Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)




1. Вопросы культурологии. URL: http://elibrary.ru/title_about.asp?id=11976

6 Культурология. - М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН. 2013-2008. URL: http://elibrary.ru/title_about.asp?id=2778

7 Вестник ТГУ. Сер. Культурология и искусствоведение. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1019015

8 Дискурс: коммуникативные стратегии культуры и образования. URL: http://elibrary.ru/title_profile.asp?id=25484

9 Культура и общество. URL: http://elibrary.ru/title_about.asp?id=8796

10 Обсерватория культуры. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=527877

11 Общество: философия, история, культура. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1011025

12 Проблемы истории, филологии, культуры. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1117362

13 Личность. Культура. Общество. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=423590

14 Общественные науки и современность. URL: http://elibrary.ru/title_about.asp?id=7731

15 Россия и современный мир. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1121506

16 Социально-гуманитарные знания. URL: http://elibrary.ru/title_about.asp?id=9127

17 Социологические исследования. URL: http://elibrary.ru/title_about.asp?id=8227

18 Человек. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1006499

19 Язык. Словесность. Культура. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1042227

20 EUROPEAN JOURNAL OF CULTURAL STUDIES. URL: http://elibrary.ru/title_about.asp?id=15882

21 Year's work in critical and cultural theory. URL: http://ywcct.oxfordjournals.org/

9 Краткий словарь терминов [1]

 

Аккультурация – термин одновременно обозначает процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры перенимают нормы, ценности и традиции другой. Как правило, в ходе взаимодействия одна из культур доминирует, является донором, а другая выступает в качестве реципиента (принимающего). Возможны три основных типа реакции культуры-реципиента: принятие (полное замещение старой культуры новой); адаптация (частичное изменение старой культуры); реакция (полное отторжение новой культуры). Возможно и обратное воздействие подчиненной культуры на доминирующую.

Аксиология – учение о ценностях. В рамках аксиологии культура понимается как ценность, а не как образ жизни или совокупность артефактов, 2вторая природа”. Для оценивания объектов культуры строится шкала ценностей, на вершине которой расположены памятники и объекты культуры, представляющие мировую ценность, а внизу – все, что не имеет никакой ценности либо имеет негативную ценность (антикультура, бескультурье).

Артефакт (“искусственно сделанное”). В широком смысле понимается как любой искусственный объект: предмет, идея или образ, технология, искусственно вызванный процесс или образование, форма поведения, оценка. В узком смысле означает только материальные предметы искусственного происхождения.

Архетипы – “первообразы”, сформировавшиеся в глубокой древности базовые структуры, составляющие содержание “коллективного бессознательного”. Архетипы лежат в основе общечеловеческой символики, зашифрованы в мифах. Они могут проявляться в снах, фантазиях, галлюцинациях, оцениваются как возможный источник непроявленного (интуитивного) знания. В культурологию это понятие было введено К.-Г. Юнгом.

Ассимиляция – этническое поглощение, слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Различают естественную ассимиляцию и насильственную ассимиляцию.

Виды культуры – такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры: например, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (срединной) культуры, которая принадлежит большой социальной группе(молодежи, профессиональной корпорации и т.д.) и отличается некоторым своеобразием; сельская и городская культуры, обыденная и специализированная культуры также представляют собой разновидности срединной культуры.

Генезис культуры – зарождение, возникновение культуры. Момент возникновения культуры в ее современном понимании большинство исследователей относят к периоду верхнего палеолита и связывает с появлением неоантропа – “человека разумного”. Возникновение культуры явилось результатом одновременного действия ряда факторов: биологического развития рода гоминид, качественных скачков в области производственной деятельности и внутривидовой коммуникации; развития способности человека к смеху и самоиронии, к игре.

Глобализация культуры – ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, с формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Культурная глобализация имеет позитивные (сближение народов, обогащение национальных культур) и негативные (опасность утраты национальной самобытности, культурное истощение за счет унификации и стандартизации) стороны.

Глобализм культурный – культурный империализм, гегемония развитых стран в различных сферах общественной жизни и принудительное распространение западных ценностей.

Динамика культуры – срез или угол зрения, под которым рассматривается культура. Динамика культуры описывает изменения отдельных черт культуры во времени и пространстве, а также механизмы и процессы, приводящие к этим изменениям. Культура зарождается, распространяется, разрушается, возрождается, сохраняется, погибает – с ней происходит множество метаморфоз, характер которых зависит от качественных особенностей культуры. К области динамики культуры относится и проблема взаимодействия культур разного типа.

Законы культуры существуют и проявляются только в деятельности, в процессе творческого преобразования природы, реализации специфически-человеческого способа отношения к миру. Законы культуры (прерывность и непрерывность развития, взаимодействия и сотрудничества, единства и разнообразия культур) изучаются в рамках классической (номотетической, признающей существование объективных законов и возможность их установления) научной парадигмы.

Знак – материальный чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, выступающее в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного состояния или образования. Ситуации, в которых происходит использование знаков, называются знаковыми ситуациями. Они неразрывно связаны со становлением речи (языка) и мышления. Неязыковые знаки подразделяются на знаки-копии, знаки-признаки, знаки-сигналы и т.д. Чрезвычайно существенна связь знаков с процессом передачи информации. Особая наука о знаках – семиотика – сложилась в середине 20 века, однако задача синтетической концепции знака до сих пор не решена.

Идеал – образец, представление о совершенном, цель стремлений. Преображение природных предметов и процессов сообразно идеалу предполагает создание образа цели деятельности до ее фактического осуществления и представляет собой специфически человеческую форму жизнедеятельности: единственным существом, действующим по “внутренней цели”, является человек.

Инкультурация – продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры; изучение и передача культуры от одного поколения к другим. Термин дополняет понятие “социализация”, который не охватывает процессов усвоения таких аспектов культуры, как отвлеченные знания, верования, сверхценности.

Картина мира культурная – система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире. Важнейшими компонентами картины мира являются: культурные нормы и ценности, система образов и представлений; способы мировоззрения; культурные архетипы. Понятие культурной картины мира не совпадает полностью с такими понятиями, как “научная картина мира”, “художественная картина мира”, являясь более широким. Картина мира фиксируется в конкретных произведениях культуры, но не до конца осознается индивидами, реализующими себя в ее рамках.

Код культурный – совокупность знаков (символов) и система определенных правил, при помощи которых информация может быть закодирована для передачи, обработки и хранения. Правила, регулирующие культурный ход, устанавливаются по соглашению между носителями одной и той же культуры. В культурной среде существует особый набор технических кодов. Кроме них, в культурной среде действуют текстовые коды, поведенческие, эстетические и эмоциональные, коды невербальной коммуникации и т.д. Человек, принадлежащий к данной культуре, пользуется культурным кодом при формировании своего мировоззрения. Можно также сказать, что любая культура представляет собой определенный код (в широком смысле). Набор культурных архетипов, культурно-символический код характеризует идентичность историко-культурного типа личности.

Культура – исторически изменяющаяся и исторически конкретная совокупность тех приемов, процедур, норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности. Она выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей человеческой жизни, социальной и индивидуальной, вносит в мир и в личность смысл, человеческое значение.

Конфликт культурный – столкновение агентов культуры, ценностей, мнений, норм. Причиной служат культурные различия в обществе. Которые могут принимать форму противоречия или столкновения. Поскольку современное общество в культурном плане представляет собой образование скорее гетерогенное (разнородное), нежели гомогенное (однородное), в нем постоянно будут возникать напряжения и конфликты между различными системами норм и ценностей. Культурный конфликт может сформироваться и на индивидуальном уровне, если нормы и ценности одной социальной роли индивида противоречат нормам и ценностям другой.

Культурная конфигурация – объединение различных культурных черт в доминирующую модель или центральную тему, устойчиво проявляющееся в изучаемой культуре.

Культурная политика – система практических мероприятий, финансируемых и в значительной степени осуществляемых государством (наряду с частными лицами), направленных на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия нации.

Культурная среда – совокупность социально-культурных объектов, связанных с созданием и распространением ценностей, а также стиль и характер культурных взаимоотношений людей, культурно-бытовые условия и духовно-нравственная атмосфера в обществе. Культурная среда претерпевает всевозможные изменения: она создается, развивается, расширяется, охраняется, воспроизводится. Культурная среда обладает некоторыми количественными характеристиками. Так, плотность культурной среды можно измерить числом культурных объектов на одного жителя страны либо на один квадратный километр. Степень амортизации или изношенности культурной среды показывает то, насколько часто ремонтируют, реставрируют памятники культуры и культурные объекты. Культурная среда обладает определенным уровнем культурной ценности.

Культурная черта – аналитическая единица культурологии, обозначающая устойчивую совокупность разделяемых представлений, действий, воззрений, традиционных для данной культуры; неделимая единица в виде поведенческого образца или материального продукта. Культурная черта означает то же самое, что элемент культуры, т.е. базисные кирпичики культурной статики.

Культурность – духовно-нравственное достояние личности, идеальные, наиболее ценимые качества культурного человека. Понятие культурности исходит из представлений о культуре как системе идеальных норм и ценностей, которые лишь неполно и приблизительно реализуются в поступках человека (образованность, сознательность, развитость ума, памяти, эрудиция, организованность, ответственность, самообладание, внутренняя убежденность, последовательность в поступках, скромность, аккуратность, доброта и справедливость). Культурность предстает как мера достижения идеала. А противостоящая ей недостаточная культурность (или бескультурье) как мера отклонения от идеала. Культурность, в отличие от образованности, является качественным, неформальным показателем и не может оцениваться количественно.

Культурные изобретения – форма культурной инновации (культурного новшества), новая комбинация известных культурных элементов или комплексов. Культурные изобретения подразумевают не только технические и научные новации, но и социальные и подразделяются на материальные и духовные. Этнографы и антропологи выделили около 200 (двухсот) культурных изобретений, совершенных за всю историю человечества.

Культурные открытия форма культурной инновации (культурного новшества), предполагающая получение новых знаний о мире. Яркий пример – Великие географические открытия. Культурные открытия предполагают, что факт, ныне известный, раньше был неизвестен. Они снабжают человечество новыми знаниями, которые в процессе их обретения соединяются с известными знаниями и порождают новые элементы. Различие между культурными открытиями и культурными изобретениями относительно: одно и то же событие можно интерпретировать как открытие или изобретение. Но независимо от различий те и другие способствуют культурному и научно-техническому прогрессу человечества. В последние 10 тысяч лет человечество двигалось вперед гораздо быстрее, чем в предшествующие миллионы лет. Оно прошло за этот период путь от каменного века до освоения космоса. Половину всех своих знаний человечество получило в 20 веке.

Культурогенез - один из видов социокультурной динамики, заключающийся в постоянном самообновлении культуры как путем трансформации уже существующих систем и форм, так и в процессе создания новых артефактов, не существовавших в культуре ранее. В узком смысле – зарождение культуры, генезис культуры.

Культурология – наука о культуре, о порождаемых ею смыслах. Как самостоятельная отрасль научного знания сложилась в сер. 20 века, отвечая на потребность в интегрировании всех культурологических аспектов социогуманитарных наук. Среди основоположников – Л.Уайт, К. Клакхон, А. Кребер (все – США). Относится к теориям среднего уровня. Несмотря на недостаточную зрелость (отсутствие общепризнанной парадигмы, разнохарактерность категориального аппарата, множественность точек зрения по фундаментальным вопросам сущности культуры, морфологии культуры, культурной динамики и т. д.), выступает как номотетическая (устанавливающая законы), хотя приверженцами некоторых направлений (напр., постмодернистского) рассматривается исключительно как “понимающая”.

Макросреды культура – культура, существующая в макросреде – в цивилизации, обществе или крупной социальной группе (нация, класс). Обычаи и законы одной макросреды могут быть не приняты другой. Главные ориентиры для развития макросреды на ранних этапах может определять материальная культура, в более позднем и развитом состоянии архетипы жизнедеятельности в макросреде определяет духовная культура.

Микросреды культура – культура семьи или любой группы, сплоченной каким-либо фактором, где необходима своя система знаков и трансляции: семья, возрастная группа, профессиональное объединение, трудовой коллектив и т.д. Культура микросреды опирается на обычаи и традиции, но при этом она мобильно реагирует на новации.

Модернизация культурная – изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, вкусам. Различают два вида модернизации: а) органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлна всем ходом предшествующей эволюции; б) неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран и представляет способ “догоняющего” развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости.

Новации культурные – новые культурные нормы, изменяющие ядро культуры. Могут носить как созидательный, так и деструктивный характер.

Нормативная система культуры – все множество культурных форм общества. В нормативной системе культуры все элементы должны быть согласованы. Вместе они составляют логически связанное, целостное образование. Целостность, образованная отдельными элементами культуры, подвижна и позволяет менять их в зависимости от изменившейся ситуации. Благодаря нормативной системе культуры сохраняется духовное единство нации, этническое самосознание и способность народа к постоянному творческому поиску. Если нормы провозглашены, но не выполняются на практике, возникают конфликты, расшатывающие нормативную систему культуры.

Нормы культуры – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. В статусе идеала или эталона культурные нормы становятся ценностями. Нарушение норм и попрание ценностей может вызвать всевозможные санкции и наказания – от этических до юридических. Культурные нормы предстают в двух формах – разрешение (на одобряемые поступки) и запрещение (совершенно неодобряемые действия). Культурные нормы могут проявлять себя как стандарты поведения (обязанности, правила) и как ожидания поведения (реакция других людей). В разных культурных системах и религиях запрещается и разрешается не одно и то же. В традиционных культурах количество культурных норм значительно больше, чем в культурах модерна, где многие явления никак не нормируются. Культурные нормы выполняют функцию не только правил поведения, но и эталонов долженствования – этических и эстетических. Некоторые эталоны могут фиксироваться и составлять “кодексы чести”. Одно из главных свойств культурных норм – их релятивность (относительность), но некоторые из них обладают непреходящей ценностью.

Нравы – обычаи, приобретающие моральное значение. В Древнем Риме это понятие обозначало самые уважаемые и освященные обычаи. Они назывались mores – (“нравы”). Отсюда пошло слово мораль – совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д.

Отрасли культуры – такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Например, политическая, экономическая, правовая и т.д. культуры основываются на соответствующих видах деятельности и являются отраслями культуры конкретного социального организма.

Парадигма культурная – от греч. “пример”, “образец” - совокупность убеждений, ценностей и методов, обеспечивающих существование научной традиции понимания культуры. Как правило, парадигма находит свое воплощение в учебниках или в классических трудах ученых и на многие годы определяет круг проблем и методов их решения в области науки – в данном случае, науки о культуре. Понятие парадигмы шире понятия теории и может предшествовать ей. Формирование общепризнанной парадигмы является признаком зрелости науки. Смена парадигмы представляет собой научную революцию, причем выбор новой парадигмы диктуется не столько логическими, сколько ценностными соображениями.

Популярная культура включает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы и т.д. народа. В литературе часто используется как синоним обыденной и массовой культуры. В культурологии еще не сформировалось четких представлений о том, чем в конечном счете различаются массовая и популярная культура. Культурологи выдвигают три подхода: 1) популярная и массовая культура отождествляются; 2) особый статус получает высокая культура, а все остальные виды культуры (масс-медиа, массовый досуг, массовое потребление и т.д.) считаются частными видами популярной культуры); 3) популярную и массовую культуры считают самостоятельными разновидностями культуры. При этом одни предлагают считать популярной культурой самый поверхностный слой культуры, расположенный между элитарной и фольклорной культурой (это – культура большинства населения); другие считают популярную культуру более цивилизованной формой культуры по сравнению с массовой, т.к. в ней предполагается некоторый профессионализм и артистичность, что не присуще массовой культуре, которая предстает как сниженный, вульгарный образчик подражания популярной или высокой культуре; третьи рассматривают массовую культуру как дисфункциональную сторону популярной. Последняя вызывает у ученых меньше негативных ассоциаций, нежели первая.

Постмодернизм – совокупность течений в области теоретической мысли, общественного сознания и искусства, появившихся в 70-е 80-е гг. 20 века. Постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре, начало нового периода в развитии западной цивилизации. Постмодернистское мышление отказывается от “тотальных”, “сущностных” тенденций в науке; настаивает на множественности форм культуры и не считает, что общество и культура развиваются по восходящей линии. Содержание культуры в постмодернистской парадигме меняется: она допускает смешение разнообразных принципов и стилей, культивирует эзотеричность и иррационалистические воззрения и движения. Исчезает культурная иерархия (система соподчинения). Культура распадается на независимые друг от друга культурные стили, формы и образы жизни. Массовая культура выдвигается на место господствующей системы ценностей. Эстетика постмодернизма разрывает целостность мира на отдельные фрагменты, из которых монтирует некий коллаж, состоящий из разномастных и разносмысловых кусков. Асимметрия, карнавал, игра, ирония идеализируются. Специалисты считают, что постмодернизм осуществляется именно в культуре и через культуру, являясь симптомом коренного обновления человеческого общества.

Потребности культурные – потребности, возникающие в процессе социальных контактов. Имея символическую природу, выполняют конкретные социальные функции (показатель положения в обществе, уровня притязаний и т.д.)

Символ – 1) идеальный знак (предметный или словесный), который замещает материальный предмет или реальное явление и указывает на его смысл; 2)в искусстве – характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В художественной литературе известная символичность таится в любом сравнении, метафоре, параллели, даже эпитете.

Смыслы культурные – выработанная историческим опытом информация, посредством которой определенное сообщество людей, создающих свой образ жизни и культуру, постигает и понимает окружающий мир и свое предназначение в нем.

Статика культурная – срез или угол зрения, под которым рассматривается культура. Она изображает предмет исследования с точки зрения его структуры, компоновки частей, соединения каждой части (элемента), их функций и упорядоченности и описывает внутреннее строение культуры – конфигурации, характерные сочетания таких элементов. С точки зрения культурной статики, общество и культура имеют определенную структуру, т.е. совокупность функционально взаимосвязанных позиций.

Текст культурный – в широком понимании любое явление культуры – литературный текст, музыкальное произведение, архитектурный памятник, костюм и т. д. – нуждающееся в интерпретации, истолковании. Понятие широко используется в герменевтической концепции культуры.

Типология культур – классификация различных видов и форм культуры. Типология может строиться на основании различных критериев: связь с религией, регионально-этнические особенности, принадлежность к историческому типу общества, сфера деятельности, уровень технологий и т.д.

Типы культуры – такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества.

Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Адекватность передачи достигается многократными повторами, системами символических текстов (мифология) и действий (ритуал). В доиндустриальном обществе большинство черт культуры передавалось через традицию, поэтому оно называется традиционным. В современном обществе ее сильно потеснили радио, телевидение, пресса, библиотеки, школы, университеты, которые выступают основными каналами передачи знаний и опыта. Но те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. По сфере распространения традиции могут действовать во всем обществе или только в отдельной области общественной жизни, характеризовать отдельные группы людей, семьи, но очень редко или почти никогда отдельных индивидов. Традиция выполняет ряд культурных функций: а) устанавливает преемственность культуры; б) служит каналом хранения и передачи информации и ценностей от поколения к поколению; в) выступает механизмом социализации и инкультурации людей; г) выполняют селективную функцию отбора подобающих образцов поведения и ценностей.

Универсалии культурные – черты, нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Дж. Мердок выделил более семидесяти культурных универсалий – общих всем культурам элементов: календарь, образование, семья, праздники, гигиена, разделение труда, игры, дарение подарков, домохозяйство, язык, музыка и т.д. Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями, но вместе с тем они не обязательно являются частями какого-то целого. Так, высокая (элитарная) культура, народная культура и массовая культура представляют собой особый способ выражения художественного содержания, различаются набором художественных приемов и средств, авторством, аудиторией, уровнем исполнительского мастерства и являются формами культуры.

Функции культуры – назначение, которое выполняет культура в обществе, ее роли: преобразующая; защитная; коммуникативная; информационная; познавательная; нормативная; гуманистическая.

Ценности культурные – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, красота и т.д. Ценности выражают то, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек. Они служат эталоном и идеалом. Без ценностей не может обходиться ни одно общество; ценности входят в ядро каждой региональной культуры. Однако индивиды могут выбирать – разделять эти или другие ценности. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, в науке применяется термин “ценностные ориентации”. Ценности тесно связаны с культурными нормами. Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы – правила поведения, ценности – абстрактные понятия о том, что есть правильное и неправильное, должное и недолжное. Ценности имеют общее основание с нормами и переводятся обществом на язык предписаний. Ценности – это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Ценности составляют основу нравственных принципов. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям, но конфликт ценностей возможен и внутри одной культуры.

Языки культуры отражают идеалы и отношения, существующие в данной культуре, это набор передаваемых через культуру моделей поведения, общих в данном конкретно-историческом социальном организме. Мы понимаем и воспринимаем мир таким, каким он спроецирован на экран культуры и выражен в языке культуры. Каждая социальная, возрастная группа, каждая субкультура имеет свою специфику языка. Каждый человек в течение жизни овладевает определенным набором языков (естественные языки, языки различных наук, языки программирования, язык жестов, мимики и т. д.). Термин особенно востребован в рамках структуралистской и семиотической концепций культуры.

 


[1] При составлении словаря были использованы следующие издания: Кравченко А.И. Культурология: Словарь. – М., 2001; Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова; Столяренко Л.Д. и др. Культурология. Учебное пособие. – М., 2004; Культурология. Краткий тематический словарь – Ростов-н/Д., 2001.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...