Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Судебники 1497 и 1550 гг источники рус. права: история принятия, общая х-ка, зн-ие в развитии рус. права. Стоглав 1551 г. как ист-к рус. права




Судебник 1497 года.

Рукопись Судебника 1497 года в единственном списке была обнаружена и опубликована в ХIХ веке. Он внес единообразие в судебную практику Русского государства. Судебник имел и другую цель - закрепить новые общественные порядки, в частности выдвижение мелких и средних феодалов - дворян и детей боярских. В угоду этим социальным группам он внес новые ограничения в судебную деятельность кормленщиков, а главное - положил начало всеобщему закрепощению крестьян.

Источники Судебника: РП, ПСГ, текущее законодательство московских князей (Белозерская, духовные, таможенные, судные грамоты), местное законодательство (земские и губные грамоты), церковное законодательство; Но он не просто обобщил накопившийся правовой материал. Почти половина статей было написано заново (26 статей), а старые нормы часто в корне переработаны.

Судебник 1497 года был исправлен и переработан Василием III, но он до нас не дошел.

Судебник 1497 года является первым Кодексом русского централизованного государства:

1.определил систему суда и администрации всего государства;

2.установил надзор со стороны высших органов над местными административно-судебными органами.

3.способствовал борьбе против феодального произвола, подрывавшем устои нового строя

4.усилил эксплуатацию крестьян (ст.57) положила начало юридическому оформлению крепостного права, установив один срок в году для выхода крестьян (Юрьев День).

5.закрепил политический статус дворянства, заинтересованного в установлении крепостного строя.

6.способствовал централизации государства

Судебник 1497 года содержал главным образом нормы уголовного и уголовно-процессуального права (главная задача кодекса состояла в унификации судебной деятельности и централизации суда в едином государстве). Хотя он знаменует собой новый шаг в развитии права, но некоторые вопросы в нем регламентировались менее полно, чем в РП, это относится особенно к обязательственному праву => =>Судебник не целиком заменил предшествующее законодательство. Некоторые нормы РП, очевидно, продолжали действовать наряду с Судебником.

Рукопись Судебника не имеет постатейной нумерации, ее текст подразделяется с помощью киноварных заголовков на 36 разделов, внутри которых имеются более мелкие подразделения.

1. постановления о суде центральном, статьи 1-36;

2. постановления о суде местном, статьи 37-45;

3. материальное право, статьи 46-66;

4. дополнительные статьи 67-68.

Считается, что составителем Судебника был дьяк Владимир Гусев. Если это так, то на Руси существовали квалифицированные юристы, способные проделать масштабную кодификационную работу. Юридический уровень Судебника был достаточно высоким для того времени.

Судебник 1550 года.

Судебник 1550 года получил название Царского, он представлял собой новую редакцию Судебника 1497 года. В нем были отражены изменения в российском законодательстве за прошедшие полвека. Судебник был утвержден во время масштабных реформ Ивана IV и служил правовой основой их проведения в разгар реформаторской деятельности 50-х годов XVI века.

Он состоит из 100 статей и по разнообразию регулируемых ситуаций и богатству правовых институтов значительно превосходит Судебник 1497 года. Подробнее и обстоятельнее представлены в нем отношения дворянства и крестьян. Есть основания считать, что кодекс обсуждался представителями сословий. Вне сомнений он был направлен на достижение общегосударственной стабильности после сословных столкновений в малолетство Ивана IV. Значение правовых принципов, закрепленных в нем, было настолько велико, что царь в момент учреждения опричнины (1565 год) добивался разрешения не принимать их во внимание, желая развязать себе руки при переходе к опричному террору.

Источники: нормы церковного права (Мерило Праведное, Правосудие Митрополичье), Стоглав 1551 года – собрание постановлений Церковного собора, а также некоторые нормы гражданского, семейного, уголовного права, относился. Также источниками были источники Судебника 1497 года.

Наиболее важными изменениями Судебника 1550 года были:

1.Запрет выдачи тарханных грамот и указание на отзыв уже выданных (ст. 43)

2.Провозглашение принципа «закон не имеет обратной силы», выраженного в предписании впредь все дела судить по новому Судебнику (ст.97).

3.Обозначена процедура дополнения Судебника новыми материалами.

4.Установление строгих уголовных наказаний судьям за злоупотребления властью и неправильные приговоры (Судебник 1497 года говорил об этом не внятно)

5.Подробная регламентация деятельности выборных старост, целовальников в суде, наместников, «судных мужей» в процессе (ст. 62, 68-76).

6.Тюремное наказание. 7. Новый состав преступлений (подлог судебных актов, мошенничество). 8.Новые гражданско-правовые институты (подробно разработан вопрос о праве выкупа вотчины, уточнен порядок обращения в холопы – ст.76, 85). 9.Увеличение платы за «пожилое». 10.Осложнение «выхода» крестьян. 11.Установление более сурового наказания за преступление против феодального порядка. 12.В нем более ярко выражено право - привилегия господствующего класса.

СТОГЛАВ 1551 Г.

Стоглав — сборник решений Стоглавого собора 1551 года; состоит из 100 глав. Название утвердилось с конца XVI века: сам текст памятника содержит др. названия: соборное уложение, царское и святительское уложение.

Сборник затрагивает религиозно-церковные, а также государственно-экономич. вопросы (споры о церковном землевладении); содержит разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным правом.

Уложение Собора 1551 г. затронуло главные стороны церковной жизни; в нем были собраны и систематизированы все нормы действующего права Русской церкви. Исходным материалом, кроме канонических источников, послужили Кормчие книги, Устав св. Владимира, постановления Собора 1503 г., послания митрополитов.

!!!!Стоглав зафиксировал порядок богослужения, принятый в Московском государстве: креститься двуперстием, произносить «Аллилуия» 2, а не три раза и т.п. - > это продержалось до реформы Никона, (1652) когда он вновь вернул трехперстное крестное знамение и т.д.

Позже, на Большом Московском церковном соборе 1667 положения Стоглавого собора были признаны ошибочными, а сама подлинность Стоглава была подвергнута сомнению.

И только после находок современных ученых (Беляева) Стоглав стали рассматривать как уникальный памятник русского права XVI века, дающий представление об образе жизни общества того времени.

К началу XX века было известно не менее 100 списков рукописного Стоглава.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...