Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Россия и страны исламского мира




Для Российской Федерации развитие отношений с исламским миром, вес и влияние которого в международных делах неуклонно повышаются, является одним из естественных приоритетов внешней политики. С.В.Лавров. Приветствие участникам конференции «Россия – исламский мир»

 

Исламский мир в настоящее время представляет собой самый нестабильный и взрывоопасный регион мира, своеобразный бурлящий котёл, переполненный противоречиями и конфликтами. Большинство современных конфликтов и войн так или иначе связано с ним (войны СССР и США с Афганистаном, войны США с Ираком, арабо-израильский конфликт, Индо-Пакистанский конфликт, Боснийский и Косовский кризисы и пр.). Значительная их часть происходит по границе исламского мира с другими цивилизациями в Азии, Африке и Европе.

Что представляет собой мир ислама сегодня? Почему с ним связано такое большое количество конфликтов?

Исламский мир – это примерно 1 млрд. 200 млн. человек, большая часть которых живёт в Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной Азии, Северной Африке и Восточной Европе.

Он чрезвычайно дифференцирован в политическом, экономическом, этническом, культурном отношении. Исламские страны в политическом плане разделены на монархии и республики, авторитарные государства и демократии; в религиозном отношении – на суннитов и шиитов[24]; в этническом – на арабов, тюркские, иранские народы и пр.

Есть страны, не уступающие по уровню жизни европейским (Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Бруней, Бахрейн) и очень бедные государства (Афганистан, Судан, Эритрея, Бангладеш). Для сравнения: ВВП на душу населения в Катаре составляет 36 632 доллара. Это больше, чем в Канаде, Великобритании, Франции, Германии, Японии, Италии. В то же время этот показатель в Йемене составляет только 984 доллара, то есть в 37 раз меньше!

В отличие от других цивилизаций, в исламской цивилизации нет доминирующего государства, но есть несколько стран, претендующих на роль регионального центра: Саудовская Аравия, Иран, Турция, Египет, Пакистан, Индонезия. Однако ни одна из них не может выступать в роли безусловного лидера исламского сообщества.

Саудовская Аравия является религиозным центром и одним из экономических лидеров исламского мира. На её территории расположена главная святыня мусульман – родина пророка Мохаммеда Мекка. Ежегодно миллионы мусульман со всего мира совершают хадж – паломничество в Мекку. Однако Саудовская Аравия не обладает необходимыми людскими ресурсами и военным потенциалом. Её население не превышает 25 миллионов человек. Её позиции ослабляет традиционная дружба правящей династии Саудидов с Соединёнными Штатами и наличие значительных внутриполитических противоречий между политической элитой страны и радикальными исламистами. Как следствие, Саудовская Аравия – постоянный объект террористических атак.

Иран имеет большое население, достаточно крупную армию, ведёт разработки ядерного оружия. В Иране проживает 67 миллионов человек, больше чем во Франции или Великобритании. По объёму ВВП он занимает 22 место в мире, опережая большинство стран Ближнего и Среднего Востока. Важным преимуществом Ирана является наличие у него значительных запасов нефти и газа. Но это – шиитская страна, тогда как большинство мусульман – сунниты. В настоящее время Иран имеет серьёзный конфликт с США, что также ослабляет его позиции на мировой арене и потенциал регионального лидера.

Казалось бы, хорошие шансы на доминирование в исламском мире имеет Турция. Это крупнейшая страна на Ближнем и Среднем Востоке по численности населения и объёму ВВП. Значительным преимуществом Турции являются имперские традиции. Ещё совсем недавно, в начале прошлого века, практически вся территория Ближнего Востока находилась под властью османских султанов, а правитель Турции совмещал светскую власть с духовной, являясь халифом, то есть духовным предводителем всех мусульман, представителем пророка на земле. Однако Турция не может претендовать на роль лидера, так как уже на протяжении нескольких десятилетий проводит политику интеграции в западное сообщество и, как следствие, воспринимается исламским сообществом как во многом чуждая, немусульманская по духу страна.

Одной из крупнейших стран исламского мира является Пакистан. Имея ядерное оружие и 154-миллионное население, эта страна способна претендовать на роль регионального лидера. Однако Пакистан раздираем внутренними социальными, политическими, этническими и религиозными конфликтами. Убийство в 2007 году лидера демократической оппозиции Беназир Бхутто и отставка в 2008 году президента Первеза Мушаррафа привели к значительной дестабилизации ситуации и поставили Пакистан на грань гражданской войны. Ситуация усугубляется негативным влиянием, оказываемым на пакистанское общество вооружёнными действиями в соседнем Афганистане, ростом популярности в Пакистане радикальных исламистов и участившимися фактами вооружённого вмешательства со стороны США.

Начиная с 70-х годов XX века, наблюдается «пробуждение» исламского мира. Ислам превращается в мощную политическую силу мирового масштаба. Этот процесс был стимулирован несколькими факторами:

арабо-израильским конфликтом по поводу Палестины, который сплотил мусульман всего мира в единый фронт поддержки арабов-палестинцев и в котором США заняли отчётливо произраильскую позицию;

энергетическим кризисом 70-х годов, продемонстрировавшим, что у исламских государств есть мощное оружие давления на Запад – нефтяное эмбарго;

исламской революцией в Иране в 1979 году, создавшей привлекательный для многих сторонников ислама образец самостоятельного исламского государства, построенного на религиозных принципах;

вторжением советских войск в Афганистан и последовавшим через 10 лет поражение СССР;

войной в Персидском заливе 1990-1991 годов, вмешательством США в конфликт между Ираком и Кувейтом и размещением американских вооружённых сил в бассейне Персидского залива.

 

Рост политической активности в мусульманских странах напрямую связан с исламским фундаментализмом (исламизм, исламский экстремизм). Это сложное явление. Говорить о полном единстве данного движения видимо рано, однако контуры его политической программы очевидны: создание единой исламской религиозной сверхдержавы (халифат), основанной на традиционных исламских ценностях, противодействие экспансии Запада и война с неверными (джихад), прежде всего с США и их союзниками. Первая исламская фундаменталистская организация, «Братья-мусульмане», появилась в Египте ещё в 20-е годы XX века, в условиях борьбы с английским и французским колониализмом. Настоящий подъём исламизма приходится на эпоху постбиполярного мира. В настоящее время фундаменталистские структуры есть практически в каждой мусульманской стране, от Марокко до Индонезии. Но наиболее благодатной средой для их деятельности являются мусульмане, исповедующие ваххабизм – радикальное суннитское учение, выступающее за «очищение» ислама (своего рода, мусульманские пуритане), возврат к ценностям эпохи пророка Мохаммеда, борьбу со всеми немусульманами и «отступниками» – мусульманами-неваххабитами.

Неверно было бы отождествлять исламизм и ислам. Ислам – это религия, проповедующая, как и все мировые религии, добро, милосердие, благочестие. Ислам не несёт в себе опасности экстремизма и не представляет угрозу для остального мира. Миллионы мусульман в исламских странах, России, Индии, Китае, Европе, США являются такими же добропорядочными гражданами своих стран, как и люди, исповедующие иные религиозные учения. Исламизм представляет собой вариант международного радикального политического движения, использующего религиозные чувства для достижения своих политических целей. Исламский фундаментализм бросает вызов современному мировому порядку и Западу, как мировому лидеру. Он обличает несправедливость этого порядка и призывает к построению нового мира, основанного на принципах ислама.

В качестве своего боевого оружия экстремистская часть исламистов использует террор. Международная террористическая сеть «Аль-Каида» («База») во главе с саудовским миллионером Усамой бен Ладеном[25] стоит и за терактом 11 сентября 2001 года в США, и за взрывами в лондонском метро 2005 года, и за спиной террористов, действовавших на территории России.

Для того чтобы разобраться в подлинных причинах усиления исламского фундаментализма и международного терроризма надо ответить на два взаимосвязанных вопроса.

Кто и почему поддерживает исламистов на массовом уровне?

 

Кто и почему поддерживает исламистов на уровне политических и экономических элит, в частности, финансирует исламистов?

 

В основе массовой поддержки лежат три главных причины:

Противоречие «Север – Юг». Большинство исламских государств – это страны с относительно низким уровнем жизни и высоким демографическим потенциалом, отчасти связанным с религиозными установками мусульман. Так, в настоящее время в мусульманских странах молодёжь в возрасте от 15 до 24 лет составляет 20% от всего населения, в то время как в России эта цифра не превышает 15%, а в Европе составляет около 12%. Безработная молодёжь представляет собой благоприятную среду для взращивания религиозных фанатиков и социальных борцов и вербовки их в радикальные политические и террористические организации. Несправедливость современного мирового порядка, в котором одни нации (Запад) пользуются всеми благами цивилизации, а другие влачат нищенское существование, порождает симпатии массовых социальных групп к исламским фундаменталистам во многих странах мира. В известном смысле можно говорить о том, что с точки зрения своей социальной программы исламские фундаменталисты пытаются занять в современном мире нишу, которую в начале XX века занимали большевики (радикализм, насильственные, террористические методы борьбы, идея экспорта революции и пр.). Таким образом, исламисты представляют собой наиболее активную часть Юга, борющегося с Севером. Примечательно, в этой связи, что исламские и исламистские идеи получают распространение даже среди некоторых дискриминируемых социальных групп западного общества, например, среди афроамериканцев. В настоящее время уже 3 миллиона афроамериканцев, традиционно являющихся католиками, перешли в ислам.

Культурное давление Запада на страны исламской цивилизации порождаетответную реакцию противодействия вестернизации. Ислам становится для масс символом сопротивления чуждому образу жизни, навязываемому процессами модернизации и глобализации, вовлечения незападных стран в мировое экономическое, политическое, культурное и информационное пространство.

Прекращение «холодной войны» и идеологического противостояния между либерализмом и коммунизмом, как отмечает С. Хантингтон, ведёт к тому, что религиозная идентичность приобретает всё большее политическое значение, занимая место светских идеологий XX века. «Реванш Бога», усиление религиозных установок, наблюдаемое по всему миру, прежде всего, проявляет себя в исламских государствах. Религия становится основой не только нравственного, но и политического мировоззрения многих людей в современном мире. Политизация религии – опасное явление, поскольку имеет часто в качестве своего последствия рост религиозной нетерпимости и межконфессиональные конфликты. Это явление представляет особую угрозу для такого полиэтнического и поликонфессионального государства, как Россия. Формирование новой конкурентоспособной светской идеологии, альтернативной в то же время идеологии Запада – важнейшая задача для политических лидеров современной России.

 

На уровне политических и экономических элит исламских стран поддержка фундаменталистских идей и террористических организаций объясняется, прежде всего, претензиями исламского нефтяного капитала на более высокие позиции в мировой системе власти. Несмотря на своё богатство, нефтяные шейхи отстранены Западом от принятия ключевых политических и экономических решений на мировом уровне. Вот почему некоторые аналитики утверждают, что подлинный штаб мирового терроризма расположен в самой проамериканской стране исламского мира – Саудовской Аравии. Важным аргументом в пользу этого вывода является тот факт, что большинство террористов – участников теракта 11 сентября имели саудовское подданство. Очевидно, что по мере сокращения мировых запасов нефти и увеличения её стоимости, политические амбиции мусульманских элит будут только расти.

Усиление позиций радикального исламизма, с одной стороны, и стремление США к установлению контроля над богатым углеводородами регионом, с другой, привели к значительной дестабилизации ситуации в исламском мире, превратили его в наиболее нестабильный и взрывоопасный регион. Ещё в 90-е годы США провозгласили бассейн Персидского залива сферой своих жизненных интересов. Участие в войне в Персидском заливе позволило американцам ввести в регион свои войска и, фактически, взять под контроль такие значимые, с точки зрения наличия запасов природных ресурсов страны, как Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Кувейт. После теракта 11 сентября 2001 года США провозгласили борьбу с международным терроризмом и политику «справедливого возмездия».Это позволило им осуществить вооружённое нападение на Афганистан в 2001 году и Ирак в 2003 году. В 2002 году была сформулирована идея «оси зла» – наличия блока агрессивных государств, угрожающих безопасности мира и поддерживающих международный терроризм. В состав «оси зла» были включены такие мусульманские страны, как Ирак, Иран, Сирия и Ливия.

В настоящее время главной идеей политики США в отношении мусульманского востока является стремление к полному подчинению региона и повсеместному распространению здесь американских ценностей в рамках концепции демократизации Ближнего и Среднего Востока. Главными объектами американской экспансии в регионе являются Ирак, Афганистан, а также Иран, Сирия, Ливан, Палестина и Пакистан.

Вот как представлена эта идея в речи Дж. Буша-мл. «О положении в стране» от 28 января 2008 года: «Мы видели, как жители Афганистана оправляются от тирании Талибана [26] и выбирают нового президента и новый парламент. Мы видели, как ликующие иракцы с пальцами, испачканными в чернилах [27], празднуют свободу. Эти образы свободы вдохновляли нас... Мы участвуем в решительной идеологической схватке XXI века... Террористы сражаются, чтобы лишить народы Ливана, Ирака, Афганистана, Пакистана и Палестинских территорий, сделанного ими выбора. И поэтому – ради безопасности Америки и мира во всём мире – мы всё дальше несём надежду на свободу».

Необходимо отметить, что усилия США по установлению контроля над исламскими странами встретили серьёзный отпор в Ираке и Афганистане. В настоящее время в обеих странах продолжается вооружённая борьба против США и их союзников, а американское общественное мнение всё более склоняется к мысли о необходимости вывода войск из Ирака и бесперспективности их дальнейшего присутствия в этой стране.

Большое значение имеют взаимоотношения США и Ирана. В течение последних лет США постоянно обвиняют иранское правительство в попытках создания ядерного оружия, поддержке международного терроризма и вмешательстве во внутренние дела соседних стран, прежде всего Ирака, Ливана и Палестинской автономии. В условиях высокой напряжённости в отношениях двух стран сохраняется вероятность попыток со стороны США разрешения конфликта путём вооружённого вторжения на территорию Ирана.

Россия традиционно имела значительные интересы на Ближнем и Среднем Востоке и в других мусульманских регионах. Нашу страну связывают продолжительные дружественные отношения со многими мусульманскими странами в экономической, политической и культурной сферах. Так, Россия развивает успешное экономическое сотрудничество с Индонезией, Малайзией, другими странами Юго-Восточной Азии, Турцией, Египтом, Ливией, странами Аравийского полуострова. Особые интересы у России в Закавказье и Центральной Азии. Мусульманские государства этих регионов являются нашими традиционными стратегическими партнёрами и союзниками.

Россия развивает плодотворные экономические и политические контакты с Ираном, помогая этой стране в развитии проектов в сфере мирного использования ядерной энергии (строительство АЭС в Бушере). В то же время Россия выполняет важную роль в разрешении конфликтной ситуации между США и Ираном, входя в качестве посредника в «Группу шести» [28]. Россия оказывает значительную дипломатическую поддержку народам Ливана, Сирии и Палестины, принимает активное участие в разрешении арабо-израильского конфликта, являясь так называемым «коспонсором» урегулирования конфликта[29].Россия выступила против агрессии США в Ираке и продолжает последовательно отстаивать принцип мирного разрешения конфликтов в регионе, невмешательства во внутренние дела суверенных государств.

Большое значение имеет сотрудничество России с ведущими экономическими и политическими структурами, функционирующими в исламском мире. В 2003 году Россия стала членом Организации Исламская конференция – ведущего политического объединения региона. Она является единственной страной «Большой восьмёрки», представленной в этой влиятельной международной организации!

Уже несколько лет развивается плодотворное сотрудничество России и Организации стран-экспортёров нефти. В 2008 году Россия и две мусульманских страны, Иран и Катар, завили о создании «газового ОПЕК», то есть международной организации стран-экспортёров газа. Деятельность данной организации будет направлена на защиту интересов крупнейших экспортёров газа на мировом рынке.

Таким образом, в настоящее время накоплен большой опыт политического и экономического сотрудничества России с ведущими государствами исламского мира.

Однако существуют и значительные проблемы, прежде всего связанные с фактором радикального исламизма. Рост влияния исламского фундаментализма создаёт серьёзные угрозы не только для Запада, но и для России.

Угроза №1. Возможности новых террористических атак на Россию.

Дубровка и Беслан, взрывы домов в Волгодонске и на Каширском шоссе, взрыв на грозненском стадионе и убийство президента Чеченской Республики Ахмада Кадырова 9 мая 2004 года свидетельствуют о том, что исламский экстремизм способен на крайние меры, ведущие к уничтожению российских атомных станций, нефтехранилищ, аэропортов, взрывам в местах массового скопления людей. Очевидно, что угроза крупномасштабного теракта для России по-прежнему является достаточно актуальной.

Угроза №2. Угроза территориальной целостности России.

Выступая за создание единого исламского государства – Халифата, исламские фундаменталисты планируют отторжение от России регионов с преобладающим мусульманским населением. Это не только республики Северного Кавказа, но и территории Поволжья, такие как Татарстан и Башкортостан. Здесь ведётся пропаганда исламистских идей, вербуются новые члены для террористических организаций. В мусульманских регионах, особенно среди молодёжи, происходит вытеснение традиционных для России исламских учений ваххабизмом[30]. Катализаторами этого процесса выступают сложная социально-экономическая и демографическая ситуация. В северокавказских республиках – самая высокая рождаемость и самый высокий процент безработицы.

Угроза №3. Угроза распада России.

В случае обострения межконфессиональных отношений в среднем течении Волги, Россия столкнётся с высокой вероятностью раскола в самом центре страны. Это будет означать не только потерю собственно мусульманских республик в Поволжье, но, скорее всего, и обособление от России Сибири и Дальнего Востока. Взрыв на Северном Кавказе поставит по удар такие жизненно важные регионы, как Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область. При условии неблагоприятного развития событий для России, роста социальной и политической напряжённости внутри страны и вмешательства внешних сил (США, ЕС, исламский мир), это приведёт к локализации территории России в границах Восточноевропейской равнины, то есть возвращению к рубежам Московского царства XV века.

 

 

Угроза №4. Возникновение на южных границах России враждебных исламских фундаменталистских государств. Резкое снижение уровня жизни в 90-е годы в таких новых мусульманских государствах, как Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Киргизия, Таджикистан, привело к распространению среди населения идей исламского фундаментализма[31]. Возникает конфликт между светским правящим режимом, как правило, авторитарным и состоящими из представителей бывшей советской номенклатуры, и исламистами, опирающимися на значительную поддержку населения. Как наглядно продемонстрировала «революция эдельвейсов» в Киргизии и неудавшаяся революция в Узбекистане в регионе существует серьёзная социальная напряжённость. С учётом специфики социально-экономической и политической ситуации с высокой долей вероятности политический переворот в мусульманских государствах завершится приходим к власти радикальных фундаменталистских групп и формированием исламских государств (по аналогии с Ираном и Афганистаном периода правления талибов).

На угрозы со стороны исламских фундаменталистов необходимо смотреть в комплексе с той политикой, которую проводят страны Запада. С одной стороны, для Запада Россия является естественным союзником в борьбе с международным терроризмом и исламским экстремизмом. С другой стороны, ослабление России на Кавказе и в Центральной Азии вполне соответствует планам Запада по распространению своего контроля на нефтяные и газовые богатства региона, а также пути транспортировки энергоресурсов. В этой связи наиболее опасным представляется сценарий, при котором Западу удастся спровоцировать крупномасштабную войну между Россией и исламским миром, отведя, тем самым, удар от себя.

Таким образом, исламский мир представляет собой сложный и нестабильный регион с целым рядом серьёзных проблем и неразрешённых конфликтов. Россия играет значительную стабилизирующую роль, является важным политическим и экономическим фактором для данного региона. В целом, у России сложились дружественные отношения с большинством государств исламского мира, постоянно развиваются и укрепляются политические и экономические контакты. Однако усиление в регионе позиций радикального исламизма и расширение зоны вооружённых конфликтов представляют серьёзную угрозу безопасности России.

ТЕМА 8

Россия и страны СНГ

  У России, как и у других стран мира, есть регионы, в которых находятся привилегированные интересы. В этих регионах расположены страны, с которыми нас традиционно связывают дружеские добросердечные отношения, исторически особенные отношения. Мы будем очень внимательно работать в этих регионах. И развивать такие дружеские отношения с этими государствами, с нашими близкими соседями. Д.А. Медведев

После распада СССР на его месте образовалось 15 новых независимых государств: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан. 12 из них (за исключением стран Балтии) вошли в состав образованного в 1991 году Содружества независимых государств (СНГ)[32]. Организация ставила своей целью развитие взаимодействия в политической, экономической, социальной и культурной сфере. Интеграционным ядром СНГ стала Россия.

Распад СССР и социально-экономический и политический кризис в России привели к образованию на постсоветском пространстве вакуума силы (зоны нестабильности). По мнению З. Бжезинского, восемь из 15 бывших советских республик (Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан) входят в зону нестабильности, которую он называет «Евразийскими Балканами». «В Европе слово «Балканы» вызывает ассоциации с этническими конфликтами и соперничеством великих держав… Евразия также имеет свои «Балканы»», – пишет американский геополитик.

 

Рисунок 1. «Евразийские Балканы», согласно концепции З. Бжезинского

Страны СНГ стали объектом борьбы между США, ЕС, Китаем, государствами исламского мира, с одной стороны, и Россией, с другой. В разворачивающейся на пространстве бывшего Советского Союза большой геополитической игре необходимо выделить несколько планов.

 

Геополитическая борьба.

Главным её содержанием является стремление ведущих держав увеличить своё влияние путём включения в сферу своих интересов тех или иных территорий бывшего Советского Союза. Ослабление России автоматически ведёт к попыткам других стран утвердиться на новых геополитических рубежах. Фактически, можно вести речь о борьбе за «наследство» бывшей Советской империи[33]. Первостепенная задача, которую поставили перед собой конкуренты России после развала СССР, стало уменьшение влияния Москвы и выдавливание России с постсоветского пространства. При этом интересы государств Запада и Востока различны.

Евросоюз присоединил Латвию, Литву и Эстонию и теперь стремится к дальнейшей экспансии в восточном направлении за счёт включения в свою орбиту Украины, Белоруссии и Молдавии, а также государств Закавказья.

Турция увидела шанс обратиться к идеям пантюркизма [34] и создания великого тюркского государства – Турана. Началась активная турецкая экспансия в тюркоязычные государства СНГ (Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан) и регионы России (Татарстан, Башкортостан, Алтай, Тыва, Якутия). Турция поддержала притязания Азербайджана на Нагорный Карабах, сепаратистские настроения в российских тюркоязычных регионах. Особое внимание было уделено Крыму, который до конца XVIII века находился под контролем Османской империи. Турция стимулирует иммиграцию на полуостров крымских татар, что уже привело к серьёзному конфликту между иммигрантами и русско-украинским населением Крыма. Распространение влияния Турции на тюркоязычные регионы и перспектива формирования «тюркской дуги» не только представляет опасность для интересов России в южных странах СНГ, но и угрожает целостности России.

Рисунок 2. «Тюркская дуга»

 

Региональный конкурент Турции, Иран, также имеет свои интересы на постсоветском пространстве. Во-первых, он стремится взять под контроль близкий в этническом и конфессиональном отношении Таджикистан, во-вторых, нейтрализовать влияние Азербайджана на свои северные провинции, населённые этническими азербайджанцами. Таким образом, интересы Турции и Ирана сталкиваются, что даёт возможность России использовать их противоречия в своих целях.

 

Рисунок 3. Столкновение в Закавказье и Центральной Азии интересов России, Турции и Ирана

Претендентами на контроль над южными странами СНГ являются также Саудовская Аравия и исламские фундаменталистские организации, стремящиеся к созданию здесь исламских государств и включению их в единое общеисламское государство – Халифат.

Наращивает своё влияние в регионе и Китай. В сфере его интересов – Казахстан и Киргизия. На эти территории Пекин претендовал ещё в XVIII веке.

Наконец, США имеют свои интересы практически во всех странах СНГ. При этом с точки зрения З. Бжезинского, для США «три страны имеют особо важное значение: Азербайджан, Узбекистан и Украина». Каждая из них является ключевым игроком для своего региона. Господство в них обеспечит контроль США соответственно над Закавказьем, Центральной Азией и Восточной Европой.

 

Геоэкономическая конкуренция.

Пространство бывшего СССР становится сферой столкновения различных государств и групп государств по поводу контроля над сырьевыми ресурсами и путями их транспортировки. Конфликты вокруг энергоресурсов разворачиваются в трёх плоскостях. С одной стороны, между странами СНГ возникают споры о праве разработки месторождений полезных ископаемых. Яркий пример – затянувшиеся переговоры между Россией, Казахстаном, Туркменистаном, Азербайджаном и Ираном о разделе Каспия, на территории которого расположены колоссальные запасы нефти и газа. С другой стороны – конфликты по поводу участия в добыче и транспортировке природных ресурсов между российскими и западными компаниями. Наконец, вопросы политического контроля над коридорами транспортировки углеводородов, которые являются предметом столкновения между мировыми геополитическими игроками.

Здесь целесообразно вспомнить противостояние между Россией и Западом по поводу строительства нефте- и газопроводов, соединяющих Каспий с Чёрным морем. Запад совместно с рядом стран СНГ (Украина, Грузия, Азербайджан) стремится создать транзитный маршрут в обход России. В середине 90-х годов возник проект ТРАСЕКА – транспортный коридор, соединяющий страны Западной Европы и Восточной Азии и при этом огибающий Россию с юга. В 2005 году была реализована первая часть данного проекта – создан нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который позволит экспортировать каспийскую нефть на Запад в обход России, по территории Азербайджана, Грузии и Турции. В 2007 году завершено строительство Южнокавказского газопровода по маршруту: Баку – Тбилиси – Эрзурум. В 2008 году планируется завершение строительства Транскаспийского газопровода, а в в 2013 году – газопровода Набукко, который соединит страны Центральной Азии с Германией и Австрией. В проекте также строительство железнодорожной магистрали Баку – Тбилиси – Карс.

Рисунок 4. Схема транспортировки углеводородов из стран постсоветского пространства в

Европу

Другим измерением геоэкономических конфликтов на пространстве бывшего СССР является конкуренция национальных капиталов. Огромная собственность, которая осталась странам СНГ в наследство от Советского Союза и которая стала объектом приватизации – лакомый кусок для национальных капиталов различных стран. Кто будет контролировать, например, электростанции и металлургические комбинаты Украины, западный капитал или российский? Это одна из причин «оранжевой революции», которую с геоэкономической точки зрения можно рассматривать как попытку Запада вытеснить из украинской экономики российский капитал. Основная конкуренция идёт между странами Запада и Россией, которая стремится к интеграции экономик новых независимых государств вокруг российской экономики и созданию на постсоветском пространстве единого экономического пространства. Прямым следствием победы на Украине прозападного политика Виктора Ющенко стал отказ Киева от участия в инициированных Россией экономических интеграционных проектах, переговоры о котором вёл предыдущий президент Украины Леонид Кучма.

 

Столкновение цивилизаций на пространстве бывшего СССР.

Советский Союз был многонациональным государством. Он включал в себя территории четырёх цивилизаций: Православной (Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия и, в определённом смысле, Армения); Западной (Западнохристианской) (Латвия, Литва, Эстония, западные районы Украины и Белоруссии); Исламской (Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, ряд регионов России); буддистской (Калмыкия, Бурятия, Тыва, Хакасия). Усиление цивилизационной идентичности после окончания «холодной войны» стимулирует националистические и религиозные движения на пространстве бывшего СССР. Новые государства в поисках национальной идеи обращаются к своим этноконфессиональным особенностям. Эти процессы привели к возникновению межцивилизационных разломов и войнам по линии разломов, в которые были втянуты многие соседние государства. Рассмотрим наиболее важные из них.

Приднестровский конфликт. Территория Молдавии разделена рекой Днестр на две неравные части: западную, в которой проживают молдаване и восточную с преимущественно русским и украинским населением (так называемое Приднестровье). После распада СССР и образования независимой Молдавии в последней возобладали националистические настроения. Возникла и широко обсуждалась идея объединения Молдавии с этнически родственной Румынией. В этих условиях жители Приднестровья объявили о выходе из состава Молдавии и создании независимого государства – Приднестровской Молдавской Республики (ПМР). В ходе вооружённого конфликта между Молдавией и ПМР симпатии Румынии и стран Евросоюза были на стороне Молдавии, а Россия поддерживала своих соотечественников. Война была прекращена благодаря вводу на территорию Приднестровья миротворческого контингента российских войск. В 2001 году Россия предложила план объединения Молдавии и Приднестровья на основе создания федеративного государства с предоставлением широкой автономии жителям Приднестровья и созданием эффективной системы гарантий со стороны мирового сообщества прав национальных меньшинств. Однако под давлением ЕС Молдавия отвергла его.

Грузино-абхазский и грузино-югоосетинский конфликты. Они проходили по схожему сценарию. Приход к власти в Грузии радикальных националистов во главе с бывшим советским диссидентом З. Гамсахурдиа привёл к резкому росту националистических настроений. Грузия заявила об упразднении национальных автономий. В ответ Абхазия и Южная Осетия заявили о выходе из состава Грузии. Следствием этого стали военные действия, завершившиеся введением в зону конфликта смешанных миротворческих сил под российским командованием[35].

Армяно-азербайджанский конфликт. В результате распада Советского Союза в составе Азербайджана оказался армянский анклав – Нагорный Карабах. Столкновения между армянами и азербайджанцами начались ещё в конце 80-х годов XX века. Распад СССР привёл к войне между соседними народами, в которой Азербайджан поддерживала Турция, а Армению – Россия. Военные действия завершились перемирием и созданием непризнанной мировым сообществом Нагорно-Карабахской республики. Россия сыграла ведущую роль в прекращении конфликта и дальнейшем процессе мирного урегулирования, действуя совместно с США и ЕС в рамках так называемой «Минской группы» посредников.

Таким образом, распад СССР привёл к значительной дестабилизации ситуации на постсоветском пространстве, стал катализатором нескольких локальных конфликтов. Россия сыграла решающую роль в прекращении вооружённых столкновений и поиске мирных способов их разрешения.

В 1999 году Россия подписала Стамбульское соглашение, в соответствии с которым обязалась вывести свои вооружённые силы из Молдавии и Грузии. Давление со стороны Запада на Россию с требованием вывода войск – яркий пример политики двойных стандартов. Россию безосновательно обвиняют во вмешательства во внутренние дела других государств, в то время как американские оккупационные войска продолжают оставаться в Афганистане и Ираке.

Противостояние России и Запада на постсоветском пространстве привело к формированию во второй половине 90-х годов двух региональных группировок:

1) Страны, объединившиеся вокруг России, признавшие её в качестве регионального лидера и стремящиеся к политической и экономической интеграции с Россией. Это объединение представлено в нескольких организационных формах. Во-первых, это военно-политический союз – Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), включивший Россию, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Армению. Во-вторых – экономическая интеграционная структура, Евраз

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...