Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ческих проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.




Психическое состояние проявляется в общем функциональ­ном уровне психической активности в зависимости от направ­ленности деятельности человека в данный момент и его лично­стных особенностей.

Психические состояния подразделяются на:

1) мотивационные (основаны на потребностях установки — желания, интересы, влечения, страсти);

2) состояния организованности сознания (проявляются в раз­личных уровнях внимательности, работоспособности);

3) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоци­ональный отклик на действительность, настроение, конфлик­тные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустра­ция);

4) волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.; их классификация связа­на со структурой сложного волевого действия).

Различаются также пограничные психические состояния лич­ности — реактивные (шоковые и ступорные) состояния, психо­патии, акцентуации характера, неврозы и состояния задержан­ное™ психического развития.

Психические свойства личности — типичные для данного че­ловека особенности его психики, реализации его психических процессов.

К психическим свойствам личности относятся: 1) темпера­мент; 2) направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы); 3) способности; 4) характер.

Такова традиционная, идущая от И. Канта, классификация психических явлений. Она лежит в основе построения традици­онной психологии. Однако эта классификация страдает искус­ственным обособлением психических процессов от психичес­ких состояний и типологических свойств личности: познава­тельные, волевые и эмоциональные процессы — не что иное, как определенные психические возможности (способности) личности, а психические состояния — текущее своеобразие этих возможностей.

Все психические явления системно организованы: они обра­зуют единую структуру психики человека

 

3. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ.

 

Психика возникла на определенном этапе развития жизни как механизм активного взаимодействия живых существ с окружающей средой.

По мере эволюционного развития у животных формируется специальный орган психики — нервная система, обеспечивающая отражение окружающего мира и регуляцию поведения.

Первоначальной формой психического отражения и регуляции поведения являются инстинкты.

Инстинкты — комплекс врожденных реакций, стимулом для которых являются отдельные биологически значимые свойства окружающей среды. Этот этап развития психики называется еще и этапом элементарного анализа.

Паук, сидящий в паутине, набрасывается на запутавшуюся в ней муху. Сигналом, вызывающим реализацию этой программы действия, является вибрация. Достаточно приложить к паутине вибрирующий камертон, чтобы паук высунулся из гнезда и бросился на него. Лягушка, подстерегая свою жертву, набрасывается лишь на летающую мошку — сигналом к ее действию является мелькание.

С развитием коры головного мозга появились новые, индивидуально-изменчивые формы поведения, основанные на образно-концептуальном отражении окружающего мира.

Поведение высокоорганизованного животного регулируется психическим образом конкретных условий среды.

У высокоорганизованных животных наряду с инстинктами возникает способность ситуативного, предметного отражения действительности, способность отражения отношений, связей между элементами данной ситуации, на основе чего вырабатывается гибкая программа поведения. Эти животные приобретают индивидуальные навыки (закрепленные в индивидуальном опыте действия, которые дают положительный эффект в определенных ситуациях). Наиболее высокоразвитые животные (приматы, собаки, дельфины и др.) способны даже на отдельные интеллектуальные действия.

В чем своеобразие психики животных?

В опытах исследователей на глазах у голодной обезьяны в ящик с плотно закрывающейся крышкой помещался банан. В боковой стенке ящика имелось треугольное отверстие, через которое крышку можно было открыть. Рядом с ящиком было положено несколько палок с различными сечениями: круглым, квадратным, прямоугольным и

треугольным. После длительных манипуляций, различных проб, перебирая палки наугад, обезьяна открывала ящик палкой с треугольным сечением. Однако, когда опыт повторялся, обезьяна никогда не брала сразу нужную палку, все начиналось сначала. Между тем в аналогичном опыте ребенок во втором случае сразу берет палку с треугольным сечением. Это свидетельствует о том, что обезьяна не вычленяет, не абстрагирует треугольную форму отверстия в ящике и треугольную форму сечения палки, не соотносит эти общие свойства. Животные лишены абстрагирующей деятельности. Они не отражают постоянного значения вещей.

 

 

4. СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ПСИХИКИ. ТЕКУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ -ВНИМАНИЕ.

 

Сознание — это отношение человека к миру со знанием, его объективных закономерностей. Оно дает возможность решать жизненные проблемы не с помощью метода проб и ошибок, а на основе установления устойчивых, закономерных связей и отношений между различными сторонами окружающей среды. (Жарким летом человек заготавливает топливо, зная, что неми­нуемо наступит зима.)

3. Сознание характеризуется осознанностью целей деятельно­
сти, понятийным моделированием будущих событий,
предвосхи­
щением результатов своих действий в системе общечеловечес­
ких понятий, знаний.

Человек заранее предвидит, планирует ожидаемый результат своих действий и выбирает адекватные средства и способы их достижения. Он строит программу своей деятельности, перво­начально моделируя ее в уме.

Его деятельность не ограничена непосредственным восприя­тием ситуации, а строится на основе знания закономерностей ее развития. Сознание человека прогнозирует закономерное наступление событий, с опережением отражая действитель­ность.

4. Индивидуальное сознание обусловлено общественным со­
знанием.

Различаются четыре формы (сферы) общественного созна­ния:

1) наука — система научных знаний, представлений, концеп­ций и мировоззренческих ориентации;

2) соционормативная-сфера общественного сознания — сис­тема нравственных, идеологических, политических, правовых ценностей, система социальных норм данного общества;

3) искусство — духовно-практическое освоение действитель­ности образными средствами, образное моделирование типич­ных сторон действительности;

4) религия, вера — культ сверхъестественной силы, воплоща­ющей в себе идеальные качества, духовная опора верующих людей. Вера в сверхъестественную божественную силу обеспе­чивает концептуальную определенность миропонимания веру­ющих людей.

Все формы общественного сознания формируют идеоло­гию — систему базовых ценностей, основополагающих идей, кото-

рая регулирует жизнедеятельность общества. Однако идеология может быть прогрессивной и реакционной, реалистической и утопической. Утопические идеологии ведут к мифологизации массового сознания.

5. Сознание связано с самосознанием, субъективной особен­ностью индивидуального сознания, системой ценностно-смыс­ловых, личностных отношений человека к миру. Свое взаимо­действие с миром человек регулирует, исходя из представлений о самом себе, объединенных в целостный образ Я-концепции.

Самосознание — субъективно-семантическое (от греч. se-mantikos — обозначающий) пространство личности. Самосозна­ние определяет уровень самоорганизации индивида, принципы его поведенческой саморегуляции, самопостроения и самоут­верждения. Самосознание — саморефлексия, самоопределение индивида — может быть истинным и ошибочным, порождаю­щим возвышенные устремления и роковые жизненные заблуж­дения.

Успех жизнедеятельности индивида зависит от его способ­ности к самоанализу, от приведения его внутреннего мира в соответствие с объективными внешними условиями, от вычле­нения в них существенного и несущественного, социально санк­ционированного, полезного и вредного.

Концептуально организованная, одухотворенная личность не идет на поводу у случайных обстоятельств, сиюминутных гедо­нистических устремлений — ее поведение детерминируется си­стемой базовых духовных ценностей, принципами нравствен­ности, добра, справедливости и человеческого достоинства.

Сознание, как характерная особенность человеческой пси­хики, реализуется через механизм бидоминанты — внутрилично-стной коммуникации, общения человека с самим собой. И этот внутриличностный диалог опосредуется социальными критери­ями. Наше внутреннее Я — интериоризированный «другой» — внедренное в нас социальное начало (alter ego).

Явления действительности отражаются сознанием индивида интенционально (от лат. intentio — стремление) — пристрастно-избирательно в зависимости от их значимости в практике дан­ного человека. При этом одни явления связываются в индиви­дуальном сознании с комплексом других, сопровождаются, как писал У. Джемс, «психологическими обертонами», «вставляют­ся в оправу» других известных индивиду явлений, включаются в спектр усвоенной индивидом общечеловеческой культуры.

Все это позволяет говорить о едином потоке сознания, кото­рый становится основой поведенческой системы индивида: все поведенческие акты человека имеют личностную обусловлен­ность.

Сознание шире, чем мышление. Оно является целостным ин­тегрированным отражением внешнего мира, включающим в себя все формы психической деятельности: и формы чувственного от­ражения мира (ощущение, восприятие, представление), и рацио­нальное познание (обобщенно-теоретическое отражение мира), и эмоционально-волевую сферу психической саморегуляции.

В отечественной психологии изучение сознания как особого феномена, имеющего собственное содержание, было выдвинуто в качестве фундаментальной задачи В. М. Бехтеревым. В работе «Сознание и его границы» (Казань, 1888) ученый, постулируя отражательную природу сознания, вводит понятия его структу­ры и уровней. На основе критерия «сложность содержания со­знания» Бехтерев выделил ступени, уровни формирования созна­ния в онтогенезе (индивидуальном развитии):

• на исходном уровне, в младенчестве, когда еще отсутству­ют ясные представления, сознание проявляется в неясном чув­ствовании индивидом своего существования;

• на следующем уровне возникают первые самопредставле­ния — представления о Я как о субъекте и не-Я как об объекте. На этом фундаменте начинает формироваться самосознание личности;

• далее расширяются представления о внешнем мире, совер­шенствуются ориентационные механизмы.

Наиболее сложная форма сознания, по Бехтереву, — нрав­ственные, религиозные и правовые представления, которые со­ставляют интимное ядро личности, определяющее ее волевую саморегуляцию.

Высшая ступень формирования сознания — «то состояние внутреннего мира, когда человек, с одной стороны, обладает способностью по произволу вводить в сферу сознания те или другие из бывших прежде в его сознании представлений, с дру­гой — может давать отчет о происходящих в его сознании явле­ниях, о смене одних представлений другими, иначе говоря, может анализировать происходящие в нем самом психические процессы»1.

В. М. Бехтерев задолго до советских психологов установил принцип внутреннего опосредования внешних явлений. «Наблюде­ния показывают, что процесс введения представлений в сферу ясного сознания зависит только частично от внешних условий, иначе говоря от объективных качеств подействовавшего на нас внешнего впечатления, главнейшим же образом — от внутрен­них условий».

В связи с этим Бехтерев исследовал зависимость восприятия и запоминания материала от психического состояния испыту­емого, отношения его к предъявляемому материалу, его устано­вок и нравственных позиций («нравственного ядра личности»).

В онтогенезе осуществляется поэтапный переход от низших форм сознания к его высшим формам. Высшие формы вбирают в себя и трансформируют все низшие. В патологических случаях происходит распад сознания в обратной последовательности: вна­чале расстраиваются высшие формы сознания, затем его низшие образования и лишь в последнюю очередь — биологическая база.

В психологии и психиатрии широко распространены введен­ные К. Яс персом метафорические понятия ясности и помрачнения сознания. Критериями помрачнения (неясности) сознания стали считаться: отсутствие отчетливого восприятия окружающего, де­зориентация во времени и пространстве, бессвязность мышле­ния, стертость воспоминаний. Совокупность всех указанных при­знаков и образует «потерю сознания», его нарушенность. • Итак, сознание — присущий человеку высший уровень психи­ческого отражения действительности в социально выработанных формах — понятиях и оценочных суждениях.

Существуют некоторые критерии минимально необходимого уровня сознания для психического взаимодействия индивида со средой.

Нарушение этих критериев означает нарушенность сознания, утрату взаимодействия субъекта с действительностью. Признака­ми нарушенного сознания являются исчезновение предметной отчетливости восприятия, связанности мышления, ориентировки в пространстве, неспособность к саморегуляции и самоотчету.

В психиатрии различается ряд разновидностей нарушенного со­знания: оглушенное состояние — резкое повышение порога чувствитель­ности, безучастность к окружающему, неспособность к мыслительной Деятельности; делириозное помрачнение сознания — нарушенность ори-

ормой для личности является отражение мира в объектив­ных взаимосвязях и смысловых значениях. Сознательное пове­дение личности— концептуально организованное поведение, основанное на соотнесении явлений действительности с соци­ально сформированными понятиями.

Во всех случаях патологии сознания происходит деперсона­лизация индивида, нарушение семантических (смысловых) структур его самосознания. Это позволяет сделать вывод, что самосознание личности, личностные, социально соотнесенные об­разования являются ядром сознательной саморегуляции человека.

На примерах психических аномалий и нарушений сознания мы отчетливо видим, что психика отдельного человека нераз­рывно связана с его социально обусловленными ориентациями, с социально-понятийным отражением действительности

 

5. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Вся нервная система делится на центральную, периферичес­кую и вегетативную. К центральной нервной системе относятся головной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся не­рвные волокна — периферическая нервная система. Она соеди­няет мозг с органами чувств и исполнительными органами — мышцами. Вегетативная нервная система обслуживает внутрен­ние органы и железы.

Строение мозга. Простейшие автоматизированные мышечно-двигательные реакции регулируются спинным мозгом, находя­щимся в позвоночном столбе.

Спинной мозг переходит в продолговатый мозг головного мозга, регулирующий автоматизированные процессы жизне­обеспечения — дыхание и др. За ним следует средний мозг, ре­гулирующий работу органов чувств. Проявление врожденных ориентировочных рефлексов (прислушивание, всматривание) — результат деятельности среднего мозга.

Над средним мозгом расположен промежуточный мозг. Он включает в себя таламус, гипоталамус, лимбическую систему и контролирует сложные витальные (жизненно важные) реакции: питание, размножение, защитно-оборонительные эмоции.

Особенно развита у человека кора больших полушарий — орган высших психических функций.

В коре мозга выделяются два основных блока:

1) блок приема, переработки и хранения информации — отделы мозга, осуществляющие обработку информации, поступающей от различных рецепторов — зрительных, слуховых, кожных, двигательных и др.; все корковые зоны этого блока функциони­руют в иерархической взаимосвязи: первичные зоны осуществ­ляют раздробление, первичный анализ поступающей сенсорной информации, вторичные зоны выполняют функцию синтеза — объединения, интегрирования поступающей информации;

2) блок программирования, регуляции и контроля деятельнос­ти — передние отделы мозга.

Существуют различия в функциях правого и левого полуша­рий — функциональная асимметрия мозга. Функцией левого по­лушария является оперирование вербально-знаковой информа-

§ 3. Нейрофизиологические основы психики

цией (логические операции, чтение, счет). Функция правого по­лушария — оперирование наглядными образами, распознавание объектов, образное мышление. Оба полушария функционируют взаимосвязанно.

Кора головного мозга человека — целостно работающий орган, но отдельные его части (области) функционально специ­ализированы. Так, затылочная область коры осуществляет слож­ные зрительные функции, лобно-височная — речевые, височная — слуховые. Обширные специализированные зоны коры обеспе­чивают речевую деятельность человека.

По учению И. П. Павлова, основным механизмом функцио­нирования коры головного мозга (высшей нервной деятельнос­ти) являются условные рефлексы.

Термин «рефлекс» был введен французским ученым Рене Де­картом в XVII в. Но для объяснения психической деятельности он был применен основоположником русской материалистичес­кой физиологии И. М. Сеченовым («Рефлексы головного моз­га», 1863).

Развивая учение И. М. Сеченова, И. П. Павлов эксперимен­тально исследовал особенности функционирования рефлексов и использовал условный рефлекс как метод изучения высшей нервной деятельности («Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) живот­ных», 1923).

Все рефлексы были разделены им на две группы — безуслов­ные и условные.

Безусловные рефлексы — врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители (пищу, опасность и т. п.). Они не требуют каких-либо условий для своей выработки (напри­мер, выделение слюны при виде пищи).

Безусловные рефлексы представляют собой природный за­пас готовых, стереотипных реакций организма. Они возникли в результате длительного эволюционного развития определенно­го вида животных. Безусловные рефлексы одинаковы у всех осо­бей одного вида. Они осуществляются с помощью спинного и низших отделов головного мозга. Сложные комплексы безус­ловных рефлексов проявляются в виде инстинктов.

Но поведение высших животных и человека характеризуется не только врожденными, т. е. безусловными, реакциями, но и такими реакциями, которые приобретены данным организмом в

Глава 2. Понятие о психике человека

процессе индивидуальной жизнедеятельности, т. е. условными реф­лексами. Биологический смысл условного рефлекса состоит в том, что многочисленные внешние раздражители, окружающие животное в естественных условиях и сами по себе не имеющие жизненно важного значения, предшествуя в опыте животного пище или опасности, удовлетворению других биологических потребностей, начинают выступать в роли сигналов, по которым животное ориентирует свое поведение.

С понятием условного рефлекса И. П. Павлов связывал принцип сигнальное™ высшей нервной деятельности, принцип синтеза (временных связей) внешних воздействий и внутренних состояний.

Открытие И. П. Павловым основного механизма высшей не­рвной деятельности — условного рефлекса — стало одним из ре­волюционизирующих завоеваний естествознания, исторической вехой в понимании связи физиологического и психического.

С познания динамики образования и изменения условных рефлексов началось раскрытие сложных механизмов деятельно­сти человеческого мозга, выявление закономерностей высшей нервной деятельности.

Как установлено И. П. Павловым, основным фундаменталь­ным принципом работы коры больших полушарий головного мозга является аналитико-синтетический принцип. Ориентация в окружающей среде связана с вычленением отдельных ее свойств, сторон, признаков (анализ) и объединением, связью этих признаков с тем, что полезно или вредно для организма (синтез). Синтез, — как отмечал И. П. Павлов, — замыкание связей, а анализ — все более тонкое отчленение одного раздра­жителя от другого.

Аналитико-синтетическая деятельность коры головного моз­га осуществляется взаимодействием двух нервных процессов — возбуждения и торможения и подчинена следующим законам.

1. Закон образования временной нервной связи:

при многократном подкреплении нейтрального раздражите­ля безусловным (жизненно значимым) раздражителем между корковыми центрами этих воздействий образуется временная нервная связь.

2. Закон угасания временной нервной связи:

при многократном неподкреплении условного раздражителя безусловным временная нервная связь между ними угасает.

§ 3. Нейрофизиологические основы психики

3. Закон иррадиации возбуждения:

очень сильные (как и очень слабые) раздражители вызывают иррадиацию — распространение возбуждения по значительной части коры больших полушарий.

Только оптимальные раздражители средней силы вызывают строго локализованные очаги возбуждения, что и является важ­нейшим условием успешной деятельности.

4. Закон взаимной индукции нервных процессов:

на периферии очага одного процесса всегда возникает про­цесс с обратным знаком.

Если в одном участке коры головного мозга сконцентриро­ван процесс возбуждения, то вокруг него индуктивно возникает процесс торможения. Чем интенсивнее очаг возбуждения, тем интенсивнее и более широко распространен вокруг него про­цесс торможения.

Наряду с одновременной индукцией существует последователь­ная индукция нервных процессов — последовательная смена не­рвных процессов в одних и тех же участках мозга.

Только оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения обеспечивает поведение, адекватное (соответству­ющее) окружающей среде. Нарушение баланса между этими процессами, преобладание одного из них вызывают значитель­ные нарушения в психической регуляции поведения. Так, пре­обладание торможения, недостаточное взаимодействие его с возбуждением приводят к снижению активности организма (вплоть до сна наяву). Преобладание возбуждения может выра­зиться в беспорядочной активности, ненужной суетливости, снижающей результативность деятельности. Процесс торможе­ния ограничивает и направляет в определенное русло процесс возбуждения, содействует сосредоточению, концентрации воз­буждения.

Торможение бывает внешним и внутренним. Если внезапно подействует какой-либо новый сильный раздражитель, то пре­жняя деятельность затормозится. Это — внешнее (безусловное) торможение. В данном случае возникновение очага возбужде­ния по закону отрицательной индукции вызывает торможение других участков коры.

Одним из видов внутреннего или условного торможения яв­ляется угасание условного рефлекса, если он не подкрепляется безусловным раздражителем (угасательное торможение). Этот

Глава 2. Понятие о психике человека

вид торможения вызывает прекращение ранее выработанных реакций, если они в новых условиях становятся бесполезными.

Торможение возникает и при чрезмерном перевозбуждении мозга. Оно защищает нервные клетки от истощения. Этот вид торможения называется охранительным. Торможение, лежащее в основе анализа, называется дифференцировочным торможени­ем. Оно уточняет действия, делает их более приспособленными к окружающей среде.

5. Закон системности в работе коры головного мозга (динами­ческий стереотип):

реакция организма на тот или иной раздражитель зависит от сложившейся в коре системы связей. Опыты показывают, что если выработать ряд рефлексов на разные раздражители, кото­рые повторяются в определенной последовательности, то со временем организм воспроизводит всю систему ответных реак­ций при воздействии лишь одного первоначального раздражи­теля. Устойчивое закрепление определенной последовательнос­ти реакций И. П. Павлов называл динамическим стереотипом. (Термин «стереотип» происходит от двух греческих слов stere­os — твердый и typos — отпечаток.)

К стереотипно повторяющимся внешним воздействиям орга­низм приспосабливается выработкой устойчивой системы реак­ций. Динамический стереотип — физиологическая основа на­выков и привычек, приобретенных потребностей и др. Комп­лекс динамических стереотипов — физиологическая основа устойчивых особенностей поведения личности.

Динамический стереотип — выражение особого принципа работы мозга — системности. Этот принцип состоит в том, что на сложные комплексные воздействия среды мозг реагирует не как на ряд отдельных изолированных раздражителей, а как на целостную систему, в которой отдельные раздражители нахо­дятся в определенных взаимоотношениях. Внешний стереотип — последовательность воздействий — отражается во внутреннем нейродинамическом стереотипе.

И. П. Павлов разработал также учение о типах высшей нер­вной деятельности и о второй сигнальной системе, присущей человеку, — способность человека обобщенно отражать мир при "помощи слова.

Рассмотренные выше основные положения учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности не утратили значимости в наши дни. Однако некоторые из них были уточ-

§ 3. Нейрофизиологические основы психики

нены и развиты учениками и последователями великого физиолога.

Одно из самых перспективных направлений в развитии уче­ния И. П. Павлова возглавил его ученик академик П. К. Анохин.

Механизм условных рефлексов — фундаментальная, но не единственная основа работы головного мозга. Сам И. П. Павлов отмечал, что когда обезьяна строит вышку, чтобы достать плод, то это условным рефлексом назвать нельзя.

Современная наука о мозге — нейрофизиология базируется на концепции функционного объединения механизмов мозга для осуществления различных поведенческих актов.

Функциональной системой П. К. Анохин назвал единство центральных и периферических нейрофизиологических меха­низмов, которые в совокупности обеспечивают результатив­ность того или иного поведенческого акта.

Первоначальная стадия формирования любого поведенчес­кого акта названа П. К. Анохиным афферентным синтезом (в пе­реводе с латинского — «соединение приносимого»).

В процессе афферентного синтеза из многочисленных обра­зований мозга извлекается все то, что было связано в прошлом с удовлетворением данной потребности, т. е. решается вопрос: какой полезный результат должен быть получен в данной си­туации, при данной комбинации исходных возбуждений? В ре­зультате афферентного синтеза принимается решение — выби­рается один из возможных вариантов действия, который боль­ше всего удовлетворяет требованиям данной ситуации.

Нейрофизиологический механизм принятия решения осно­ван на способности мозга прогнозировать параметры будущего результата действия. Этот механизм назван П. К. Анохиным ак­цептором результатов действия. Акцептор результатов действия (от лат. acceptor — принимающий) — нейрофизиологический механизм предвидения результатов будущего действия на осно­ве обобщения ранее полученных результатов от аналогичных действий. Предвидение результатов действия — формирование цели действия.

На основе предвидения результатов готовящегося действия создается программа действия. И только после этого совершает­ся само действие.

Ход действия, результативность его этапов, соответствие ре­зультатов сформированной программе действия постоянно кон­тролируются путем получения сигналов о достижении цели. Механизм постоянного получения информации о результатах совершаемого действия назван П. К. Анохиным обратной аффе-рентацией. (Афферентация — возбуждение под влиянием внеш­него воздействия.) Осуществление каждого действия постоянно сопровождается сличением двух комплексов возбуждения: воз­буждений, прогнозирующих действие, и возбуждений, поступа­ющих по ходу совершения действия.

В отличие от И. П. Павлова, П. К. Анохин трактует подкреп­ление поведенческих актов не только эффектом действия безус­ловного раздражителя. Действие, по П. К. Анохину, подкрепляет­ся его правильностью — афферентными сигналами о его адекват­ности ранее сформированной программе.

Теория функциональных систем включила в единую систему такие компоненты поведения, как мотивация, память, эмоции, предвидение событий, программирование будущих результатов поведения. Отказавшись от упрощенно-универсальной схемы «стимул—реакция», П. К. Анохин раскрыл нейрофизиологичес­кий механизм активной деятельности.

Раскрыв механизмы целенаправленных поведенческих актов, П. К. Анохин поднял нейрофизиологию на современный сис­темный уровень, содействовал ее интеграции с психологией.

Психика человека — социально опосредованный продукт моз­говой деятельности, социально нормированное отражение действи­тельности.

Механизм человеческого мозга — механизм кодирования взаимосвязей действительности в речевых знаках.

Психическое отражение действительности человеком — отра­жение, опосредованное знаком, человеческим понятием, сформи­рованным в общественно-исторической практике человечества.

Познание психики человека и деятельности его мозга взаи­мообусловлено. «Прежде чем ответить на вопрос о том, каковы мозговые основы того или иного психического процесса, необ­ходимо тщательно изучить строение того психического процес­са, мозговую организацию которого мы хотим установить, и выделить в нем те звенья, которые в той или иной степени могут быть отнесены к определенным системам мозга».

 

6. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. СТРУКТУРА ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ.

Человек как субъект социальных отношений, носитель соци­ально значимых качеств является личностью.

Человек не рождается с готовыми способностями, характе­ром и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа челове­ческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологи­ческие особенности, основные качества нервной системы, ди­намику нервных процессов. В природной, биологической орга­низации человека заложены возможности его психического развития.

Становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.

То, что на первый взгляд представляется «естественными» качествами человека (например, черты характера), в действи­тельности является закреплением в личности социальных тре­бований к ее поведению.

Качества личности обусловлены диапазоном ее практичес­ких отношений, включенностью в различные сферы жизнедея­тельности социума.

В становлении индивида как личности существенны процес­сы личностной идентификации (формирование у индивида отож­дествленности себя с другими людьми и человеческим обще­ством в целом) и персонализации (сознание индивидом необхо­димости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе Я-концепции, личностной рефлексии — своих представлений о самой себе, своих возможностях, своей значимости.

Понять личность — значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами пове­дения она руководствуется.

Глава 7. Психология личности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...