Характерные черты основных моделей рынка
Кратко охарактеризуем типы рыночных структур. В условиях совершенной конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт, новые фирмы могут легко войти в отрасль. На другом полюсе – чистая монополия, под которой подразумевается рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта, не имеющего близких заменителей (субститутов), вход в отрасль блокирован. Третья рыночная структура – олигополия – представляет собой рынок нескольких фирм, причем, по крайней мере, некоторые из них контролируют значительную долю рынка. При этом каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения, формируя собственное поведение в области ценообразования и определения объема производства. Продукты могут быть стандартизированы (такие, как сталь и алюминий) или дифференцированы (например, автомобили). Вступить новым фирмам в олигополистическую отрасль достаточно сложно.
Еще один тип рыночной структуры – монополистическая конкуренция – характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (одежду, обувь, парфюмерию и др.). Монополистическая конкуренция напоминает совершенную конкуренцию тем, что тоже предполагает большое число мелких фирм, а также легкость входа и выхода из отрасли. Однако в данном случае продукция различных фирм дифференцирована. Все рыночные структуры можно условно разделить на два типа: реальные и идеальные (абстрактные). Олигополия и монополистическая конкуренция описывают множество реально существующих рынков. Совершенная конкуренция и чистая монополия как рыночные структуры не описывают большое число реально существующих рынков, а представляют собой, скорее, абстрактные типы рыночных структур. Это означает, что весьма нелегко встретить рынки, отвечающие критериям совершенной конкуренции. В наибольшей степени этим требованиям отвечают некоторые рынки сельскохозяйственной продукции, а также некоторые финансовые рынки. В то же время крайне трудно найти рынки, представляющие собой чистую монополию. Идеальные и реальные рыночные структуры играют разную роль в экономической теории. Идеальные (абстрактные) типы обладают тем преимуществом, что позволяют четко обозначить систему ограничений, с которыми сталкивается фирма на путях максимизации прибыли. Исходя из этих ограничений, можно построить точные модели, позволяющие продемонстрировать всю совокупность альтернатив относительно объема выпуска продукции и уровня цен, а также определить оптимальный вариант выбора.
3.2. Основные признаки совершенной конкуренции. Экономисты классического и неоклассического направлений в XIX и первые десятилетия ХХ в. обстоятельно проанализировали процесс формирования цен в условиях совершенной конкуренции. Основоположником основ теории совершенной конкуренции считается А. Маршалл. Термин «совершенная конкуренция» нередко использовался классиками и представителями неоклассического направления как синоним свободной конкуренции. Однако гипотезы, на основании которых они строили свой анализ, оказались далеки от экономической реальности, и теория совершенной конкуренции была подвергнута критике, которая привела к пересмотру основ анализа рынков и ценообразования на них. Современный рынок – это рынок несовершенной конкуренции. Совершенная, или чистая конкуренция – научная абстракция (хотя сельское хозяйство в рыночной экономике имеет отдельные элементы и доли совершенной конкуренции). Тем не менее, при изучении закономерностей рынка отдают предпочтение его анализу на основе именно совершенной конкурентной модели, т.к. совершенная конкуренция – простейшая структура рынка, своего рода образец, который не имеет наслоений и деформаций привнесенных эволюцией рыночных отношений; базовый стандарт для сравнения с более сложными структурами рынка. Именно в силу этих причин модель совершенной конкуренции имеет высокую аналитическую значимость. Понятие чистой конкуренции как противовеса монополистической конкуренции ввел в употребление Э. Чемберлин (Теория монополистической конкуренции. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. – С. 37–39). Оно обозначает состояние, когда «никто и ни в какой степени не осуществляет» контроля над предложением и тем самым над ценой. Это требует, во-первых, достаточно большого количества продавцов и покупателей, чтобы каждый продавец исходил из предположения, что вся его продукция может быть реализована по рыночной цене (роисходит ли это на самом деле или нет – неважно). Во-вторых, товар должен быть абсолютно однородным или стандартным, поскольку даже небольшое различие товара у разных продавцов предполагает, по Чемберлину, что они до некоторой степени в состоянии контролировать цену на свой продукт.
Чемберлин считал «чистую конкуренцию» более простым понятием, чем «совершенная конкуренция», которая предполагает не только отсутствие монополии, но и выполнение многих дополнительных условий. Согласно Дж. Стиглеру полный перечень необходимых условий «совершенной конкуренции» включал: большое число продавцов и покупателей; свободный вход в отрасль и выход из нее; полную информацию и пренебрежимо малые издержки ее поиска; однородность и делимость продукта; отсутствие сговора; отсутствие побочных эффектов (externalities); отсутствие эффекта возрастающей отдачи. Stigler G. Perfect Competition Historically Contemplated // Journal of Political Economy. – V. 55. – 1957. – P. 1–17. Совершенная конкуренция – рыночная структура, характеризующаяся следующими основными признаками: · атомизация рынка – большое число продавцов и покупателей товара, которые не обладают достаточными размерами и мощностью, чтобы оказывать влияние на производство; · однородность продукции (стандартизированный товар); · отсутствие барьеров для вхождения в отрасль и выхода из нее; · полная прозрачность рынка – покупатели и продавцы имеют равный доступ к информации. Ни один экономический субъект рынка не обладает властью над рыночной ценой (иначе говоря, конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней). Анализ совершенно конкурентной модели рынка позволяет, во-первых, уяснить поведение отдельной фирмы относительно выбора объема производства, обеспечивающего ей максимальную прибыль; во-вторых, произвести оценку этого рынка с точки зрения производственной эффективности и эффективности распределения экономических ресурсов; в-третьих, понять, как конкурентный производитель приспосабливается к рыночной цене в краткосрочном периоде; в-четвертых, исследовать природу долговременных изменений и приспособлений конкурентного производителя в отрасли. Фирма, функционирующая в условиях совершенной конкуренции, называется конкурентной фирмой. Конкурентная фирма (price – taking + firm) не может повлиять на цену и «принимает» сложившуюся на рынке как данную.
Итак, модель совершенно конкурентной фирмы строится на следующих допущениях: фирма является «ценополучателем»; существует свобода входа в отрасль для новых фирм (понятие свободного входа применимо к долгосрочному периоду времени). Следствием этого допущения является признание полной мобильности факторов производства в долгосрочном периоде, т.к. существует возможность свободного перелива капиталов из отрасли в отрасль; поскольку фирмы производят идентичную продукцию (однородную), то реклама не нужна и не используется; производители и потребители обладают совершенными знаниями о рынке. Производители полностью осведомлены о ценах, издержках конкурентов, а потребители – о ценах, качестве продукта. Это очень строгие допущения. Еще раз напомним, что в реальном мире отрасли не работают в таких условиях. Модель совершенно конкурентной фирмы предполагает, что каждая отдельная фирма, принимающая решения, сталкивается с определенными ограничениями, связанными: · с издержками; · со спросом на продукцию, производимую фирмой. Ограничения, связанные с издержками В ситуации совершенной конкуренции вводятся три специфических допущения, касающихся издержек: 1) Все фирмы, участвующие в рыночных отношениях, имеют доступ к одной и той же технологии и знают, где им следует покупать необходимые виды ресурсов по одинаковым ценам. Эти условия связаны с однородностью выпускаемой продукции и равным доступом к информации, которой пользуются все фирмы. В результате кривые долгосрочных и краткосрочных издержек идентичны у всех фирм. 2) Резервы экономики, обусловленной увеличением масштабов производства, истощаются при достаточно малых объемах выпуска продукции по сравнению с тем же объемом спроса, который предъявляется рынком при преобладающем уровне цены. Поэтому рынок создает достаточное пространство для множества фирм, осуществляющих производство с минимальными долгосрочными издержками. Без такого допущения невозможно рыночное сосуществование большого количества мелких фирм, каждая из которых невелика по сравнению с размерами целого рынка. 3) Фирмы, покидающие рынок, могут беспрепятственно покрыть все свои неявные (имплицитные) постоянные издержки путем продажи собственных предприятий и оборудования другим фирмам. Это допущение – часть требования, обеспечивающего свободу входа и выхода с рынка. Ограничения, связанные со спросом Еще одним ограничением, влияющим на выбор фирмы в процессе максимизации прибыли, является спрос на продукцию, производимую этой фирмой. При совершенной конкуренции, поскольку все фирмы в отрасли имеют небольшие размеры и выпускают однородную продукцию, каждая из них должна руководствоваться рыночной ценой (быть «прайс-тейкером»). Это значит, что цена, по которой каждая фирма продает свою продукцию, определяется силами, неподвластными фирме.
Кривая спроса, с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма, совершенно эластична (рис. 3.1, 3.2).
Поскольку фирма может продать дополнительные единицы продукции по постоянной цене, кривая ее предельного дохода (MR) в условиях совершенной конкуренции совпадает с ее кривой совершенно эластичного спроса. Таким образом, в условиях совершенной конкуренции предельный доход и цена продукции отдельной фирмы равны между собой, т.е. Р = MR.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|