Судоустройство и судопроизводство в Древнерус. г-ве: виды судов, подсудность, принципы и стадии процесса, доказательства.
В Древнерусском государстве суд не был отделен от администрации. Посадники и другие должностные лица, осуществлявшие правосудие, получали определенную часть вир и продаж, взимаемых при рассмотрении дел. Кроме того, они вознаграждались и сторонами - участниками процесса. Высшей судебной инстанцией был великий князь. 1. Первоначально существовал общинный суд - в нем упоминается в РП (как суд из 12 ч-к). 2. Княжеский суд - В Киевской Руси судебная функция являлась одной из главных обязанностей княжеской власти. Князь лично должен был осуществлять суд и отвечать за неправильные действия поставленных им для суда тиунов. 3. С ростом феодальных отношений зарождается и укрепляется Вотчинный суд (суд земельных собственников) –Крупные землевладельцы-бояре постепенно приобретают все большую независимость от князя, присваивая функции управления и суда. иммунитетные грамоты.. 4. Также осуществляют суд Посадники и волостели + местные суды – тиуны. В качестве вспомогательных суд-ых органов – мечник, детский отрок, ябедник, вирник. 5. Церковный суд: суд над всеми христианами по делам о преступлениях против религии и нравственности по всем делам, касающимся семейных отношений. а) против религии и нравственности: дела о святотатстве, об оскорблении религиозной святыни, о ересях, колдовстве (чародействе), идолослужении и т.д. Следует отметить, что если в Западной Европе в средние века велись бесконечные процессы по делам о ересях и колдовстве и в результате происходили бесчисленные казни «еретиков» и «колдунов», тогда как в Древней Руси случаи казни еретиков были совершенно исключительными, единичными фактами. б) по всем делам, касающимся семейных отношений: вопросы о законности брака, его расторжении, споры о столкновении между членами семьи и т.д.
Древнерусское право еще не знало четкого разграничения между уголовным и гражданским процессом, хотя некоторые процессуальные действия (гонение следа, свод) могли применяться только пол уголовным делам. Судебный процесс: носил обвинительно-состязательный характер. Дело начиналось по жалобе (иску) потерпевшей стороны. истец и ответчик обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным, значительную роль в системе доказательств играли «ордалии» («суд божий»), присяга и жребий. Процесс делился на три этапа (стадии). I стадия носила название заклич и состояла в обвинении о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества). Он производился в людном месте, «на торгу≫», где объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком (ст. 32, 34 ПП). II стадия процесса — свод (ст. 35—39 ПП) — похожа на очную ставку. Свод осуществлялся либо до заклича, либо в срок до истечения трех дней после него. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснение, где он приобрел эту вещь. Он и признавался Татем. Если свод выходил за пределы населенного пункта, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица. На него возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи, и ему предоставлялось право далее самому продолжать свод. III Гонение следа — заключалось в поиске доказательств и преступника (ст. 77 ПП). Т.к. в Др. Руси еще не было спец.розыскных органов и лиц гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы.
Система доказательств по РП состояла из: 1.свидетельских показаний («видоков» — очевидцев преступления и «послухов»— свидетелей доброй славы, поручителей); 2. вещественных доказательств («поличное»); 3. «ордалий» (испытания огнем, водой, железом); 4. присяги («рота»- словесная клятва и целование Креста.) 5. судебный поединок («поле»), но он не упоминался в РП. +В законе ничего не говорится о собственном признании и письменных доказательствах.
13. Регулирование брачно-семейных обязательств в древнерусском законодательстве. понимание славянами семьи и брака в Древнерусском государстве дает возможность называть семьей сложный союз супругов между собой и родителей с детьми. Для бытия семьи были необходимы оба союза. Считалось, что один союз - союз супругов, у которых не было детей, не выполнял функции семьи. Сведения о семейном укладе до принятия христианства весьма немногочисленны и отрывочны. Они свидетельствуют о наличии у различных племен в IX-X вв. моногамной семьи и полигамии. Семейные отношения в этот период регулировались обычным правом. В дохристианский период основными способами заключения брака являлись: 1. Похищение невесты женихом «умычка» - один из наиболее древних способов заключения брака. Он мог быть как действительным, так и формальным, мнимым. С течением времени сговор с невестой все чаще стал предшествовать ее уводу. Обряд похищения -«умыкания невесты у воды» - совершался на праздниках в честь богини «женитвы» Лады. Этот языческий обряд не исчез, и после принятия христианства: его следы можно обнаружить в свидетельствах о жизни зависимого населения вплоть до XV в. +++++++. При покупке невесты у ее родственников продажа совершалась отцом, матерью девушки, а также главой рода или родового союза. Плата за невесту была связана с процедурой ее похищения и являлась следствием примирения жениха-похитителя с родом невесты, в результате которого жених за невесту отдавал выкуп. Процесс покупки невесты уже в древние времена был достаточно сложным. В процедуре предварительного договора (запродажной сделки) выделялись этапы: 1) сватовства - осмотра предмета сделки (невесты) через посторонних; 2) рукобитья - заключения сделки родителями жениха или самим женихом, с одной стороны, и родителями невесть; - с другой. Содержание сделки - величина выкупа и срок совершение брака. Формы совершения сделки обычно словесная и символическая («рукобитье», «заручение»). Впоследствии они были дополнены религиозными формами, среди которых богомолье, литки, или пропоины (языческая жертва через возлияние). В плате за невесту различали действительную плату - вывод, или кладки, получаемую отцом невесты, и обрядовую - выкуп, получаемый братом невесты или ее подругами.
2. Самой распространенной формой заключения брака являлось приведение невесты ее родственниками в дом к жениху. В этом случае брак заключался в результате соглашения между родственниками невесты и женихом или его родственниками. Церемония брака сопровождалась особым обрядом: невесту приводили вечером в дом к жениху, и она разувала его. На следующий день после свадьбы родственники невесты приносили ее приданое. В более поздние периоды в летописях и актовых материалах свидетельств бытования обряда разувания женой мужа не обнаружено. В Христианский период в основе брака лежали некоторые принципы рим. брачного сем. права. Самому брака предшествовала церемония обручения. (Стороны давали друг-другу обещания) По рим. праву – давался задаток, в случае неисполнения обязательств задаток утрачивался(ст. отдавшая), а если брак не закл. по вине стороны, получившей задаток – они возвр. его в тройном р-ре. На Руси обручение сопровождалось Церковными обрядами. В частности: пением, чтением молитв и обменом колец. Венчание (накладывали венцы). Ограничение вступления в брак: 1) близкая степень родства или свойства (учитыв. близость и кровная, и духовная) 2) недостижение брачного возраста (по Эклоге (741) – М 15, Ж 13; по Прохирону – М 14 Ж 12. Для обручения MIN 15 лет). Признание брака недействительным и развод: В дохристианский период:1) по воле супруга; 2)расторгался по обоюдному согласию; 3) вообще не расторгался.
С принятием христианства: признание брака недействит. и развод являлось прерогативой Церкви. Условия для признания брака недействит: 1) близкая степень родства/свойства; 2) заключение брака в более раннем возрасте, чем это устан-но z-вом. 3) закл-ие брака без согласия брачующихся и их родителей. Развод: Рим. право допускало развод по обоюдному согласию, а также и по воле одного из супругов. Развод – не предмет суд. разбирательства, но! имели место неблагприятные последствия для супругов, наприм. штраф (виновная сторна) Основания для развода: 1) нарушение супруж. верности 2) неспособность к брачн. сожит-ву со стороны супруга, устан. после 3 лет совм. жизни. 3) болезнь проказа 4) покушение на жизнь супруга + по Прохирону – Жена: 1) безвестно отсутсвие супруга в теч 5 лет. 2) вступление обоих супругов в монашество 3) если жена знала о покушении на Князя и не сказала мужу 4) если жена без разрешения мужа пировала с посторонними мужчинами или мылась с ними в бане. 5) если Ж без разреш. М ночевала вне дома и не у сврих родителей 6) если посещала без разреш М театр. и конские пристанища + Муж: 1) если муж злоумышлял против г-ва или знал об этом, но не донес. 2) Если М торговал честью Ж 3) Если М не смог доказать обвинение Ж в прелюбодеянии 4) Если у М сущ-ла явная связь с посторонней Ж. Личные и имущ. права супругов: В Дохристианский период: +++++Личные отношения между супругами во многом зависели от формы заключения брака. При похищении невесты она становилась собственностью своего мужа. Поэтому в отношении женщины у мужа возникали права скорее вещного, чем личного характера. При покупке невесты, особенно при заключении брака с приданым, по соглашению между женихом и родственниками невесты возникали такие отношения, которые несколько ограничивали власть мужа и давали жене некоторые личные права. _____Власть мужа во всех случаях была велика. Но при этом на Руси, по-видимому, муж никогда по закону не имел права жизни и смерти в отношении своей жены. Хотя ее свободой распоряжаться мог, мог наказывать ее. С принятием Христианства: расшир. прав Ж; приданое оставалось за Ж. -----Отношения между родителями детьми в славянских семьях языческого периода строились на признании власти родителей над детьми. Но источники свидетельствуют, что родительская власть была «чужда строгой суровости»: при заключении браков собственная воля и желание детей не оставались без внимания, при решении различных жизненно важных вопросов детям предоставлялось право выбора, в межсемейных конфликтах родители и дети, объединенные взаимной обязанностью кровной мести, выступали как равноправные партнеры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|