Правовое положение населения по ПСГ.
Псковское общество распадалось на 1. класс эксплуататоров — бояр, житьих людей, земцев, духовенство, купцов, с одной стороны, 2. класс эксплуатируемых трудящихся — черных, или молодших, людей, смердов и холопов — с другой стороны. в ПСГ представителей господствующего класса наз-т «большими» людьми, а представителей трудящихся — «меньшими», или «молодшими».
1. Господствующий класс: 1)Светские Феодалы: а) Верхушка - крупные феодалы — бояре. Им принадлежала земля с населяющими ее феодально-зависимыми крестьянами. Бояре руководили деятельностью веча, «осподы», контролировали деятельность приглашенного князя и всех должностных лиц Пскова. Они организовали торгово-ремесленные предприятия и вели обширную внутреннюю и внешнюю торговлю. Бояре избирались на все наиболее значительные государственные должности — посадников, сотских, губских старост, воевод и др. Из бояр выбирались послы, направляемые в соседние государства. Бояре не платили каких-либо податей и те несли повинностей в пользу государства.. б)Средние феодалы назывались житьими людьми. в) Мелкие феодалы в Пскове – земцы. Они получали зем. владения и за это обязаны были нести военную службу. Эти земли земцы не имели права продавать, закладывать или дарить. Землей они владели до тех пор, пока несли Пскову военную службу. 2)Духовенство: оно владело вотчинами, эксплуатировало население, зависимое от монастыре. Также за счет верующих строились монастыри и церкви. Духовенство пользовалось большим влиянием на вече. Духовные лица часто направлялись в соседние государства в качестве послов. Им поручалось хранение государственной казны. Они освобождались от податей и повинностей.
Духовенство имело свое корпоративное устройство. Духовенство нескольких церквей объединялось при одной какой-либо церкви в так называемый собор. Духовенство собора избирало из своей среды двух церковных старост, управлявших делами своего собора. Духовенство обладало большими богатствами, кроме того духовные должности (наприм, Игумен и Священник) покупались и продавались => духовными лицами становились те, кто заплатил бо’льшую сумму=>тесная связь м/д светскими и духовными феодалами. 3) Купечество - Купцы не только занимались торговлей, но и владели большими землями. Они объединялись в ряды, или купеческие общины (суконщики, кожевники, мясники и т. д.), имевшие свое корпоративное устройство. На своих собраниях купцы решали вопросы, касавшиеся жизни ряда. Текущими делами ведали избираемые купцами старосты (рассматривали конфликты между членами своего ряда, хранили общественные суммы и представляли интересы своего ряда перед органами власти). Купцы имели свое купеческое вече, которое избирало двух старост. И функции были аналогичны функциям старост ряда.
2. Феодально-зависимое население: черные, или молодшие, люди, смерды, половники, или изорники, огородники, кочетники, холопы.
1) Черные (молодшие) люди – к ним относилась основная масса городского населения — мелкие ремесленники, мелкие торговцы и др. Они платили подати, несли повинности государству по строительству городских укреплений, церквей, строительству и ремонту дорог и мостов, а в военное время участвовали в ополчении. Но! Могли присутствовать на вече, но они не могли быть избранными на должн. лица. Черные люди объединялись в общины и на своих общинных собраниях избирали старост, ведавших делами общины. 2) Смерды составляли основную массу феодально-зависимого сельского населения Пскова. Смерды — это крестьяне, имевшие свое собственное хозяйство. Они платили подати и выполняли различные повинности государству. Постепенно их положение ухудшается (повышение р-ров повинностей и т.д.)
Смерды объединялись в сельские общины и судились общегосударственным судом. НО! в ПСГ нет упоминания о смердах, а есть «сябры» (крестьяне, члены общины). 3) Половники — это лишенные земли и средств производства крестьяне, получившие ссуду от феодалов и работавшие на земле последних. Они платили подати и несли различные повинности лишь в пользу своего феодала. Половниками они назывались потому, что за пользование землей должны были платить «исполу», т. е. половину дохода, полученного с земли. Половник мог жить на земле феодала до тех пор, пока это было угодно последнему. ----Правовое положение половников было значительно хуже, чем смердов. Половник мог уйти от своего феодала, только рассчитавшись с ним полностью, и при том один раз в году, в установленный законом срок — Филиппово заговенье (14 ноября). Уход половника без погашения задолженности феодалу рассматривался как бегство. В этом случае, а также в случае смерти половника феодал имел права в погашение долга продать его имущество. Родственники умершего не имели прав на наследство. ----Половники подлежали не общегосударственному суду, как смерды, а суду своих феодалов. Половники делились на изорников (половники, кот. селились на земле феодалов и занимались земледелием),огородников (обрабатывающие огороды феодалов)и кочетников (занимались рыболовством). 4) Холопы – холопство не получило большого распростр-ия в связи с развитием феодализма. ПСГ не упоминает о холопах, хотя в др. псковских ист-ках существуют упоминания о холопах => в XIV—XV вв. холопство во Пскове уже стало изживаться, и холопы ко времени издания Судной Грамоты уже не играли какой-либо существенной роли в хозяйственной жизни Пскова. !!!!!!!! Все категории феодальнозависимого седьмого населения Пскова не имели каких-либо политических прав.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|