Образовательные технологии
Стр 1 из 4Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АККРЕДИТОВАННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА» ОРСКИЙ ФИЛИАЛ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Дисциплина для учебного плана направления подготовки
030900.62 Юриспруденция
Очной, заочной форм обучения
Орск – 2013 Составитель Ишкова Марина Александровна
Учебно-методический комплекс дисциплины Психология и педагогика рассмотрен на заседании Учебно-методического совета Орского филиала МФЮА
Протокол № _______ «______»___________________20____г.
Психология и педагогика: Программа учебной дисциплины для студентов всех форм обучения по направлению «Юриспруденция» (030900.62) – М.: МФЮА, 2013.
Программа предназначена для изучения учебной дисциплины «Психология и педагогика» и составлена в соответствии с утвержденными учебными пранами вуза.
МФЮА, 2013г.
Содержание
Содержание дисциплины Тематическое содержание разделов дисциплины Тема 1. Психология в системе наук о человеке и обществе Объект, предмет, методы и задачи психологии. Понятие психики. Возникновение психологии как науки. Историческое развитие взглядов на предмет психологии. История развития психологического знания. Основные направления в психологии. Научные школы в отечественной и зарубежной психологии. Место психологии в системе наук и ее междисциплинарные связи. Структура современной психологии. Соотношение житейской и научной психологии. Психические явления, их сущность и классификация. Основные психические процессы. Психические свойства. Психические состояния. Психические образования. Методы исследования в психологии. Тема 2. Сущность, структура и физиологическая основа психики Различные теоретические воззрения на природу психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Основные функции психики. Структура психики человека: сознание, бессознательное, подсознание. Структура сознания. Сознание и самосознание. Соотношение сознания и бессознательного. Состояния измененного сознания. Роль бессознательного в жизни человека. Связь психики с мозгом. Психика и организм. Влияние организма на проявления психики. Эволюционные предпосылки человеческой психики. Психика, поведение и деятельность. Тема 3. Познавательные процессы Общая характеристика познавательных процессов. Ощущение как первичная форма отражения действительности. Восприятие, его свойства и закономерности. Подпороговое и экстрасенсорное восприятие. Представление. Внимание как ограничение поля восприятия, виды и свойства внимания. Воображение, его функции и виды. Творчество. Мнемические процессы. Память, её виды и процессы. Индивидуальные особенности памяти людей. Способы управления памятью. Мышление, его виды и формы. Мыслительные операции. Мыслительные стратегии при решении задач. Мышление и интеллект. Интеллект и факторы его развития. Тема 4. Эмоционально-волевая сфера личности Психофизиология эмоций. Основные эмоциональные состояния. Стресс и его особенности. Формы переживания чувств. Чувства и личность. Виды чувств. Психическая регуляция поведения и деятельности. Воля и ее характеристика. Структура и этапы волевого действия. Развитие воли. Тема 5. Личность и ее психические свойства Понятие и структура личности. Личность, индивид, индивидуальность, субъект, человек. Психология личности. Особенности темперамента как проявления свойств нервной системы. Типы темпераментов. Темперамент и профессия. Характер как система отношений личности. Соотношение характера и темперамента. Акцентуации характера. Способности: виды и характеристика. Талант и одаренность. Роль среды и наследственности в развитии способностей. Задатки как природные предпосылки способностей. Самосознание личности и «Я-концепция». Мотивационная сфера личности, направленность личности как совокупность устойчивых мотивов. Тема 6. Психология межличностных отношений Общение – основа межличностных отношений. Перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны общения. Виды общения. Общая характеристика вербального и невербального общения. Личность как субъект общения в малых группах. Речь. Виды речи. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Социально-психологические явления и процессы в малых группах. Тема 7. Педагогика в системе наук о человеке и обществе Предмет и объект педагогики. Задачи педагогики на современном этапе. Функции педагогической науки. Основные научные категории педагогики: «образование», «воспитание», «обучение», «развитие» «педагогическая деятельность», «педагогическое взаимодействие», «педагогическая технология», «педагогическая задача». История зарождения и развития педагогического знания. Методы педагогического исследования. Структура педагогики и ее связь с другими науками о человеке. Тема 8. Образование как общечеловеческая ценность Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Социокультурные функции образования. Теоретические парадигмы образования. Модели образования в современном обществе. Общемировые тенденции развития образования. Образовательные системы зарубежных стран. Образовательная система России. Непрерывное образование. Цели, содержание, структура непрерывного образования. Единство образования и самообразования. Педагогический процесс: сущность и основные закономерности. Организация и управление педагогическим процессом. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Управление образовательными системами. Тема 9. Теоретические и методические основы обучения Сущность, содержание и цели обучения. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Движущие силы и принципы обучения. Связь дидактики и методики обучения. Методы, средства и формы процесса обучения. Общие формы организации учебной деятельности. Урок. Лекция. Семинарские, практические и лабораторные занятия. Диспут. Конференция. Зачет. Экзамен. Факультативные занятия. Консультация. Проблема выбора форм организации обучения, адекватных его целям и содержанию. Контроль качества результатов обучения. Тема 10. Теоретические и прикладные основы воспитания Воспитание как педагогическое явление. Цели и задачи воспитания. Общие закономерности и основные направления воспитания. Принципы воспитания. Методы, формы и средства осуществления воспитательного процесса. Взаимосвязь воспитания и обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Семейное воспитание. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Типичные стили взаимоотношений в семье. Оптимальные условия взаимоотношений родителей и детей. Тема 11. Управление образовательными системами Перспективы развития образовательной системы России и проблема поиска «своего» пути. Закон РФ «Об образовании» о структуре управления образовательными системами. Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений. Проблемы создания государственно-обще-ственной системы управления образованием. Управление образовательными системами. Роль педагогического сообщества, коллектива учебного заведения, родителей, общественных объединений учащихся, студентов в управлении образованием. Тема 12. Самосовершенствование Возрастание роли самосовершенствования личности в системе современного образования. Модель идеального специалиста-профессионала. Самопознание как важнейшая предпосылка самосовершенствования. Планирование как важнейшее условие успешного самосовершенствования. Методы психофизического саморегулирования.
Тематическое содержание семинарских занятий Семинар № 1. Познавательные процессы План семинарского занятия: Вопросы для обсуждения: 1. Общая характеристика познавательных процессов. 2. Ощущение, их виды и основные свойства. 3. Восприятие, его свойства и закономерности. 4. Общая характеристика представления. 5. Внимание как избирательная направленность сознания. 6. Воображение, его функции и виды. 7. Память, её виды и процессы. 8. Мышление, его виды и формы. 9. Общая характеристика мыслительных операций. 10. Характеристика интеллекта.
Темы рефератов: 1. Познавательные процессы как часть психических процессов. 2. Общая характеристика ощущений. 3. Подходы к классификации ощущений. 4. Иллюзии восприятия. 5. Характеристика представления. 6. Воображение и творчество. 7. Общая характеристика памяти и её процессов. 8. Содержание мышления. 9. Теории интеллекта.
Литература: 1. Лысаков Н.Д., Лысакова Е.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: РУИ, 2007. 2. Островский В.Э., Чернышева Л.И. Психология и педагогика. – М.: Вузовский учебник, 2006. 3. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2002. 4. Реан А.А., Бордовская Н.Н., Розум С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2003. 5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Пед. общество России, 2003. 6. Введение в психологию / Под ред А.В. Петровского. –М.,1997. 7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2001. 8. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. – СПб.: Речь, 2001. 9. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х томах / Пер. с французского. – М.: Мир, 1992. 10. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб., 1988. 11. Краткий психологический словарь / Под ред. Петровского А.В. и Ярошевского М.Г. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. 12. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2006. 13. Майерс Д. Психология. – Минск: ООО «Попурри», 2001. 14. Милорадова Н.Г. Мышление в дискуссиях и решениях задач: Учебное пособие.– 2-е изд. – М.: АСВ, 2000. 15. Милорадова Н.Г. Психология: Учебное пособие в трех книгах: Методология познания психологической реальности. На пути к продуктивному мышлению. «Я» – в зеркале психологических характеристик. – Жуковский, ЛИНК, 1999. 16. Немов Р.С. Психология: В трех томах. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений.– М., Просвещение, 1999. 17. Психология и педагогика // для технических вузов / Под ред. В.С. Кукушина – М.–Ростов н/Д: Март, 2005. 18. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина.– М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 19. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Под ред. Радугина А.А., Кроткова Е.А. – М., 1996. 20. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. К.А. Абульхановой и др. – М., 1998. 21. Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 1999. 22. Психология: Учебник / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2000. 23. Пудов Л.С. Психология и педагогика: Учебно-методическое пособие. – М.: МФЮА, 2004. 24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.– Т.1, 2. – М., 1989. 25. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. 26. Столяренко А.М. Психология и педагогика. – М.: Юнити, 2005.
Семинар № 2. Эмоционально-волевая сфера личности План семинарского занятия: Вопросы для обсуждения: 1. Общая характеристика эмоций. 2. Основные эмоциональные состояния: настроение, аффект, страсть. 3. Стресс и его особенности. 4. Формы переживания чувств. 5. Виды чувств. 6. Психическая регуляция поведения и деятельности. 7. Воля и ее характеристика. 8. Структура и этапы волевого действия.
Темы рефератов: 1. Соотношение эмоций и чувств. 2. Общая характеристика настроения. 3. Аффекты. 4. Психологическая характеристика страстей. 5. Стресс и его особенности. 6. Чувства и их виды. 7. Воля, структура и этапы волевого действия.
Литература: 1. Лысаков Н.Д., Лысакова Е.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: РУИ, 2007. 2. Островский В.Э., Чернышева Л.И. Психология и педагогика. – М.: Вузовский учебник, 2006. 3. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2002. 4. Реан А.А., Бордовская Н.Н., Розум С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2003. 5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Пед. общество России, 2003. 6. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. – СПб.: Речь, 2001. 7. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х томах / Пер. с французского. – М.: Мир, 1992. 8. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб., 1988. 9. Громкова М.Т. Психология и педагогика в профессиональной деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2002. 10. Краткий психологический словарь / Под ред. Петровского А.В. и Ярошевского М.Г. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. 11. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2006. 12. Майерс Д. Психология. – Минск: ООО «Попурри», 2001. 13. Милорадова Н.Г. Психология: Учебное пособие в трех книгах: Методология познания психологической реальности. На пути к продуктивному мышлению. «Я» – в зеркале психологических характеристик. – Жуковский, ЛИНК, 1999. 14. Немов Р.С. Психология: В трех томах. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений.– М., Просвещение, 1999. 15. Психология и педагогика // для технических вузов / Под ред. В.С. Кукушина – М.–Ростов н/Д: Март, 2005. 16. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина.– М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 17. Психология: Учебник / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2000. 18. Пудов Л.С. Психология и педагогика: Учебно-методическое пособие. – М.: МФЮА, 2004. 19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.– Т.1, 2. – М., 1989. 20. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. 21. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 1995. 22. Столяренко А.М. Психология и педагогика. – М.: Юнити, 2005. 23. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.
Семинар № 3. Личность и ее психические свойства План семинарского занятия: Вопросы для обсуждения: 1. Динамическая структура личности. 2. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность, субъект, человек. 3. Взаимосвязь характеристик высшей нервной деятельности и темперамента. 4. Типы темпераментов. 5. Темперамент и профессия. 6. Характер как система отношений личности. 7. Соотношение характера и темперамента. 8. Акцентуации характера. 9. Способности: виды и характеристика. 10. Общая характеристика мотивационной сферы личности.
Темы рефератов: 1. Психологическая характеристика структуры личности. 2. Идеи Гиппократа о темпераменте человека. 3. Общая характеристика типов темперамента. 4. Характер человека: классификация характеров, основные черты характера. 5. Характер как система отношений личности. 6. Описание акцентуаций характера. 7. Классификация способностей. 8. Талант, одаренность, гениальность.
Литература: 1. Лысаков Н.Д., Лысакова Е.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: РУИ, 2007. 2. Островский В.Э., Чернышева Л.И. Психология и педагогика. – М.: Вузовский учебник, 2006. 3. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2002. 4. Реан А.А., Бордовская Н.Н., Розум С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2003. 5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Пед. общество России, 2003. 6. Введение в психологию / Под ред А.В. Петровского. –М.,1997. 7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2001. 8. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. – СПб.: Речь, 2001. 9. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. Перевод с французского. – М.: Мир, 1992. 10. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб., 1988. 11. Громкова М.Т. Психология и педагогика в профессиональной деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2002. 12. Краткий психологический словарь / Под ред. Петровского А.В. и Ярошевского М.Г. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. 13. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2006. 14. Майерс Д. Психология. – Минск: ООО «Попурри», 2001. 15. Милорадова Н.Г. Психология: Учебное пособие в трех книгах: Методология познания психологической реальности. На пути к продуктивному мышлению. «Я» – в зеркале психологических характеристик. – Жуковский, ЛИНК, 1999. 16. Немов Р.С. Психология: В трех томах. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений.– М., Просвещение, 1999. 17. Психология и педагогика // для технических вузов / под ред. В.С. Кукушина – М.–Ростов н/Д: Март, 2005. 18. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина.– М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 19. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Под ред. Радугина А.А., Кроткова Е.А. – М., 1996. 20. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. К.А. Абульхановой и др. – М., 1998. 21. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 1999. 22. Психология: Учебник / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2000. 23. Пудов Л.С. Психология и педагогика: Учебно-методическое пособие. – М.: МФЮА, 2004. 24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.– Т.1, 2. – М., 1989. 25. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. 26. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 1995. 27. Столяренко А.М. Психология и педагогика. – М.: Юнити, 2005. 28. Хрестоматия по общей психологии.– Т. 3: Субъект познания / Под общей ред. В.В. Петухова. – М., 2000.
Семинар № 4. Теоретические и методические основы обучения План семинарского занятия: Вопросы для обсуждения: 1. Сущность обучения. 2. Характеристика содержания и целей обучения. 3. Функции обучения. 4. Общая характеристика методов обучения. 5. Средства и формы процесса обучения. 6. Общая характеристика урока. 7. Общая характеристика лекции. 8. Семинарские, практические и лабораторные занятия. 9. Диспут. Конференция. Зачет. Экзамен. 10. Факультативные занятия. 11. Общая характеристика консультации. 12. Контроль качества результатов обучения.
Темы рефератов: 1. Общая характеристика обучения. 2. Сущность, содержание и цели обучения. 3. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. 4. Методы, средства и
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|