Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философские подходы к построению теории коммуникации. 22 глава




Таким образом, экспрессия лица, мимика несут информацию о состоянии человека, демонстрируют отношение к другому, снабжа­ют обратной связью, комментируют речевое поведение. Лицо чело­века — самый мощный передатчик информации, поскольку лице­вые мышцы быстро сокращаются и расслабляются в соответствии с состоянием человека, создавая изменчивые по структуре выраже­ния, которые в то же время отличаются наличием константных признаков. Многозначность и одновременно однозначность мими­ки являются ее основными параметрами как элемента экспрессии личности и определяют ее функции в процессе коммуникации.

8.4. ЖЕСТЫ

Термин «жесты» понимается как движения рук или кистей рук, но зачастую используется для обозначения всех движений тела, в том числе мимики, пантомимики (партнер достает определенный пред­мет, открывает дверь, закуривает и т.п.). В таком случае для обозна­чения собственно движений рук употребляется термин «жестику­ляция».

Жесты рассматриваются как внешние проявления внутреннего состо­яния человека, при этом они несут информацию не только о психо­логическом состоянии человека, но и об интенсивности пережива­ния. В коммуникационном процессе жесты сопровождают речь или заменяют ее, при этом они говорят об отношении человека к како­му-то лицу, событию, предмету.

В психологии невербального общения не выработана общепри­знанная классификация жестов. Известные классификации постро­ены на различных основаниях, но даже собранные вместе, они не позволяют во всей полноте обозначить связи жестов со структурой личности и ее общением.

Согласно самой широкой классификации, жесты подразделяют­ся на естественные (спонтанные) и искусственные (жесты глухоне­мых, профессиональные жесты дирижеров, биржевиков и др.).


 

Глава 8. Невербальная коммуникация

 

8.4. Жесты

 


 


1

 

,По мнению Т.М. Николаевой, при классификации жестов н-ходимо учитывать тот факт, что у человека отсутствует возк ность запечатления движения в трехмерном пространстве и в{ ни (см.: Николаева Т.М. Жесты и мимика. М., 1972). В процессе муникации движение может быть запечатлено только в одной плоскостей, поэтому для описания жеста следует указать орган, выполняющий движение; либо его направленность; цикличность, этапность в совершении движения; либо его отнс ние к положению человеческого тела в пространстве. Эти прш пы описания положены в основу словарей жестов.

В соответствии с классификацией известного исследователя] вербального поведения А. Штангля выделяются:

-ф- жесты рук: руки, вяло свисающие вдоль тела, — пассивно < недостаток воли; скрещенные на груди руки — тенденция к, танцированию, известная изоляция, выжидание и др.;

-ф- жесты кистей рук: открытая ладонь обращена вверх — < яснение, убеждение, открытое представление, отдавание; спрятаны в карманах — скрывание неуверенности, потеря не средственности; рука сжимается в кулак — концентрация, ление к самоутверждению и др.;

-ф- «игры рук»: пальцы барабанят по столу — демонстрация юза интересованности; стирающие движения по лбу — стираниен^ хороших мыслей, плохих представлений и др.;

-ф-жесты пальцев: палец засунут в рот — инфантильная на» ность, удивление, рассеянность; палец плотно прижат ко стремление предотвратить всякое проявление, импульс к дению собой; палец касается глаз или ушей — опосредованны) знак неловкости, плохое настроение, известная робость и др.;

-ф- рукопожатие: твердое, энергичное, тяжелое, давящее, >ес

цветное, слабое и др.

В классификации австралийского исследователя А. Пиза п| ставлены наиболее распространенные, с его точки зрения, же (и действия: ^ф-жесты ладони: открытая ладонь, говорящая о правдивость

честности, преданности; пальцы собраны в кулак и виден только

указательный палец — «указующий перст», сила, принуждение;

действию и др.;

-ф-жесты кистями и руками: рука, охватывающая запяси говорит о неоправданных ожиданиях и попытке самоконтроля скрещенные руки с большими пальцами, направленньм! вверх — оборонительное или негативное отношение к чему-лзб<) и др.;


.ф. жесты «рука к лицу»: «рука к носу» указывает о недове­рии к говорящему; потирание глаза — попытка блокировать ложь; почесывание шеи — сомнение, неуверенность и др.; рука поддерживает голову — скука, отсутствие интереса; поглажива­ние подбородка - принятие решения; потирание тыльной сто­роны шеи — сигнал неоправданных ожиданий и др.; ф барьеры из рук: скрещенные на груди руки с ладонями, сжа­тыми в кулаки, говорят о враждебном отношении к партнеру; до-трагивание до предмета, расположенного вблизи другой руки, — стремление к достижению безопасности и др.; ^барьеры из ног: перекрещенные руки и ноги указывают на негативное отношение, попытку защититься от чего-то и др. Б общении жесты выполняют разнообразные функции. В клас­сификации жестов, разработанной психологом Е.А. Петровой, уч­тены не только особенности жестов, но и разнообразные; функции сошетья, которые они реализуют:

•ф- аффективно-коммуникативная — жесты, выражаю­щие чувства, волю, желание, другие состояния (эмотивная функ­ция); жесты, выражающие течение перцептивных, мимических, интеллектуальных процессов (функция выражения процессов); жесты, сигнализирующие об отношениях, установках, оценках, самооценках (модальная функция);

•ф регулятивно-коммуникативная — фатические жесты (жесты вступления в контакт); конативные жесты (жесты, спо­собствующие поддержанию и усилению контакта); эндные жесты (жесты завершения контакта);

•ф информативно-коммуникативная — презентация ин­формации об объекте, о себе, о другом.

Соотношение вербальной и невербальной информации в про­цессе коммуникации представлено в следующей классификации Н.И. Смирновой:

•ф- коммуникативные жесты, замещающие в речи элементы языка (жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, дразнящие, жесты ут­вердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение и др.);

•ф- описательно-изобразительные жесты, сопровождаю­щие речь и теряющие смысл вне речевого контекста (жесты, обозначающие размер, форму предмета, пространственное рас­положение объекта и др.);

Ф модальные жесты, выражающие оценку предметов, явлений, людей (жесты одобрения, неудовольствия, недоверия, неуверен­ности, растерянности, отвращения, радости, восторга, удивле-


 

8.4. Жесты

 

Глава 8. Невербальнаякомм)Т!икация

 


 


ния) (см.: Петрова Е.А. Жестовые средства педагогического щения. М., 1991).

Чтобы подчеркнуть разнообразие информации, предостан мой жестами партнеру, их подразделяют на следующие группы

-Ф- жесты-регуляторы, выражающие отношение говоряце^ к чему-либо или к кому-либо (кивок, целенаправленные двэ ния руками и др.);

-§• жесты-эмблемы — своеобразные заменители слов или с] в общении (поднятый вверх большой палец и др.);

-ф- жесты -иллюстраторы — жесты сообщения, обра картины сообщения («вот какого размера», «вот такой форм движения руками, соединяющие воображаемые пред» и др.);

-ф- жесты-адаптеры, демонстрирующие специфические вычки человека, связанные с движениями рук (почесывание глаживание, перебирание отдельных предметов и др.);

-ф- жесты-аффекторы, выражающие через движения тсле ределенные эмоции (растерянность, удивление, отвращен радость);

-ф-жесты оценки получаемой информации (один палец от«лен, остальные под подбородком — критическая оценка; вание подбородка — обдумывание предстоящего высказывав» почесывание пальцем спинки носа — озабоченность, сомнение) Жестам всегда присуща, во-первых, вариативность (даже^ тех случаях, когда они общеупотребительны), обусловленная де всего индивидуальными особенностями человека; в о - в т о р ы? многофункциональность. Например, взмах руки может употре ляться как знак отчаяния, привлечения внимания или отказа чего-либо. Кивки головой не всегда означают согласие — часто лишь показывают говорящему, что его слушают и готовы слуиат) дальше, и как бы дают разрешение собеседнику продолжать ре» поэтому в групповой беседе говорящий обычно обращает свс слова непосредственно к тем, кто постоянно кивает.

Вариативность и многофункциональность жестов связаны же с различиями культур, в которых они функционируют: одкн* тот же жест может быть интерпретирован по-разному. Так, удар ладони партнера в момент или после произнесения фразы «гов рит» египтянину или сирийцу о том, что собеседнику понравилаС сказанная шутка, острая фраза, а европеец то же движение рук вс примет как проявление неуважения. Кроме того, жесты, рас ел: страненные в одной культуре, могут вовсе отсутствовать в друто! Например, жест «большой палец правой руки опущен вниз», о? значающий у англичан неодобрение, отсутствует у русских, а жес


«почесывание затылка», передающий у русских старание припо­мнить что-то, у англичан встречается довольно редко.

Такесика - специальная область психологии невербального поведения, занимающаяся изучением жестов-прикосновений. Несмотря на то что тактильно-кинестетическая система дает менее точную, чем зре­ние, информацию о другом человеке, в ряде случаев возможен ее приоритет в организации процесса общения.

Такесика базируется на двух основных элементах — физическом контакте и расположении тела в пространстве. Физический кон­такт в виде прикосновений, поглаживаний, поцелуев, похлопыва­ний является важным средством взаимодействия между людьми. Прикосновения формируют у ребенка представления о пространст­ве своего тела, благодаря им во многом складывается эмоциональ­ный мир ребенка (ласковые прикосновения матери, «формальные» прикосновения врача и т.д.).

Через прикосновения человек выражает самые сильные чувст­ва — любовь и ненависть. Физическое уничтожение человека про­исходит чаще всего с помощью таких физических контактов, как побои, удары, и психологическое унижение личности также связа­но с ними (пощечина, принуждение к физическим контактам).

Среди различных компонентов такесики чаще всего рассматри­вается рукопожатие — одно из самых распространенных прикосно­вений, принятых в различных культурах. Выделяют следующие виды рукопожатий:

-ф- ладонь, повернутая вниз, на ладони партнера — стремление к до­минированию, властное рукопожатие, попытка взять ситуацию под контроль;

-ф- ладонь, повернутая вверх, под ладонью партнера — готовность к подчинению, сигнал тому, чье доминирование признается;

-ф- ладонь ребром вниз (вертикальное положения) — позиция ра­венства;

-ф- рукопожатие «перчатка» (две ладони охватывают одну ладонь собеседника) — стремление показать искренность, отзывчи­вость, глубину чувств инициатора рукопожатия; жест, как прави­ло, сопровождается улыбкой и потряхиванием;

-ф- рукопожатие «котлеткой», вялое рукопожатие может служить показателем слабости характера;

"ф- рукопожатие сильное часто является отличительной чертой ак­тивных или агрессивных людей;

"ф- короткое, вялое рукопожатие может свидетельствовать о безраз­личии;


8.5. Организация пространства и времени коммуникативного процесса 321

Глава 8. Невербальная коммуникация

 

 


 


•ф- весьма продолжительное рукопожатие и слишком влажные

говорят о сильном влиянии партнера, выраженном чувств*

ветственности.

В деловой коммуникации следует учитывать разницу во взгляд на рукопожатие у представителей разных культур, поскольку не ние культурной традиции может привести к затруднению в оби нии. Рукопожатия как знак приветствия более приняты у русс чем у англичан или американцев. Западноевропейские и амерщ ские предприниматели не любят вялых рукопожатий, так как ] атлетизм и энергичность. Тем не менее у американцев не приняв рукопожатия, если между людьми существует интенсивный такт, что совершенно не совпадает с этикетом рукопожатий! русских.

В ряде стран Восточной и Южной Азии существуют запреты; прикосновение партнеров друг к другу во время беседы. Напри«е японцы считают, что касаться собеседника может человек при полной потере самоконтроля либо для выражения своего дружелюбия и агрессивных намерений. В то же время арабы, лат! ноамериканцы часто касаются друг друга в процессе диалога.

Показатели интенсивности жестикуляции (сила и частота) же определяются культурными нормами. Согласно усреднена! данным, на протяжении часового разговора финн прибегает к же тикуляции один раз, итальянец — 80, француз — 120, а мексиканец! 180 раз.

У представителей одной культуры также наблюдаются разл* ные показатели интенсивности жестикуляции вследствие индие дуальных различий. Чрезмерное жестикулирование отмечается] человека, например, при ослаблении или отсутствии обратнс связи со стороны партнера по общению; может быть также въц нием беспокойства, неуверенности человека; в ситуации перегов ров, сопровождающихся сильными эмоциями, более интенсив* жестикулируют те, кто претендует на лидерство.

Таким образом, жесты свидетельствуют об интенсивности живаний, о качестве и направленности отношений, о культурной ] групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нес самостоятельную информацию о человеке независимо от его

8.5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА

Проксемика (от англ. ргохппКу — близость) - область изучения ич дуального поведения, занимающаяся нормами пространственной и вр


Н0й организации общения. Это понятие ввел американский антропо­лог Э. Холл в начале 1960-х гг.

Партнеры в процессе коммуникации неосознанно регулируют свое пространство - дистанцию между собой и другими людьми, свое положение относительного другого (стоя, сидя и т.п.) и ориен­тацию в пространстве (наклонившись, откинувшись и т.п.).

Очевидно, что далеко не каждого человек подпускает близко к себе. Размещение обучающихся лицом друг к другу способствует возникновению контакта, в то время как разворот спиной к партне­ру воспринимается как нежелание общаться, пренебрежение.

Важная роль в коммуникации принадлежит временным характе­ристикам, выражающимся в нормативах общения, присущим раз­личным субкультурам. Так, своевременный приход или опоздание на назначенную встречу свидетельствуют об отношении к партнеру. Ряд исследований в этой области связан с изучением специфичес­ких наборов пространственных и временных констант коммуника­тивных ситуаций, которые получили название «хронотипов». М.М. Бахтиным, например, выделен хронотип «вагонного попутчи­ка» (откровенность к первому встречному, исповедальность).

Наиболее изучено в проксемике влияние на контакт организа­ции пространства, соответствующего определенному типу взаимо­отношений. Экспериментальным путем Э. Холл зафиксировал нормы приближения к партнеру по общению, свойственные амери­канской культуре. Он выделил следующие зоны в деловой коммуни­кации: интимную, персональную, социальную, публичную, каждая из которых соответствует особым ситуациям общения: ф интимная зона (в англ. «ЬиЫе» — пузырь) соответствует тому пространству, в рамках которого человек чувствует себя в безопасности. Границы интимной зоны находятся на расстоя­нии примерно в половину вытянутой руки (не менее 45 см). Че­ловек добровольно допускает в эту зону лишь близких, хорошо знакомых. На этом расстоянии партнеры могут касаться друг друга, типичны негромкий голос, доверительный разговор. На психологическом уровне вторжение в интимную зону чело­век воспринимает как покушение на неприкосновенность, что со­провождается определенными физиологическими изменениями в организме (учащение биения сердца, повышение выделения адре­налина, прилив крови к голове), а также выраженными сигналами тела (постукивание пальцами, беспокойное ерзанье, вставание, за-*муривание глаз и др.).

Протяженность интимной зоны разная в разных субкультурах: от 60 см в Западной Европе и 45 см в Восточной Европе до 30 см в странах Средиземноморья. В рамках одной культуры собеседники

21-7621


 

Глава 8. Невербальная коммуникация

8.5. Организация пространства и времени коммуникативного процесса 323

 


 


демонстрируют выраженные индивидуальные различия в усташ лении дистанции общения. Кроме того, в каждый конкретный мент на приближение к партнеру или удаление от него такие факторы, как статус партнера, собственное состояние и строение в данную минуту;

-ф- персональная зона— пространство, в котором пронс дит обыденная беседа со знакомыми. Персональная, или ная, дистанция характерна для различных форм делового обн ния (беседа, деловые переговоры, прием посетителей и т.] и предполагает визуальный контакт между партнерами (4| 120 см). Во время разговора люди часто «делят один стол», он нивая «свою часть стола» как собственную интимную зону;

-ф- социальная зона обычно наблюдается во время ветре кабинетах, холлах и других служебных помещениях, где собь ются люди не очень хорошо или вовсе не знакомые друг с дй гом. Расстояние 120—400 см принято при ведении совеща дискуссии, семинара, пресс-конференции. В рамках социальв зоны возможны фиксация и интерпретация жестов партнер однако при этом доминирует рассмотрение безличных дел;

-ф- публичная зона подразумевает общение с большой пой людей — в лекционной аудитории, на митинге. Расстолк между общающимися таково, что детали лица, мелкие движей^ не улавливаются. Поэтому голос говорящего должен быть гре че, слова следует более тщательно выбирать и старательно вь варивать. Публичную зону также называют открытой. Размер! ее ограничены только возможностями съемки с помощью фс кино- или телекамеры. В проксемике для обозначения пространства вокруг челове» которое он считает своим и вторжение в которое других, не ких ему людей, которым он не доверяет, воспринимается им как 1 кушение на его неприкосновенность, используется термин налъное пространство.

Персональное пространство у каждого человека имеет свои меры. Чем оно больше, тем больший эмоциональный стресс ис тывает человек в условиях скученности, тем хуже в этих услов* он выполняет задачи, требующие нестандартного подхода, ор* нального решения. Ощущение скученности приводит к росту дражительности, стрессу и конфликтам.

Установлено, что уравновешенные люди, обладающие чувств собственного достоинства, подходят к собеседнику ближе, тог, как беспокойные, нервные люди стараются держаться подальп особенно от собеседника противоположного пола.


Важное значение имеют особенности пространственного распо­ложения партнеров относительно стола в практике деловой комму­никации.

Рис. 8.5. Позиции собеседников за столом

На рис. 8.5 партнер В может занять четыре основные позиции по отношению к А:

•$• позиция непринужденного общения В] обычно используется людьми, которые находятся в дружеских отношениях и ведут не­принужденную беседу. Эта позиция позволяет видеть не только глаза, но и жесты собеседника;

•^ позиция сотрудничества В? характерна для собеседников, стре­мящихся к взаимопониманию и эффективному взаимодействию, работающих вместе над совместной проблемой, одним про­ектом;

•ф- соревновательно-оборонительная позиция Д) характеризует выбор партнера, желающего «играть на выигрыш». Люди, сидя­щие непосредственно друг напротив друга, бессознательно делят стол на две равные части, и стол становится своеобразным барьером. Каждый осознает, что эта половина стола является его территорией, и будет возражать, если собеседник вторгнет­ся на его территорию;

•ф- неуважительную позицию В* занимают люди, не желающие вза­имодействовать. Эта позиция свидетельствует об отсутствии за­интересованности или о желании остаться незамеченным, на­пример на деловом совещании, семинаре и т.п. Она может быть интерпретирована и как враждебная в случае внедрения в терри­ториальное владение партнера.

Кроме позиций, занимаемых собеседниками за столом, для эф­фективности коммуникации имеет определенное значение и сама форма стола:

•ф- квадратный стол (формальный) способствует установлению со­ревновательных, конкурентных отношений между людьми, за­нимающими равное положение в обществе. Квадратные столы


Глава 8. Невербальная коммуникация

 

 

8.6. Позы и походка

 


 


подходят для коротких прямых переговоров, для общенид;^ чальника и подчиненного. Тот, кто сидит справа, может расе тывать на большее сотрудничество с партнером, чем тот, сидит слева от него. Наибольшее сопротивление оказь партнер, сидящий напротив;

•ф- за прямоугольным столом при общении собеседников одина вого статуса главенствующую роль, скорее всего, займет век, сидящий лицом к двери;

•ф- круглый стол (неформальный) создает атмосферу неофицка ности, за ним лучше всего проводить беседы людям, запила щим одинаковое положение в обществе. Если убрать стол • ставить кружком стулья, то это также создаст атмосферу негм нужденности.

Важную информацию несет то, как человек сидит на стуле также размер и форма стула. На край стула часто садятся нереи тельные люди, а также те, кто не собирается задерживаться.

Высокий статус хозяина кабинета способны продемонстр вать размер стула и его спинка, высота, на которой находится I относительно пола и местоположение стула; обычно выбира стулья с высокой спинкой, объемное кресло, а посетителям пред гают обычные стулья с низкими спинками.

Для более эффективного решения конкретных проблем ком» никации следует учитывать различные элементы организации п{ странственной среды. На рис. 8.6 представлены разные случаи] саживания собеседников.

К

Это стулья

хххххххххх

ххххххххх

хххххххх

ххххххх

хххххх

К X X

б х х

XX

X X

XXX

Рис. 8.6. Организация пространственной среды:

а — при передаче распоряжений и указаний коммуникатора К;

б— для коллективного обсуждения проблем, принятия группового решения


Таким образом, чтобы" обеспечить комфортное состояние парт­неров в процессе коммуникации, необходимо знать и эффективно применять различные формы пространственной организации об­щения. При этом нельзя забывать, что все средства проксемики не смогут обеспечить успех или неуспех реального взаимодействия партнеров. Направление коммуникации задается гораздо более вы­сокими содержательными уровнями человеческой деятельности — социальной принадлежностью, позициями, целями участников.

8.6. ПОЗЫ И ПОХОДКА

Поза - определенное положение частей тела человека: головы, туловища, рук, ног, а также движения, которые изменяют это положение или влия­ют на него. Анализировать позу трудно, так как перечисление от­дельных элементов мало что дает для ее понимания. Наблюдатель улавливает гармоничность или дисгармоничность взаимосвязей компонентов позы и делает вывод о ее естественности или неесте­ственности, состоянии человека, его отношении к окружающим.

Почти у каждого человека есть своя излюбленная поза (или позы), поэтому не всегда легко понять, является ли данная поза вы­ражением состояния человека в данный момент или это всего лишь дань привычке. Однако предпочтение той или иной позы может от­ражать подверженность человека соответствующему состоянию.

Смысл позы определяется ее рисунком. Существуют лишь самые общие правила «чтения» позы, которые распространяются на боль­шинство людей. При этом однозначность понимания зависит от ти­пичности позы, широты ее распространения. В самом общем плане позы можно разделить на две большие группы в зависимости от того, сидит человек или стоит. В связи с этим смысловую интерпре­тацию получают некоторые элементы поз:

ф стойка широко расставив ноги означает потребность в самоут­верждении, потребность в высокой самооценке, а часто сверх­компенсацию чувства неполноценности;

•ф- широкая, удобная, грузная посадка на всю поверхность сидения выражает желание человека наслаждаться покоем и уютом, т.е. «устроиться поудобнее»;

•ф- посадка на краю стула с выпрямленной спиной и полной обра­щенностью к партнеру говорит о высокой степени заинтересо­ванности в собеседнике, концентрации внимания;

Ф ноги, скрещенные или прижатые друг к другу, свидетельствуют о педантичной корректности или беспомощности человека;


 

 

8.6. Позы и походка

Глава 8. Невербальная коммуникация

 


 


•ф- руки под столом во время деловых переговоров — знак нег

ности к разговору либо выражение чувства неуверенности,

вознести.

Более точная интерпретация возможна при описании гц в целом. Так, большинством людей поза «туловище откло! назад, голова поднята вверх, рука на уровне груди, положены од на другую, ноги слегка расставлены» интерпретируется как высс мерная, самоуверенная, надменная, как выражение пренебрежем к партнеру. Поза «плечи подняты, руки отведены в сторону и сог ты в локтях, голова слегка повернута вбок» имеет для наблюдат другой психологический смысл — растерянность, удивление, не умение, непонимание.

Позы можно классифицировать по следующим основаниям:

•ф- этапы общения — позы вступления и выхода из контакта;

•ф- виды отношений и взаимоотношений — позы, выражающие с» патии — антипатии, подчинение — доминирование, включи ность — отчужденность;

•ф- психофизиологические состояния — поза напряженная и слабленная, активная и пассивная;

•ф- соответствие поз партнеров в общении — синхронные — нес хронные позы;

•ф- направленность позы — позы партнеров лицом друг к другу, се ной друг к другу, лицо к спине;

•ф- соответствие позы другим элементам экспрессии — поза тара

ничная или дисгармоничная.

Чтобы построить эффективную коммуникацию, направлен!, на взаимопонимание, необходимо учитывать количество элемев тов невербального поведения, которые одинаковы у обоих партн! ров. При этом позы разделяются нанесогласованные и с < гл а с о в а н н ы е, которые в свою очередь подразделяются на кально согласованные и идентичные (правая и левая сторона одн! го партнера соответствует конфигурации позы левой и праве стороны другого). Одинаковые позы партнеров свидетельствуют| сходстве их взглядов на обсуждаемый вопрос, а несогласованш позы — на значительные расхождения в оценке одного и того явления, на несоответствие статусов участников коммуника! Количество времени, проведенное партнерами в согласованы! позах, отражает степень их включенности в общение, доброже тельное отношение друг к другу. Причем зеркально согласованнь позы участников общения являются более надежным показателе того, что партнеры понимают друг друга, чем идентичные позы.

Важными компонентами коммуникации являются также открь тость и закрытость позы:


л. открытая поза определяется поворотом корпуса и головы к собеседнику, раскрытостыо ладоней, нескрещенным положени­ем ног, расслабленностью мышц, прямым взглядом в лицо; эта поза собеседника способна облегчить контакт, «оживить» обще­ние, продемонстрировать симпатию к партнеру; л. закрытая поза характеризуется «отбрасыванием» корпуса назад, скрещенным положением рук и ног, напряженностью мышц.

Отношения антипатии представлены также в некоторых эле­ментах позы; например «руки в боки», «руки скрещены на груди»; кроме того, угол наклона туловища всегда меньше при демонстра­ции симпатии, чем антипатии.

На способах реагирования сказываются различия по полу. Так, когда антипатию проявляет мужчина по отношению к другому мужчине, он для демонстрации антипатии не поворачивает тулови­ще в сторону, а сильная антипатия к женщине сопровождается боль­шим количеством поворотов туловища в сторону. Женщина незави­симо от пола партнера по общению для передачи антипатии использует значительное количество поворотов туловища в сторону. В ситуации эмоционального напряжения, недоверия к партнеру жен­щины редко наклоняют туловище вперед или, сидя, «отбрасывают» его на спинку стула, принимая расслабленную позу. Мужчины в той же ситуации демонстрируют «жесткую позу» — держатся прямо, дви­жения их рук раскованны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...