Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие людей в неорганизованных группах




 

Взаимодействие людей в неорганизованных группах предполагает рассмотрение таких явлений, как толпы, сборища, панические настроения, мании, танцевальные помешательства, стихийные массовые движения, массо­вое поведение, массовые увлечения, социальные движе­ния, революции.

Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно сознаваемой общности целей, но связанных между сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Длительность существования толпы опреде­ляется значимостью происшествия, которое образовало толпу: она может либо разойтись после ликвидации эле­мента зрелищности, либо прийти в еще более возбуж­денное состояние недовольства чьими-то действиями и перейти сама к активным, чаще всего агрессивным дей­ствиям.

Элементарные формы коллективного поведения лю­дей в толпе — относительно стихийное, порой непредска­зуемое взаимодействие людей в ситуации неопределенно­сти или угрозы. Ключ к пониманию природы коллектив­ного поведения дает такая форма социального взаимо­действия, как круговая реакция - взаимное возбужде­ние людей приобретает круговую форму, при которой люди отражают настроения, эмоции друг друга и таким обра­зом интенсифицируют их.

Социальное беспокойство — внутреннее напряжение многих людей при отсутствии способов его снятия, выра­жаемое в форме беспорядочной и некоординированной деятельности, причем чувство беспокойства вовлекается в круговую реакцию и становится «инфекционным», про­исходит «эмоциональное заражение» людей. Социальное беспокойство присутствует там, где люди обладают повы­шенной чувствительностью по отношению друг к другу, а также там, где они вместе переносят разрушение своего заведенного жизненного уклада. Эти условия встречают­ся в таких случаях социального беспокойства, как рево­люционные волнения, женский протест, религиозные вол­нения, трудовые конфликты. Черты социального беспо­койства:

■ беспорядочный характер поведения, когда люди на­ходятся в состоянии напряжения и чувствуют силь­ный позыв к действию, но не имеют четкого пред­ставления и понимания своих целей;

■ возбужденные чувства тревоги, страхов, неуверен­ности, агрессивности, склонность к распростране­нию слухов и преувеличений;

■ наличие повышенной раздражимости и внушаемос­ти людей, психологической неустойчивости, подат­ливости влиянию лидеров, новых стимулов и идей.

Там, где коллективное возбуждение интенсивно и ши­роко распространено, есть вероятность возникновения социальной инфекции — сравнительно быстрого, бессоз­нательного и нерационального распространения каких-либо настроений, порывов или форм поведения (напри­мер, разгул биржевой спекуляции, финансовой паники или волны патриотической истерии). В стихийных груп­пах основные способы воздействия на людей — зараже­ние, внушение и подражание.

Заражение как бессознательная передача эмоциональ­ного состояния от одного человека к другому усиливает­ся в толпе, особенно в ситуации паники. Слово «паника» происходит от греческого «безотчетный ужас». Характе­ризуется состоянием массового ужаса перед реальной или воображаемой опасностью, возрастающего в процессе вза­имного заражения, снижающего способность рациональ­ной оценки обстановки. Паника усиливается при дефи­ците информации об источнике опасности, неожиданнос­ти, испуга, травм, характеризуется хаотичными нераци­ональными неконтролируемыми действиями людей, даже состоянием массового безумия.

Подражание — механизм воздействия людей друг на друга, результатом которого является не только приня­тие внешних черт поведения другого человека или массо­вых психических состояний, но и воспроизведение инди­видом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Наиболее существенными особенностями поведения человека в стихийной группе являются:

■ обезличивание — выражается в ослаблении контро­ля поведения за своими действиями и преоблада­нии импульсивности (ослабление осознанности и до­минирование инстинктивных форм поведения), в утрате чувства личной ответственности за соверша­емые поступки, что является причиной разруши­тельных действий;

■ чувства преобладают над интеллектом, что усили­вает подверженность различным влияниям;

■ возрастает подверженность психическому зараже­нию, внушаемости.

Можно выделить 4 типа элементарных коллективных групп (Г. Блумер): действующая толпа (агрессивная тол­па), экспрессивная толпа (например, танцующая толпа в религиозных сектах), масса (люди, участвующие в массо­вом поведении, но не имеющие никакой социальной организации, люди отделены и неизвестны друг другу, на­пример при золотой и земельной лихорадке), публика (кратковременное собрание людей для совместного вре­мяпрепровождения в связи с каким-то специально орга­низованным зрелищем; публика более организованная группа, более ориентирована на соблюдение норм поведе­ния, но в случае какого-то инцидента может стать некон­тролируемой и перейти в состояние толпы) и обществен­ность (группы людей, которые сталкиваются с какой-то проблемой, имеют разные мнения относительно подхода к решению проблемы, проводят дискуссии о ее решении). Эти социальные группировки возникают спонтанно и их действие не направляется и не определяется существую­щими культурными моделями и нормами. Общество в це­лом действует, следуя предписанным правилам, толпа — устанавливая контакт (повышенная восприимчивость людей к друг другу, бессознательная откликаемость на настроения, спонтанная готовность к совместным действи­ям), масса — путем совпадения индивидуальных выбо­ров, а общественность приобретает свой особый тип един­ства и возможность действовать, благодаря достижению какого-то коллективного решения или выработке како­го-то общественного мнения. Будучи коллективным про­дуктом, общественное мнение представляет всю обществен­ность в ее готовности к действию по решению проблемы и как таковое делает возможным согласованное действие. Формирование общественного мнения происходит:

■ через открытие и принятие дискуссии, когда заин­тересованные группы (имеющие частную озабочен­ность относительно способа решения проблемы) стре­мятся оформить и установить мнение остальных, относительно незаинтересованных людей;

■ через пропаганду — умышленно направляемая кам­пания с целью заставить людей принять данную точку зрения, настроение или ценность.

Появление указанных элементарных коллективных группировок указывает на происходящий процесс соци­ального изменения. Они играют важную роль в развитии нового коллективного поведения и новых форм социаль­ной жизни, в формировании нового социального поряд­ка, служат основой для формирования социальных дви­жений, благодаря которым выстраиваются в фиксирован­ные социальные формы новые типы коллективного пове­дения. В своем начале социальное движение аморфно, плохо организовано, т. е. коллективное поведение нахо­дится на примитивном, вышеуказанном уровне. По мере того, как социальное движение развивается, оно приоб­ретает организацию, набор обычаев и традиций, упрочив­шееся руководство, социальные правила и социальные ценности, способность создать новое устройство жизни.

Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. Социальное движение базируется на определенном общественном мне­нии, которое впоследствии может само формироваться и изменяться. Социальное движение реализуется в различ­ных общественных акциях, таких как выступление в сред­ствах массовой информации, демонстрации, манифеста­ции, митинги, съезды.

Социальное движение может вырастать и организовы­ваться с помощью следующих механизмов:

■ агитация возбуждает людей и таким образом делает из них возможных сторонников движения. Для этого агитация должна привлечь внимание людей, взвол­новать их, пробудить их эмоции, дать этим эмоци­ям некое направление посредством идей, критики, внушения и обещаний;

■ процесс организации чувства сопринадлежности и солидарности людей друг с другом, формирование взаимной симпатии между сторонниками данного социального движения, что способствует согласован­ному поведению;

■ развитие внутригруппового / внешнегруппового от­ношения: вера членов движения, что их группа спра­ведлива и права, а другие группы беспринципны и злонамеренны, служит сплочению этих членов вок­руг своих целей и ценностей. Наличие врага в этом смысле очень важно для придания движению цело­стности и сплоченности;

■ использование церемониального поведения и риту­алов: массовые митинги, демонстрации, парады, юбилейные церемонии, ритуальная атрибутика — лозунги, песни, стихи, флаги, униформа и пр. — способствуют развитию и закреплению социально­го движения, а у каждого индивидуального участ­ника этих ритуалов возрастает самооценка, в ре­зультате он ощущает себя важной персоной, и это чувство личной значительности оказывается отож­дествленным с социальным движением как тако­вым;

■ формирование групповой морали, дающей движе­нию постоянство и определенность: убежденность в правильности и праведности цели движения, вера в конечное достижение движением своей цели, вера в то, что на движение возложена некая священная миссия; создание своих «священных книг», напри­мер «Капитал» Маркса для коммунистического дви­жения;

■ развитие групповой идеологии — свода учений, в которых формулируются цели и назначение движе­ния, содержится критика существующей системы, намечаются планы политики, тактики и практичес­кой деятельности движения.

Успешное развитие социального движения зависит от указанных механизмов, а социальные последствия зави­сят от характера социального движения: реформистское или революционное движение.

Мотивы, побуждающие людей организовывать соци­альные движения и примыкать к ним, могут быть раз­личные:

■ мотивы, непосредственно связанные с официальны­ми целями социального движения (человек искрен­но считает необходимыми определенные социальные изменения, провозглашаемые данным социальным движением);

■ мотивы самореализации (человек примыкает к со­циальному движению, стремясь проявить себя, со­вершить что-либо общественно полезное);

■ корыстные мотивы (социальное движение служит как средство достижения человеком собственной вы­годы, стремления улучшить собственное положение);

■ познавательные мотивы (человек стремится узнать новую информацию через присоединение к социаль­ному движению);

■ мотивы вызова (присоединение к движению осуще­ствляется вопреки желанию кого-то: родителей, дру­зей, коллег и т. п.);

■ мотивы присоединения (человек стремится стать ча­стью группы, добиться принятия со стороны дру­гих людей, уйти от одиночества).

Принадлежность людей к разным социальным дви­жениям, группам может обуславливать возможность меж­групповых конфликтов.


 

Содержание Глава 5 КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ

 

Типология конфликтов

 

Конфликты — одна из распространенных форм соци­альных действий. В основе конфликтов лежит отсутствие согласия людей, наличие противоречий, наличие проти­воборствующих сторон со своими взаимонесовместимы­ми потребностями, интересами, целями, когда достиже­ние целей одного препятствует достижению целей друго­го, т. е. конкуренция, соперничество выступает как объек­тивная ситуация конфликта.

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое при­нимает форму разногласий, если речь идет о взаимодей­ствии людей. Конфликты могут быть скрытыми или яв­ными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или груп­пами.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообраз­ных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выража­ется в форме явного столкновения, конфликта. Это про­исходит только тогда, когда существующие противоре­чия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в от­крытое конфликтное взаимодействие.

Л. Коузер выделяет реалистические и нереалистичес­кие (беспредметные) конфликты:

■ реалистические конфликты направлены на дости­жение конкретного результата, они вызваны неудов­летворением определенных требований участников или несправедливым распределением между ними каких-либо преимуществ и ограниченных ресурсов (власти, богатства, территории);

■ нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфлик­тное взаимодействие становится здесь не сред­ством достижения конкретного результата, а са­моцелью.

Начавшись как реалистический, конфликт может пре­вратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуа­цией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.

Нереалистические конфликты всегда дисфункциональ­ны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу. Надежный способ профилакти­ки подобных конфликтов в организации — создание бла­гоприятной психологической атмосферы, повышение пси­хологической культуры руководителей и подчиненных, овладение приемами саморегуляции эмоциональных со­стояний в общении.

Конфликты могут быть деструктивными (т. е. они на­рушают эффективное взаимодействие и приносят вред обеим сторонам) и конструктивными (способствуют вы­явлению и разрешению противоречий, способствуют дви­жению вперед, развитию, коррекции взаимодействия). Л. Коузер подчеркивает, что конфликт не может иметь односторонних последствий: только позитивных или толь­ко негативных. Конфликт одновременно продуцирует и те, и другие.

Существует пять основных типов конфликтов: внут­ри-личностный; межличностный; между личностью и группой: межгрупповой; социальный.

Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а раз­личные психологические факторы внутреннего мира лич­ности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимы­ми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.

Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему про­тиворечивые требования. Например, будучи хорошим се­мьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), чело­век должен Еечера проводить дома, а положение руково­дителя может обязать его задержаться на работе. Или: начальник цеха дал мастеру указание выпустить опреде­ленное количество деталей, а технический руководитель в то же самое время — произвести технический осмотр оборудования. Причиной первого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований про­изводства, а второго — нарушение принципа единонача­лия. Внутренние конфликты могут возникать на произ­водстве вследствие перегруженности работой или, напро­тив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.

Межличностный конфликт. Это самый распростра­ненный тип конфликтов. Он проявляется в отношениях между двумя и более людьми: конфликты между супру­гами, между родителями и детьми, между соседями, между друзьями и т. п. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что един­ственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за раз­личий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные сред­ства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой. Конф­ликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководи­тель предъявляет к нему непомерные требования, а ру­ководитель считает, что подчиненный не желает рабо­тать в полную силу.

Конфликт между личностью и группой. Неформаль­ные группы устанавливают свои нормы поведения, обще­ния. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личнос­тью и группой. Другой распространенный конфликт это­го типа — конфликт между группой и руководителем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авто­ритарном стиле руководства.

Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, меж­ду руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными груп­пами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.

К сожалению, частым примером межгруппового кон­фликта служат разногласия между высшим и более низ­ким уровнями управления, т. е„ между линейным и штаб­ным персоналом. Это яркий пример дисфункционально­го конфликта.

МежгруппоЕые конфликты обусловлены несовместимо­стью целей в борьбе за ограниченные ресурсы (власть, богатство, территория, материальные ресурсы и т. п.), То е. наличием реальной конкуренции, а также возникно­вением социальной конкуренции. Межгрупповые конф­ликты сопровождаются:

· проявлениями «деиндивидуализации», т. е. члены группы не воспринимают других людей как индивидуу­мов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негатив­ное поведение. Деиндивидуализация облегчает проявле­ние агрессивности к другим группам;

· проявлениями социального, межгруппового срав­нения, в ходе которого более высоко и положительно оце­нивают свою группу, повышают свой престиж и одновре­менно принижают, обесценивают чужую группу, дают ей отрицательную оценку («они злодеи, они глупые, они отсталые» и т. п.). Социальное сравнение может иниции­ровать конфликты, а также поддерживать, «оправдывать себя» в конфликте, ведь чтобы победить, надо оценивать себя как «положительную группу, которая правильно поступает» и отрицательно оценивать чужую группу. Часто лидеры групп стремятся частично или полностью изолироваться от информации со стороны о чужой груп­пе («железный занавес»); тогда легче сохранять конфликт между своей и чужой группой. Для сглаживания конфликта полезен обмен реальной информацией друг о дру­ге;

· проявлениями групповой атрибуции, т. е. склонны считать, что именно «чужая группа ответственна за нега­тивные события». Объяснение причин событий резко раз­личается для своей и чужой группы: 1) так, положитель­ному поведению своей группы и негативному поведению чужой группы приписываются внутренние причины («мы поступаем правильно, потому что мы хорошие», «они поступают плохо, потому что они плохие»); 2) негативное поведение своей группы и положительное поведение чу­жой группы объясняются внешними причинами, внешни­ми обстоятельствами. Так, нападения своей группы (не­гативное, агрессивное поведение) объясняют внешними причинами («нас вынудили обстоятельства»), а нападе­ния противников объясняют внутренними причинами («они плохие люди»). Конструктивные положительные действия чужой группы оцениваются как внешне обус­ловленные («у них не было другого выхода», «обстоятель­ства вынудили их пойти на "мировую"») или порой вос­принимаются как подвох, «военная хитрость» («что-то здесь не так, нельзя доверять их "миролюбивым" предло­жениям»). Даже раскол внутри своей группы склонны объяснять действиями «чужой группы», которые «вре­дят нам, строят заговоры против нас».

Социальный конфликт — это «ситуация, когда сто­роны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга» (см.: Социальные конфликты: Экспертиза, прогно­зирование, тенденции разрешения. Вып П. - М., 1991). Но несмотря на разницу подходов, в имеющихся опреде­лениях конфликта можно выделить по крайней мере три ключевых момента: во-первых, то, что это предельный случай обострения социальных противоречий, явное или скрытое состояние противоборства, а также ситуация взаимодействия; во-вторых, социальный конфликт выража­ется в столкновении различных социальных общностей — классов, наций, государств, социальных институтов, со­циальных субъектов; в-третьих, это то, что противодей­ствующие стороны преследуют свои различные, противо­положные цели, интересы и тенденции развития, кото­рые, как правило, противоречат или взаимоисключают друг друга (см.: Дикарева А.А., Мирская М.И. Социоло­гия труда. - М., 1989; Социологический словарь. - Минск, 1991; Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. — Ростов н/Д., 1992). Таким образом, социальный конфликт — это сложное явление, включающее несколько аспектов. Но именно наличие противоборствующих сторон со своими потребностями, интересами и целями является основой конфликта, его осевой линией.

Этот момент тесно связан с выяснением причин и при­роды конфликта, а также определением его границ: про­странственных, временных, внутрисистемных. Про­странственные границы конфликта определяются место­положением его участников (квартира, улица, дом, рабо­та, регион и т. д. и т. п.). Временные параметры конф­ликта связаны с его продолжительностью, включая нача­ло и конец.

Конфликт как форма социального взаимодействия может быть инструментом формирования, стандартиза­ции и поддержания социальной структуры.

В произведениях Аристотеля, Гоббса, Гегеля, Маркса, Вебера, Дарендорфа, Рекса конфликты рассматриваются не как отклонение от нормы, а как норму социальных отношений, нормальное состояние общества.

Теория конфликта рассматривает конфликт как источник общественного развития,, а социальный мир предстает как поле битвы: множество групп, борющихся между собой, возникающих, исчезающих, создающих и разрушающих альянсы.

Обладающие властью заинтересованы в сохранении порядка, а не обладающие властью стремятся к ее пере­распределению, к изменению существующего положения, к конфликту. Р. Дарендорф подчеркивает, что ролевая структура порождает одновременно и солидарные, и кон­фликтные интересы. Джон Рекс приходит к выводу, что социальный порядок есть сознательный результат защи­ты собственной власти отдельной группой, устанавлива­ющей контроль над распределением. Всякая социальная система сталкивается с фактом ограничения ресурсов и имеет механизмы их распределения: т экономическое распределение;

и властные отношения, чтобы предупредить любое на­рушение системы экономического распределения; в ценности, защищающие легитимность распределе­ния власти; £5 религиозные ритуалы и верования, выступающие продуктом строгого соблюдения ценностных пред­писаний. Интеграция и социальный порядок являются резуль­татом распределительных процессов. Согласно Рексу, кон­фликт занимает центральное место в жизни каждого общества, а порядок лишь носит черты «перемирия», являющегося следствием победы одной из сторон. Обще­ство же состоит из конкретных групп и конкретных дей­ствий «реальных индивидов, действующих независимым путем».

Парк в своей концепции социальной эволюции движу­щей силой развития взаимодействия людей считал кон­куренцию, которая может принимать различные формы: соревнование как человеческая форма борьбы за выжива­ние (например, экономическое соревнование), затем со­ревнование может принять форму конфликта, в резуль­тате, чего люди и группы вынуждены внутренне приспо­сабливаться к ситуациям, вызванным соревнованием и конфликтом; когда это происходит, то конфликт угасает. Ассимиляция завершает этот процесс благодаря глубо­кой трансформации личностей под влиянием тесных кон­тактов. То есть прослеживается цепочка: конкуренция — соревнование — конфликт — приспособление — ассимиля­ция.

 

Динамика конфликтов

 

Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремя условиями:

1) первый его участник сознательно и активно дей­ствует в ущерб другому участнику путем физичес­ких действий, демаршей, заявлений и т. д.;

2) второй участник сознает, что эти действия направ­лены против него;

3) второй участник в ответ предпринимает активные действия против инициатора конфликта; с этого мо­мента можно считать, что он начался.

Из этого следует, что конфликт начинается в случае противоборства сторон. Он возникает лишь тогда, когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт всегда начина­ется как двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило, предшествуют инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачинщика конфликта.

Перечень элементов конфликта:

1) два участника или две стороны конфликта;

2) взаимонесовместимость ценностей и интересов сто­рон;

3) поведение, направленное на уничтожение планов, интересов противоположной стороны;

4) применение силы для влияния на другую сторону;

5) противопоставленность действий, поведения сторон;

6) стратегии и тактики конфликтного взаимодействия;

7) личностные особенности участников: агрессивность, авторитетность и пр.;

8) характер внешней среды, присутствует ли третье лицо и т. д.

Динамика развития конфликта:

· возникновение конфликтной ситуации,

· осознание конфликтной ситуации,

· собственно конфликтное поведение — обоюдно на­правленные и эмоционально окрашенные действия, которые затрудняют достижение целей, интересов противника и способствуют реализации собственных интересов в ущерб другой стороне.

Развертывание конфликта или его разрешение зави­сит от участников, их личностных особенностей, интел­лектуальных, материальных возможностей, которые есть у сторон, от сути и масштабов самой проблемы, от пози­ций окружающих лиц, от представления участников о последствиях конфликта, от стратегии и тактики взаи­модействия.

Критерии конфликта:

1) взаимозависимость сторон, т. е. обе стороны зави­сят друг от друга, активность одного человека обус­ловливает действия другого человека, таким обра­зом происходит взаимодействие сторон, однако, если существуют жесткие правила контакта (например, бой боксера), то это не конфликт;

2) осознание ситуации как конфликтной, т. е. одна или обе стороны оценивают чужие действия как преднамеренно враждебные с целью помешать дос­тижению желаемых целей или унизить;

3) выбор стратегии дальнейшего поведения: к поиску компромисса или рационально приемлемого реше­ния либо к эскалации конфликта, к усилению борь­бы, например, от борьбы точек зрения (когнитивный конфликт) переходят к борьбе личностей (меж­личностный конфликт), затем к борьбе групп и на­силию.

В конфликте нет виноватых и правых, каждый хочет достичь своих целей. Конфликт — такой вид взаимодей­ствия, где результат принадлежит всем участникам кон­фликта, свой вклад в конфликт вносит каждый участ­ник. Но обычно человек думает: «В конфликте виноват не я, а другой человек», «Я прав, а другой — не прав, он плохой», и каждый собирает вокруг себя союзников, что­бы доказать: «Я прав!». Так происходит расширение кон­фликта.

Окончание конфликта не всегда однозначно. Он мо­жет быть исчерпан в случае примирения или выхода из конфликта одной из сторон, а также пресечения и пре­кращения конфликта в ходе вмешательства третьих сил.

Относительно внутрисистемных параметров конфлик­та необходимо сказать, что он всегда происходит в опре­деленной системе: семье, группе сослуживцев, трудовом коллективе, государстве, международном сообществе стран. Выявление внутрисистемных границ конфликта связано с определением конфликтующих сторон высту­пающими его главными участниками, а также выделени­ем других лиц или организаций, прямо в конфликте не замешанных, но являющихися элементами системы. В таком случае границы конфликта в системе будут зави­сеть от того, какое число участников в него вовлечено.

Было уже отмечено, что конфликт представляет собой предельно обостренную форму противоречия, но он так­же еще и служит способом выявления и разрешения про­тиворечий. В этой связи возникает вопрос: а что предше­ствует конфликту, каковы стадии его развития? Можно ответить, что предшествует ему объективная жизненная ситуация, в которой находятся противоборствующие сто­роны, и сами эти стороны имеют определенные интересы, потребности, цели. Естественно, что посягательство одной стороны на какую-либо из таких потребностей дру­гой стороны создает социально-психологическую основу конфликта. Это и есть структура противоречия, пока еще не перешедшего в конфликт, — конфликтная ситуация. Таким образом, конфликтная ситуация — это такое со­вмещение человеческих потребностей и интересов, кото­рое объективно создает почву для реального противобор­ства между различными социальными субъектами.

Конфликтная ситуация может складываться объектив­но, помимо воли и желания будущих противоборствующих сторон (сокращение штатов в трудовом коллективе), а мо­жет быть создана или намеренно спровоцирована одной или обеими сторонами. Но каждая ситуация определяется дей­ствительными событиями и ее субъективное значение зави­сит от того, какое объяснение дает этим событиям каждая сторона, в соответствии с которыми она и начинает дей­ствовать в ходе развития конфликта. Главная черта этой ситуации — возникновение предмета конфликта.

Предмет конфликта — это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны всту­пают в борьбу.

Поскольку в ходе конфликта разрешаются противоре­чия, происходит поиск путей выхода из тупиковой ситу­ации, то возникает вопрос о его функции — положитель­ной или отрицательной, плохой или хорошей. Другими словами, плохо это или хорошо, что происходит конф­ликт? С обыденной точки зрения здесь может быть дан только отрицательный ответ, потому что конфликт свя­зан с такими явлениями, как бытовые ссоры и неуряди­цы, служебные неприятности, межнациональные, терри­ториальные, общественно-политические противостояния и противоборства, связанные со страданиями и потеря­ми. Отсюда и оценка конфликта в качестве явления не­желательного.

Но при более внимательном взгляде на существо этой проблемы вырисовывается другой подход, другая точка зрения, согласно которой конфликт не только негативное социальное явление, но также еще и позитивное. Ход рассуждений здесь примерно следующий. Да, конфликт это нежелательное явление, начинающее разъедать нор­мально функционирующую социальную систему, но в его ходе появляются такие силы, которые смогут вернуть ее в состояние баланса и стабильности, а также поддержать ее в устойчивом состоянии.

Мортон Дойч, осуществляя мотивационный анализ конфликтного поведения, отмечал, что конфликт — это такое взаимодействие двух сторон, когда достижение це­лей одного препятствует достижению целей другого, т. е. конкуренция, соперничество выступает как объективная ситуация конфликта, а с другой стороны, эмоциональное неприятие другого человека, тенденция к конкурентно­му взаимодействию людей как их психологическая осо­бенность способствует конфликтному поведению. По­скольку конфликты неизбежны, во взаимодействии людей, то они могут выполнять позитивную конст­руктивную функцию:

· конфликт способствует определенному движению вперед, предотвращает застой;

· в процессе конфликта происходит объективация источника разногласия и возможно его разрешение, «снятие», находятся средства предотвращения бу­дущих конфликтов;

· конфликт — это определенное отрицание старых, «отживших» отношений, что приводит к формиро­ванию новых отношений, коррекции взаимодей­ствия;

· в конфликте «изживается» внутренняя напряжен­ность, выплескиваются агрессивные чувства, «раз­ряжаются» фрустрации, неврозы;

· конфликт — способ самоутверждения личности, особенно у подростка конфликт — необходимая форма поведения для поддержания статуса в груп­пе;

· внутригрупповой конфликт в научной деятельнос­ти создает необходимый для творческой активнос­ти уровень напряженности; так, исследование по­казало, что продуктивность творческой научной де­ятельности выше у конфликтных личностей;

· межгрупповые конфликты могут способствовать групповой интеграции, росту сплоченности, соли­дарности группы; в необходимость решения конфликта приводит к ко­операции, к концентрации усилий участников на решение конфликтной ситуации, к вовлечению чле­нов группы в общую жизнь группы.

Признаки деструктивного конфликта:

1) расширение конфликта;

2) эскалация конфликта (т. е. конфликт становится независимым от исходных причин и, даже если при­чины конфликта устранены, сам конфликт продол­жается);

3) увеличение затрат, потерь, которые несут участни­ки конфликта;

4) рост ситуативных высказываний, агрессивных дей­ствий участников.

Но вернемся к вопросу о полезности или вредности конфликтов. Нами уже было сказано о том, что конф­ликт является способом выявления и разрешения противоречий. В этом и коренится ответ на поставленный воп­рос. Полезен конфликт тем, что так или иначе разрешает противоречие. Но из этого вытекает следующий вопрос: а какова цена разрешения противоречия путем конфлик­та? Она, как правило, очень высокая. В виде разрушения или серьезного повреждения системы, а то и вовсе унич­тожения одной из сторон. Налицо социальный иллюзио­низм, о котором писал П. Сорокин, Думается, что луч­шим разрешением объективно существующего противо­речия является не его конфликтный способ, а мирный, консенсусный вариант, который происходит мирными ци­вилизованными путями и средствами, когда противосто­ящие стороны и все участники конфликта приходят к пониманию необходимости этого раньше, прежде чем раз­витие событий пойдет по конфликтному руслу. Поэтому следующая наша задача и будет состоять в том, чтобы рассмотреть объективные причины и психологию участ­ников зарождающихся конфликтов.

Важным моментом в изучении проблемы конфликтов и их природы является выявление их причин. Анализ социологических и социально-психологических исследо­ваний позволяет выделить следующие основные причи­ны конфликтов:

· социально-экономические — конфликты в совре­менном обществе представляют собой порождение и проявление объективно существующих социаль­но-экономических противоречий;

· социально-психологические — потребности, моти­вы, цели деятельности и поведения различных лю­дей;

· социально-демографические — различия в уста­новках, мотивах поведения, целях и стремлениях людей, обусловленных их полом, возрастом, при­надлежностью к различным национальным образо­ваниям.

Люди так или иначе реагируют на изменение социаль­но-экономической ситуации, преследуя при этом свои интересы и потребности. Естественно, что посягательство на какую-либо из таких потребностей является социаль­но-психологической причиной конфликтов. Неравенство в уровне доходов и потребления между самыми богатыми и самыми бедными, отсутствие практически средних сло­ев общества, нестабильность экономического, социально­го и политического развития неизбежно

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...