Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие лингвистики в Европе в XVI-XVIII вв. Грамматика Пор-Рояля.




ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Лингвистические традиции, их развитие. Сопоставление традиций.

Этапы развитие языкознания как наука:

1. Теория именования в античной философии языка.

2. Античные грамматические традиции

3. Универсальная грамматика

4. Сравнительное языкознание

5. Системное языкознание

6. Структурная лингвистика

Этап. Античность – время греко-латинской цивилизации, культура, формирующаяся при становлении какой-либо цивилизации.

Время становления письменности, создание важнейших письменных памятников, формирование отдельных видов искусств, образование государства и соц. структур общества, создание философии и религии.

Теория наименования – одна из самых важных вещей античной философии, уникальность ее в том, что она везде похожа, во всех странах, как по назначению, так по результатам. Общий смысл теории: слово, именующее вещь, является орудием, с помощью которого в деятельности людей возникает именованная словом вещь. В др.-греч. Философии сложились 2 противоположных взгляда на проблемы и отношения между вещами и их названиями: теория Гераклита и Демокрита. Гераклит считал, что имя неразрывно связано с самой вещью, имена обязательно отражают природу и характер предмета. Эта концепция получила название – по природе. Демокрит – предметы именуются не в соответствии с природой предмета, а в результате согласования между людьми, в рез-те конвенции.

Индийская, китайская и греко-римская традиции наиболее древние.

Индийская традиция

Самой древней считается индийская. Прескриптивный (приписывающий, нормативный) подход к языку. Уровень изучения фонетики в древних традициях очень высок. Индийская традиция - 2500 лет. В древней Индии - 1ое полное описание языка, на очень высоком уровне. Описываемый язык - санскрит - флективный язык. Необходимость описания языка наступает в жреческой среде в связи с магической интерпретацией речи. Цель грамматического описания - сохранение в чистоте языка священных текстов – Вед, поскольку живые разговорные языки стали существенно отличаться от классического санскрита.

В V в до н.э. ученый Яска составил комментарии к языку Вед. Он приводит грамматическую классификацию слов (четыре класса): имя, глагол, префикс-предлог, союзы и частицы. Яске известно понятие падежа: он приводит семичленную парадигму имени Индра.

Однако наиболее полный и точный анализ морфологического строя санскрита и детальное описание его звукового состава представлены в грамматике Панини Восьмикнижие (IV в до н.э.)

Грамматика Панини дает возможность отправляясь от смысла, выбрав соответствующие лексические морфемы (корень глагола первичную основу имени) и диктуемую характером глагола или коммуникативной задачей конструкцию, проделав все предписываемые операции, получить на “выходе” фонетически правильное предложение. Предложение считается основной единицей языка и предстает как сочетание двух основных слов: имени и глагола, каждое из которых представляет собой цепочку морфем. Большое место в Восьмикнижии уделяется фонетике. Панини дает тщательное и детальное описание звуков с т.з. их артикуляции.

Грамматика Панини в течение 2 тысяч лет была для индусов единственным и непререкаемым авторитетом. Последователи Панини Вараручи Катяяна (III в до н. э.) и Патанджали (II в до н. э.) в основном комментировали его труд.

В более позднее время крупным лингвистом был Хемачандра (XII), исследовавший среднеиндийские языки. В XIII в Вопадева составил новую санскристскую грамматику.

Китайская традиция

Китайская традиция возникла на базе корневого языка с иероглифической письменностью. «Иероглиф» - священные письмена. Китайская письменность записывает не только звуки, но и морфемы, которые можно рассмотреть как простые слова. Т.о. каждый иероглиф соотносится со значением, и через значение со звучанием. В плане звучания каждый иероглиф представляет отдельный слог. Недостаток – огромное количество знаков. Древнейшие китайские надписи относятся к 15-16 векам до н.э. Главным объектом изучения был иероглиф. Сложный характер китайской письменности обусловил необходимость толкования иероглифов, как в плане выражения, так и в плане содержания. Для этого требовалось каким-либо образом систематизировать эти иероглифы. Наибольших успехов лингвисты достигли в области китайской лексикографии. 4 главных словаря.

Греко-римская традиция

Современное языкознание опирается, прежде всего, на греко-римские традиции. Изучение языка в Др. Греции во многом связано с грамматическим строем. Это язык флективный, греки создали алфавитное письмо. Древнегреческий язык представлял собой смесь близких диалектов, в качестве наддиалектной формы выступал народный язык койне. Языкознание, как и другие науки античности, не отделялись от философии. Кроме того, интерес к языку был обусловлен зародившейся в 5 в. до н.э. риторикой.

Анаксинон в свои книги «Риторика» заложил основы стилистики.

Родик занимался вопросами синонимии.

Протагор первый в истории языкознания выделили категорию рода, также стал замечать 4 вида высказывания: вопрос, ответ, поручение, просьба; впервые ставит проблему нормы.

Платон создает акустическую классификацию звуков: гласные, безгласные, беззвучные. Его подход был смысловым, разграничивал имена и глаголы, имена – это слова, которые в предложении являются подлежащими, т.е. тем, о чем говорят, а глагол указывает, что говорится в предложении. Термин падеж он употреблял для названия любой нефлективной словоформы. Говорил о 4 типах изменений или трансформаций слова: вставка, опущение, замещение и перестановка.

Аристотель заложил основы грамматического искусства в греко-латинском мире. Выделили основные единицы: слог, союз, имя, глагол, член, падеж и предложение. Делит звуки по акустическим признакам и присоединяет артикуляционные. По сути заговорил о том, что слово и есть знак, а истинность и ложность – характеристики предложения. Выделили 2 основные части речи: имя и глагол – субъект и предикат суждения. Также выделил вспомогательные, т.е. служебные слова, которые называл союзами, а также артикли и местоимения. Выделил категорию времени у глагола. Имя – это существительное только в и.п., остальное – это отклонения. Различает число и род, части речи – значащие и незначащие. Самое важное достижение – наблюдение за языковой многозначностью (книга брата, чашка чая).

Стойки. Большой вклад в развитие грамматического искусства. Зенон, Хрисипп, Кратес Малосский. С их точки зрения высказывание имеет 2 предмета: предмет реальной действительности или тело (денотат) и мыслительная сущность – лектон (сигнификат). Высказывание – это слияние понятий, чувств и представление эмоций. Стойки считали, что слова изначально истинны, соответствуют сущности вещей. Языковед должен найти истинную сущность слова, ввели термин «этимология», «синтаксис». выделили 5 групп: имя собственное, нарицательное, глагол, связка, член и чуть позже добавили наречие. Если у Аристотеля падеж применятся к любым формам имени и глагола, то у стоиков только в отношении изменяемых частей речи. Слова значащие (с грамматическим значением) и незначащие (без гр.значения, которые не могут выступать в высказывании в виде субъекта или предиката). Времена глаголов – определенные, неопределенные, предложения – полные, неполные. Различали предложения с точки зрения цели – повествовательное, побудит., вопросит. И просто предложения – выражение желание, содержащее клятву, обращение. Впервые выделили сложные предложения.

Оформление греческой традиции было осуществлено в Александрии, которая становится центром культуры античного мира. В Александрии грамматика выделяется в отдельную область науки. В связи с особенностями строй греч. языка, александрийские ученые стараются создать теорию ее описания, адекватно отражающую разнообразие входящих в него диалектов. 2 подхода: 1)описать формы, которые отражают обычаи их употребления (аномалисты) 2) описать формы, которые отражают закономерности построения правильной речи (аналогисты). Грамматика – это порождение аналогии выражения. 8 частей речи: имя, глагол, причастие, местоимение, наречие, союз, предлог, артикль.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.

Приблизительно 3-16 вв. 410-1492 годы – изменение лингвистической карты мира и Европы, с падением Римской Империи и открытием Америки. Средневековые мыслители гораздо сложнее выражали свои мысли. Основные религии начинают раскрываться в огромном масштабе. Появляются самостоятельные области знаний: естественные и гуманитарные. 2 ареала языков.

1. Правильные, канонические, классические – языки древних цивилизаций, на которых написаны известные тексты, прежде всего религиозные.

2. Неправильные, варварские, вульгарные, новописьменные, бесписьменные.

Неправильные вовлекаются в сферу правильных, для них создается письменность, на них переводятся тексты (готский, котский, армянский, немецкий, древнеанглийский, старославянский). Библия, Коран, даосские сочинения, индийские тексты активно толкуются, комментируются, ставятся во главу угла, становятся предметом обучения, составляют фундамент общества. В школах – подчинение всех наук теологии, преподавание основано на авторитетах прошлого, а не на новых знаниях. Знание о текстах – основное содержание знаний о языке. Мысли: у каждого народа свой язык, но сущность его всеобща, т.е. все языки – это варианты единого языка человеческого. Язык – отличительный признак человека, речь – важнейший вид деятельности. Имена: Боэций – система образования, 7 свободных искусств на 2 группы, грамматика – искусство правильно говорить и писать на латыни; Донат – его грамматика использовалась в школьном образовании. Т.о. раннее средневековье унаследовало от античности грамматику без существенных изменений.

· 9-10 вв. – разделение церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Появляется церковно-славянский язык, который на востоке имеет такую же значимость как и латынь. Появилась своя письменность. Начинают создаваться университеты.

Проблема универсалий или общих понятий. 2 подхода: 1) реализм – универсалии представляют собой дух сущности, имеющее реальное бытие. 2) номинализм – универсалии имеют общие имена, порождения ума и языка, реально существуют только предметы.

Спекулятивная грамматика (греч. Зеркало). В языке, как в зеркале, отражается окружающий мир, задача грамматистов в поисках универсальной грамматики, пригодной для всех языков. Эти мысли начинают появляться в 13 веке и связаны с именами Роджера Бэкона и Раймона Луллия. Бэкон считал, что грамматика едина для всех языков своей субстанции и может варьироваться только в акциденциях.

· 11 в.- расхождение между теоретическим и практическим подходами к грамматике.

Модисты, Петр Испанский, логика – искусство искусств, наука наук. Модус – способ. Модус существования – вещи и предметы места, рассматриваемые сами по себе. Модус обозначения – свойства вещей, рассматриваемые в их отношении к языку. Модус познания – вещи, рассматриваемые в их отношении к познанию. Модисты первые создали узкую синтаксическую теорию.

· 14 век – начало эпохи Возрождения, возврат интереса к античности. 1440 г. – изобретение книгопечатания. Осуществляется перевод Библии на языки разных языков, возрос интерес к семитским языкам (семитология), отказ от латыни и обращение к родному языку. Данте Алигьери выступает в защиту народных языков, считает, что они благороднее латыни. 15-16 вв. – появляются грамматики народных языков.

1519-1522 – первое кругосветное путешествие Магеллана, расширяется круг изучаемых языков.

Создание академий наук, важнейшие языки – французский, итальянский и русский.

Латынь продолжала существовать до 18 века, продолжала преподаваться в школах и университетах. Происходит важнейший переход от предписания к описанию.

Развитие лингвистики в Европе в XVI-XVIII вв. Грамматика Пор-Рояля.

Уже в конце Средневековья в экономических, социальных, политических и духовных условиях жизни европейского общества начали происходить коренные сдвиги, занявшие ряд последующих столетий. Деятели истории, литературы, искусства, философии, науки стали переходить от studia divina к studia humaniora, к идеологии гуманизма (в эпоху Возрождения), а затем рационализма (в эпоху Просвещения), на смену которому пришёл иррациональный романтизм. Было иобретено книгопечатание. Совершались великие географические открытия в разных странах света.

Существенно расширился круг задач, вставших перед языковедами 16—18 вв. Изучения и описания требовало огромное множество конкретных языков — как мёртвых (в продолжение традиции, унаследованной от средневековья), так и живых. Объектами исследования оказывались языки как своего народа, так и других народов Европы, а также языки народов экзотических стран; языки письменно-литературные и народно-разговорные. Росла потребность в создании грамматик отдельных языков, эмпирических по методу и нормализаторских по целям, и универсальных грамматик, т. е. грамматик человеческого языка вообще, являющихся по своему характеру теоретическими, дедуктивными.

За латинским языком в Западной Европе ещё некоторое время сохранялись основные позиции в науке, образовании, богослужении. Но вместе с тем усиливались позиции родных языков. Они приобретали новые социальные функции и более высокий статус. Рядом с мёртвыми литературными языками (латинским на Западе и старославянским на Востоке) складывались собственные литературные языки.

Появляются многочисленные описания родных языков: П. Рамус / Раме (1515—1572) пишет не только грамматики греческого и латинского языков, но и французскую грамматику (1562). Его ученик Я. Аарус (1538—1586) создаёт первое фонетическое описание французского языка. Джон Уоллис (1616—1703) публикует в 1653 г. грамматику английского языка. Юстусу Георгу Шоттелю (1612—1676) принадлежит первая полная немецкая грамматика; вслед за ним продолжают традицию создания грамматик немецкого языка Иоганн Кристоф Готтшед (1700—1766) и Иоганн Кристоф Аделунг (1732—1806).

Появляются и славяно-русские грамматики. Лаврентий Зизаний издаёт в 1596 г. в Вильно первую печатную славянскую грамматику; М. Смотрицкий публикует в 1619 г. свою славянскую грамматику. Первую русскую грамматику на латинском языке пишет английский исследователь Генрих Вильгельм Лудольф (1666). Автором первой собственно русской грамматики на русском языке является В.Е. Адодуров (1731).

Основы русской научной и нормативной грамматики заложил М.В. Ломоносов (1711—1765). В своём фундаментальном труде, написанном в 1755 г. и опубликованном в 1757 г., он выделяет восемь частей речи, рассматривает вопросы фонетики и орфоэпии, защищает нормативный статус московского аканья, отстаивает морфологический принцип в орфографии, даёт описание словообразования, рассматривает словоизменение имён и глаголов, описывает служебные слова, обсуждает вопросы синтаксиса. Ломоносовскую традицию продолжили Н.Г. Курганов (1769) и А.А. Барсов (1773).

Появляются грамматики западнославянских языков. Среди их создателей Пётр Статориус-Стойенский, автор первой (написанной на латыни и изданной в 1568) грамматики польского языка; О. Копчинский, создатель польской грамматики в русле идей рационализма; Лаврентий-Бенедикт Недожерский, автор первой оригинальной грамматики чешского языка (1603); Павел Долежал, опубликовавший (1746) грамматику чешского языка, фиксируя состояние в 18 в. Один из основоположников славянской филологии Йозеф Добровский (1753—1829) осуществляет гигантскую работу по нормализации и регламентации чешского литературного языка.

Возрастает интерес к древним памятникам на родных или близко родственных языках. Так, в 1665 г. Франциск Юний (1589—1677) издаёт готский “Codex Argenteum”. Он и ряд его современников возводили германские языки к готскому. Джордж Хикс (1642—1715) ставит вопрос об исторических отношениях германских языков друг к другу. Ламберт тен Кате (1674—1731) формулирует идеи об исторических закономерностях в развитии германских языков и о греко-германских и голландско-верхненемецких звуковых соответствиях. Особенно усиливается интерес к древним памятникам письменности и устной словесности в эпоху романтизма.

В 16—18 вв. закладываются основы научного изучения памятников греческого, латинского, древнееврейского, арамейского, арабского, эфиопского языков. Большой вклад внесли в их исследование Юлий Цезарь / Жюль Сезар Скалигер (1484—1558), его сын Иосиф Юстус / Жозеф Жюст Скалигер (1540—1609), Роберт Стефанус / Р. Этьен (1503—1559), его сын Генрих Стефанус / А. Этьен (1528—1598), Иоганн Рейхлин (1455—1522), Ф. Меланхтон, П. де Алкала, Иоганнес Буксторф Старший (1564—1629), Иоганнес Буксторф Младший, Томас Эрпениус (1584—1624), Иов Лудольф (1624—1704).

Возникают классическая и семитская филологии, ассириология.

В этот период происходит бурное накопление эмпирических знаний о языках разных стран света. Возникает необходимость не только их описать, но также решать вопросы о различиях в их строении, об отношениях между ними, о принципах их классификации. Появляются первые созданные европейскими учёными и миссионерами грамматики таких языков, как армянский, турецкий, персидский, китайский, японский, малайский, ацтекский, кечуа и др. При их описании латинская грамматика используется как эталон (“матрица”).

В распоряжение языковедов попадают также сведения о корейском языке, о санскрите, о дравидских языках Индии, ряде языков Центральной Африки.

Составляются каталоги языков и многоязычные словари. Первыми в их числе оказываются “Митридат” К. Геснера (1555), “Образчики сорока языков” (1592) Иеронимуса Мегизера (между 1551/55—1616/19). По поручению Российской академии наук Пётр Симонович Паллас (1741-1811) издаёт в 1786—1787 гг. словарь, содержащий эквиваленты русских слов на 200 языках и диалектах Европы и Азии; словарь издания 1791 г. уже содержит слова на 272 языках. Один из критиков этого словаря, Х. И. Краус (1753—1807), уже тогда полагал, что только сходство строя языков, а не сходство слов доказывает родство языков. Лоренсо Эрвас-и-Пандуро (1735—1801) публикует в 1800—1804 гг. каталог, содержащий сведения по лексике и грамматике 307 языков, включая америндийские и австронезийские. Иоганн Кристоф Аделунг (1732—1806) и Иоганн Северин Фатер (1771—1826) издают в 1806—1817 гг. свой труд “Митридат, или Общее языкознание” с краткими замечаниями о 500 языках мира и переводами на эти языки молитвы “Отче наш”.

Идея о происхождении языков из одного источника и, соответственно, о родственных связях между ними вообще никогда не была чужда учёным. В прошлом нередко праязыком считался древнееврейский. Но теперь языковеды имеют дело с огромным корпусом разнообразного эмпирического материала. Поиски генетических связей усложняются. И вместе с тем они активизируются в 16—18 вв. Появляются первые опыты генеалогической классификации языков мира.

Классификации германских языков и доказательству их родства посвящают свои работы Дж. Хикс и Л. тен Кате. И. Ю. Скалигер возводит все европейские языки к 11 основным языкам (ветвям), связи внутри которых опираются, по его мнению, на тождество слов. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716) фиксирует родство между финским и венгерским, пытается нащупать их связи с тюркскими и монгольскими языками. Он отказывается считать древнееврейский праязыком. Им подчёркивается необходимость сперва изучать современные языки, а потом исследовать прошедшие стадии их развития. Исторические переходы, по его мнению, являются постепенными.

М.В. Ломоносов указывает на родство между славянскими языками, а также между русским, курляндским (латышским), греческим, латинским и немецким, допуская вероятность возникновения родственных языков вследствие распада праязыка. Классификацию современных славянских языков предпринимает И. Добровский.

К 16 в. относится сообщение итальянского купца Ф. Сассати о родственных словах в санскрите и его родном языке. Уильям Джоунз (1746—1794) в своей публикации в 1786 г. заявляет о близком родстве санскрита с греческим и латинским в глагольных корнях и в грамматических формах, о вероятном их происхождении из одного общего источника, об отнесении сюда же готского и кельтского, а также персидского. В это время многие европейские учёные знакомятся с идеями древнеиндийских грамматиков. Идеи о родстве языков, которые привели к созданию сравнительно-исторического языкознания в конце второго десятилетия 19 в., уже витали в воздухе.

Вместе с тем в этот период сопоставление материала разных языков мира привело к идее о том, что между языками мира имеются не только различия, но и сходства в их строении (прежде всего в их морфологическом строе) и что каждый конкретный язык принадлежит к одному из немногочисленных структурных типов. Первым опыт научной типологической классификации языков предпринимает Фридрих фон Шлегель (1772—1829). Он противопоставляет языки флективные, в основном индоевропейские, и нефлективные, аффиксальные, объявляя флективный строй наиболее совершенным. Его брат Август Вильгельм фон Шлегель (1767—1845) выделяет дополнительно языки “без грамматической структуры”, иначе аморфные или изолирующие, противопоставляя их как аналитические первым двум типам как синтетическим. В начальный период развития типологии изолирующий (корневой, корнеизолирующий) тип признаётся первым по происхождению, а остальные — возникшими позднее, после возникновения аффиксов из самостоятельных (служебных и знаменательных) слов.

Впоследствии, в 19 в., идеи братьев Шлегелей развиваются в работах В. фон Гумбольдта, А. Шлайхера, Х. Штайнталя, М. Мюллера, Ф. Мистелли, Ф.Н. Финка. Попытки совершенствования классификаций продолжились в 20 в. Начиная с середины 20 в. лингвистическая типология испытала бурный расцвет.

Общеграмматические искания совершаются в русле логики. В 16—18 вв. устанавливается безраздельное господство логицизма в описании языка, начало которому положили античные мыслители и который являлся ведущим началом в занятиях грамматикой в русле схоластики и спекулятивной логики модистов в раннем и позднем Средневековье. Следование логицизму означало описание языковых явлений в логико-философских терминах, утверждение принципа универсализма, невнимание к конкретным языкам и различиям между ними, игнорирование исторических изменений в языке, допущение имплицитных компонентов в высказывании.

Получила продолжение традиция написания философских, общих, универсальных грамматик: Одним из видных представителей этого направления был Франсиско Санчес (1523—1601). Создаётся ряд универсальных грамматик в духе возобладавшего в 17 в. декартовского рационализма. В 1660 г. в монастыре Пор-Рояль появляется построенная на основе философских принципов прежде всего рационализма (картезианства), а также эмпиризма и сенсуализма знаменитая “Grammaire generale et raisonnee” Клода Лансло и Антуана Арно (известная под именем Грамматики Пор-Рояля / Пор-Руаяля). Впоследствии появлялись многочисленные подражания этой грамматике, следовавшей логицистическим принципам отождествления логических (точнее онтологических) и языковых категорий, поиска в каждом языковом явлении прежде всего логико-философских оснований и остававшейся безразличной к историческому аспекту языковых явлений, к реальному многообразию языков и к эмоционально-психологической стороне речи.

Принципы универсальной грамматики прилагаются к сопоставлению языков и установлению между ними родственных связей. Во Франции на этих позициях стоят С.Ш. Дюмарсе (1769), И. Бозе (1767), Э.Б. де Кондильяк (1775),. К. де Габелин. В Англии этого подхода также придерживались многие учёные. В Германии идеи универсализма в отношении сопоставляемых языков развивал К.Ф. Беккер. В России к числу сторонников универсальной грамматики были И.С. Рижский (1806), И. Орнатовский (1810), Ф.И. Буслаев (1858), В.Г. Белинский с его подражательным и неудачным опытом логической грамматики.

Универсальные грамматики и прежде всего Грамматика Пор-Рояля сыграли большую роль в осмыслении общих законов строения языка. Поиски языковых универсалий были активно продолжены во второй половине 20 в., приведя к возникновению лингвистики универсалий. В целом следует отметить гигантское значение всего логического направления в языкознании в выделении общего языкознания в особую теоретическую дисциплину, способствовавшую процессу консолидации в 19 и особенно в 20 в. разных отраслей языкознания в единую и целостную научную систему.

В 16—18 вв. частым было обращение к существующим рядом с естественными языками коммуникативным системам: Фрэнсис Бэкон (1561—1626) подчёркивал неединственность языка как средства человеческого общения. Г.В. Лейбницем был выдвинут проект создания искусственного международного языка на логико-математической основе.

О живучести этой идеи свидетельствует создание в 17—20 вв. около 1000 проектов искусственных языков как на априорной, так и на апостериорной основе (т.е. либо независимо от конкретных языков, либо с использованием их материала), из которых признание получили очень немногие: волапюк, разработанный в 1879 г. Иоганном Мартином Шлейером (1842—1912); эсперанто, созданный в 1887 г. Людвиком Лазарем Заменгофом (1859—1917); продолжающий в виде модификации эсперанто идо, предложенный в 1907 г. Л. Бофроном; латино-сине-флексионе, созданный в 1903 г. математиком Пеано; окциденталь, предложенный в 1921—1922 гг. Эдгаром де. Валь; новиаль как результат синтеза идо и окциденталя, осуществлённого в 1928 г. Отто Есперсеном; интерлингва как плод коллективного творчества, возникший в 1951 г.

Тем самым были заложены основы интерлингвистики как дисциплины, изучающей принципы лингвопроектирования и процессы функционирования искусственно созданных языков. Получила развитие типология искусственных языков. Было обращено внимание на специфику философских (понятийных), звукосимволических и т.п. языков. Стали исследоваться пазилалии как письменно-звуковые системы и пазиграфии как проекты чисто письменных языков. Предлагались проекты международных жестовых языков, языков музыкальных и т.п. При этом опыт проектирования искусственных международных языков нашёл применение в создании символических языков наук, языков программирования (алгоритмических языков) и т.п. Таким образом, занятия искусственными языками сыграли заметную роль в формировании теоретических основ современных семиотики и теории коммуникации.

В 16—18 вв. активно разрабатывались вопросы природы и сущности языка, его происхождения и т.п., причём это делалось исключительно в работах философов. Так, представитель философской грамматики Ф. Бэкон 1561—1626) противопоставлял её по целям и задачам грамматике “буквенной”, т. е. практической. Джамбаттиста Вико (1668—1744) выдвинувший идею объективного характера исторического процесса, который проходит в своём развитии три эпохи — божественную, героическую и человеческую, а также конкретизирующую то же общее направление и те же смены эпох идею развития языков. Первым выдвинул идею искусственного языка Рене Декарт (1596—1650). Джон Локк (1632—1704) связывал изучение значений с познанием сущности языка. Г.В. Лейбниц (1646—1716) отстаивал звукоподражательную теорию происхождения языка, как и Вольтер / Франсуа Мари Аруэ (1694—1778). М.В. Ломоносов (1711—1765) связывал язык с мышлением и видел его назначение в передаче мыслей. Жан Жак Руссо (1712—1778) выступил как автор теории о двух путях происхождения языка — на основе социального договора и из эмоциональных проявлений (из междометий). Дени Дидро (1713—1784) искал истоки языка в общности для определённой нации навыков выражать мысли голосом, заложенных в людях богом. Много внимания проблемам философии языка уделял Иммануил Кант (1724—1804).

Особую известность получили “Исследования о происхождении языка” Иоганна Готфрида Гердера (1744—1803), который был современником крупнейших представителей философии истории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831) и Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга (1775—1854) и оказал на них существенное влияние.

И.Г. Гердер сыграл колоссальную роль в зарождении идей историзма в науке своего времени и возникновении исторического языкознания. Он отстаивал идеи развития, совершенствования, прогресса, движения от элементарного к более сложному применительно ко всем сферам человеческого бытия. Ему принадлежит указание как на природные, географические, так и на духовные, культурные факторы в развитии человечества и в появлении различий между народами. Особо им подчёркивалась роль традиций, подражания. Он акцентировал существеннейшую роль языка в становлении человека вообще, наук и искусств, в сплочении людей, в осознании действительности. И.Г. Гердер отмечал возможность через изучение различий в языках проникнуть в историю человеческого рассудка и души. Он выделял три “возраста” языка — молодость (язык поэзии, язык чувств), зрелость (язык художественной прозы, язык разума) и старость (язык с высокими требованиями к логической правильности и синтаксической упорядоченности). Для И.Г. Гердера язык есть выражение духовной жизни народа. Этим мотивируется его призыв собирать народные песни, сказания, сказки как памятники прошлого, реализованный, между прочим, и в своих опытах издания произведений фольклора. И.Г. Гердер призвал также собирать сведения о других языках.

Своеобразным подведением итогов этого периода были работы А.Ф. Бернгарди (1769—1820) “Учение о языке” (1801—1803) и “Начальные основы языкознания” (1805). Здесь устанавливается ставший в 19 в. традиционным состав науки о языке, куда включаются фонетика, этимология, словопроизводство, учение о словосочетании, синтаксис. Было проведено различие между историческим и философским аспектами изучения языка. В соответствии с историческим принципом возникновение языка объясняется из потребностей разума, но его развитие проходит по обязательным законам, не зависящим от сознания. Друг другу противопоставляются этапы достижения языком расцвета и последующего регресса. Философскому аспекту отводится роль науки о языке как законченном продукте, об абсолютных формах языка. Изложение рекомендуется вести от простейших элементов к сложным конструкциям (буквы-звуки — слова-корни и слова-основы, обозначающие либо материю, либо отношения — образование современных типов слова как итог слияния слов с материальным и с реляционным значениями — определяемые на логической основе основные части речи и частицы).

В конце 18 в. во многих науках формируется принцип историзма / эволюционизма (Карл Линней, Жан Батист Ламарк). Происходит синтез общенаучного принципа историзма и идей романтизма, связанного с изучением памятников прошлого своих народов и народов далёких, экзотических стран. Возникает и в 19 в. утверждается взгляд на язык как на историческое, развивающееся по строгим законам явление. С принятием этого принципа языкознание оказалось в состоянии заявить о себе как самостоятельной науке со своим объектом познания и собственными исследовательскими методами.

В 16—18 вв. были подытожены ценные достижения всего предшествующего развития лингвистической мысли в области создания систем письма, приёмов интерпретации старых текстов, выработки принципов лексикографического описания языка, эмпирического описания лексического состава и грамматического строя многих языков, построения концептуального аппарата теоретической грамматики, экспликации некоторых приёмов лингвистического анализа, каталогизации и первоначальной классификации языков мира.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...