Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философские подходы к построению теории коммуникации. 24 глава




Можно выделить ряд стратегий ухода от общения (или сообщений о нежелании вступать в коммуникацию):

-ф прямая демонстрация (в более или менее грубой форме) нежела­ния общаться; правда, поскольку такое поведение не соответст­вует правилам вежливости, оно требует определенного мужест­ва и способствует возникновению довольно напряженного и не­ловкого молчания, что на самом деле и означает наличие комму­никации;

-ф стратегия наименьшего сопротивления, когда один из партне­ров неохотно поддакивает другому или со всем соглашается;

-ф дисквалификация коммуникации, когда один из партнеров дей­ствует так, что сводит на нет как собственные сообщения, так и сообщения другого человека. К этой технике относится широ­кий спектр коммуникационных феноменов: противоречивые высказывания, непоследовательность, перемена темы, непол­ные предложения, неправильное понимание, невразумитель­ность или манерность речи, буквальное толкование метафор или метафорическое понимание буквальных замечаний и т.д;

-ф- приемлемое для собеседника, не обижающее его указание при­
чин, по которым в данный момент общение нежелательно: чело­
век может притвориться спящим, глухим, пьяным, сделать вид,
что не понимает языка собеседника или изобразить наличие лю­
бого другого дефекта, свидетельствующего об оправданно невоз­
можной коммуникации. Во всех этих случаях сообщение остает­
ся одним и тем же, а именно: «Я бы не возражал поговорить с
тобой, но есть то, что мне мешает, что сильнее меня, то, в чем я
не виноват». ;
Таким образом, невозможность не вступать в коммуникацию де­
лает все ситуации, в которые включены два или более человека,
Межличностными, коммуникационными.

Аксиома 2. Любая коммуникация имеет урд'венъ содержания и уро­вень отношения.

В процессе коммуникации не только передается информация, Но одновременно детерминируется характер отношений между


9.1. Понятие межличностной коммуникации

 

Глава 9. Межличностная коммуникация

 

 


 


коммуникаторами. Уровень содержания — это та информацк торая передается в сообщении. При этом неважно, является ли| ная информация правдивой, ложной, надежной, неправильной*! неразрешимой. На уровне отношений передается то, как это ой щение должно быть воспринято. Отношение может быть выр но как речевыми приемами, так и невербально с помощью кр)| улыбки или других способов. Характер отношений можно яснс нять из контекста, в котором происходит коммуникация. На мер, содержанием фразы «Закройте дверь» является ожр вполне определенного действия. Но эта фраза может быть пр несена по-разному: как команда, как мольба, как предложение и! Избранный способ выражения содержит сообщение о том, какм видят партнеры свои взаимоотношения: доброжелательными и враждебными; равными в социальном отношении или один из; находится в прямой зависимости от другого; чувствуют себя койно и комфортно или переживают состояние тревоги и вс ния и т.д.

В межличностном общении экспрессивная окраска сообщей часто более важна, чем его содержание. Вместе с тем, по мненн исследователей, чем более спонтанны и «здоровы» отношения, • более аспект отношений отходит на второй план. Напротив, здоровые» отношения характеризуются тем, что за природу от шений идет постоянная борьба, а содержательный аспект ком\ кации становится все менее и менее важным.

Смешение уровня содержания и уровня отношения нередко ] водит к нарушению коммуникации.

Аксиома 3. Пунктуация последовательности событий.

Люди организуют свое взаимодействие, опираясь на собствУ! ное представление о важном и неважном, причинах и следсгви! поступков, на интерпретацию смысла происходящего. Эти смыс вые доминанты организуют поведенческие события, оказывая» щественное влияние на происходящее взаимодействие (подоб| тому, как знаки пунктуации задают смысл предложению).

Несогласие относительно пунктуации последовательности < бытии лежит в основе возникновения бесконечных проблем взаимоотношениях. Мы не можем быть уверены ни в том, что др гой, обладает тем же объемом информации, ни в том, что он лает такие же выводы из этой информации. Решение вопроса! том, что является важным, а что нет, совершенно по-разному: исходит у разных людей. Во всех случаях рассогласованной кс муникационной организации обычно можно наблюдать конфл» относительно того, что является причиной, а что следствием


йлЮДаемого события. Примером патологической коммуникации, ызванной нарущением последовательности причин и следствий, является эффект «самоосуществляющегося пророчества». Это по­ведение, которое вызывает у окружающих такую реакцию, на ко-Орую это поведение было бы естественным ответом. Например, человек, строящий свое поведение на основе предпосылки «ник­то меня не любит», будет вести себя недоверчиво, демонстрируя массу защитных реакций, или агрессивно. Такое поведение вряд ли вызовет симпатию окружающих, что подтвердит изначальную предпосылку этого человека. При этом сам человек ошибочно считает, что он просто реагирует на отношение окружающих, а не провоцирует его. В данном случае это и составляет проблему пунктуации.

Аксиома 4. Симметрическое и комплементарное взаимодействие.

Отношения между людьми базируются либо на равенстве, либо на отличии. В первом случае партнеры стараются скопировать по­ведение друг друга, поэтому их отношения можно назвать сим­метрическими. Слабость или сила, нравственность или без­нравственность не имеют здесь никакого значения, поскольку ра­венство может поддерживаться в любой из этих областей. Во вто­ром случае поведение одного партнера дополняет поведение другого, такой тип взаимодействия называется комплементар­ны м. Симметричные отношения, таким образом, характеризуются равенством и минимизацией различий, в то время как особен­ностью комплементарного взаимодействия является доведение раз­личий до максимума.

В комплементарных взаимоотношениях можно выделить две различные позиции. Один партнер занимает более высокую, важ­ную, первичную позицию, а другой — подчиненную, вторичную, более низкую. Эти понятия довольно полезны, если их не прирав­нивать к словам «хороший» или «плохой», «сильный» или «сла­бый». Комплементарные отношения могут устанавливаться соци­альной или культурной средой (как в случае взаимоотношений ма­тери и младенца, врача и больного, учителя и ученика) или быть Характерным стилем отношений данной диады. В любом случае важно подчеркнуть, что природа этих отношений носит взаимоза­висимый характер, разные типы поведения взаимно дополняются. Нельзя сказать, что один из партнеров установил комплементар­ные отношения с другим, скорее каждый ведет себя так, что это Предполагает и одновременно является причиной поведения дру­гого.

Симметричность и комплементарность сами по себе не являют­ся «хорошими» или «плохими», «нормальными» или «ненормаль-


 

 

Глава 9. Межличностная коммуникация


9.2. Ситуационные и психологические предпосылки...


 


ными». Оба вида взаимоотношений выполняют важные функ Но они чреваты патологией. В симметричных взаимоотношеь постоянно присутствует опасность соревновательности, эскала равенства симметричного взаимодействия, когда происходит 1 ря стабильности и так называемый сбой, что приводит к ссоряцЛ конфликтам между индивидами. Таким образом, патология в метричных взаимоотношениях характеризуется более или открытой враждой.

В здоровых симметричных взаимоотношениях партнеры собны уважительно относиться друг к другу, что ведет к появлезв доверия и уважения со стороны другого. Когда симметричные I ношения нарушаются, можно наблюдать скорее отвержение, а игнорирование личности другого. В свою очередь патологически изменения комплементарных взаимоотношений проявляются • щ норировании, а не отвержении личности другого (например, которая продолжает обращаться со своим взрослым сыном, как! ребенком).

Аксиома 5. Коммуникация может быть как намеренной, так I «3 намеренной, эффективной и неэффективной.

Нельзя сказать, что коммуникация имеет место только тагд когда она произвольна, осознанна и успешна, т.е. когда достигае взаимное понимание. Обычно люди обдумывают свое поведен» (речь, манеры), особенно в ситуациях небытовых. Однако частом!) действуем необдуманно, о чем можем впоследствии сожалеть: ч! век, находящийся рядом с нами, может услышать тихо сделанис нами замечание в надежде, что он не слышит; мы можем выйтж себя; не подумать о том, как будет воспринята наша реплика. Не лательные последствия, к которым может привести ненамерек коммуникация, делают актуальным способы «сохранения лица» I своего, так и другого. Как отмечал социолог И. Гоффман, от члей любой группы ожидают не только самоуважения, но и определе! ной чуткости. Человек, являющийся свидетелем унижений друп>г| и сохраняющий при этом спокойствие, имеет в нашем обществе р| путацию «бессердечного», а тот, кто способен спокойно взиратз: действия, разрушающие его собственное лицо, считается «бесст ным».

Аксиома 6. Коммуникация необратима.

Иногда и хотелось бы вернуть время, исправить слова или Ц^ ступки, но, к сожалению, это невозможно. Последующие объжнв ния с партнером могут что-то исправить, извинения могут смягч обиду, однако созданное впечатление изменить очень сложно.


9 2. СИТУАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Понятие социальной ситуации и ее структура. Все процессы ком­муникации происходят в определенном контексте. Переменными, формирующими определенный контекст коммуникации, могут быть место и время встречи, намерения или цели участников обще­ния, наличие или отсутствие посторонних лиц, групповые нормы и т.д. Наша интерпретация чьих-то слов или действий в огромной степени определяется контекстом, в рамках которого мы воспри­нимаем эти слова или действия.

В самом общем виде социальная ситуация — это естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в него людьми, местом действия и характером развертывающихся дейст­вий или деятельности. Занимаясь изучением социальных ситуаций, группа социальных психологов Оксфордского университета под ру­ководством М. Аргайла предложила выделять следующие универ­сальные факторы, присутствующие на любой стадии социального взаимодействия, которые придают ситуации определенность:

1) цели;

2) правила, т.е. общепринятое мнение о допустимом и недопус­тимом поведении в ряде конкретных ситуаций;

3) роли, т.е. принятые в данной культуре модели взаимодей­ствия;

4) набор элементарных действий — простейшие вербальные и невербальные формы участия во взаимодействии;

5) последовательность поведенческих актов (например, приня­тый порядок смены ролей говорящего и слушающего);

6) концепты-знания, т.е. наличие в когнитивной структуре оп­ределенных категорий, обеспечивающих понимание ситуации, как, например, знание при игре в шахматы, что такое ферзь или что оз­начает слово «шах». В социальной ситуации такими концептами выступают представления о людях, социальной структуре, элемен­тах взаимодействия и объектах, включенных во взаимодействие;

7) физическая среда, элементами которой являются границы ситуации (закрытое помещение, улица, площадь и т.п.), физичес­кие качества среды, воздействующие на органы чувств (цвет, шум, запахи и т.п.), реквизит (например, классная доска, парты в школь­ном классе), пространственные условия (расстояния между людьми и объектами);

8) язык и речь, т.е. ситуационно обусловленные словарь, оборо­ты речи, интонации, используемые участниками взаимодействия;


 

 

Глава 9. Межличностная коммуникация


9.2. Ситуационные и психологические предпосылки...


 


9) трудности и навыки — различные препятствия для взаимод ствия и навыки их преодоления.

Среди перечисленных факторов отмечены как объективные; пекты ситуации, внешние по отношению к субъекту действия, и субъективные, локализованные в сознании и психике индивид Ключевое положение, по мнению исследователей, занимают цел Они рассматриваются как независимые переменные, а все ос ные параметры как зависимые от них. Следующими за стругсг целей по своей значимости для определения типа ситуации правила, эмоциональная атмосфера и умение преодолевать три ности. Например, встреча друзей после длительной разлуки встреча студента и научного руководителя с целью обсудить ход ] боты над дипломом будут различаться в первую очередь по параметрам, хотя, разумеется, отличия будут касаться и исполь мого стиля речи, и, возможно, выбранного места встречи. Анализ руя ситуацию, в которой осуществляется общение, мы, таким зом, разделяем в ней известное и неизвестное, вычленяя цель о ния, его задачу и одновременно фиксируя имеющиеся условия; стижения цели.

Важными характеристиками ситуации, воздействующими нап| ведение людей, являются: знакомая — незнакомая; формальная ' неформальная; ориентированная на выполнение дела — ориевт рованная на общение; поверхностная — глубокая (интимная) вкл! ченность.

В соответствии с этими характеристиками Аргайл и его сотр ники выделили следующие типы социальных ситуаций:

•ф- официальные события (формальные социальные события);

•$>• личностное взаимодействие с близкими друзьями или роде никами;

•ф> случайные эпизодические встречи со знакомыми;

•$>- формальные контакты в магазинах и на работе;

•Ф- асимметричные взаимодействия, связанные с социальными ум* ниями (например обучение, руководство, интервьюирование);!

•ф- конфликт и переговоры;

•ф- групповая дискуссия.

Предложенная типология ситуаций не является единственной.!

Одна из наиболее известных классификаций видов ситуа! межличностного взаимодействия связана с именем американског психолога Э. Берна (см.: Берн Э. Игры, в которые играют люду Люди, которые играют в игры. М., 1988). В ее основе лежит то, он назвал потребностью в структурировании времени. Хорошо из вестна проблема, часто встречающаяся у подростков после перво^ встречи: «Ну и о чем мы потом с ней (с ним) будем говорить?» Это


вопрос возникает нередко и у взрослых. Достаточно вспомнить, как мучительна вдруг возникшая пауза в общении, когда никто из собеседников не в состоянии высказать ни одного уместного заме­чания, чтобы не дать разговору замереть. Люди постоянно озабоче­ны тем, как структурировать свое время. Одна из функций в жизни общества состоит в том, чтобы оказывать друг другу взаимопомощь в этом вопросе.

Берн предлагает рассматривать шесть способов структурирова­ния времени — четыре основных и два пограничных случая.

1. Первый пограничный случай — замкнутость, когда явная ком­муникация между людьми отсутствует: человек физически присут­ствует, но психологически он вне контакта, погружен в собствен­ные мысли. Такое поведение может быть воспринято с пониманием и не вызывать проблем, если только оно не превращается в при­вычку.

2. Ритуалы, или привычные, повторяющиеся действия. Они могут иметь неформальный характер (например, приветствия, про­щания, благодарности), но могут быть и официальными (напри­мер, дипломатический этикет). Цель этого типа общения — возмож­ность совместного проведения времени, не сближаясь.

3. Времяпрепровождение — это полуритуальные разговоры о про­блемах и событиях, известных всем. Они не так предсказуемы, как ритуалы, но обладают некоторой повторяемостью. Примерами могут служить вечеринка, участники которой недостаточно хоро­шо знакомы друг с другом, или разговоры во время ожидания како­го-нибудь официального собрания. Времяпрепровождение всегда социально запрограммировано: говорить в это время можно лишь в определенном стиле и только на допустимые темы. Основная цель этого типа общения — структурирование времени не только ради поддержания приятельских отношений, но и отчасти социаль­ный отбор, когда человек ищет новые полезные знакомства и связи.

4. Совместная деятельность — взаимодействие между людьми на работе, целью которого, прежде всего, является эффективное вы­полнение поставленной задачи.

5. Игры. Берн считает их наиболее сложным типом общения, так как в играх каждая сторона неосознанно старается достичь превос­ходства над другой и получить вознаграждение. Например, если че­ловек честно просит, чтобы его утешили, и получает утешение, то Это взаимодействие с некоторой заранее сформулированной Целью. Если же кто-либо просит, чтобы его утешили, и, получив уте-Иение, обращает его против утешителя, то это игра. Другой при­пер — игра «страхование». О чем бы страховой агент ни вел раз-


 

 

Глава 9. Межличностная коммуникация


9.2. Ситуационные и психологические предпосылки...


говор, если он настоящий игрок, он ищет клиента или «обрабш вает» его. Единственная его цель — «заполучить добычу». Осно! отличительная особенность игр — скрытая мотивация их учасгЦ ков. Берн полагает, что важные социальные контакты чаще в с«8 протекают как игры, а сами игры составляют весьма значител! часть человеческого общения. Объяснение этому он видит в ющем.

Повседневная жизнь предоставляет мало возможностей ловеческой близости. Кроме того, многие формы близости ^Й большинства людей психологически неприемлемы, требуют тц| тельной осмотрительности. Западная культура в основном не по ей ряет искренности (кроме как в интимной обстановке), так как Т могут использовать с дурным умыслом. В свою очередь повтор^ щиеся виды времяпрепровождений в конце концов приедают Чтобы избавить себя от скуки, одновременно избежать опасности сопутствующих близости, большинство людей в качестве комгсг миссного решения обращаются к играм. В этом состоит сощ ное значение игр. Люди выбирают себе друзей и партнеров всего из числа тех, кто играет в те же игры, что и они. Поэте любой член какого-либо социального окружения, который начин ет играть в новые игры, будет скорее всего изгнан из привычжс общества. В этом состоит личностное значение игр. Наконец, и гие игры совершенно необходимы некоторым людям для поддер ния душевного здоровья. Если таких людей лишить возможн* играть, они впадут в безысходное отчаяние. Подобные ситуг можно часто наблюдать в супружеских парах, когда улучшение пс хического состояния одного из супругов влечет за собой быстр ухудшение состояния другого, для которого игры были важней щ средством поддержания собственного психического равновесия»!

6. За игрой следует второй пограничный случай — близости, Г* мыкающий ряд способов структурирования времени. Двустсшрс нюю близость можно определить как свободное от игр общеш предполагающее теплое заинтересованное отношение между лео^ ми, исключающее извлечение выгоды. Настоящая близость начи? ется тогда, когда социальные схемы, скрытые мотивы и огра* ния отходят на задний план. Человеческая близость, котора! сути есть и должна быть самой совершенной формой человече а взаимоотношений, приносит такое ни с чем не сравнимое удою ствие, что даже люди с неустойчивым равновесием могут вп-ол| безопасно и даже с радостью отказаться от игр, если им посчавтл' вилось найти партнера для таких взаимоотношений. Прототипе близости является акт любовных, интимных отношений.


Еще одна классификация социальных ситуаций различает три уровня общения в зависимости от степени личностной вовлечен­ности участников в преобразование отношений (см.: Головаха Е.И., Данина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1989).

На социально-ролевом уровне контакты ограничиваются ситуатив­ной необходимостью: на улице, в транспорте, в магазине, на при­еме в официальном учреждении. Основной принцип взаимоотно­шений на этом уровне — знание и реализация норм и требований социальной среды участниками взаимодействия. Коммуникация при этом носит, как правило, анонимный характер независимо от того, происходит она между незнакомыми, знакомыми или близки­ми людьми.

На деловом уровне людей, объединяют интересы дела и совместная деятельность, направленная на достижение общих целей. Основ­ной принцип деловых взаимоотношений — рациональность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые личнос­ти, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед ними задачи, т.е. оцениваются их функцио­нальные качества. Соответственно общение является психологи­чески отстраненным.

Интимно-личностный уровень характеризуется особой психологи­ческой близостью. На этом уровне целью участников коммуника­ции является удовлетворение потребности в понимании, сочувст­вии, сопереживании. Основной принцип такого общения — эмпа-тия, доверительность.

Каждый уровень общения предполагает использование соответ­ствующих только ему моделей поведения, глубины взаимопонима­ния, согласия и сопереживания, способов взаимодействия парт­неров.

Таким образом, каждая из приведенных типологий исходит из возможности определения и выделения типичных социальных си­туаций, т.е. ситуаций, неоднократно возникающих при взаимодей­ствии между людьми, следовательно/их содержание и структура из­вестны членам данной культуры или субкультуры. Важнейшим усло­вием межличностной коммуникации является способность индиви-Да выделять такие стандартные, типичные социальные ситуации и соответствующими действиями конструировать их. Знать, как вести себя в данной ситуации, будь это свадьба, визит к друзьям, любовное свидание или деловые переговоры, какие действия в ней Уместны, а какие — нет, является показателем социальной компе­тентности. Люди, как правило, обладают необходимыми социаль-


 

 

Глава 9. Межличностная коммуникация


9.2. Ситуационные и психологические предпосылки...


 


ными знаниями, которые позволяют им понять поведение друга, согласовать свои цели и действия, найти общий язык, д< вориться.

Межличностное пространство. Для того чтобы выбрать ную манеру поведения и форму обращения с другим человеком, обходимо сориентироваться в ситуации, понять контекст, в ром происходит взаимодействие. Определение ситуации, В1 няя функцию ориентации человека в социальной среде, явл* важнейшим структурообразующим моментом межличностного щ имодействия. Условие успешной коммуникации связано с созд ем участниками «общей социальной действительности», общ «здесь-и-сейчас», в котором может происходить обмен послани и, следовательно, вне которого коммуникация вообще не может | стояться. Данную предпосылку исследователи иногда называют; говорным аспектом межличностной коммуникации. В ней нахэ)| отражение обозначенное выше свойство пунктуации последе тельности событий. Именно потому, что ситуация межличностче взаимодействия представляет собой совместную деятельность; партнеров по общению, заведомо социально и психологически»! похожих друг на друга, но при этом взаимозависимых в осуществ' нии своих намерений, она является изначально рассогласованк и психологически напряженной. Между коммуникантами посто но возникают критические моменты выбора целей взаимод< вия, на которые следует ориентироваться, что превращает прсц* коммуникации в предмет переговоров. Результатом этих «перегс^ ров» является, в терминологии И. Гоффмана, «рабочее согла ние», т.е. участники формируют общее определение ситуации, торое подразумевает не столько реальное согласие относите!! существующего положения дел, сколько согласие относите!! того, чьи притязания и по каким вопросам временно будут прлз ваться всеми.

Определив тип социальной ситуации, участники взаимод<$ вия начинают выстраивать позиции, позволяющие им досп своих целей в заданных обстоятельствах. Поведение на з этапе удобно описывать, используя пространственную термив(гию, например термины «позиция (положение, расположение! «верх», «низ», «близкий», «далекий», «расстояние», «дистанций «граница» и т.д. Обращение к пространственным метафорам новится эффективным способом структурного анализа челов-е1; ких отношений. Рассмотренное под этим углом зрения межл| ностное взаимодействие есть не что иное, как конструирован" формирование межличностного пространства, т.е. организш


элементов взаимодействия в определенный порядок. Оно Предполагает: ^ выбор позиции в отношении к другому, пристройку к позициям

друг друга, «проверку их на прочность»;

Ф четкое определение пространственных и временных границ си­туации взаимодействия, за пределами которых выбранная пози­ция становится неуместной;

.ф- оформление занятой позиции посредством использования вер­бальных и невербальных средств коммуникации. Пространственное структурирование взаимодействия сопровожда­ется символическим обозначением этой структуры, что проявляет­ся как в символике «языка тела» (мимике, взглядах, жестах и т.д.), так и в способах персонализации пространства.

Обозначают вертикальные и горизонтальные пространствен­ные характеристики межличностного взаимодействия (см.: Доцен-ко Е.Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. Тюмень, 1998). Вертикальная составляющая находит свое выра­жение в представлениях о взаимном расположении партнеров по общению: пристройка к партнеру свысока, пристройка к нему на­равне, пристройка снизу, отстраненная от партнера позиция.

Пристройка сверху может выглядеть как поучения, осуждения, советы, порицание, замечания, обращения на «ты», высокомерные или покровительствующие интонации, похлопывание по плечу, по­дача руки ладонью вниз, взгляды сверху вниз и др.

Позиция подчиненной стороны предполагает свои стереотипы в поведении. В этой позиции человек демонстрирует зависимость, требует защиты, лишен инициативы, власти. Пристройка снизу проявляется как просьба, извинение, оправдывание, виноватые или заискивающие интонации, наклоны корпуса, опускание головы и другие формы демонстрации зависимости и подчинения.

Позиция равенства сторон также предполагает соответствую­щие вербальные и невербальные формы поведения: спокойный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и желаний, обоснованные высказывания и готовность выслушать критические замечания в свой адрес с последующим их обсуждением и т.д.

Способность к смене способов взаимодействия в зависимости от возникшей ситуации и поставленной задачи, репертуар позиций, которым владеет человек, — одна из существенных характеристик компетентного коммуникатора.

Горизонтальная составляющая межличностного вза­имодействия находит свое выражение в использовании (или в отка­зе от использования) межличностных преград, стоящих на пути сближения людей, что предопределяет ту или иную межличност-


 

Глава 9. Межличностная коммуникация


9.2. Ситуационные и психологические предпосылки...


ную дистанцию. Такими преградами могут быть внешние физ! кие барьеры как эквиваленты психологических преград: стол, скрещенные на груди руки, поза «нога на ногу», паузы, останс перевод разговора на другие темы. Преградой может оказаться^ крытость» той или иной сторон личности для другого человека!* пример, в проявлении эмоций, нравственных или религиоэд ценностных ориентации, эрудиции и т.д.), что также создает о| деленную дистанцию между людьми. По мнению социальных " хологов, полное отсутствие межличностной дистанции (т.е. иг ной, личной зоны) ненормально. Вопрос состоит в том, оптг на ли существующая дистанция для достижения целей конкре межличностного взаимодействия.

К пространственным характеристикам межличностного: действия можно отнести и способы выделения и обозначения! дивидом территории, которую он считает «своей». Это может б) физическая территория: кабинет, рабочий стол, пятачок под н| ми в переполненном автобусе; на эмоциональном уровне —?" право на собственное настроение, собственное отношение к — либо или к кому-либо; на ролевом уровне — право на выбор пр< сии, рода занятий, индивидуальный способ выполнения свое!

боты.

Таким образом, пространство, создаваемое в процессе ме постного взаимодействия с его горизонтальными, вертикальш территориальными измерениями, становится фактором, возде вующим на успешность/неуспешность конкретного взаимоде вия, его характер и перспективы.

Трудные ситуации. Среди типичных социальных ситуаций 1 личностного взаимодействия следует выделить так называс трудные, или стрессовые. Стрессовая ситуацияэто ситуация, рая становится для человека, переживающего или воспринимают^» причиной стресса или тревоги. М. Аргайл в своей работе, посвяв ной социальным ситуациям, приводит, в частности, следующе" ределение: «Данная ситуация заставляет вас чувствовать тр или дискомфорт либо потому, что вы не знаете, как поступить,. потому, что она заставляет вас испытать чувства страха, смущ или неловкости» (Аргайл М., Фурнхэм А., Грэхэм Дж. А. Социал! ситуации. Гл. 12. Стрессовые ситуации // Межличностное <>1 ние: Хрестоматия. СПб., 2001. С. 220). Учеными был проделав ромный объем работ для того, чтобы выделить типы стрессе ситуаций, их основные характеристики, конкретные элемент" зывающие трудности, и важнейшие стадии развития социал* ситуации с тем, чтобы помочь людям вести себя в них более ус'

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...