Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация и проведения формирующего этапа эксперимента




В процессе нашего исследования мы поставили перед собой задачи:

1) закрепить теоретические вопросы, являющиеся основой табличного умножения;

2) закрепить знания учащихся наиболее сложных случаев табличного умножения (6, 7, 8, 9);

6) продолжить работу по формированию навыков табличного умножения и деления.

В процессе нашей работы мы стремились находить такие приёмы, методы и способы организации деятельности учащихся, которые позволили бы устранить трудности, создав тем самым необходимые дидактические условия для эффективного формирования табличных навыков умножения и деления.

В исследования мы сформулировали такие условия:

более широкое использование наглядного материала,

использование разработанных нами различных упражнений и заданий,

выполнение воспроизводимой операции по образцу,

систематичное использование игровых и занимательных упражнений,

более широкое использование таблицы Пифагора.

применение различных приемов для запоминания.

В период формирующего этапа исследования нами проводились занятия, при проведении которых мы учитывали все условия для повышения качества вычислительных навыков.

При формировании навыков табличного умножения и соответствующих случаев деления мы использовали различные задания.

Игра демонстрируется при изучении любых случаев табличного умножения. Учитель вызывает к доске ученика, который будет выступать в роли учителя. Учитель выступает в роли ученика. «Учитель» показывает пример в столбике, а «ученик» - ответ в «домике», построенном «учителем» на доске. «Ученик» должен умышленно показать один неправильный ответ, чтобы создать ситуацию, когда «учитель» должен исправить «ученика», напомнить ему ответ.

Созданная игровая ситуация в упражнении №14 способствует раннему выявлению ошибок, не даёт им укрепиться в памяти детей. Кроме этого повышается ответственность у «учителей» за качество учёбы, вырабатывается желание помочь товарищу, воспитывается доброжелательное отношение детей друг к другу. Таким образом, все учащиеся проверяют друг друга, то есть выполняется взаимопроверка. Кроме этого, организуется самопроверка полученных знаний.

Нами предлагались разнообразные задания. Они носили продуктивный характер, т. к. учащиеся оказывались каждый раз при их выполнении в новых ситуациях. И с каждым новым упражнением у них повышался интерес, а результаты качества знаний - повышались, т.к. ответы были чаще безошибочны и давались в быстром темпе.


Заключение

 

Мы рассмотрели вопросы, связанные с возможностью формирования прочных знаний, умений и навыков табличного умножения и деления. В ходе написания работы нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическая, математическая и методическая литература.

Результаты анализа современных программ и учебников по математике для начальной школы позволили констатировать тот факт, что в процессе обучения младших школьников математике можно применять различные подходы при изучении данной темы.

Анализ результатов констатирующего эксперимента и проверочных работ показал, что знание табличных случаев умножения и деления учащимися начальных классов усвоены недостаточно прочно.

Установлено, что табличное умножение и деление учащимися начальной школы будет более эффективным при усвоении учащимися теоретических понятий и общих способов действий, конкретного смысла арифметических действий и приобретение опыта в соотнесении предметных, вербальных и схематических моделей, а также использование различных способов запоминания табличных случаев умножения и деления.

Положительное влияние на осознанное усвоение математического материала оказывает использование средств наглядности, различные приемы и методы обучения (демонстрация, объяснение, упражнение, наблюдение), а также систематическая и целенаправленная работа по использованию подобранного нами комплекса заданий.

Анализ результатов обучающего экспериментального обучения говорит о том, что знания умения и навыки учащиеся экспериментального класса значительно выше, чем в контрольном классе и значительно выше, чем результаты, полученные на констатирующем этапе. Больше половины класса написали работу без ошибок, дети этого класса владеют прочными знаниями табличных случаев умножения и деления. Учащиеся научились анализировать предметно-практические ситуации, выделять количественные характеристики, преодолевать трудности в словесном описании выполняемых действий.

Результаты нашего исследования показали, что эффективному усвоению табличных навыков умножения и деления способствовало: создание благоприятной психологической атмосферы в классе и способы организации деятельности учащихся, направленных на формирование самостоятельности у школьников в процессе выполнения учебных заданий, что предполагало совместное обсуждение различных подходов к выполнению того или иного задания. Ученики соревновались друг с другом в сообразительности, быстроте и правильности выполняемых заданий.

Следует отметить, что проведенное нами исследование не решает всех проблем обучения. Поэтому необходима дальнейшая работа по отработке навыков, так как прочное усвоение табличных случаев умножения и деления оказывает большое влияние на формирование у школьников всех вычислительных приемов и обеспечивает не только новый уровень усвоения, но дает существенный уровень в умственном развитии.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что задачи исследования выполнены, выдвинутая нами гипотеза подтверждена.

 


Литература

 

1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах. Под. ред. Моро М.И., Пышкало А.М. - М., 2005.

2. Алексеева А.В., Бокуть Е.Л., Сиделева Т.Н. Преподавание в начальных классах: Психолого-педагогическая практика. Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2003. - 208 с.

.   Аргинская И., Вороницына Е. Методические особенности изучения таблицы умножения в системе Занкова. (http://nsc.1september.ru/)

.   Аргинская И., Вороницына Е. Методические особенности формирования вычислительных навыков и умений. (http://nsc.1september.ru/)

.   Аргинская И. Особенности обучения младших школьников математике. (http://nsc.1september.ru/)

.   Артёмов А.К., Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах: Пособие для студентов факультета подготовки учителей начальных классов заочного отделения. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 224 с.

.   Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие для учащихся школьных отделений педагогических училищ. - М.: Просвещение, 2008. - 335 с.

.   Белошистая А.В. Обучение решению задач в начальной школе: книга для учителя. - М.: Русское слово, 2003. - 288 с.

.   Верегина В.Ф. Закрепление навыков табличного умножения и деления. Начальная школа №2, 2001.

.   Волкова С.И., Ордынкина И.С. Контрольные и проверочные работы по математике в начальной школе: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2011. - 192 с.

.   Давыдов В.В., Горбов С.Ф. Обучение математике. 3 класс. Методическое пособие для учителей начальной школы. - М., 2000.

.   Жикалкина Т.К., Бредихина Э.М. Математика 3 класс. Книга для учителя. 2-е издание. - М., 2000.

.   Занков Л.В. О начальном обучении. - М., 1983.

.   Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. - М., 1997.

.   Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика 3 класс». 3-е издание. - М., 1996.

.   Истомина Н.Б. Математика. 3 класс: Учебник для четырёхлетней начальной школы. - Смоленск: Ассоциация

.   Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2005. - 288 с.

.   Калинченко А.В., Шикова Р.Н. Методика изучения умножения и деления в начальных классах. Учебно-методическое пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: МПГИ, 2010. - 54 с.

.   Лагутина Е.В. Уроки математики. 3 класс (программа 1-4). - М.: Издат-Школа, 2008. - 160 с.

.   Молодцова Н.Г. Таблица умножения. (http://festival.1september.ru/2005)

.   Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В.

Математика: Учебник для 2 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 1. Второе издание. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2003. - 80 с.

.  Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник для 2 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 2. Второе издание. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2003. - 96 с.

23. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы. В 2 частях. Часть 1. Второе издание. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2001. - 112 с.

.   Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы. В 2 частях. Часть 2. Второе издание. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2001. - 112 с.

.   Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы. В 2 частях. Часть 1. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2000. - 104 с.

.   Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы. В 2 частях. Часть 2. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2000. - 140 с.

.   Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник для 1 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 1. Второе издание. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2002. - 112 с.

.   Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник для 1 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 2. Второе издание. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2002. - 96 с.

.   Моро М.И., Колягин Ю.М. и др. Математика // Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1-4). В двух частях. Часть 1./ Составители Т.В. Игнатьева, Л. А, Вохмянина. - М.: Просвещение, 2001. - С. 230-264

.   Овчинникова В.С. Методика обучения решению задач в начальной школе: Учебное пособие по курсу «Методика обучения математике» для студентов педагогических факультетов высших учебных заведений и колледжей. - М.: Мегатрон, 1998. - 67 с.

.   Петкевич И.В. Строим город умножения. Начальная школа №2. 1995.

.   Петько И.Н. Изучение таблицы умножения. Начальная школа №10. 1997.

.   Петько И.Н. Использование дополнительных технологий при обучении младших школьников табличному умножению. (http://festival.1september.ru/2006)

.   Поздеева Г.П. Как мы изучаем таблицу умножения // Начальная школа, - 2004. - №9

.   Степных В.А. Изучение табличного умножения и деления. Начальная школа №2. 1996

.   Савина Л.В. Усвоение таблицы умножения. Начальная школа №1.2006

.   Стойлова Л.П. Математика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 424 с.

.   Тихомирова Л.Ф. Математика в начальной школе: Развивающие игры, задания, упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 96 с.

.   Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 144 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...