Особенности рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
Появлением рынка ценных бумаг в Беларуси следует считать 1992 г., когда был принят Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах». В настоящее время в республике сформирована инфраструктура рынка ценных бумаг, функционируют первичный и вторичный сегменты рынка. В 2005 г. участниками фондового рынка в республике являлись: более 5 тыс. эмитентов (среди которых насчитывается почти 2 тыс. открытых акционерных обществ, органы государственного управления, банки, административно-территориальные образования), свыше 1 миллиона инвесторов – владельцев ценных бумаг, а также около 130 профессиональных участников рынка (в т.ч. 28 банков). В республике создана и функционирует валютно-фондовая биржа[13], на которой осуществляется торговля акциями, облигациями, иными ценными бумагами, сформирована фьючерсная секция. Ценные бумаги в Беларуси могут эмитироваться как в классическом виде, так и на бездокументарной основе. Для учета их собственников созданы депозитарная система, включающая Центральный депозитарий Национального банка Республики Беларусь (по государственным ценным бумагам и ценным бумагам Национального банка); РУП «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» (по акциям, облигациям юридических лиц и муниципальным облигациям); сеть депозитариев второго уровня. Спектр выпускаемых ценных бумаг включает: акции, корпоративные облигации, государственные ценные бумаги (Минфина и Национального банка), векселя (банков и предприятий нефинансового сектора), депозитные и сберегательные сертификаты. В настоящее время отношение суммы выпущенных ценных бумаг к ВВП составляет около 25% (в 1998 г. этот показатель составлял 14%). Основная доля ценных бумаг приходится на акции, государственные ценные бумаги (краткосрочные и долгосрочные ценные бумаги Минфина, соответственно, ГКО и ГДО, а также краткосрочные ценные бумаги Национального банка, КО), банковские векселя и векселя юридических лиц.
В стоимостном выражении на начало 2005 г. сумма выпущенных корпоративных ценных бумаг составляла 9,5 трлн руб.; ГКО и ГДО Минфина – 0,7 трлн руб.; КО Национального банка – 70 млрд руб.; банковских векселей – 1,6 трлн руб.; векселей юридических лиц – около 60 млрд руб. Следует отметить, что по международным меркам обороты рынка ценных бумаг являются небольшими. Ценные бумаги как источник привлечения инвестиций и заемных фондов не играют существенной роли. Основными операторами финансового рынка остаются банки. Не развит также и вторичный рынок. 8.6. Предпринимательская способность как фактор Предпринимательская способность определяется как один из факторов производства, влияющих на характер и темпы экономического развития. Под предпринимательской способностью понимается способность человека (его знания и умения, моральные качества) эффективно использовать сочетание ресурсов (материальных, финансовых, людских и др.) для производства товаров и услуг, принимать грамотные, обоснованные выгодой управленческие решения, создавать новшества, идти на риск. В состав данного фактора следует включать, прежде всего, предпринимателей, к которым относятся, в первую очередь, владельцы компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих. Помимо собственно предпринимателей, т.е. непосредственных носителей предпринимательских способностей, в состав данного фактора следует включать всю предпринимательскую инфраструктуру страны, а именно действующие институты рыночной экономики: банки, биржи, страховые компании, консультативные фирмы. Наконец, к данному фактору, несомненно, относятся предпринимательская этика и культура, а также предпринимательский дух общества. В целом предпринимательский фактор можно охарактеризовать как особый механизм реализации предпринимательских способностей людей, основанный на действующей модели рыночной экономики. Уникальность значения предпринимательской способности состоит в том, что именно благодаря этому фактору приходят во взаимодействие прочие экономические факторы – труд, капитал, земля. Инициатива, риск и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические факторы, стимулировать экономический рост. Как показывает опыт многих стран с рыночной экономикой, их экономические достижения, в том числе темпы экономического роста, инвестиционная активность, технологические нововведения, напрямую зависят от реализации предпринимательских способностей. Стоит отметить, что залогом успешной реализации предпринимательских способностей являются, прежде всего, сами предприниматели, их квалификация и уровень образования, способность брать на себя ответственность и инициативу, умение ориентироваться в высококонкурентной среде, а также их чувство социальной ответственности.
Предпринимательская способность как фактор производства имеет свою специфическую оплату – предпринимательский доход. В реальной хозяйственной жизни его трудно выделить, тем не менее, это не абстрактная экономическая категория. Предпринимательский доход – это та плата, которую получает предприниматель за свои организаторские способности по объединению и использованию экономических факторов, за риск убытков от их использования, за хозяйственные инициативы (инновации) и монопольную рыночную власть. В экономической теории предпринимательский доход делят на две части: нормальную и экономическую прибыль. К первой относят как бы гарантированный доход предпринимателя, плату за обычный рутинный труд по управлению предприятием; ко второй – плату за риск, инновации, монопольную власть, плату за тот управленческий труд, который ведет к достижению уровня прибыли выше минимально допустимого. Экономическая прибыль возможна тогда, когда в условиях неопределенности (а будущее всегда неопределенно) предприниматель пошел на риск, например, на выпуск новых товаров, и этот риск оказался оправданным. Эта часть прибыли выступает как компенсация предпринимателю за его прозорливость: при введении предпринимателем технологических, организационных и других новшеств (инноваций) он получает за них компенсацию, а также зачастую прибыль является следствием недостаточной конкуренции или даже монополии, которые являются результатом продуманной деятельности предпринимателя на рынке. Понятно, что величина предпринимательского дохода колеблется, прежде всего, за счет второй составляющей, т.е. экономической прибыли.
Если деятельность предпринимателя в отрасли приводит к отрицательной экономической прибыли (т.е. к недополучению даже нормальной прибыли), он должен решить вопрос, оставаться ли ему в отрасли (если предприниматель не рассчитывает на улучшение финансового положения в будущем) или переключиться на другой род деятельности. Однако предприниматель, получающий нулевую экономическую прибыль, из дела может не выходить, так как нулевая экономическая прибыль означает, что он все-таки получает нормальную прибыль. Конечно, предпринимателю хотелось бы иметь положительную экономическую прибыль, т.е. то, что стимулирует его к развитию и коммерциализации новых идей. Но на конкурентном рынке, как известно, экономическая прибыль тяготеет к нулю. Эта тенденция означает не то, что предприниматель в отрасли работает неэффективно, а то, что сама отрасль является конкурентной. Отрасли с положительной экономической прибылью привлекают предпринимателей из других менее прибыльных отраслей, вследствие чего экономическая прибыль перераспределяется на вновь прибывших субъектов и стабилизируется на уровне нулевой экономической прибыли. Как видно, экономическая прибыль имеет временный характер, если речь не идет о рынках с искусственно поддерживаемой неконкурентной средой.
Экономическая прибыль как элемент предпринимательского дохода выполняет ряд функций: · во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предпринимателя. Получение экономической прибыли означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью. Экономическая прибыль дает оценку деятельности предпринимателя; · во-вторых, обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что она является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов. Поэтому предприниматель заинтересован в получении максимальной экономической прибыли, так как это является основой для расширения, научно-технического развития деятельности; · в-третьих, что немаловажно, она является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней. 8.7. Источники экономической прибыли. Роль фактора Источниками экономической прибыли являются: неопределенность и риски; неопределенность и инновации; монопольная власть. Первый источник экономической прибыли выражается в том, что в условиях рыночной экономики, для которой характерна экономическая свобода субъектов, любому виду предпринимательской деятельности свойственны неопределенность и риски. Имеется в виду неопределенность в оценке рыночной ситуации (обладание предпринимателем неполной или недостаточной информацией о состоянии внешней среды и возможных ее изменениях) и риски – возможности неблагоприятного (необязательно ожидаемого) исхода действия, предпринятого в условиях неопределенности. В условиях неопределенности и рисков стоимость реализованного продукта крайне редко равна общим факторным затратам (явным и неявным) на его создание (даже при конкурентной среде). Это дает начало создания экономической прибыли. Выделяют два класса собственников факторов производства. Во-первых, те, размеры вознаграждения которых за предоставление фактора (труд, земля, капитал) в пользование устанавливаются до определения рыночных результатов производства и получают доход в соответствии с договором (заработная плата, рента, процент). Во-вторых, те, размеры вознаграждения которых за использование фактора (предпринимательские способности) зависят от рыночных результатов производства, и получают недоговорные или остаточные доходы (прибыль). Если бы все выплаты за использование факторов производства действительно были функцией результатов проведенных операций, то не образовалось бы никакой экономической прибыли. Однако на практике соглашения о выплатах включают неизменные обязательства. Следовательно, если принять во внимание защитную стратегию, обязательства даются на основе неких субъективных распределений вероятности. Разность между ожидаемыми результатами, установленными на основе тех условий, на которых контракты вступили в силу, и результатами, полученными в действительности, является мерой экономической прибыли.
Второй источник экономической прибыли выражается в том, что неопределенность и инновация тесно связаны между собой. Новатор своими действиями вводит неопределенность. Совершенно очевидно, что отказ от испытанного и знакомого в пользу нового создает ситуацию, когда лицо, принимающее решение, обладает неполной информацией (неопределенность, риск), а это один из факторов возможности экономической прибыли. Однако и сами по себе инновации способны быть источником экономической прибыли. Инновация – это акт изменения функции производства или полезности. Она включает производство новой продукции, изменение технологического прогресса, совершенствование методов производства и т.п. Без инноваций экономика придет в устойчивое состояние, т.е. в движение по кругу (если не вмешаются экзогенные силы). Однако благодаря инновациям возникает следующая спираль развития экономики. Предприниматель реализует некую инновацию, что позволяет ему на время стать лидером в отрасли, а значит, временно сконцентрировать в своих руках рыночную власть. В результате этого он получает экономическую прибыль. Вследствие подражания новатору другими предпринимателями его рыночная власть слабеет, и прибыль в последующем аннулируется. Следовательно, для предпринимателя, вводящего инновации, единственным путем получения постоянной экономической прибыли являются непрерывные нововведения. Из сказанного видна огромная социальная значимость предпринимателя, осуществляющего нововведения. «Предприниматель – орудие прогресса». Экономическая прибыль – это награда за нововведения, что побуждает предпринимателя вводить инновации снова и снова, и таким путем он ведет общество к непрерывному прогрессу. Третий источник экономической прибыли выражается в том, что эффективная деятельность предпринимателя зачастую приводит к монополизации его положения в отрасли, что обеспечивает получение монополистической прибыли (составляющий элемент экономической прибыли). Существует ряд причин, позволяющих сконцентрировать предпринимателю рыночную власть в своих руках: первая причина – минимизация издержек производства и высокая эффективность, обусловленные экономией на масштабах производства; вторая причина – предприниматель может обладать контролем над некоторыми уникальными факторами и условиями производства (ограниченный доступ к природным ресурсам, технологические процессы, знания, защищенные патентом или содержащиеся в секрете и т.п.); третья причина – государственное ограничение притока предпринимателей в отрасль (монополии могут существовать в силу того, что они покупают или им предоставляют исключительное право на продажу некоего блага). Предприниматель, монополизировавший отрасль по той или иной причине, концентрирует в своих руках рыночную власть, что позволяет ему устанавливать оптимальный для него уровень цен, максимизирующий получение монополистической (экономической) прибыли, ограничиваясь при этом исключительно эластичностью спроса по цене. Источником образования дополнительной монопольной прибыли (следовательно, и экономической прибыли) служит ценовая дискриминация – политика назначения разных цен на продукцию одинакового качества, для различных категорий потребителей (по доходам, по территориям проживания и т.п.) на основе разницы в эластичности их спроса. Политика ценовой дискриминации может также реализоваться через нелинейное ценообразование, когда сумма, которую платит клиент, не является прямо пропорциональной величине его покупки. Скидки в зависимости от количества покупаемой продукции являются наиболее типичными примерами нелинейного ценообразования. Основные выводы 1. Термин «капитал» в экономической теории имеет, как минимум, два значения. Во-первых, под ним понимаются определенные средства, применяемые в производственном процессе. В данном случае «капитал» – это фактор производства, т.е. «реальный капитал», выступающий в виде зданий, сооружений, станков и других материальных и нематериальных факторов производства длительного пользования. Затраты на капитальные блага осуществляются за счет привлеченных средств под определенный процент. В этом случае капитал выступает в денежной форме. Продажа и приобретение заемных фондов осуществляется на финансовом рынке. На нем субъекты экономики, которые сберегают определенную долю своего дохода, предоставляют эти средства взаймы инвесторам, осуществляющим приобретение капитальных благ. В качестве сберегателей выступают, как правило, домохозяйства. Несмотря на то что и фирмы могут предоставлять свои денежные фонды взаймы, а домохозяйства не только сберегают, но и нередко осуществляют покупки за счет кредита; в целом производственные предприятия выступают в качестве чистых заемщиков, а домохозяйства – чистых кредиторов. 2. Трансформация сбережений в инвестиции может осуществляться по двум каналам: 1) по прямому, т.е. через фондовый рынок, на котором заемщики продают, а кредиторы покупают акции или облигации; 2) через финансовых посредников, основными из которых являются банки. Последние привлекают средства сберегателей в виде депозитов и предоставляют их заемщикам в качестве кредитов. 3. Банки по сравнению с рынком ценных бумаг, обладают тем преимуществом, что они консолидируют депозиты в один общий заемный фонд, который затем распределяется на множество кредитов, существенно различающихся по суммам, срокам, целевым направлениям, а также процентным ставкам (последние будут тем выше, чем выше банк оценивает риск невозврата кредита). Кроме того, они обладают существенными организационными и информационными ресурсами для анализа инвестиционных проектов, контроля за их реализацией. Все это объясняет, почему банки играют наиболее значительную роль в трансформации сбережений в инвестиции. Даже в США, где роль банковской системы относительно невелика (по сравнению, например, с Германией и Японией), доля фондового рынка во всех источниках внешнего финансирования предприятий составляет менее трети (в Германии – около 10%, в Японии – около 15%). Ведущее место в этих и других странах принадлежит банковской системе. Это же относится и к Республике Беларусь. 4. Инструменты фондового рынка включают первичные (акции, облигации, краткосрочные долговые обязательства) и вторичные, которые возникают на основе первичных (это фьючерсы, опционы, варранты и др.). Акция – это ценная бумага, удостоверяющая право на определенную часть собственности, по которой выплачиваются дивиденды. Облигация – это срочное долговое обязательство, по которому выплачивается определенный процент. Вторичные инструменты (деривативы) – это контракты, определяющие условия будущей покупки или продажи первичных инструментов. Следует подчеркнуть, что только операции на первичном рынке, т.е. рынке, где осуществляется покупка и продажа вновь выпущенных ценных бумаг, обеспечивают трансформацию инвестиций в сбережения. На вторичном рынке, где осуществляются операции с ранее выпущенными ценными бумагами, происходит лишь перераспределение активов. 5. Норма процента по заемным фондам представляет собой своеобразную «цену времени», т.е. плату (кредитору) за отказ от сегодняшнего потребления, и за возможность осуществления существенных расходов, минуя потерю времени на осуществление накоплений за счет собственных средств (для заемщика). Процентные ставки делятся на номинальные и реальные. Последние – это номинальные, скорректированные на темп инфляции. Поскольку он точно заранее не известен, иногда реальные процентные ставки определяются как номинальные, скорректированные на темп ожидаемой инфляции. 6. В связи с тем что инвестиции относятся к области долгосрочных решений и прибыль от них получается в течение длительного времени, возникает проблема сопоставления разновременных стоимостных величин. Она решается с помощью дисконтирования, которое заключается в приведении прибылей и затрат к базовому периоду. Как правило, при этом используется реальная норма процента. Рост процентных ставок, при прочих равных условиях, ведет к снижению чистой дисконтированной стоимости инвестиций и снижению спроса на них. 7. Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – сегмент финансового рынка (наряду с рынками ссудного капитала, валютным, страховым и рынком золота), в рамках которого обращаются специфические финансовые инструменты – ценные бумаги. Рынок ценных бумаг с сопутствующей ему системой финансовых институтов – это та сфера, в которой реализуются отношения собственности, формируются финансовые источники экономического роста, концентрируются и распределяются инвестиционные ресурсы. Повысить долю производственных инвестиций невозможно без использования потенциальных возможностей рынка ценных бумаг. 8. Акции – ценные бумаги, аккумулирующие совокупность прав: на получение текущего дохода в виде дивиденда, на участие в управлении делами компании и на получение доли капитала компании (в случае ликвидации). 9. Облигации –ценные бумаги, инструменты долгового финансирования, наделяющие инвесторов двумя основными видами прав: право на возврат вложенного капитала по истечении оговоренного срока и право на получение текущего дохода в виде процента либо дисконта. 10. Кроме труда и капитала, к факторам производства следует отнести предпринимательство, которое заключается в поиске и внедрении новых технологических и организационных форм производственных и сбытовых процессов, обеспечивающих их высокую эффективность. Предпринимательская способность как фактор производства имеет свою специфическую оплату – предпринимательский доход. В свою очередь, предпринимательский доход – это та плата, которую получает предприниматель за свои организаторские способности по объединению и использованию экономических факторов, за риск убытков от их использования, за хозяйственные инициативы (инновации) и монопольную рыночную власть. В экономической теории предпринимательский доход делят на две части: нормальную и экономическую прибыль. К первой относят как бы гарантированный доход предпринимателя, плату за обычный рутинный труд по управлению предприятием; ко второй – плату за риск, инновации, монопольную власть, плату за тот управленческий труд, который ведет к достижению уровня прибыли выше минимально допустимого. Основные понятия Акция Амортизация Валовые инвестиции Дисконтирование Инвестиции Капитальные блага Моральный и физический износ Норма процента Облигация Оборотный капитал Основной капитал Предприниматель Предпринимательский доход Реальные и номинальные процентные ставки Риск Чистая приведенная стоимость Чистые инвестиции Вопросы для самопроверки 1. Что такое капитал как фактор производства? 2. Что такое «денежный капитал»? Кто является его «поставщиком»? Чем определяется его предложение? 3. Что такое норма процента? Какие виды процентных ставок вы знаете? 4. Назовите и опишите основные инструменты и сегменты рынка ценных бумаг. 5. В чем заключается функция предпринимательства как фактора производства? В чем экономический смысл «предпринимательского дохода». Задачи и тесты 1. Реальная процентная ставка – это (да или нет?): 1) доля процентных платежей, которую фактически получает кредитор; 2) номинальная процентная ставка, скорректированная на темп фактической инфляции; 3) номинальная процентная ставка, скорректированная на темп ожидаемой инфляции; 4) максимальный уровень процентной ставки, который заемщик реально способен оплатить; 5) верны ответы (2) и (3); 6) верны ответы (1) и (4). 2. Дисконтирование применяется для (да или нет?): 1) приведения разновременных стоимостных величин к одному времени; 2) очищения разновременных стоимостных величин от влияния инфляции; 3) принятия инвестиционных решений; 4) оценки инвестиционных проектов; 5) сопоставления различных процентных ставок. 3. Используя данные вставки «Влияние нормы процента на NPV», определите NPV проектов, принимая уровень реальной процентной ставки, равный 12% годовых, и NPV проектов, при условии, что номинальная ставка составляет 16% годовых, а темп ожидаемой годовой инфляции – 5%. Литература 1. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М.: ИНФРА-М, 2000. 2. Кац М., Роузен Х. Микроэкономика. – Мн.: Новое знание, 2004. 3. Курс экономической теории / Под ред. А.В. Сидоровича. – М., 2000. 4. Тихонов А.О. Деньги, денежно-кредитная политика и экономическая трансформация. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. 5. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. – СПб., 1992. Глава 9. РЫНОК ЗЕМЛИ Земля наряду с другими факторами участвует в процессе производства. Как и любой другой фактор производства, земля порождает определенный доход – ренту. Без анализа земельных и, в частности, рентных отношений невозможно понять ценообразование как на сельскохозяйственную продукцию, так и в строительстве и в ряде других отраслей, связанных с использованием земельных участков. 9.1. Земля как фактор производства. Ограниченность земли. В сельском хозяйстве, строительстве и ряде других отраслей важную роль играет специфический фактор производства – земля. От других факторов производства – капитала и труда, – земля отличается тем, что она не является продуктом человеческого труда, а потому и не может быть воспроизведена. Количество земли ограничено и не может быть увеличено по желанию людей, в то время как машины, программные продукты и другие факторы производства можно воспроизводить во все возрастающих масштабах. Таким образом, земля рассматривается как ресурс с совершенно неэластичным предложением. Современные западные экономисты (например, М. Блауг), как правило, стараются не выделять землю, включая в нее и другие природные ресурсы (воду, полезные ископаемые, леса и др.) в качестве специфического фактора производства. Они аргументируют свою позицию следующим образом: природные ресурсы не отличаются от других капитальных благ, так как освоенные территории – такой же продукт прошлого труда, как и машины. Землю следует рассматривать как особый ресурс. Интерпретировать его можно как «капитальное благо с относительно неэластичным предложением» (рис. 9.1).
Спрос на землю подразделяют на сельскохозяйственный (для производства сельскохозяйственной продукции) и несельскохозяйственный (под застройку жилья, добычу полезных ископаемых и т.п.). Как правило, несельскохозяйсвенный спрос на землю является более эластичным, так как с незначительным падением цен на такого рода участки земли (особенно вблизи больших городов) увеличивается спрос на нее для застройки зданий и сооружений (рис. 9.2). Ограничено не только количество земли, но и количество земель разного качества. Например, из всей территории нашей страны мы располагаем определенным количеством гектар высоко плодородной земли, определенным количеством гектар среднеплодородной и некоторым количеством малоплодородной земли. В данном случае речь идет о естественном плодородии почвы. Естественное плодородие почвы базируется на использовании полезных свойств верхнего слоя земли – почвы. Иначе говоря, это есть природное благо, удовлетворяющие потребности растений в питательных веществах, влаге, воздухе, биотической и физико-химической среде. Плодородие почвы обеспечивает урожай сельскохозяйственных культур, а также биологическую продуктивность дикой растительности. Искусственное плодородие почвы является результатом агротехнической деятельности человека, обеспечивающей повышение культуры земледелия, и осуществляется на основе дополнительных инвестиций в земледелие. Оно формируется как прибавка к естественному плодородию в результате обработки почвы, внесения в нее удобрений, мелиорации и других мер. Экономическое плодородие представляет собой единство естественного и искусственного плодородия. Реализуется оно в виде урожая. Экономическое плодородие зависит не столько от собственно плодородия почвы, сколько от условий ведения земледелия, уровня развития науки и техники. Конечно, с течением времени люди могут осушать земельные участки, проводить ирригационные работы, применять различные агротехнические мероприятия, повышая таким образом плодородие. Тем не менее, в каждый данный период времени количество земель каждого вида остается ограниченным. Ограниченность земли, так же, как и любого другого ресурса, ведет к монополии. Но в данном случае это своеобразная монополия хозяйства на земле. Это означает, что каждый земельный участок как объект хозяйства монополизирован определенным собственником, который не допустит приложения к этой земле чьего-нибудь капитала без его согласия, что и является причиной возникновения земельной ренты и, соответственно, обусловливает своеобразное ценообразование в сельском хозяйстве. 9.2. Земельная рента как цена за использование земли. Экономической рентой называются платежи владельцу фактора производства, превышающие его альтернативную стоимость. В качестве объекта купли-продажи земельные участки имеют определенные цены. Но цена земли – явление своеобразное, существенно отличающееся от цен обыкновенных товаров. Покупка земли есть, по сути, покупка права на получение земельной ренты. Поэтому цена земли возникает на основе земельной ренты, т.е. земля потому и приобретает цену, что она приносит ренту, а величина этой цены определяется величиной ренты: чем большую ренту дает земельный участок, тем больше денег будут платить за него покупатели, следовательно, тем выше цена земли. Это первый фактор, определяющий цену земли. Вторым фактором, влияющим на цену земли, является текущая рыночная ставка ссудного процента. Это объясняется тем, что в определенном отношении земельная рента подобна ссудному проценту: и земельная рента, и ссудный процент есть факторные доходы. Поэтому покупатель земли всегда будет сравнивать ренту, которую он рассчитывает получать, купив землю, со ссудным процентом, который он может получить, поместив деньги в виде вклада в банк. Владелец денег предпочтет положить деньги в банк, а не купить земельный участок, если эта земля дает ему меньший доход в виде ренты, чем тот ссудный процент, который он получит на свой вклад. И наоборот, владелец денежного капитала предпочтет употребить его на покупку земли, если последняя принесет ему больший доход в виде ренты, чем ссудный процент, который он получил бы, поместив этот капитал в банк. В результате цена земли в среднем устанавливается на таком уровне, что рента по отношению к ней равняется норме ссудного процента. Иначе говоря, цена земли равняется такой сумме денег, которая, будучи отдана в ссуду, ежегодно приносит доход, равновеликий ренте, получаемый с этой земли. Предположим, Вам предлагают купить земельный участок за 10 млн руб. Ежегодная рента с данного участка – 1 млн руб. Текущая рыночная ставка ссудного процента – 12%. Для того чтобы выяснить, выгодна данная покупка или нет, проведем следующий анализ. Если Вы положите 10 млн руб. в банк, то через год получите 1 млн 200 тыс. руб. дохода. Если же купите земельный участок, то через год получите ренту в 1 млн. руб. Следовательно, данная сделка Вам не выгодна. Для того чтобы сделка стала выгодной, необходимо цену земли понизить, составив при этом следующую пропорцию: Рl: 100 = 1 млн руб.: 12 (9.1) где Рl – цена земли. Тогда Рl = 8 млн 333 тыс. 333 руб. По сути, земля есть дисконтированная стоимость будущей земельной ренты. Чем больше рента от услуг земли, тем выше цена земли. Если Rj – сумма годовой ренты в j -м году, а i – текущая рыночная ставка ссудного процента, то тогда цена земли (Рl) равна: . (9.2) Покупая землю, мы предполагаем, что срок пользования землей бесконечен. Следовательно, j стремится к бесконечности. Величина становится все меньше и меньше с возрастанием j, и количество, добавляемое к сумме, постепенно стремится к 0, по мере того как j приближается к бесконечности. Таким образом, сумма в нашем уравнении достигает предела, когда Rj будет одинакова за каждый год. Соответственно, формула приобретает следующий вид: , (9.3) где Pl – цена земли; R – годовая рента; i – текущая рыночная ставка ссудного процента. В данном случае, мы предполагаем, что покупатель участка земли и фермер – одно и то же лицо. Иначе говоря, собственник земли является фермером, хозяйствующим на данной земле. Соответственно, он как собственник земли и присваивает ренту. Как отмечалось выше, количество земли ограничено, и результат – предложение участков земли неэластично. Рента вообще означает не просто доход от фактора производства, в данном случае земли, а доход от любого фактора производства, предложение которого неэластично. Следовательно, в соответствии с таким определением ренты неоклассической школой она может быть не только в сельcком хозяйстве, но и везде, где ресурс (фактор производства) неэластичен. Например, в условиях любой естественной монополии, будь то талант драматического актера, голос выдающегося певца, уникальная коллекция, добыча нефти и т.п. Следует различать ренту и арендную плату. Хотя неоклассики рассматривают эти понятия как идентичные. На самом деле арендная плата – это плата за пользование фактором производства (в нашем случае землей), которая состоит из ренты и других платежей (за пользование находящимися на данном участке постройками, насаждениями, дорогами и т.д.). В аренду земля, как правило, сдается на определенный срок. Величина данного срока есть предмет спора между арендодателем и арендатором, ибо последний стремится увеличить срок, чтобы, сделав капиталовложения в участок, получать дополнительную ренту. Собственник же пытается сократить этот срок. Чем короче срок, тем скорее можно пересмотреть арендную плату в сторону повышения. 9.3. Разнокачественность земельных участков Как отмечалось выше, существуют разнокачественные участки земли. Условно их можно разделить на худшие, средние и лучшие. Дифференциальная рента I по плодородию. Предположим, что на трех участках различной по плодородию земли затрачен одинаковый капитал по 100 млн руб. на гектар. Причем на худших участках земли (А) урожай зерновых составил 30 ц с гектара, на средних (В) – 40 ц, на лучших (С) – 50 ц. При норме прибыли в сельском хозяйстве, равной, например, 20%, цена производства на каждом из этих участков будет равна 120 млн руб. (100 + 20= 120). Так как урожайность на каждом из этих участков разная, то, соответственно и индивидуальная цена 1 ц будет разная. На участке А – 120/30 = 4 млн руб.; на участке В – 120/40 = 3 млн руб.; на участке С – 120/50 = 2,4 млн руб. Но поскольку количество всех этих земель ограничено и существует монополия на землю как на объект ведения хозяйства, рыночная цена 1 ц будет регулироваться ценой производства на худших землях. В нашем случае это индивидуальная цена производства участка А, равная 4 млн руб. Поскольку все зерновые, независимо от того, на какой земле они произведены, продаются по рыночной цене, то предприниматель, ведущий хозяйство на участке А, выручит от продажи зерновых 4 млн руб. × 30 = 120 млн руб.; на участке В – 4млн руб. × 40 = 160 млн руб.; на участке С – 4 млн руб. × 50 = 200 млн руб. Таким образом, предприниматель, ведущий хозяйство на участке А и продавший свою продукцию за 120 млн руб., только покроет свои затраты и получит прибыль среднюю в отрасли – 20 млн руб. На участке В образуется добавочная прибыль в размере 160 млн руб. – 120 млн руб. = 40 млн руб. На участке С,соответственно, 200 млн руб. – 120 млн руб. = 80 млн руб. Эта добавочная прибыль превращается в дифференциальную ренту и присваивается собственниками данных участков земли – средних и лучших. Изобразим данный пример в виде табл. 9.1. Таблица 9.1
|