Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона
Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) – наиболее динамично развивающийся регион мира. Происходит быстрый рост экономик ведущих государств АТР, усиливается их военная мощь и культурное влияние на сопредельные территории. По-прежнему высокими темпами растёт население. Лидером региона является Китай. Пережив в XX веке 40-летнюю гражданскую войну, японскую оккупацию, вторую мировую войну, социалистическую и «культурную» революции, в XXI веке он делает вполне обоснованную заявку на роль одной из сверхдержав. Ряд исследователей считают, что XXI век станет веком противостояния двух сверхдержав: США и Китая. Другие полагают, что это будет век китайского доминирования.
Таблица 1. Вооруженные силы азиатских стран * Числа в скобках представляют передовые системы оружия.
1 Тайвань имеет в своем распоряжении 150 истребителей F-16, 16 истребителей «Мираж» и 130 других видов реактивных истребителей; несколько военно-морских судов находятся в стадии строительства. Помимо Китая ключевыми державами региона являются один из экономических лидеров мира Япония, демонстрирующая высокие темпы экономического развития Южная Корея и опирающаяся на региональный экономический союз стран Юго-Восточной Азии АСЕАН, 220-миллионная Индонезия. С каждой из этих стран у Китая – сложные и противоречивые отношения. Наиболее конфликтными представляются японо-китайские отношения. Две страны-антагониста имеют затяжной конфликт. Китай не может простить Японии оккупацию времён второй мировой войны и многомиллионные жертвы. По данным социологических исследований почти 60% жителей Поднебесной считают, что в будущем произойдёт японо-китайская война. 98% китайцев связывают с Японией понятие «милитаризм» и только 35,5% выступают за улучшение японо-китайских отношений. Кроме того, Китай оценивает Японию как американский плацдарм и полагает, что, в случае обострения американо-китайских отношений, Япония будет на стороне США. В настоящее время происходит значительная активизация внешней политики Китая. Это обусловлено колоссальным экономическим подъёмом страны. В последнее десятилетие Китай демонстрирует чрезвычайно высокие темпы роста. В период с 2001 по 2010 год рост ВВП Китая по предварительным прогнозам составит 9,2%. Для сравнения, в тот же период рост ВВП другой быстро развивающейся страны, Индии, составит только 6,4%, США – 3,2%, Евросоюза – 2%, Японии – 1,7%.
После одиночества, характерного для периода Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, Китай становится активным участником международных отношений. Свою геополитическую доктрину он в настоящее время формулирует следующим образом: «Опереться на Север, стабилизировать Запад и расширяться на Юг и Восток». На практике это означает: а) стратегическое партнёрство с Россией и другими странами СНГ, б) нормализация отношений с Индией, в) экономическая и политическая экспансия в направлении Тихого океана и Юго-Восточной Азии. В рамках данной доктрины произошло разрешение территориальных споров с Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Вьетнамом и Лаосом. Укрепились позиции Китая в ряде сопредельных государств, в том числе, Северной Корее, Монголии, Мьянме, странах Юго-Восточной Азии. Происходит формирование так называемого «Большого Китая» – сближение с Китаем группы стран Юго-Восточной Азии, в которых китайское население занимает значительные позиции, а китайская экономика является превалирующей (Сингапур, Малайзия, Индонезия). В то же время Китай по-прежнему имеет конфликтные отношения с Тайванем, Японией, Индией, территориальные споры с Японией, Вьетнамом, Малайзией, Филиппинами.Усиливается противостояние с США. Китайско-американские отношения противоречивы и сложны. С одной стороны, Китай – важнейший экономический партнёр США. Китай покупает американские правительственные облигации на сотни миллиардов долларов, что явственно смягчает дефицит текущего баланса США. Если китайцы ослабят эту поддержку доллара, американские банки будут вынуждены резко увеличить процент под займы, что неизбежно ударит по американской экономике. А Китай, в свою очередь, кровно заинтересован в развитии американской экономики, поскольку огромный поток китайских товаров может быть абсорбирован только благоденствующей экономикой Америки. По той же логике Китай поддерживает доллар, а не золото или евро.
С другой стороны, для Соединённых Штатов Китай представляет собой одного из основных конкурентов в борьбе за мировое господство. По мнению китайских экспертов, «Соединённые Штаты пользуются своим положением державы-гегемона, навязывают свою волю, стремясь предотвратить появление соперника». По мере увеличения экономического и военного потенциала Китай всё более активно противится американским планам. В 1999 году он выступил против нападения США на Югославию, в 2003 году – на Ирак. В 2001 году произошёл инцидент с самолётом американской военной разведки ЕР-3, который был вынужден приземлиться на острове Хайнань. Китай потребовал у США объяснений, почему американские самолёты постоянно патрулируют небо над китайским побережьем. Одной из основных причин американо-китайских противоречий является поддержка американцами независимости Тайваня и дислокация американских войск в Японии. В условиях обострения китайско-тайваньских отношений и курса КНР на объединение Китая это может привести в обозримой перспективе к прямому военному столкновению двух держав. Россия является неотъемлемой частью Азиатско-Тихоокеанского региона. Располагая огромными по протяжённости дальневосточными территориями, от Владивостока до Чукотки и от Байкала до Курильских островов, Россия, наряду с Китаем, – крупнейшая держава этой части мира. Она интегрирована в ведущие региональные экономические и политические структуры: Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), выступает в роли посредника в разрешении региональных конфликтов, в частности, входит в так называемую “Группу 4+2” по разрешению корейской проблемы. В 2012 году на территории России впервые будет проведён саммит стран АТЭС (остров Русский). Это свидетельствует об увеличении нашего влияния как регионального лидера.
Однако, обладая огромным потенциалом, Россия имеет в данном регионе и серьёзные проблемы. Обширность территории сочетается со слабостью её освоения, неразвитостью инфраструктуры, постоянным оттоком населения в европейскую часть страны. За последние 17 лет российский Дальний Восток покинуло около двух миллионов россиян! Во всём Дальневосточном федеральном округе нет ни одного города с численностью населения миллион и больше. В плачевном состоянии находится транспортная система округа. По сути, огромные пространства Дальнего Востока, в том числе Камчатка, Чукотка, Магаданская область, значительная часть Якутии отрезаны от остальной России, не включены в единую транспортную систему. Это тормозит освоение богатейших природных ресурсов данных территорий. Отсутствие наземного транспортного сообщения и высокая стоимость авиационных билетов создаёт искусственные преграды для сообщения жителей региона с европейской частью России, мешает нормальной интеграции Дальнего Востока в единое экономическое и политическое пространство страны, создаёт потенциал для развития сепаратистских настроений. В конце концов, эти проблемы представляют значительную опасность с точки зрения территориальной целостности государства. Недостаточная освоенность Россией своих дальневосточных территорий создаёт благоприятную почву для попыток извне отторжения этих богатых ресурсами территорий. Среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона приоритетное значение для России имеют отношения с Китаем, Японией, Северной и Южной Кореей. Взаимоотношения России и Китая неоднозначны. Налицо устойчивая тенденция улучшения отношений. Советско-китайская конфронтация 60-70-х годов ушла в прошлое. В 1996 году был подписан договор о мерах доверия в зоне границ. В том же году Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан создали организацию “Шанхайская пятёрка”, преобразованную в 2001 году в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Первоначально целью организации было урегулирование приграничных споров, демаркация границ и сокращение вооружённых сил на приграничных территориях. Эти цели были успешно реализованы. В настоящее время ШОС представляет собой серьёзную и авторитетную силу по поддержанию мира и безопасности в Центральной и Восточной Азии. В её ряды вступил Узбекистан, а ряд азиатских государств, в том числе Монголия, Индия, Пакистан, Афганистан и Иран, получили статус наблюдателя. По совокупному потенциалу стран-участников ШОС превратилась в одну из крупнейших региональных группировок. Общая территория входящих в ШОС стран составляет 61% территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал – четверть населения планеты. Уже сегодня ШОС объединяет страны с совокупным населением равным 1,5 млрд. человек! Если к организации присоединится Индия, Иран, Пакистан и Монголия эта цифра достигнет 2,6 млрд.человек. ШОС служит ярким примером успешного сотрудничества различных государств в сфере обеспечения безопасности.
В 2001 году Россия и КНР подписали договор «О добрососедстве и дружеском сотрудничестве». В течение последних лет Россия и Китай по многим вопросам мировой политики занимали идентичные позиции (Югославия, борьба с международным терроризмом, Ирак, Иран, Северная Корея, Косовский кризис). В настоящее время стало традицией проведения консультаций по важным экономическим и политическим вопросам в формате БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Значительных успехов достигли экономические связи Москвы и Пекина. КНР является одним из основных потребителей российской нефти и главным покупателем российского оружия. В августе 2005 года состоялись первые российско-китайские военные учения «Мирная миссия 2005», свидетельствующие о новой фазе развития стратегического партнёрства держав. С этого времени совместные российско-китайские военные учения становятся постоянными. 17 августа 2007 года Россия и Китай провели крупнейшие совместные учения, в которых приняли участие 7,5 тыс. военнослужащих. Однако добрососедские отношения России и Китая не исключают появления в будущем реальных внешнеполитических угроз, связанных, прежде всего, с ростом демографического, экономического и военного потенциала Китая.
Угроза №1. Вытеснение русского населения с Дальнего Востока и из Сибири. Всё население Сибири и Дальнего Востока сейчас составляет 26 млн. человек, в то время как лишь в трёх ближайших к России провинциях Китая проживает 127 млн. человек. Уровень жизни в Китае существенно ниже, чем в России. Это порождает стимулы для массовых миграций из Китая в Россию. Следовательно, китайская колонизация Дальнего Востока и Сибири в XXI веке – более чем реальная перспектива. При этом необходимо учитывать такую особенность китайского населения, как исключительная лояльность к исторической родине. Китайцы-эмигранты хуацяо могут триста лет жить в Индонезии или сто пятьдесят лет в США, но процесс ассимиляции на них практически не действует. Их лояльность исключительна, они сохраняют верность не новой родине, а стране своих пращуров. Угроза №2. Отторжение Сибири и Дальнего Востока. Растущая китайская экономика всё больше нуждается в энергоносителях, значительная часть мировых запасов которых расположена на территории Сибири и Дальнего Востока. Китаизация этих регионов в комплексе с усилением военно-политической мощи Китая создают благоприятные условия для отторжения их от России. Данный сценарий возможен, однако, только в том случае, если у Китая будут развязаны руки на Юге, где США противодействуют попыткам Китая вернуть в свой состав Тайвань. Пекин планирует решить эту задачу к 2015 году. Если этот план будет реализован, у него могут появиться амбиции в отношении Сибири и Дальнего Востока. Таким образом, у России ещё есть время для укрепления своих позиций в данном регионе, но время работает против нас. Угроза №3. Раздел России на сферы влияния между США и Китаем. Усиление Китая наверняка приведёт к возрастанию его конкуренции с Соединёнными Штатами. Однако их экономическая взаимозависимость будет стимулировать две страны избегать открытого конфликта. В этом случае, вероятно, что США будут подталкивать Китай к удовлетворению своих геополитических амбиций за счёт России, предлагая ему разделить нашу страну на сферы влияния. Подобная политика уже проводилась Западом в отношении СССР в 30-е годы XX века, когда Великобритания и Франция пытались «умиротворить» Гитлера, направив его агрессивные замыслы на Восток. Политика «умиротворения агрессора» может получить своё второе издание в XXI веке, если Китай начнёт активные действия по развёртыванию своей мощи за пределами Юго-Восточной Азии. В то же время, представляет серьёзную опасность и иной вариант развития американо-китайских отношений. В случае дальнейшего ухудшения взаимоотношений Пекина и Вашингтона и повышении вероятности военного конфликта, Россия может быть втянута в него в качестве подчинённого союзника одной из держав. Очевидно, что ни отстаивание интересов Китая в конфликте с США, ни борьба на стороне Запада против Китая не соответствует национальным интересам России. Российско-японские отношения так же, как и отношения России с Китаем, достаточно сложны и противоречивы. С одной стороны, наблюдается устойчивая тенденция к росту товарооборота, развитию контактов в сфере экономики.С другой стороны, существует очень сложная геополитическая проблема, связанная с судьбой Курильских островов. Япония со времён второй мировой войны продолжает рассматривать четыре острова, расположенных в южной части Курильской гряды и принадлежавших ей до войны (Кунашир, Шикотан, Итуруп, Хабомаи)[23]в качестве собственной земли, оккупированной Россией, так называемыми “Северными территориями”. Территориальные претензии Японии создают существенные препоны для нормального развития политических и экономических отношений двух стран. Наличие замороженного пограничного конфликта создаёт угрозу безопасности и территориальной целостности России. Важную роль играет корейское направление дальневосточной политики России. В настоящее время Южная Корея является важным экономическим партнёром России. Товарооборот двух стран постоянно увеличивается, Россия играет значительную роль в разрешении так называемой «корейской проблемы», связанной с разделом Кореи на два государства и наличием у Северной Кореи ядерного оружия. Участвуя наряду с США, Китаем и Японией в качестве посредника в переговорах о северокорейской ядерной программе, Россия вносит значительный вклад в развитие региональной системы безопасности, разрешении застаревшего регионального конфликта. Таким образом, Россия является одной из ведущих держав Азиатско-Тихоокеанского региона. Её экономическое и геополитическое присутствие в регионе постоянно возрастает. Однако, по-прежнему актуальной остаётся проблема слабого освоения российского Дальнего Востока. Сохраняются сложные отношения с ведущими державами региона, Китаем и Японией. Остаётся неразрешённым конфликт, связанный с территориальными претензиями Японии к России. Наличие этих проблем ставит в повестку дня необходимость более пристального отношения России к Дальнему Востоку, укрепления безопасности дальневосточных территорий, их социально-экономического развития. Очевидно, перед Россией по-прежнему, как и сто лет назад, стоит задача освоения, заселения и экономического развития Дальнего Востока. ТЕМА 7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|