Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Познавательно-удостоверительная и организационная деятельность следователя




Деятельность следователя по раскрытию и расследованию преступления — восстановление криминальных событий по их прямым и косвенным признакам.

Раскрытие преступления по его признакам, следам — глубо­ко психологизированный процесс знакового, опосредованного отражения действительности. Люди издревле научились видеть в одних явлениях следы других, предшествовавших событий. На протяжении многих веков формировалась способность людей к тонким наблюдениям, опосредованным актам мышления.

Материальные следы (например, следы орудий взлома) по­зволяют в ряде случаев судить о профессии преступника, его возрасте, росте, физической силе и др. Каждое событие пре­ступления отображается в материальной среде и психике людей.

Специфика следственного познания состоит в том, что сле­дователь исследует как взаимосвязи непосредственно воспри­нимаемых явлений, так и то, что отразилось в сознании людей о расследуемом событии. В одном случае принимаются во вни­мание естественные закономерности, в другом — закономерно­сти психики, в частности желания и намерения людей, их эмо­ционально-волевые особенности. В первом случае решаются объективно обусловленные задачи, во втором — субъективно обусловленные «загадки».

Преступления нередко умышленно маскируются, скрывают­ся. Одна вещь умышленно может выдаваться за другую с расче­том введения следствия в заблуждение. И не всегда возможно сразу определить, какова данная следственная ситуация по сво-

344 Глава 12. Психология предварительного расследования

ему типу — объективно обусловленная задача или субъективно заданная «загадка». Для распознания типа этих ситуаций необхо­димо знать их ключевые признаки.

Исследуя «психические источники» доказательств, анализи­руя показания, следователь должен оценить эти показания, оп­ределить их истинность. В отличие от материальных психичес­кие следы не стабильны, они подвижны, изменчивы, фрагмен­тарны, имеют тенденцию к стиранию. Функционирование психических образов зависит от индивидуальных особенностей человека, его психических состояний, целей, установок и пос­ледующих психических наслоений.

Процесс расследования преступлений подразделяется на че­тыре этапа: 1) подготовительный, 2) первоначальный, 3) ос­новной и 4) заключительный. На каждом этапе расследования решаются свои задачи, осуществляются свои познавательно-поисковые циклы.

На подготовительном этапе совершаются проверочные дей­ствия, возбуждается уголовное дело.

В стадии возбуждения уголовного дела основная задача сле­дователя — установить достоверность соответствующей уголов­но-релевантной информации, получить достаточную информа­цию о наличии либо отсутствии события, на которое указывают первичные данные. В случае подтверждения этих данных выяс­няется, содержит ли проверяемое событие признаки преступле­ния и, если содержит, под признаки какого состава преступле­ния оно подпадает.

На первоначальном этапе расследования факты, выявленные в ходе проверочных действий, получают процессуальное зак­репление, выявляется исходная информация, требуемая для дальнейшего развернутого доказательственного процесса, ори­ентировочно устанавливается тип возникшей следственной си­туации, осуществляется вероятностное моделирование рассле­дуемого события — выдвигается обоснованная версия.

Основным направлением познавательно-поисковой деятель­ности следователя здесь является поиск носителей уголовно-ре­левантной информации, выявление информационного значения отдельных признаков события, превращение обнаруженных объектов в источники следственной информации. Одни при­знаки исследуемого события позволяют отнести его к крими­нальному событию, другие — определить их значение в системе уголовно-правовой классификации. Профессионализм следова-

§ 2. Познавательно-удостоверительная деятельность следователя 345

теля проявляется в том, чтобы распознать, что скрывается за внешними проявлениями объектов.

Создавая мысленную модель расследуемого события, следо­ватель использует импликативные суждения (если->то), и каж­дое проявление события он исследует в свете общих взаимосвя­зей.

Признаки преступления не существуют сами по себе. При­знак — это результат познания, итог оценки познаваемого явле­ния. Для выявления признаков преступления необходимы про­фессиональные знания о закономерных взаимосвязях, характер­ных для определенных видов преступлений, и типичных их проявлениях.

Следственные ситуации могут быть простыми, требующими известных алгоритмических решений (например, расследование растраты денежных средств бухгалтером). Проблемными, не­очевидными следственные ситуации становятся при неизвест­ности личности виновного и механизма совершения преступле­ния. Такого рода ситуации требуют использования эвристичес­кой стратегии, применения системы тактических приемов. Проблемность исходной следственной ситуации связана с пер­воначальной невозможностью ответить на вопросы, входящие в предмет доказывания.

Успешность начального этапа расследования зависит от аде­кватного отражения следственной ситуации в сознании следо­вателя, от его способности правильно определить тип ситуации, возможность выдвижения типовой версии.

На основном этапе расследования создается вся необходимая для полного, объективного и всестороннего расследования до­казательственная база. С этой целью проверяются все следствия из выдвинутой версии, изыскиваются и реализуются возможно­сти получения новой информации как из ранее известных, так и из новых источников информации. При этом широко исполь­зуются современные возможности криминалистической техни­ки и экспертизы.

Развитие следствия — развитие информационной сети, спо­собной охватить все юридически релевантные (существенные) стороны расследуемого события. Следственное познание перехо­дит от фактов-последствий к фактам-первопричинам.

Основной этап расследования завершается получением сис­темы доказательств, полностью подтверждающих следственную

 

 

версию, установлением всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Наличие каких-либо противоречий или неяснос­тей свидетельствует о незавершенности данного этапа.

На заключительном этапе осуществляются необходимые про­цессуальные действия по завершению производства по делу, которое передается на утверждение прокурору, а затем в суд (рис. 36).

Процессуальное завершение предварительного следствия предполагает:

3. Следственно-поисковая деятельность

• полное подтверждение одной из ранее выдвинутых версий и неподтверждение всех остальных;

• исследование всех релевантных для дела источников ин­формации;

• полученные доказательства систематизированы и согласо­ваны между собой, имеют непротиворечивую оценку и не вызы­вают сомнений в их достоверности;

• установлены все обстоятельства, входящие по закону в предмет доказывания;

• сделаны обоснованные выводы о виновности (невиновно­сти) обвиняемого.

В заключение отметим, что следственная деятельность не сводится только к определенной совокупности процессуально предусмотренных следственных действий. Как и любая деятель­ность, деятельность следователя в целом системно организует­ся — имеет организационную структуру: осуществляется плани-ование расследования, его техническое обеспечение, органи-уется взаимосвязь с различными участниками расследования, есь процесс расследования имеет системную организацию — бщую цель, цели и задачи отдельных этапов расследования, истему процессуальных и иных действий на каждом его этапе комплексы тактических операций), материально-техническое беспечение расследования, определение участников расследо-ания, организацию их деятельности. Расследование преступлений — открытая система: она посто-но корректируется в зависимости от текущих результатов. Так, озникновение новых версий неизбежно перестраивает всю орга-изацию следствия. Ход расследования в значительной мере за-исит и от особенностей противодействующей тактики преступ-ика. Но несмотря на это вся система расследования постоянно охраняется в целенаправленно организованном состоянии.

Стратегия расследования — система следственных действий, пределяемая конкретным видом расследуемого преступления см. § 8 гл. 15).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...