижения иного полезного эффекта. Они производятся в форме внесения вкладов при создании и расширении организации, приобретения долей (акций) на вторичном рынке, у органов по управлению государственным имуществом, на аукционе, по конкурсу и/или инвестиционных торгах. Порядок формирования информации о вложениях в уставные капиталы (акции) определяется двумя главными факторами – видом инвестиционных ресурсов и существенностью данных операций для инвестора. В качестве инвестиционных ресурсов могут выступать денежные средства, имущество, имущественные и другие права. Денежные средства могут осуществляться в российской и иностранной валютах. Инвестор вправе вносить как собственные, так и заемные денежные средства, за исключением вкладов в уставные капиталы коммерческих банков и других кредитных организаций. Имущественные вклады – это вложения основных средств, материально-производственных запасов и других вещей, имеющих денежную оценку. Имущественные вклады вносятся в уставный капитал только после проведения участниками их денежной оценки. Учет операционных доходов и расходов, образовавшихся у инвестора в процессе вклада в уставный капитал (акции) имущества, ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы». В бухгалтерском балансе сведения об общей сумме финансовых вложений в уставные капиталы и акции должны быть представлены по статье «долгосрочные финансовые вложения». Организации, планирующие отчуждение долей (акций) в течение 12 месяцев после отчетной даты (1 января 2003 г.), а также профессиональные участники рынка ценных бумаг раскрывают информацию о соответствующих вложениях по статье «Краткосрочные финансовые вложения» и субсчете «Прочие краткосрочные финансовые вложения». Расшифровывая состав долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, в разделе 5 приложения 1 к бухгалтерскому балансу организация представляет сведения об инвестициях в уставные капиталы и акции по статье «Паи и акции других организаций». При этом справочно приводятся данные о рыночной стоимости акций. В 2002 г. СХА «Заря» не имело паев и акций других организаций. Капитал является одним из элементов формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовом положении организации (активы, обязательства, капитал, доходы и расходы). Он представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за время деятельности организации. Величину капитала рассчитывают на основании данных бухгалтерского баланса как разницу между активами и обязательствами. Капитальные вложения организаций – долгосрочные инвестиции в развитие, расширение, обновление, реконструкцию основных средств и нематериальных активов. Основным источником финансирования предприятия является собственный капитал. Собственный капитал – это широкое понятие, и он подразделяется на ряд собственных источников. В СХА «Заря» собственный капитал создан за счет добавочного капитала, уставного капитала и фонда социальной сферы. На начало 2002 г. собственный капитал хозяйства составил сумму 18617 тыс. руб. В отчетном году целевые финансирования и поступления осуществлялись в размере 204 тыс. руб. Из общей суммы хозяйством было использовано 2027 тыс. руб. Таким образом, собственный капитал на конец отчетного года составил 16794 тыс. руб.. Уставный капитал – это сумма средств, предоставленных собственниками для обеспечения деятельности предприятия, отраженная в учредительных документах. В уставе СХА «Заря» кроме размера паевого фонда фиксируется размер обязательного пая. Обязательный пай – это паевой взнос члена СХА, вносимый в обязательном порядке и дающий права голоса, право на участие в деятельности СХА «Заря», на получение выплат. Он имеет равный размер для всех вступающих в кооператив. Увеличение паевого фонда может производиться за счет: 1. обязательных паевых взносов новых членов; 2. внесение дополнительных паев; 3. выплаты на пополнение паевых взносов; 4. отчисления от прибыли; 5. прочие источники. Уменьшение паевого фонда происходит в случае: 1. при выбытии члена СХА; 2. при обращении взыскания на пай члена СХА его кредиторами при недостатке иного имущества. Добавочный капитал – это часть собственного капитала, который может возникнуть в процессе деятельности предприятия. В СХА «Заря» формирование и учет «Уставного капитала» (сч. 80) обусловлены: 1. Вкладом в уставный (складочный) капитал организации первоначальной стоимости основных средств. Согласно п. 7 ПБУ 5/98 устанавливает, что фактическая себестоимость МПЗ при их изготовлении организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. По этому документу фактическую себестоимость МПЗ, внесенных в счет вклада в уставной капитал организации, определяют исходя из денежной оценки, согласованной учредителями (участниками). На объекты основных средств и денежной оценке, согласованной учредителями организации при учреждении предприятия произведена запись на сумму 50000 руб.; 2. Фактическое поступление вклада в виде основных средств составило сумму 50000 руб.; 3. Начисление сторонней организацией за доставку, установку основных средств, принятых в счет вклада в уставной капитал определяется суммой 5000 руб.; 4. На баланс приняты основные средства, которые внесены в счет вклада в уставной капитал на сумму 55000 руб. Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежат изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и ПБУ 6/01. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов. Увеличение (уменьшение) первоначальной стоимости основных средств формируют «Добавочный капитал» (сч.83) СХА «Заря» и принимается для бухгалтерского учета. В СХА «Заря» уставный капитал за анализируемый период не изменился и остался в размере 5 тыс. руб. Добавочный капитал составил 5000 руб. + прибавка от переоценки. В начале 2002 г. он составил 18612 рублей, из которых в отчетный период было использовано 1828 тыс. руб. На конец 2002 г. добавочный капитал составил 16794 тыс. руб. Как видно из приведенных данных, произошло уменьшение добавочного капитала. Основными причинами такого уменьшения являются: 1. Направление средств на увеличение уставного капитала. Однако в нашем примере за анализируемый период уставной капитал оставался на прежнем уровне; 2. Распределение между учредителями, чего в отчетный период также не происходило; 3. Направление средств на погашение убытка от безвозмездной передачи имущества другим организациям, чего также не наблюдалось; И остается последняя причина – это 4. Покрытие убытка за отчетный период. Фонд социальной сферы – это средства, отражающие остаточную стоимость объектов социальной сферы. Его увеличение может осуществляться за счет: 1. средств от переоценки основных фондов социальной сферы; 2. отчислений от прибыли; 3. стоимости имущества социальной сферы, переданного безвозмездно. Этот фонд на предприятии не изменился в сравнении с предшествующим периодом и составил 1068 тыс. рублей. Кроме того, следует отметить, что в СХА «Заря» нет фонда накопления, который представляет собой средства, предназначенные для финансового обеспечения производственного развития предприятия. Обычными источниками его образования являются: 1. отчисления от чистой прибыли; 2. целевые взносы учредителей и прочие источники. В настоящее время хозяйство не располагает таким потенциалом возможностей. Резерв под снижение стоимости сырья и материалов образуется за счет операционных расходов организации между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально-производственных запасов, если последняя выше их текущей рыночной стоимости. После принятия Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.01 № 119н) порядок работы с этим резервом. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей создается по каждой единице материальных запасов, принятой в бухгалтерском учете. Расчет текущей рыночной стоимости запасов производится организацией на основе информации, доступной до даты подписания бухгалтерской отчетности. При расчете принимается во внимание: - изменение цены или фактической себестоимости, которое непосредственно связано с событиями после отчетной даты, подтверждающими существование на 1 января следующего за отчетным года хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность; - назначение материально-производственных запасов; - текущая рыночная стоимость готовой продукции, при производстве которой используются сырье, материалы и другие материально-производственные запасы (резерв под снижение стоимости материальных ценностей не создается по сырью, материалам и другим материально-производственным запасам, используемым при производстве готовой продукции, работ, оказании услуг, если на отчетную дату текущая рыночная стоимость этой готовой продукции, работ, услуг соответствует или превышает ее фактическую себестоимость). Результаты оценки сырья и материалов по рыночной стоимости по состоянию на 31 декабря отдельно по каждой группе должны своевременно передаваться в бухгалтерию задолго до формирования финансовой отчетности. Сроки (например, не позднее, чем за две недели до составления баланса), форма предоставления и прочие характеристики требуемой информации должны быть определены учетной политикой организации или иным документам, регламентирующим составления финансовой отчетности. По этим данным в бухгалтерии формируется резерв по следующей методике: 1. В случае создания резерва в прошлом году неизрасходованные суммы резерва присоединяются к финансовым результатам организации записью Д-т сч. 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», Таким образом сальдо на счете 14 равно нулю; 2. Если рыночная стоимость запасов определенной группы выше учетной, то эта группа не влияет на величину резерва; Если рыночная стоимость запасов определенной группы ниже учетной, то разница между этими величинами включается в сумму резерва; 4. Итоговая величина резерва определяется как сумма резервов, созданным по всем группам запасов. Начисление резерва под снижение стоимости запасов отражается в учете по счету 91 «Прочие доходы и расходы». Начисленный резерв списывается на увеличение финансовых результатов (счет 91 «Прочие доходы и расходы») по мере отпуска относящихся к нему запасов. Если в следующем году рыночная стоимость запасов, под снижение стоимости которых в отчетном году был создан резерв, увеличивается, то соответствующая часть резерва относится в уменьшение стоимости материальных расходов, признанных в периоде, следующим за отчетным Иными словами, при создании резерва выполняется запись: Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», К-т сч. 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»; При передачи сырья и материалов в производство и ином выбытии: Д-т сч. 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»; При увеличении рыночной стоимости сырья и материалов: Д-т сч. 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», К-т сч. 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и т. д. (в зависимости от того, на каком счете были признаны материальные расходы по данному сырью и материалам). Несмотря на необходимость создания резервов по группам запасов, СХА «Заря» не имеет резервного фонда. В этих условиях предприятие не может увеличивать финансовые результаты.
5. Финансовое обеспечение текущей (производственно-коммерческой) деятельности
Материально-производственные запасы прогнозируются в разрезе их составных частей: производственных запасов (с выделением животных на выращивании и откорме); незавершенного производства, расходов будущих периодов и готовой продукции. В прогнозе используется метод планирования «АВС», когда расчеты конкретизируются по видам оборотных активов, занимающих наиболее высокий вес в производственных запасах. Данные о МПЗ на начало планируемого года берут из вступительного бухгалтерского баланса («Оборотные активы»), а на конец года – из вспомогательных расчетов к бизнес-плану АКО: расчет потребности в семенах, кормах, нефтепродуктах, оборота стада и т.д. Цифры на конец каждого квартала (1/IV, 1/VII, 1/X) планируются методом прямого счета или счетно-аналитическим методом. Метод прямого счета используется по наиболее важным видам МПЗ. На каждый квартал планируемого года по этим активам составляется расчет: остаток на начало квартала, оборот за квартал (увеличение или уменьшение), остаток на конец квартала. Необходимые для прогнозов данные берут из технологических карт, квартальных оборотов стада, планов материально-технического снабжения и др. За основу счетно-аналитического метода берется структура оборотных активов по квартальным бухгалтерским балансам прошлого года. Фактические данные о соотношении остатков соответствующего вида МПЗ на квартальные даты к остатку на конец года умножают на аналогичный показатель, прогнозируемый на конец планируемого года. Фактические данные о соотношении остатков соответствующего вида МПЗ на квартальные даты к остатку на конец года умножают на аналогичный показатель, прогнозируемый на конец планируемого года. Для упорядочения учета расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления деятельности предпринимателя, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ). При прогнозировании денежных потоков по операциям на расчетном счете в банке прогноз состоит из 5 разделов: 1) денежные поступления; 2) денежные расходы; 3) изменение денежной наличности (прирост +, снижение -); 4) сведения об остатках денежных средств на начало и конец месяца (квартала); 5) недостаток денежных средств за месяц (квартал), т.е. потребность в заемных средствах или избыток денежных средств (возможность погашения займов). Для составления прогноза денежных потоков используют: 1) по основной деятельности: «Прогноз доходов и расходов», «Прогноз оборотных средств», 2) по инвестициям: «Прогноз инвестиций и их финансового обеспечения»; 3) по финансовым операциям: «Прогноз инвестиций и их финансового обеспечения». Для прогнозирования денежных поступлений исходят из собственной кредитной политики, заключенных договоров и опыта прошлых лет. При прогнозировании денежных потоков не по всем суммам денежных поступлений, а по трем видам деятельности: основной. Финансовым операциям и инвестициям данные берут из бухгалтерских балансов (фактических и плановых) и планов инвестиционной деятельности. По автотрансорту при планировании затрат исходят из того, что в фонд оплаты труда оплата заведующего гаражом, автомеханика, диспетчера и бухгалтера автогаража входит полностью, а оплата водителей – лишь в той части, которая начисляется за выполнение работ по автоперевозкам. Оплата водителей на ремонте указывается в ремонтных мастерских, а грузчиков – в затратах соответствующих калькулируемых объектов. Принятый в хозяйстве порядок прогнозирования потребности в краткосрочных ссудах представляет собой финансовые вложения, основанные на отношениях займа, осуществляются путем предоставления организацией (заимодавцем) своих активов на определенный срок в собственность других лиц (заемщиков). Заемные источники отражают временное краткосрочное использование АКО кредитных ресурсов банка и собственности других лиц. Порядок формирования заимодавцем информации о финансовых вложениях определяется условиями договора займа и зависит от предмета, способа обеспечения, воздмездности, назначения и способа возврата займа. Экономическим содержанием финансовых вложений, отражаемых на счете 58 «Финансовые вложения», субсчет 3 «Предоставленные займы», могут быть деньги и другие движимые вещи, определенные родовыми признаками. Вложения в форме денежного займа – это возмездные вложения. При отсутствии в договоре прямых указаний на размер процентов его определяют по правилам начисления процентов за пользование чужими денежными средствами. В гл. 42 «Заем и кредит» ГК РФ не содержится ограничений относительно заключения договоров займа. Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. От 21.03.02) кредитование организаций и физических лиц на условиях платности является одной из банковских операций, то есть предлагается, что денежные займы предоставляются только теми организациями, которые имеют специальную лицензию ЦБ РФ. Кредитование СХА «Заря» осуществляет Промбанк № 3839 ББ РФ, о котором упоминалось выше. Заемщик обязан возвратить заимодавцу заем в срок и в порядке, предусмотренном в договоре. Если срок возврата не установлен или определен моментом востребования, сумма займа должна быть погашена в течение 30 дней с момента предъявления заимодавцем своего требования. В приложении о предоставлении кредита указанным сроком погашения является 255 дней под процентную ставку, действующую в банке. Финансовые вложения списываются со счета 58 «Финансовые вложения», субсчет 3 «Предоставленные займы» при зачислении возвращенных денежных средств на банковский счет (поступлении в кассу) или оприходовании поступившего имущества. В случае возврата займа по частям списание финансовых вложений должно производиться в момент зачисления (поступления) каждого транша. В бухгалтерском балансе сумма предоставленных займов со сроком возврата не более 12 месяцев после отчетной даты (1 января 2003 г.) показывается в составе краткосрочных финансовых вложений. Для прогнозирования краткосрочного кредита основой является прогноз денежной наличности по всем видам деятельности. На его основе определяется общий разрыв в платежном обороте по субъекту хозяйственной деятельности (при необходимости на его основе легко составить все другие прогнозы: по основной (текущей) деятельности и по частным объектам). Потребность в займах возникает в случае, если у хозяйства образуется недостаток денежных средств. Недостаток денежных средств для платежей прогнозируется только при одновременном наличии двух условий: 1) если сумма денежных поступлений за месяц (квартал) меньше суммы денежных расходов; 2) если остаток денежных средств на начало месяца (квартала) не покрывает разрыв в платежном обороте. Определив сумму недостатка денежных средств (расходы минус поступления, минус остаток наличности на начало периода), АКО рассчитывает возможности его погашения в течение 12 месяцев. Возможность погашения ссуды появляется в периоде (месяце, квартале), в котором денежные поступления превышают расходы. В этом случае вначале планируется погашение ссуд, а затем – увеличение остатка денежных средств на конец планируемого периода. Объектом краткосрочного кредитования является сезонный недостаток денежных средств только в пределах возможности его покрытия за счет избытка денежных поступлений до истечения 12 месяцев. Потребность в получении ссуд соответствует суммам общего недостатка денежных средств для платежей, а погашение – остатку денег на начало месяца и приросту денежной наличности. Если в целом за год погашение ссуд не обеспечивается, и денежные расходы превышают денежные поступления с учетом остатка денег на начало года, то выдача краткосрочных ссуд прогнозируется только в пределах их возможного погашения в прогнозируемом году. В этом случае устанавливается предельная сумма реальной (т.е. обеспеченной возвратом) задолженности по краткосрочным ссудам. До достижения этой величины может осуществляться рост задолженности по ссудам на конец месяца. Основанием, для прогнозирования потребностей в краткосрочном кредите под сезонный разрыв в платежном обороте по основной деятельности, является прогноз денежных поступлений и расходов по основной деятельности. В нем отражаются расходы и поступления по инвестициям и специальным мероприятиям. Основанием, для прогнозирования потребности в краткосрочных кредитах под разрывы в платежном обороте по частным объектам: видам производства (растениеводство, животноводство, промышленное производство), снабженческо-сбытовым операциям и т.д., являются прогнозы (сметы) денежных расходов по выполнению соответствующих операций (где учитываются виды производства, отгрузки и сбыт продукции) и графики (прогнозы) денежных поступлений по ним. Превышение расходов над поступлениями является основанием для прогнозирования потребности в кредитах, а превышение выручки над реализацией – сокращает ее или свидетельствует о возможности погашения ссуд. Аграрные формирования могут кредитоваться банком под реальное накопление оборотных средств. В состав кредитируемых могут входить отдельные виды товарно-материальных ценностей, производств, товаров, совокупное наличие оборотных средств (без учета остатков денег в кассе и на счетах в банке). Из общего остатка кредитируемых оборотных средств вычитаются источники. Имеющиеся в распоряжении предприятия: собственные оборотные средства и кредиторская задолженность. Размер прогнозируемых оплаченных остатков оборотных средств, не покрытый собственными источниками, характеризует ожидаемую задолженность по ссудам на конец квартала (месяца). Аграрные формирования могут получать кредит на прочие мероприятия (под весенне-полевые и уборочные работы под поставки сельскохозяйственной продукции государству): а) по специальным разрешениям правительства льготный кредит; б) на выплату заработной платы; в) под векселя; г) под факторинговые операции и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|