Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально положительного поведения называется специализацией.




В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация — освоение личностью социальной действительности.

Источниками социализации личности являются:

• опыт раннего детства — формирование психических функ­ций и элементарных форм поведения (отдельные упущения в формировании личности в раннем возрасте трудновосполнимы в более зрелом возрасте);

• социальные институты — системы воспитания, обучения и образования;

• взаимное влияние людей в процессе общения и деятельно­сти.

Социализация — не механизм наложения на индивида «го­товой социальной формы», а процесс активного самопострое­ния личности, который стимулируется определенными соци­альными условиями. Социализация дает личности возможность функционировать в качестве полноправного члена общества.

Социализация индивида связана с выработкой у него адек­ватного отношения к социальным ценностям. Мода, вкусы, потребительские ориентации изменчивы. Более стабильны ми­ровоззренческие позиции людей, ценности общечеловеческой культуры.

У каждого поколения возникают свои проблемы включения в жизнь. Социализация не означает «подгонки» новых поколе­ний под прежние социальные ценности и традиции. Истори­ческий процесс утратил бы развитие, если бы отцам удалось из своих детей сделать свое подобие. Социализация — присвоение подрастающим поколением социально-психических механиз­мов полноценного функционирования человека в человеческом обществе.

В архаичных и тоталитарных обществах социализация сво­дится к безусловному воспроизведению младшими социальных стереотипов старших. В цивилизованном демократическом об­ществе принципами взаимодействия между поколениями явля­ются равенство и сотрудничество, возможность свободного раз­вития новых поколений в рамках фундаментальных общечело­веческих ценностей.

Дефекты социализации наиболее возможны в кризисные пе­риоды жизни индивида. Особая «хрупкость» психики присуща подростковому возрасту. Критический перелом в этом возрасте проявляется во всем: в изменении внешности, голоса, новых способах взаимодействия со средой. Проснувшиеся половые ин­стинкты создают значительное внутреннее напряжение.

Повышена возбудимость, ослаблены тормозные процессы, возросшие силы не находят в ряде случаев достойного и эмо­ционально насыщенного применения. Относятся же к подрос­тку, как правило, еще как к ребенку. Отсюда — подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения. В отдельных случаях возможно и обольщение уличной роман­тикой.

Не правы те, кто утверждает, что подростки-правонарушите­ли отличаются несформированностью интересов. Напротив, их интересы уже сформированы, но это социально отрицательные интересы: раннее приобретение сексуального опыта, половые извращения, наркомания, асоциальность.

Первоначальная разновидность отклоняющегося поведе­ния — делинквентное поведение — система незначительных пра­вонарушений, провинностей, проступков. Делинквентность может быть обусловлена как педагогической запущенностью, невоспитанностью, малокультурностью, так и психическими аномалиями, ригидностью (негибкостью) поведения, склоннос­тью к аффективным реакциям.

Делинквентное поведение в значительной мере обусловлено неблагополучием семейного воспитания — гиперопекой или крайне жестким обращением, неблагоприятным влиянием мик­росреды. Первые проявления делинквентного поведения — про­гулы, драки со сверстниками, мелкое хулиганство, терроризи­рование слабых сверстников, шантаж, угон мотоциклов, вызы­вающее поведение в общественных местах.

Своевременно не пресеченные, эти формы предпреступного поведения закрепляются в соответствующих поведенческих сте­реотипах; формируется асоциальный стиль поведения, который при определенных условиях может перерасти в устойчивый ан­тисоциальный тип поведения. Отвержение базовых социальных Ценностей — такова первопричина социально дезадаптивного поведения.

Социальная неадаптированность личности, ее отклоняюще­еся поведение связаны с ослаблением социального контроля,

безнадзорностью, попустительством асоциальному проявлению личности на ранних стадиях ее формирования. Внешние усло­вия, допускающие возможность систематического бесконтрольно­го поведения, переходят во внутреннюю неспособность личности к самоограничению.

Социальная дезадаптация личности связана в ряде случаев не только с ценностной ориентацией, но и с несформированно-стью у нее способов психологической самозащиты. Трагедия человека — с юных лет почувствовать себя обреченным неудач­ником, способным совершать лишь негативные действия. Не­обратимые последствия могут повлечь равнодушие лиц, чье мнение для него имеет особенно важное значение.

Фундаментальная социальная потребность человека — по­требность в самоуважении, в личностном признании — должна находить отклик в социально-положительной среде. К отклоня­ющимся формам поведения прибегает отклоненная социумом лич­ность.

Несостоявшийся общесоциальный масштаб личностного са­моизмерения индивид заменяет доступным для него асоциаль­ным суррогатом. И вот уже физически слабый паренек, начав­ший пить и курить, начинает чувствовать себя «настоящим пар­нем». А первые его успехи в «деле» создают ему ореол «своего парня».

Утрированные поощрения главарей льстят его болезненному самолюбию. И только в этой асоциальной субкультуре индивид начинает находить смысл своего существования. У индивида укрепляется мотивация девиантного (отклоняющегося) поведе­ния. Антинормативность становится нормой — таков парадокс девиантности.

Для формирования личности особенно опасны дефекты со­циализации в раннем возрасте, воздействия асоциального «со-циализатора», влияние асоциальных субкультур. Наибольшее влияние на формирующуюся личность оказывает первичный социализирующий коллектив — семья, сверстники, разнообраз­ные малые и первичные группы.

Можно выделить ряд особенностей социализированной лич­ности.

В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (цельность личности).

Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.). Нормой для личности является пребывание в состоянии непрерывного развития, самоусовершенствования и самореали­зации, постоянное открытие для себя новых горизонтов, позна­ние «радости завтрашнего дня», поиск возможностей актуализа­ции своих способностей в трудных условиях, толерантность, способность к адекватным действиям в ситуации противодей­ствия.

В построении жизненных планов стабильная личность исхо­дит из реальных возможностей, избегает завышенных притяза­ний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна, т. е. способна к коррекции поведения.

На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью, без психических надломов. Источ­ником своих удач и неудач считает себя, а не внешние обстоя­тельства. В сложных условиях жизни способна взять ответствен­ность на себя и пойти на оправданный риск.

Наряду с эмоциональной устойчивостью она постоянно со­храняет эмоциональную реактивность, высокую чувствитель­ность к прекрасному и возвышенному, отвергая низменность и безнравственность. Обладая развитым чувством самоуважения, личность саморефлексивна — подвергает себя самоконтролю на основе своей Я-концепции.

Личность живет и действует на основе той конструкции, которую она сформировала в своей голове под влиянием конк­ретных жизненных условий.

Все регуляционные компоненты человеческой деятельности — познавательные, волевые и эмоциональные процессы — функцио­нируют в неразрывном единстве и составляют психическую дея­тельность человека, особенности которой выступают как психи­ческие свойства личности.

Выделяя структурные компоненты личности, необходимо рассматривать их как комплексы психорегуляционных возмож­ностей индивида. Личность — целостное психическое образова­ние, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Так, природные возможности индивида (тип его

высшей нервной деятельности) закономерно определяют его темперамент — общие психодинамические особенности.

Эти особенности служат общим психическим фоном для проявления других психических возможностей индивида — по­знавательных, эмоциональных, волевых. Психические возмож­ности, в свою очередь, связаны с направленностью личности, ее характером — общеадаптивными способами поведения.

Когда мы даем общую классификацию психических явлений (психические процессы, психические состояния, психические свойства личности), мы абстрагируем, искусственно дифферен­цируем, разъединяем эти явления. Когда же мы говорим о структуре психических свойств личности, мы интегрируем пси­хические явления, личностно объединяем их.

Свойства личности составляют динамическую систему ее функциональных возможностей. Психические свойства много-системны: они по-разному проявляются в различных системах взаимосвязей. Можно выделить свойства личности как субъекта познания, трудовой деятельности, общения.

Отдельные психические свойства индивида, вступая в сис­темное взаимодействие между собой, образуют качества лично­сти. Эти психические качества личности традиционно подраз­деляются на четыре группы: 1) темперамент, 2) направленность, 3) способность и 4) характер.

Система этих психических качеств и образует структуру лич­ности.

 

7. ТЕМПЕРАМЕНТ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТЕМПЕРАМЕНТА. УЧЕТ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА В ЮРИСПРУДЕНЦИИ.

 

Темперамент (от лат. temperamentum — соотношение, сораз­мерность) — комплекс психодинамических свойств индивида, про­являющийся в особенностях его психической активности: интен­сивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности.

Темперамент — природно обусловленная склонность инди­вида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоцио­нальность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации, способность к волевым усилиям.

Психодинамические особенности поведения человека обус­ловлены особенностями его высшей нервной деятельности.

§ 2. Темперамент человека

И. П. Павловым были выявлены три основных свойства не­рвных процессов — сила, уравновешенность и подвижность *. Раз­личные их комбинации образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащих в основе четырех темпераментов (рис. 30).

Название темпераментов впервые ввел древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460—370 гг. до н. э.), который связывал виды темпераментов с преобладанием в организме человека различ­ных жидкостей: крови (сангвис) — у сангвиников, желтой жел­чи (холэ) — у холериков, слизи (флегмы) — у флегматиков и черной желчи (мелайна холэ) — у меланхоликов.

Совокупность свойств нервной деятельности, интегрирую­щихся в темпераменте, обусловливает ряд психических особен­ностей индивида.

1. Скорость и интенсивность психических процессов, психи­ческую активность, мышечно-моторную экспрессивность.

2. Преимущественную подчиненность поведения внешним впечатлениям (экстраверсия) или внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям (интроверсия).

3. Пластичность, адаптированность к внешним изменяю­щимся условиям, подвижность стереотипов, их гибкость или ригидность.

4. Чувствительность, сензитивность, восприимчивость, эмо­циональную возбудимость, силу эмоций, их устойчивость

В отдельных видах темперамента происходит «смешение» рассмотренных качеств в различных пропорциях.

Как уже отмечалось, различаются четыре основных вида тем­перамента: 1) сангвинический, 2) холерический, 3) флегмати­ческий, 4) меланхолический.

Сангвинический темперамент. И. П. Павлов дает следующую характеристику сангвинического темперамента: «Сангвиник — горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, то есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым».

Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изме­няющимся условиям жизни, повышенной контактностью с ок­ружающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника лег­ко возникают и быстро сменяются, его стереотипы достаточно подвижны, условные рефлексы быстро закрепляются.

В новой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и деятельности, эмоцио­нально устойчив. Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределенности внимания.

Холерический темперамент. «Холерический тип, — отмечает И. П. Павлов, — это явно боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся».

«Увлекшись каким-нибудь делом, чересчур налегает на свои средства и силы и в конце концов рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу».

Для холерика характерны повышенная эмоциональная реак­тивность, быстрый темп и резкость в движениях. Повышенная возбудимость холерика при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности.

При соответствующей мотивации холерик способен преодо­левать значительные трудности, отдаваясь делу с большой стра­стью. Для него характерна резкая смена настроений.

Наибольшей результативности человек с холерическим тем­пераментом достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил

Флегматический темперамент. «Флегматик— спокойный, все­гда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни».

Реакции флегматика несколько замедленны. Настроение ус­тойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В слож­ных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спо­койным и выдержанным, он не допускает импульсивных, поры­вистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процессы возбуждения.

Правильно рассчитывая силы, флегматик проявляет боль­шую настойчивость в доведении дела до конца. Переключение внимания и деятельности у него несколько замедленно. Его стереотипы малоподвижны, и поведение в ряде случаев недо­статочно гибко.

Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах дея­тельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.

Меланхолический темперамент. «Меланхолический темпера­мент, — отмечает И. П. Павлов, — есть явно тормозной тип нервной системы. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное».

Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонно­стью к глубоким переживаниям (иногда даже по незначитель­ным поводам). Его чувства легко возникают, плохо сдержива­ются, внешне отчетливо выражены. Сильные внешние воздей­ствия затрудняют его деятельность.

Он интровертирован — занят своими переживаниями, замк­нут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, из­бегает новой обстановки. При определенных условиях жизни у него легко формируется застенчивость, робость, нерешитель­ность и даже трусость.

В благоприятной стабильной обстановке меланхолик может. достичь значительных успехов в таких видах деятельности, ко­торые требуют повышенной чувствительности, реактивности, быстрой обучаемости, наблюдательности (табл. 9).

Рассмотренные выше четыре типа темперамента обычно не бывают представлены в чистом виде. Люди, как правило, обла-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...