Теоретические тезисы для правового оценивания и правовой оценки
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Психология правового обучения и оценки . Психология правовой оценки (правовая психонотарология [1])
Независимость и владение собой в правовой оценке. Истинность и справедливость правовых оценок
Вводные замечания В своем онтогенезисе (личностном развитии) каждый человек имеет несколько десятков или более генетически заложенных психических свойств, таких, как способность и умение научиться прямохождению, человеческой речи, посылать информационные послания при помощи своего тела, ориентироваться во времени и пространстве, социальной среде, информационной сфере, а также многих других. Одним из психических факторов их развития является тот, что в определенный этап жизни индивидуума и личности абсолютно необходимыми становятся потребности. Например, вначале ребенок ползает, то есть ходит на четырех конечностях (согласно Ж. Пиаже, поднятие головы при ползании вызывает больший приток крови в мозг, что влияет на психическое развитие), после чего неуверенно совершает первые шаги и начинает ходить до тех пор, пока не станет делать это уверенно, стабильно, гармонично, то есть научится ходить. Всю жизнь человек нуждается в обучении Параметры обучения исключительно большие и богатые. Например, обучение способностям и умениям быть дедом для своих внуков… Эта возрастная особенность художественно воссоздана Виктором Гюго в романе «Искусство быть дедом» … любить и быть любимым бескорыстно и преданно, быть бесконечно счастливым. Потребность в способностях и умениях для обучения, в способностях и умениях для оценивания берет свое начало в период предпубертатного возраста и интенсивно возрастает в период пубертата. В этом возрасте появляется потребность в способностях и умении физической самооценки индивидуума перед зеркалом. Наверное, процесс идентификации [2] личности гармонично связан с этой потребностью. В течение всей своей жизни мы испытываем такие же потребности в изучении, оценке и самооценке процессов и явлений, деятельности и действий, отношения и общения, поведения других и поведения самого себя. Вот почему могут быть выделены две большие группы: потребности в способностях и умениях оценки внешней природной среды и социальных потребностей - с одной стороны, и потребности в способностях и умениях оценки социальной среды и личностной самооценки - с другой.
Психологи из США давно работают над прикладными аспектами оценивания, главным образом личности. Но в 70-е годы 20 века становятся актуальными проблемы «целостного процесса оценки исполнения» [3]. По мнению психологов из США, особенно важное значение имеет осознание того факта, что человек, осуществляющий оценку, поставлен перед проблемой межличностной перцепции [4], которая требует восприятия, памяти и способности воспроизведения событий, связанных с восприятием определенного человека. Необходимо понять, как люди воспринимают других, что о них вспоминают, и только после этого - как извлекают из своей памяти информацию о других, что вспоминают о них и отражают ее (информацию) по шкале (оценивание и оценка - замечания мои - Г.Ц.). Этот новый фокус стимулирует значительный объем работы по проблеме всей цепочки последовательности исполнения (деятельность, действие - Г.Ц.), он должен привести к улучшению наших способностей осуществлять исполнение [5]. Указанная психологическая концепция верна, потому что рассматривает оценивание как познавательный процесс. Но включение в него только восприятия, памяти и воспроизведения информации об объекте, который подвергается оценке, недостаточно. Оценивание как интеллектуальный продукт включает все познавательные процессы, их степень развития, мощность, жизненный опыт, психические состояния. Вот почему современной юридической практике необходима личность, которая имеет сильно выраженную потребность в обучении умениям для непрерывной квалификации по многочисленным вопросам правовой психонотарологии.
Некоторые из них можно указать: оценивание и оценка процесса правовой деятельности и действия; оценивание и оценка результатов правовой деятельности; психическая совместимость человека, осуществляющего оценку, и оцениваемого в правовой деятельности; психическая устойчивость человека, осуществляющего оценку, в процессе оценивания и оценки; психология оценки правового акта; психология условий при осуществлении правового оценивания; психология ошибок при правовом оценивании; психология профессиональных отклонений у человека, осуществляющего оценку, в процессе оценивания; психология оценивания профессиональных успехов человека, осуществляющего оценку (юриста); психология правовых шкал для оценивания и оценки; психология профессионального стиля в правовом оценивании. Психический механизм реализации оценивания и оценки является способностями и умениями, которые были рассмотрены в первой части статьи. Но можно добавить еще тезис Дж.П. Гилфорда. Путем факторного анализа автор выстраивает структурную модель человеческого интеллекта, который включает 150 интеллектуальных способностей [6]. И этот психолог включает в число способностей восприятие памяти. Но добавляет еще дивергентное [7] и ковергентное [8] мышление. В профессиональной практике юриста имеет значение способность и умение искать и доказывать различия в мышлении оценивания, а также сходство его деятельности и действий. Особенно важное значение для качественного оценивания имеют умственные операции человека, осуществляющего оценивание, во время оценивания. Воспринятая информация для оценивания подвергается умственным операциям: анализу, синтезу, абстракции, конкретизации, систематизации, классификации, обобщению, сравнению.
Теоретические тезисы для правового оценивания и правовой оценки
. Определение понятия правовой территории оценивания Социальные функции правовой системы определяют границы познавательной правовой территории, которая имеет свою структуру, включающую правовые явления и процессы, профессиональные правовые группы и личности юристов; личности оцениваемых; деятельность и деяния, отношения и общение, поведение граждан, которые оцениваются юристом согласно правовым нормам, интеллектуальные возможности и степень развития правовых интеллектуальных систем, стимулированных регулируемой эмоциональной сферой и устойчивыми волевыми усилиями, для получения адекватной правовой оценки решений Парламента, постановлений Совета Министров, определений Конституционного суда, судов и прокуратуры. Если мы понаблюдаем за собой, а затем проведем анализ нашей умственной деятельности в течение нескольких дневных часов, то увидим, что многократно, сознательно или автоматически делаем многочисленные оценки и самооценки, оценивание и самооценивание. Утром оцениваем погоду: солнечно или облачно и дождливо, ветрено или холодно. Эта психическая деятельность является плодом нашего мышления и его развития. Человек думает посредством оценок и оценивания. Чем больше мы знаем об их характеристиках, тем больше сообразуемся с ними, прилагаем усилия для их использования и усовершенствования через обучение, профессиональную подготовку и квалификацию, профессиональное самообразование. Обычно люди недооценивают опасности, касающиеся их здоровья. Иногда переоценивают свои возможности. И еще одна особенность. Случается, оцениваем, верна ли, правильна ли, подходящая ли наша оценка. Следовательно, жизнь заставляет переоценивать оценку, однажды сделанную. Это необходимо не только для проверки адекватности оценки, но и для того, чтобы понять, не допустили ли мы ошибок при ее формулировании, то есть в процессе оценивания, не были ли наши критерии оценки вызваны сильными положительными или отрицательными эмоциями. Не вызваны ли они нашей неопытностью или провокацией, нажимом (косвенным) со стороны других людей или обстоятельств?
. Определение понятия правовая оценка Согласно Л. Десеву оценка представляет собой «определение уровня воспитанности и социальной активности человека, группы, коллектива; установление наличия степени проявления данного знания или достижения, умения, навыка или привычки, качества характера или свойства памяти» [9]. Определение зарождения (status praesens) оценки. Генезис любой оценки, осуществленной личностью, является интеллектуальным продуктом, то есть продуктом интеллектуальной оценочной системы актуальной, автоматически или случайно активированной потребности, интереса, вкуса, цели, возбуждающие мотивацию для соответствующей оценочной деятельности (оценивания), включающей проявление оценочных способностей, оценочных умений, которые детерминируют и позволяют произвести переработку полученной информации. Определение понятия личностной оценки Личностная оценка - это количественно-качественная характеристика конкретного объекта, которая реализована путем активной мотивации для коммуникации, восприятия и переработки информации посредством определенных личностных критериев, для удовлетворения актуальных потребностей, интересов, целей, идеалов, вкусов, жизненных ситуаций в человеческой деятельности, отношений, общения, которые могут иметь положительное или отрицательное содержание, сопровождаемые соответствующими эмоциями. Определение понятия правовой оценки Любая правовая оценка, осуществленная личностью юриста или судебным составом, есть продукт их интеллектуальных правовых оценочных систем, активизированных конкретными профессиональными правовыми потребностями, интересами и целями, которые возбуждают мотивацию для соответствующей оценочной деятельности (оценивания), включающей проявление правовых оценочных способностей, правовых оценочных умений, которые позволяют осуществить восприятие, переработку, запоминание полученной правовой информации из письменных документов, вещественных доказательств, фактов, событий, деятельности, деяний, отношений, общения, поведения и классифицировать их на основании правовых критериев (норм закона). . Сенсорные основы информации для правовой оценочной деятельности (оценивания) Каждое оценивание и каждая оценка, в том числе и правовая оценочная деятельность, в качестве начальной психофизиологической основы имеют коммуникации для восприятия информации в виде образов. Их содержание и форма реализуются посредством пяти анализаторов высшей нервной деятельности. Это: зрительный анализатор (88-90% информации о мире), слуховой анализатор (9% информации о мире), обонятельный, вкусовой, тактильный (при помощи кожи) анализаторы (всего 1% информации о мире). Вот почему можно говорить о соответствующей оценочной деятельности и оценках, то есть о зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной оценочной деятельности. Здесь есть еще много психологических вопросов, таких, как: Как зарождается в сознании оценочная деятельность, хотя до определенной степени этот вопрос был отражен в определениях? Каково предварительное представление об оценке? Каковы ожидания при осуществлении оценки и ее значимость для личности, которую оцениваем, а также для ее социальных параметров, в том числе и правовых?
Как информация имеет огромное значение для личной и общественной жизни, так и оценивание и оценка личности, государственных, общественных органов и организаций и особенно правовой системы имеют огромное значение. Это обязывает прилагать усилия как для разработки теории оценивания и оценки, так и для их практического применения. Основной вопрос здесь - как научиться отдельному человеку, социальным группам, политическим партиям и политическим лидерам, следователям, прокурорам и судьям оценивать и формулировать верные и справедливые оценки? . Правовые оценочные способности Верность и адекватность, целостность и единство, устойчивость и проективность правового оценивания и правовой оценки в большой степени зависят от правовых оценочных способностей и правовых оценочных умений личности юриста. Определение правовых оценочных способностей. Генетическое и приобретенное единство быстроты, устойчивости и успешного результата активности трех психических сфер (интеллектуальной, эмоциональной, волевой) и интеллектуальных систем в сознании личности юриста, возбуждают конкретные правовые потребности, интересы, цели, отношения, общение, которые мотивируют быструю, точную, успешную и результативную оценочную правовую деятельность, посредством которой формируется правовая оценка. Правовые способности есть относительно устойчивые психические свойства, психические условия для успеха в оценивании и оценке; они способствуют высоким количественно-качественным правовым достижениям в юридической деятельности; раскрывают различия в динамике овладения необходимыми правовыми знаниями и навыками; определяют легкость и быстроту их усвоения и сами развиваются и совершенствуются в процессе получения и обогащения личного правового опыта; дают возможность достижения необходимого и действительного уровня профессионального мастерства юриста [10]. . Мотивация обучения правовому оцениванию и правовым оценкам [11]. Мотивация обучения правовому оцениванию и правовым оценкам есть конкретизация определенной актуализированной потребности, интереса (с целью, имеющей правовое содержание), которые отключают на определенное время психическую и физическую энергию в форме правовой деятельности, действий, отношений, поведения личности юриста. Это одновременно формирует оценочно-обучающие правовые ожидания и результаты (см. общую модель № 9 в приведенном ниже литературном источнике). Это достигается, если осознается правовая значимость, полезность, необходимость и важность правового оценивания и правовых оценок обучения в профессиональной деятельности юриста. Характеристика правовой оценочной мотивации обучения [12]. Существуют четыре основных элемента характеристики правовой оценочной мотивации обучения. Их классификация включает следующий алгоритм: процесс формирования правовой оценочной мотивации правового обучения, свойства правовой оценочной мотивации обучения, содержание правовой оценочной мотивации обучения и виды правовой оценочной мотивации обучения. Построение правового оценочно-мотивационного процесса обучения сложно, требует значительной психической энергии, мобилизации и регулирования. Важен первый шаг в его зарождении, потому что от уровня адекватности и силы побуждения зависит его качество и стабильность, сила и устойчивость. Вторым шагом мотивационного процесса является наличие целостного, продуктивного мышления. Третий шаг связан с усилиями, жизненным и профессиональным опытом в подборе формы выражения оценки для обучения. Они должны быть грамматически верными, ясными, точными, правильными. Необходимо, чтобы рече-поведенческое выражение излучало предрасположенность, толерантность, уважение, объективность. Фактически, необходимо единство и гармония вербального и визуального общения при сообщении правовой оценки. Посредством четвертого шага постигается осознание структурирования правовых оценок обучения. Свойства оценочной мотивации для правового оценивания и оценки следующие: направленность, сила, глубина, уровень осознанности и развития, устойчивость, широта, продолжительность. Нужно отметить специальное место борьбы в правовых оценочных мотивах обучения. Анализ информации, участие потребностей, интересов, целей правовых оценок конкретного обучения часто расходятся или входят в противоречие с различными внутренними факторами, такими, как моментные психические состояния и настроенность, психическая пассивность и усталость, провокация других потребностей или интересов. Эта психическая ситуация активизирует селективные и качественные способности, которые «излучают» психическую энергию в двух направлениях: к конкретному оценочному мотиву для обучения и другие активизированные мотивы, что вызывает колебание, перерастающее в борьбу. Часто личность принимает мотив, который вызывает меньшее усилие для активированной деятельности, чем усилие для оценки обучения. Но когда оценочная мотивация сильно выражена, тогда цель ясна, колебания прекращаются и реализуется оценка правового обучения. психонотарология правовой сенсорный
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|