Разгосударствление и приватизация в Республике Казахстан
В условиях переходной экономики происходят существенные изменения в отношениях собственности. Эти изменения связаны с процессами разгосударствления и приватизации. Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Оно идет по следующим направлениям: разгосударствление процессов присвоения; создание многообразных форм хозяйствования; формирование новых организационных структур. В тесной связи с разгосударствлением находится приватизация. Приватизация – это одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц. Приватизация государственных и муниципальных предприятий означает приобретение гражданами, акционерными обществами у государства и местных органов власти в собственность: - предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; - материальных и нематериальных активов предприятий; - долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ); - принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий. Всего мировой опыт насчитывает 22 различных способа частичной и полной передачи госсобственности и ее функций частному сектору. Процесс приватизации – длительный процесс. В Японии он осуществлялся 10 лет, в Западной Европе – 10-15 лет. В процессах разгосударствления и приватизации в РК за 10 лет можно выделить четыре этапа, для каждого из которых характерны свои цели и задачи. Начало этих процессов приходится на период становления Казахстана как суверенного государства.
I этап охватывает период 1991 – 1992 гг. Основным направлением приватизационного процесса на этом этапе являлось широкомасштабное реформирование государственной собственности в целях обеспечения условий перехода от централизованно-плановой к рыночной экономике, которое осуществлялось путем передачи предприятий в коллективную или акционерную собственность трудовым коллективам этих предприятий на льготных условиях и продажи объектов торговли и сферы услуг, в том числе за жилищные купоны. II этап охватывает период с 1993 г. по 1995 г. Данный этап осуществлялся в соответствии с «Национальной Программой разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993- 1995 годы», утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 5 марта 1993 года. Основной целью второго этапа приватизации являлось создание необходимых условий для перехода от централизованно-плановой к рыночной экономике на основе персонификации права собственности в процессе возвращения государством населению республики национального имущества путем безвозмездной и возмездной передачи производственных объектов и других материальных и нематериальных активов, принадлежащих государству. Программа второго этапа приватизации определила основные направления институциональных реформ: «малая приватизация», осуществляемая посредством аукционов и конкурсов малых предприятий торговли, коммунального хозяйства, бытового обслуживания; «массовая приватизация» средних предприятий, имеющих численность работающих от 200 до 5000 человек, в том числе за приватизационные инвестиционные купоны (ПИКи); приватизация по индивидуальным проектам крупных и уникальных имущественных комплексов (предприятий с численностью работающих 5000 человек).
«приватизация госсельхозпредприятий» (совхозов). III этап приватизации охватывал период с 1996 г. по 1998 г. и осуществлялся в соответствии с «Программой приватизации и реструктуризации государственной собственности в Республике Казахстан на 1996 –1998 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 февраля 1996 года № 246. Основной целью Программы III этапа являлось достижение и закрепление преобладания частного сектора в экономике Республики Казахстан путем завершения процесса приватизации. Третий этап включал приватизацию государственной собственности только за денежные средства и предполагал реализацию: государственного предприятия как имущественного комплекса; производственных и непроизводственных подразделений и структурных единиц предприятия как имущественного комплекса, приватизация которого не нарушает замкнутый технологический цикл; имущества предприятия, которое производится лишь в случае ликвидации государственного предприятия, исключительно на аукционе; акций и долей государства в уставных фондах хозяйственных товариществ, а также передачу в доверительное управление государственных пакетов акций и долей государства в АО и ТОО; секторных программ в: электроэнергетическом комплексе; нефтегазовом и нефтехимическом комплексе; металлургическом и горнорудном комплексе; транспортно-коммуникационном комплексе (наземный транспорт, воздушный транспорт, связь); агропромышленном комплексе; социальной сфере (здравоохранение, образование, культура, туризм и спорт). IV этап охватывал период с 1999 г. по 2000 г. и осуществлялся в соответствии с «Программой приватизации и повышения эффективности управления государственным имуществом на 1999 – 2000 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июня 1999 года № 683. Главными целями Программы IV этапа являлись совершенствование правовой основы приватизации и управления государственным имуществом; улучшение учета, повышение эффективности управления и обеспечение конкурсной и транспарентной приватизации государственного имущества. В соответствии с Программой:
осуществлена передача права владения и пользования государственными пакетами акций отраслевым министерствам и ведомствам; определены 10 ведущих предприятий как «голубые фишки», в которых государство оставило за собой долевое участие; проведено разделение государственного имущества на республиканское и коммунальное, что предполагает увеличение доходов местных бюджетов и проведение инвестиционной политики на местах, исходя из первоочередных задач регионов. За 1991 – 2000 годы в целом по республике Комитетом госимущества и приватизации и его областными подразделениями приватизировано более 34,5 тысяч объектов государственной собственности, в том числе 6,2 тысячи объектов в 1991 – 1992 годах за купоны и российские рубли; около 28 тысяч объектов приватизировано за 1993-2000 годы после ввода национальной валюты (тенге). На первом этапе было получено от приватизации – 4144 млн. рублей. За период с 1993 г. по 2000 г. в целом по республике от приватизации получено 215,4 млрд. тенге, в том числе от продажи акций акционерных обществ (АО) – свыше 90%. Контрольные вопросы. 1. Что означает категория «собственность»? 2. Что представляют собой отношения «присвоения-отчуждения?» 3. В чем сущность экономической теории прав собственности? 4. Что означает термин «право собственности»? 5. Значение и роль частной собственности в обеспечении экономической динамики общества? 6. Роль и значение государственной собственности в рыночной экономике? Список литературы. Курс экономической теории. Учебное пособие/Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой.-Киров: АСА, с.24-41, 210-230. Курс экономической теории. Учебное пособие/Под ред. А.В.Сидоровича.-М.: Изд-во «ДИС», 1997г., с.55-66. Макконнелл К., Брю С. Экономикс.-М. Республика, 1992г. – Т.1. с.36-38. Учебник по основам экономической теории. В.Д. Камаев, М.В.Семенов, Д.Е.Сорокин, Ф.Ф. Стерликов и др. -Владос: Изд-во МГТУ им.Н.Э. Баумана, 1996г., с.5-15, 17-19, 23-25. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. Учебник для студентов экономических специальностей вузов.-2-е изд-е. –М. Владос, 1996г., с. 52-57, 76-79. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. Учебное пособие для студентов неэкономических специальностей вузов.-М.: Экономика. Техлит. 1996г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|