Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рыночный спрос и построение кривой рыночного спроса




Кривая спроса у каждого потребителя своя, т.е. она отличается от кривых спроса других потребителей, поскольку люди неодинаковы. Будем различать индивидуальный и рыночный спрос.

Индивидуальный спрос (спрос конкретного потребителя) – это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.

Рыночный спрос характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене блага. Зависимость рыночного спроса от рыночной цены определяется посредством суммирования объемов спроса всех потребителей при данной цене.

Для графического отображения функции рыночного спроса от цены данного товара необходимо просуммировать все индивидуальные кривые спроса по горизонтали, или, иначе говоря, суммировать все индивидуальные объемы спроса при каждом возможном уровне цены. Эта операция иллюстрируется примером.

Индивидуальный и рыночный спрос (пример)

Рыночный спрос на товар образуется в результате сложения индивидуального спроса всех его потребителей. Так, если даны индивидуальные функции спроса трех потребителей , то их совокупный спрос характеризуется функцией

График функции рыночного спроса получается в результате горизонтального сложения кривых индивидуального спроса трех указанных потребителей. При Р > 12 на рынок выходит только покупатель III. Когда цена устанавливается в интервале 4 < Р < 12, тогда спрос предъявляет и покупатель I; поэтому рыночный спрос равен сумме их индивидуальных спросов. Все три покупателя формируют рыночный спрос только при Р < 4.

 

Кривая рыночного спроса имеет меньший наклон сравнения с кривыми индивидуального спроса, поскольку при понижении цены блага объем рыночного спроса увеличивается в большой степени, чем объем спроса отдельного потребителя.

Очевидно, что представление кривой рыночного спроса как суммы (по горизонтали) индивидуальных кривых оправдано лишь при выполнении аксиомы независимости потребителя. Однако во многих случаях эта аксиома не выполняется.

В ходе формирования рыночного спроса возникают социальные эффекты, усложняющие этот процесс из-за образования обратных связей между индивидуальным и рыночным спросами. Среди аргументов функции индивидуального спроса может оказаться объем рыночного спроса. Наиболее известны два таких эффекта.

Эффект подражания выражается в том, что индивид увеличивает свой спрос на благо, если растет число покупателей последнего.

Эффект сноба – явление, противоположное эффекту подражания. Объем спроса «сноба» тем меньше, чем больше данного блага покупают другие. Особой разновидностью эффекта сноба является эффект престижа, выражающийся в покупке благ, обладание которыми подчеркивает исключительность их владельцев, позволяющих себе то, что недоступно другим.

Взаимно противоположная направленность эффектов подражания и снобизма отчасти нейтрализует их действие на объем рыночного спроса, поэтому при анализе ценообразования на отдельных рынках ими можно пренебречь. Но даже если не учитывать обратные связи, возникающие под воздействием социальных эффектов, функция рыночного спроса имеет на два аргумента больше, чем функции индивидуального спроса.

Во-первых, при заданных предпочтениях индивидов и их бюджетах рыночный спрос меняется однонаправленно с изменением числа покупателей. Во-вторых, при заданной величине национального дохода (сумме доходов всех граждан) рыночный спрос на отдельное благо, как правило, зависит от степени дифференциации индивидуальных доходов. Когда доходы у всех потребителей одинаковы, тогда конфигурация кривой рыночного спроса совпадает с конфигурацией кривой индивидуального спроса. По мере увеличения дифференциации индивидуальных доходов кривая рыночного спроса становится выпуклой относительно начала координат. Это связано с тем, что при наличии дифференциации покупателей по доходам снижение цены увеличивает объем спроса не только за счет роста покупок у традиционных потребителей подешевевшего блага, но и в результате притока новых покупателей. С учетом этих обстоятельств рыночный спрос на благо выражается функцией таких переменных, как: цена данного блага; цены других товаров; суммарный доход покупателей; число покупателей и степень дифференциации их доходов.

Основные выводы

1. Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий полезность рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода). В основе теории поведения потребителя лежит предпосылка о том, что потребитель обладает суверенитетом или свободой выбора на рынке; предпосылки «при прочих равных условиях» (ceteris paribus), определенности и отсутствия риска, отсутствия отсроченности потребления; предполагается, что потребитель имеет всю полноту информации, относящейся к принятию им решений.

2. Кардиналистский подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности. Зависимость между полезностью, получаемой потребителем, и количеством потребляемых им благ может быть выражена в виде функции общей полезности.

Предельная полезность блага – это прирост общей полезности товарного набора при увеличении потребления данного товара на одну единицу в течение определенного периода времени. С увеличением количества потребляемого блага предельная полезность каждой последующей единицы этого блага меньше предельной полезности предшествующей единицы. Потребитель максимизирует свою полезность, распределяя доход таким образом, что каждая последняя денежная единица, затраченная на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

3. Ординалистский подход к анализу полезности основывается на том, что потребитель способен упорядочить все возможные товарные наборы по их «предпочтительности». Ранжирование наборов благ основывается на аксиомах потребительского выбора: аксиоме сравнимости, транзитивности, рефлексивности, ненасыщения независимости потребителя. Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Множества кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности для данного потребителя, называются картой кривых безразличия.

4. Предельная норма замещения MRS – количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную единицу. Предельная норма замещения двух благ, взятых в определенном количественном соотношении, графически выражается наклоном касательной к кривой безразличия в точке, представляющей это сочетание.

5. Бюджетная линия (линия бюджетного ограничения) – это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых доход потребителя тратится полностью. Если при фиксированных ценах благ изменяется бюджет потребителя, то происходит параллельный сдвиг бюджетной линии. Если при фиксированном бюджете и неизменной цене одного блага цена другого блага изменяется, то изменяется наклон бюджетной линии.

6. Совмещение линии бюджетного ограничения и карты кривых безразличия позволяет определить равновесное положение потребителя, которое достигается в точке (внутренний оптимум), где линия бюджетного ограничения касается кривой безразличия.

7. Связывая все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода, можно построить кривую «доход – потребление», которая показывает, как при фиксированных ценах меняется потребление индивида по мере роста его бюджета. Кривая «доход – потребление» для некачественных благ имеет отрицательный наклон; для нейтральных (независимых) благ – вертикальна. Кривые «доход – потребление» используются для построения кривой Энгеля, которая показывает зависимость объема спроса на благо от дохода потребителя в условиях стабильных цен.

8. Изменение цены на одно благо при неизменной структуре предпочтений и прежнем доходе приводит к повороту бюджетной линии. Кривая, связывающая все точки равновесия потребителя при изменении в ценах, представляет собой кривую «цена – потребление», на основе которой можно построить линию индивидуального спроса.

9. Влияние изменения цены на величину спроса обусловлено двумя видами эффектов: эффектом дохода и эффектом замещения. Эффект замещения показывает, как изменение цены влияет на величину спроса на товар в результате его подорожания или удешевления относительно других благ. Эффект дохода показывает как изменение цены влияет на величину спроса на товар в результате повышения или понижения реального дохода потребителя. В зависимости от определения неизменного реального дохода различают два подхода к разграничению эффектов дохода и замещения. Согласно подходу Е.Е. Слуцкого только тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода. Подход Слуцкого дает возможность количественного решения проблемы на базе статистических данных. Согласно подходу Дж. Хикса реальный доход измеряется полезностью благ, на которые расходуется денежный доход; разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, представляют одинаковый уровень реального дохода. Этот подход отвечает основным положениям порядковой теории.

10. Индивидуальный спрос – это спрос конкретного потребителя; рыночный спрос характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене блага. Зависимость рыночного спроса от рыночной цены определяется посредством суммирования объемов спроса всех потребителей при данной цене. Кривая рыночного спроса имеет меньший наклон по сравнению с кривыми индивидуального спроса, что означает, что при понижении цены блага объем рыночного спроса увеличивается в большей степени, чем объем спроса отдельного потребителя.

Основные понятия


Бюджетная линия

Карта кривых безразличия

Кривая «доход – потребление»

Кривая «цена – потребление»

Кривая безразличия

Кривая рыночного спроса

Кривая Энгеля

Общая полезность

Полезность

Потребительский выбор

Предельная норма замещения

Предельная полезность

Товар Гиффена

Функция полезности

Эффект дохода

Эффект замещения

 


Вопросы для обсуждения

1. В каких случаях поведение потребителя следует считать рациональным? Почему рациональное поведение не всегда присуще реальным потребителям?

2. В чем различие кардиналистского и ординалистского подходов к анализу предпочтений потребителя?

3. Чем определяются форма и месторасположение кривых безразличия? Могут ли кривые безразличия пересекаться?

4. Какие факторы определяют бюджетное ограничение потребителя? Всегда ли потребитель действует в рамках данного бюджетного ограничения?

5. В чем состоит различие условий оптимума потребителя в случае внутреннего и углового решений?

Вопросы для самопроверки

1. Чем обусловлено введение экономистами знака «минуса» в утвердившееся в микроэкономической литературе определение предельной нормы замещения: соображениями «удобства», теоретическими соображениями или другими?

2. Объясните, в чем сходство и в чем отличие:

а) кривых «доход – потребление» и кривых Энгеля для нормальных товаров и некачественных товаров;

б) кривых Энгеля и кривых индивидуального спроса;

в) кривых «цена – потребление» и кривых «доход-потребление».

3. Можно ли согласиться со следующим утверждением: «В случае нормального блага – кривая спроса убывающая, так как эффекты замены и дохода – отрицательные, а в случае низшего блага кривая спроса – возрастающая, так как отрицательный эффект замены перекрывается положительным эффектом дохода»?

Задачи и тесты

1. При заданных ценах и бюджете потребитель получает максимум полезности, если:

а) предельные полезности всех покупаемых благ равны одному и тому же числу;

б) произведение предельной полезности каждого вида покупаемых благ на цену этих благ одинаково по всем благам;

в) точка, представляющая набор купленных благ, расположена на бюджетной линии;

г) предельная норма замены любых двух благ равна отношению цен.

2. Какой из следующих товаров покажет наибольший эффект дохода:

а) алкогольные напитки;

б) холодильники;

в) бензин;

г) жилье.

3. Цена кофе составляет 4 д.е., а цена колбасы – 6 д.е. Располагаемый доход потребителя Петровича для приобретения данных товаров составляет 2400 д.е. Газеты сообщают о засухе на кофейных плантациях Бразилии, в результате чего цена на кофе изменится на 50%. Изобразите исходное и новое состояние потребительского поведения.

4. Предположим, что цена килограмма картофеля существенно снизилась. Для какого из нижеперечисленных домохозяйств, на ваш взгляд, эффект дохода, скорее всего, будет положительным, отрицательным и практически нулевым:

а) одинокая учительница средней школы с малолетним ребенком;

б) холостой программист, недавно перешедший из университета на хорошо оплачиваемую работу в зарубежную фирму;

в) бездетная семейная пара с доходом 4000 д.е. в месяц.

5. Пусть потребитель имеет доход I = 630 денежных единиц. Функция полезности потребителя имеет вид , где x1, x2 – потребляемые количества продовольственных и непродовольственных товаров. Их цены, соответственно, равны 12 и 15. Какой набор благ выберет потребитель?

Литература

1. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000.

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2005.

3. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.

4. 50 лекций по микроэкономике: в 2-х томах. – СПб.: Высшая школа, 2000. http://50.economicus.ru.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...