Саморегуляция личности юриста в процессе оценивания и оценки
Исключительная профессиональная ответственность и социальная значимость правового оценивания и правовых оценок, которые реализует каждый юрист в своей профессиональной деятельности, обязывает искать и разрабатывать различные психотехники для устойчивой саморегуляции личности. Это становится еще более необходимым по той причине, что правовое оценивание и правовая оценка реализуются при наличии двух видов сложных условий. Первый вид сложный и трудный, потому что это социально-психические условия: допрос обвиняемого, социально-психический климат судебной аудитории, оценивание на месте жертв преступной деятельности и т.д. Второй вид условий - лично-психические. Независимо от профессиональной подготовки и квалификации, профессионального и житейского опыта и рутинной работы, существуют многочисленные психические характеристики, которые могут быть приняты за личностно-психические. Основные из них - это социально-психическая адаптационная способность, степень развития социально-психической адаптации личности, ее конкретные психические состояния, правовые интеллектуальные возможности, способности и умения в саморегуляции эмоциональной и волевой сфер, содержание и характер профессиональных и социальных отношений и общения, конформность и лидерство и др. В основе саморегуляции в правовом оценивании и оценке находятся два основных психических свойства (качества личности): степень развития способностей и умений обучения самоконтролю и степень развития самооценки. Согласно М.Дж. Махони и Д.Б. Арнкову самоконтроль - это «социальный этикет, дифференциально приложенный к некоторым поведенческим моделям» [13]. Л. Десев определяет самоконтороль как «одну из функций саморегулирования или авторегуляция, то есть овладевание собственным поведением» [14]. И оба определения могут классифицироваться как односторонние, потому что подтверждают, что самоконтроль относится только к человеческому поведению. А остальные человеческие психические характеристики, такие, как самоконтроль мышления, эмоций, воли?
В нашем случае самоконтроль при правовом оценивании и формулировании правовой оценки обеспечивает оптимальное протекание познавательных психических процессов и проявление психических свойств и качеств, как и в случае мыслительных операций, посредством оптимизированного возбуждения внимания, что играет роль организатора, стабилизирующего и контролирующего человеческую психику в рамках определенного временного промежутка. Можно предположить, что реализация саморегулятивного процесса связана прямо или косвенно с правовыми потребностями, интересами, целями и мотивацией для их достижения. Л. Десев осуществляет попытку описания этапов в развитии саморегуляции и контроля. Первый этап - отсутствие проверки. Второй - полный самоконтроль, при котором человек проверяет себя через повторение. Третий - избирательный самоконтроль с проверкой воспроизведения главного. Четвертый - очевидное отсутствие самоконтроля, осуществляемого на основе определенных «знаков» [15]. Вторая основа саморегуляции, но не по степени важности, - это самооценка. Один из величайших американских психологов Уильям Джеймс, который создал теорию психической функциональности и теорию эмоций, известную как теорию Джеймса-Ланге об эмоциях, разработал формулу для самооценки:
успехи Самооценка = ------------- претензии
Самооценка личности находится в прямо пропорциональной зависимости от ее успехов и в обратно пропорциональной зависимости от ее претензий… Субъект «взвешивает свои собственные силы относительно требований окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставит перед собой цели и задачи … становится действительным регулятором движения и поведения человека в этой системе. Посредством нее саморегулируется и самоуправляется поведение человека» [16].
Определение понятия правовая саморегуляция личности юриста. Правовая саморегуляция личности юриста - это сформированные в процессе профессиональной деятельности, отношений, общении, поведении, посредством интеллектуальной сферы и особенно мышления, эмоций, воли, психических состояний способности и умения в самоконтроле и самооценке для достижения социального гомеостазиса (равновесия, выравнивания, согласования) между юристом и окружающей социальной и правовой средой, также между ним и отдельными личностями.
2.2 «Вы видите то, во что верите» [17] в процессе правового оценивания, правовых оценок и самооценок Слова в кавычках из этого заглавия принадлежат одному из самых известных американских психотерапевтов Уэйну Дайеру. Мы используем его практические советы, которые будут нами интерпретированы для обогащения психического опыта и «умения» при правовом оценивании и оценке. «Каждый человек (в том числе и юрист - Г.Ц.) требует». Селекционирование фактов, доводов, доказательств до некоторой степени детерминированы нашей в них верой. Следовательно, чем больше вы уверены в собранной оценочной информации, тем в большей степени она будет использована для оценивания и оценки. Если будете верить в ваше умение, профессиональную подготовку и непрерывную, постоянно совершенствующуюся квалификацию, то будете видеть возможность, накопите сил для обучения конкретным способностям и умениям для правового объективного оценивания и формулирования справедливой правовой оценки. Потому что вы отдаетесь этому, потому что вы это можете, желаете, и это побуждает в вас положительные эмоции и мотивацию для их достижения. И далее. Если поверите в собственные интеллектуально-эмоциональные и волевые силы, ваш профессиональный опыт, степень развития вашей саморегуляции, в способности и умения правового обучения, в способности и умения правового оценивания и оценки, то будете иметь возможность обеспечить их адекватность, истинность и справедливость. Попробуйте постепенно связать логические детали и обязательно получите хорошие результаты, потому что это в ваших интеллектуальных возможностях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|