Инфраструктура рынка. Трансакционные издержки.
Инфраструктура экономики в целом различается на: 1.производственную; 2.социально-бытовую; 3.рыночную. Производственная инфраструктура – это совокупность отраслей и подотраслей, основными функциями которых являются производственные услуги и обеспечение экономического оборота в народном хозяйстве. Они создают общие условия для размещения и успешного функционирования общественного производства. При этом различают внешние и общие условия. Внешние условия – это совокупность природно-климатических, географических и других условий, которые оказывают, главным образом, косвенное влияние на развитие общественного производства. Общие условия производства включают: транспорт всех видов, обслуживающий производство; средства связи, обслуживающие производство; материально-техническое снабжение и систему продвижения товаров; заготовку и сбыт сельскохозяйственной продукции; объекты электроэнергетики. Социально-бытовая инфраструктура – это совокупность отраслей и подотраслей, обеспечивающих материальные, культурно-бытовые условия для нормальной жизнедеятельности населения. Эта сфера производства услуг и духовных благ. Она представлена народным образованием, здравоохранением, физкультурой и спортом, культурой и искусством, розничной торговлей и общественным питанием, жилищно-коммунальным хозяйством, бытовым обслуживанием, пассажирским транспортом и связью по обслуживанию населения. Рыночная инфраструктура – это совокупность связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и обеспечивающих нормальный режим их работы, совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование объектов рыночной экономики и их единство в определенном реальном рыночном пространстве.
Элементы рыночной инфраструктуры: товарные и фондовые биржи; торговые дома; предприятия оптовой и розничной торговли; ярмарки и выставки; аукционы; посреднические структуры; торгово-промышленные палаты; таможенные учреждения; организации и учреждения, предоставляющие разного рода услуги. Понятие трансакционных издержек ввел американский экономист Р.Коуз. Д.Норт выделяет следующие основные типы трансакционных издержек: 1) издержки поиска информации – затраты времени и ресурсов на обнаружение подходящего контрагента и сбор информации о ценах, на формирование определенных ценовых ожиданий; 2) издержки ведения переговоров для определения условий обмена, типа контракта и оформления сделки; 3) издержки измерения и выявления качества, потери от ошибок, затраты на разработку системы стандартов и контроль над ней, затраты на охрану фирменных знаков и торговых марок; 4) издержки четкого определения и защиты прав собственности, издержки на поддержание в обществе консенсусной идеологии относительно справедливости существующего распределения прав собственности и прямая защита правового режима с помощью юридической системы; 5) потери от оппортунистического поведения. Функция рынка заключается в экономии трансакционных издержек. Главным преимуществом рынка, с точки зрения теории трансакционных издержек, выступает его тенденция к минимизации затрат каждого участника обмена на информацию. Если издержки на получение информации составляют основную часть всех трансакционных издержек, то высока вероятность того, что отношения между производителями и потребителями данного блага будут организованы в виде рынка. При этом сам абсолютный уровень издержек информации не должен быть слишком велик по сравнению с собственно производственными (трансформационными) издержками, в противном случае граница рынка окажется такой узкой, что количество продавцов и покупателей, между которыми может установиться связь, не превысит некоторого критического значения, необходимого для устойчивого функционирования рыночных отношений.
Виды рынка Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики Экономическая структура рынка определяется. · формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная); · структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов; · особенностями сферы товарного обращения; · уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства; · видами торговли, используемыми в стране. Рынки можно подразделить по следующим критериям: 1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений: • рынки материальных благ и услуг; • рынки средств производства; • рынки научно-технических разработок; • рынки ценных бумаг; • рынки рабочей силы 2. Рынки можно классифицировать по товарным группам: • рынки товаров производственного назначения; • рынки товаров народного потребления, продовольственных товаров; • рынки сырья и материалов и т.д. 3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки: • внутрирегиональные; • межрегиональные; •национальные; • международные (мировые). 4. По степени ограничения конкуренции различают: • монопольный; • олигопольный; • межотраслевые рынки. 5. По видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на: • рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации; • рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане; • рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами - непосредственные производители сельскохозяйственной продукции. 6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:
• легальные, официальные; • нелегальные «теневые», «черные» и т д. Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков: Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки: · товаров потребительского назначения - продовольственные и непродовольственные товары; · рынки услуг - бытовые, транспортные, коммунальные; · рынки жилья и зданий непроизводственного назначения. Рынки факторов производства. В их состав входят: · рынки недвижимости; · орудий труда; · сырья и материалов; · энергетических ресурсов; · полезных ископаемых. Финансовые рынки. Это: · рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки; · кредитные рынки; · рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варрантами, фьючерсными контрактами и др.; · валютно-денежные рынки. Рынки интеллектуального продукта - инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства. Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила используется в соответствии с законами рыночной экономики. В условиях рынка производство товаров связано с удовлетворением спроса отдельных групп потребителей. Сегмент рынка - это часть рынка; группа потребителей продуктов, предприятий, имеющих общие признаки. Сегментация рынка - это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования.
Контрольные вопросы. 1.Как связана проблема ограниченности ресурсов с возникновением и эволюцией рыночной системы? 2.Кто автор и в какой работе содержится идея принципа «невидимой» руки, направляющей экономические интересы участников процесса обмена товаров? 3.В чем, на ваш взгляд, выражается специфика экономического поведения участников рыночного обмена товаров? 4.Какие функции выполняет рынок? 5.Чего больше в рыночной экономике: хаоса или саморегулирования? 6.Какие функции выполняет рынок? 7.Какие основные виды рынков вы знаете?
8. Какова роль рыночных элементов: цены, конкуренции, спроса и предложения в регулировании рыночной экономики? Список литературы. Курс экономической теории. Учебное пособие/Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой.-Киров: АСА, с.24-41, 210-230. Курс экономической теории. Учебное пособие/Под ред. А.В.Сидоровича.-М.: Изд-во «ДИС», 1997г., с.55-66. Макконнелл К., Брю С. Экономикс.-М. Республика, 1992г. – Т.1. с.36-38. Учебник по основам экономической теории. В.Д. Камаев, М.В.Семенов, Д.Е.Сорокин, Ф.Ф. Стерликов и др. -Владос: Изд-во МГТУ им.Н.Э. Баумана, 1996г., с.5-15, 17-19, 23-25. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. Учебник для студентов экономических специальностей вузов.-2-е изд-е. –М. Владос, 1996г., с. 52-57, 76-79. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. Учебное пособие для студентов неэкономических специальностей вузов.-М.: Экономика. Техлит. 1996г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|