Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные принципы внешней политики Российской Федерации в современном мире. Роль молодёжных организаций в их реализации




 

Именно наши ценности определяют и наше стремление к росту государственной самостоятельности России, укреплению её суверенитета. Мы – свободная нация. И наше место в современном мире будет определяться тем, насколько сильными и успешными мы будем. В.В. Путин. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 25.04.2005 г.

 


 

  Демократия не может навязываться извне. За последние десятилетия мы в этом в очередной раз убедились. Опыт построения эффективных демократий в Афганистане или в Ираке со всей очевидностью показывает, что даже сами по себе не способны привнести демократические ценности. Это тот опыт, который создаётся десятилетиями, та политическая практика, которая должна опираться на серьёзную, многотрудную работу гражданского общества, а не может прилетать в виде гуманитарной помощи. Д.А. Медведев. Интервью журналистам стран «большой восьмёрки»

 

В начале XXI века Россия средствами внешней политики решает задачи укрепления суверенитета, усиления своих позиций в мире и влияния на глобальные и региональные процессы, создания благоприятных условий для реализации курса на всестороннюю модернизацию, парирования угроз и вызовов национальной безопасности, повышения уровня сотрудничества с ведущими государствами мирового сообщества.

Несмотря на то, что наша страна в последние годы сталкивается с новыми, зачастую весьма серьезными внешними вызовами и угрозами, она сумела добиться экономической и политической стабильности, быстрого роста своего международного авторитета и сделать решающие шаги к возвращению себе утрачиваемого в 1990-годы статуса великой державы. На международной арене она стала уверенно действовать в соответствии с её фундаментальными национальными интересами, развивая и энергично демонстрируя традиционную державную идентичность, сделав ставку на самостоятельность и не замыкаясь ни на одного из глобальных игроков.

В начале 90-х годов внешнеполитический курс России в значительной степени был сориентирован на сближение с одним геополитическим центром, Соединёнными Штатами (доктрина «Общего европейского дома: от Ванкувера до Владивостока»). Время показало несостоятельность такой однобокой политики. В начале XXI века внешняя политика Россия претерпела кардинальные изменения. Многовекторность стала основополагающим ориентиром российского внешнеполитического курса наряду с его прагматизмом. В этой политике Россия, в том числе, опирается на развитие достаточной военной мощи.

Внешние условия, сложившиеся для нашей страны в начале ХХI века, с одной стороны, были благоприятными. С другой стороны, международная обстановка не оправдала разного рода надежд на формирование справедливого мирового порядка, ликвидацию внешних угроз безопасности государств и образование системы новых равноправных, партнёрских отношений между странами. Старые противоречия мировой системы не ушли полностью в прошлое; они дополняются новыми, иногда не менее острыми. Складывающаяся мирополитическая система характеризуется высоким уровнем динамизма и изменчивости: транснациональные процессы оказывают на жизнь обществ и государств как позитивное, стимулирующее, так и негативное влияние. Глобализация не приводит к стиранию различий между государствами и утрате ими своей идентичности, за исключением слабых, зависимых или несостоявшихся государственных образований. Сохраняется многообразие международного сообщества вопреки деформирующему и иногда угнетающему национальную самобытность влиянию модернизации, универсализации форм экономической и политической жизни и настойчивых попыток ведущих западных игроков навязать всем исповедуемые ими ценности и культурные модели.

В мире обостряется конкуренция между государствами, все увереннее заявляют о себе региональные центры силы, идет процесс формирования новых глобальных держав – Китая и Индии. Растущие диспропорции подрывают стабильность в мире, болезненная транcформация системы регулирования отношений между государствами еще не завершена. В любом случае России предстоит закрепить свое ключевое положение среди держав, образующих ядро мирового сообщества государств, проводя линию на обеспечение своего реального суверенитета. Она будет продолжать курс на главенство международного права в мировой системе и сохранение роли ООН, участвуя в коллективных усилиях по приданию ей большей эффективности.

Высокий уровень динамизма развития США, их отрыв от других государств по многим параметрам военной и экономической мощи сегодня составляют важную черту международной среды, хотя предпринятые США попытки в одиночку справиться с современными вызовами безопасности и попытками силовыми методами перекроить геополитическую карту встречают все более активное противодействие.

В этих условиях Россия в процессе внешнеполитической деятельности решает задачу создания справедливого миропорядка, отвечающего интересам безопасности и социально-экономического развития нашей страны. При этом она отстаивает свои интересы не через конфронтацию, а через сотрудничество и поиск компромиссов. Нет противоречия между сделанным нами «европейским выбором» и недавним прорывом в наших отношениях с государствами Азии, прежде всего с Китаем; многовекторность лишь гармонизует российскую внешнеполитическую стратегию и придает ей свое лицо.

Такая цель внешней политики России, как обеспечение национальной безопасности, в условиях современного мира тесно связана с международной. Глобализация создает как большие возможности для модернизации и развития России, так и серьезные вызовы и риски. Современные средства коммуникации, транспорта, возросшая мобильность населения облегчают деятельность транснациональных террористических и экстремистских организаций, а также групп организованной преступности. Деятельность этих организаций и групп, незаконный оборот наркотиков, оружия, торговля людьми, тенденция к распространению оружия массового уничтожения и возможность его попадания в руки террористов и экстремистов входят в число основных угроз для безопасности России. Для противодействия этим угрозам необходимо широкое международное сотрудничество.

Хотя угроза ядерной войны между Россией и другими ядерными державами значительно снизилась, еще сохраняется возможность случайных, несанкционированных пусков ядерного оружия. Другие виды оружия – химическое и биологическое – представляют опасность, прежде всего, из-за возможности их попадания в руки террористов, а также аварий и катастроф. С риском для безопасности сопряжено и распространение новейших военных технологий, в том числе по созданию баллистических и крылатых ракет, беспилотных летальных средств и т.д.

Один из серьезнейших вызовов для нашей безопасности – дальнейшее распространение военной инфраструктуры НАТО в непосредственной близости от рубежей Российской Федерации, в том числе в зоне жизненно важных российских интересов. Прямой угрозой нашим интересам стало бы вступление в НАТО государств СНГ – Украины, Грузии, Молдавии. Вхождение этого блока в пространство СНГ вызывает самую серьезную озабоченность у российского руководства, тем более что расширение НАТО никоим образом не устраняет современные угрозы международной безопасности и ведет к эрозии стратегической стабильности. Отношение большей части российского «политического класса» к расширению НАТО на Восток крайне негативное.

Средствами внешней политики решается задача обеспечения успешного национального экономического развития. В частности, необходимо создание условий для реализации планов превращения нашей страны в глобальную энергетическую державу. Обладая огромными запасами нефти и газа, Россия может гарантировать обеспечение значительной части потребностей ведущих государств мира в энергоресурсах. Россия должна диверсифицировать экспорт энергоресурсов (Европа, Китай, Япония, Юго-Восточная Азия) и получать взамен этих поставок новые энергетические и ресурсные технологии. Уже сегодня ЕС, к примеру, импортирует из России до 50% всего потребляемого им газа, и эта доля и далее будет увеличиваться. При этом необходимо учитывать, что «энергетическая дипломатия» играет важную роль в мировой политике, а решение вопросов об энергетическом сырье оказывает непосредственное влияние на всю систему международных отношений. Западные правительства, стремясь добиться наиболее благоприятных для себя условий поставки энергоносителей, безосновательно обвиняют Россию в использовании нефти и газа в качестве «политического оружия», выдвигают требования об ослаблении роли государства в контроле над энергоресурсами и широком допуске западных компаний в эту стратегическую среду. В ходе энергетического диалога с ЕС Россия отстаивает свое право строить энергетическую политику в соответствии со своими национальными интересами, которые подразумевают и учёт интересов других сторон через установление отношений сотрудничества и взаимозависимости. Не случайно обеспечение международной энергетической безопасности по инициативе Президента России В.В.Путина было объявлено главной темой саммита «восьмерки» в Санкт-Петербурге в июле 2006г.

Постепенный переход на рыночные цены в поставках энергоносителей на рынки стран СНГ – болезненный, но необходимый процесс. Тем более неуместны выдвигаемые в адрес России требования продолжить льготные поставки энергоносителей в те государства СНГ, которые планируют шаги, расходящиеся с ее интересами (в частности, стремление Украины или Грузии вступить в НАТО). Помимо обеспечения благоприятных условий для взаимодействия России с потребителями её энергоресурсов средствами внешней политики решаются также вопросы оптимизации и диверсификации маршрутов поставок нефти и газа на мировые рынки. Так, подписание соглашения о строительстве Северо-Европейского газопровода, способного перекачивать в Европу до 55 млрд. куб. м природного газа, что значительно снизили зависимость России от транзита через Украину, является крупным внешнеполитическим достижением последнего времени. Однако России ещё предстоит выработать долгосрочную энергетическую и сырьевую стратегию, основанную на новейших достижениях научно-технической революции. В перспективе, в частности, предстоит добиться замещения в экспорте части сырой нефти продуктами её переработки.

В число целей внешней политики России входит обеспечение мира. Мирной жизни граждан нашей страны угрожают не только международные террористы, наркодельцы и нарушители режима нераспространения оружия массового уничтожения. Косвенный вызов представляют для нас потенциальные конфликты различного масштаба и интенсивности вблизи от наших границ, угрожающие международному сотрудничеству и стабильности. Это, в частности, потенциальные конфликты с участием ведущих держав в Восточной и Северо-Восточной Азии (в районе Тайваньского пролива и на Корейском полуострове), на Среднем Востоке (Иран) и в Южной Азии (Индия – Пакистан). Значительная опасность исходит и от неурегулированных конфликтов на постсоветском пространстве, а также от декларируемых намерений некоторых правительств решать их силовым путем. Нападение Грузии на Южную Осетию в августе 2008 года наглядным образом продемонстрировало эти намерения.

Важнейшим достижением российской внешней политики последних лет стала то, что она сфокусировала основное внимание на пространстве СНГ и соответствующих странах, поскольку здесь сконцентрировала основные жизненно важные экономические, военно-стратегические и иные интересы нашей страны. Во многих случаях России удается эффективно использовать свои преимущества перед другими глобальными игроками, стремящимися распространять здесь свое влияние. Впервые важную роль в проведении наших интересов на пространстве СНГ стали играть не только российские политики и военные, но и российский бизнес, а внешняя политика стала учиться создавать максимально благоприятные условия для деятельности российского капитала в соседних странах.

Интересам России на этом пространстве угрожает проявляющая себя тенденция к обособлению от неё значительной части элит ряда государств, их усиливающейся ориентации на США, страны ЕС и НАТО. Вероятно, разнородность пространства будет сохраняться и даже усиливаться, а для отстаивания российских интересов необходимо эффективно решать задачи по укреплению безопасности России и партнёров, заинтересованных в таком сотрудничестве, расширять экономическое и гуманитарное сотрудничество. Такие коллективные механизмы, как ОДКБ, ЕврАзЭС или ШОС, получившие в последнее время новые стимулы к развитию, играют немалую роль в решении этих задач.

Особое значение имеет сохранение и развитие сферы функционирования русского языка в государствах СНГ и оказание им содействия в подготовке кадров вплоть до создания единого образовательного и культурного пространства. Россия выступает против искусственного форсирования извне вызревания тех или иных форм экономической и политической жизни в республиках СНГ под лозунгами демократизации или рыночных реформ, что чревато опасной дестабилизацией положения в них.

Ущемление интересов русскоязычного населения в некоторых государствах постсоветского пространства, в частности – в странах Прибалтики, представляет собой угрозу, которую необходимо парировать внешнеполитическими методами. Идущий подъём самосознания россиян и растущее чувство солидарности с соотечественниками за рубежом делают задачу отстаивания их интересов в постсоветских государствах еще более настоятельной.

Стремление США позиционировать себя как единоличного мирового лидера, имеющего право проводить свои интересы с помощью односторонних, предупреждающих или даже упреждающих, не санкционированных международным сообществом действий, навязывание своей воли другим государствам осложняют международную обстановку, мешают плодотворному и равноправному сотрудничеству государств. Сделав распространение американской модели демократии одним из своих внешнеполитических приоритетов, Соединённые Штаты вмешиваются во внутриполитическую борьбу в ряде государств, ставят задачу смены не лояльных ей режимов. Проявлением этого стали, в частности, стимулирование и открытая поддержка «цветных революций» на Украине и в Грузии, курс на международную изоляцию Белорусии, Узбекистана. Эти действия направлены на ослабление позиций России на постсоветском пространстве. Не менее вредны спланированные кампании по дискредитации нашей страны, в которых принимают участие и некоторые официальные лица США.

Несмотря на имеющиеся разногласия, которые касаются в основном концептуально-политических вопросов, у России имеются с США и отношения сотрудничества, прежде всего в борьбе с международным терроризмом, противодействии распространению средств массового уничтожения, в поддержании стратегической стабильности. При этом, как отметил В.В. Путин, «партнёрство между такими мировыми державами, как Россия и США, может строиться исключительно на условиях равноправия и взаимного уважения».

В основе взаимоотношений России и Евросоюза лежит общая заинтересованность в решении экономически и политических проблем развития Европы. Важными элементами сотрудничества России с Евросоюзом является взаимная заинтересованность в расширении поставок на европейские рынки российских нефти и особенно газа, а также в совместном противостоянии таким угрозам и вызовам, как международный терроризм, религиозный экстремизм, организованная преступность, нелегальный оборот наркотиков, загрязнение окружающей среды, нелегальные миграции и торговля людьми, экстремизм и ксенофобия.

Стремясь к сотрудничеству с Евросоюзом на этом поле, Россия выражает свою обеспокоенность проявлениями двойных стандартов со стороны европейских партнеров, когда речь, к примеру, идёт о военной агрессии Грузии против народа Южной Осетии или о молчании во время разгона антифашистской демонстрации в Латвии и митинга во время демонтирования памятника Воину-Освободителю в Эстонии, стран, власти которых потворствуют бывшим эсэсовцам и фактически неонацистским проявлениям. Российско-европейские отношения не свободны и от элементов жесткой конкуренции. Иногда Евросоюз стремится подменять двусторонние договоренности навязыванием России своих внутренних документов, которые наша страна не может принять, если не стоит задача о членстве в ЕС. Пока еще не обеспечены условия для интеграции российского бизнеса в европейское бизнес-сообщество. Российская внешняя политика нацелена на продвижение интеграционных процессов в отношениях между Россией и Евросоюзом, которые нужны друг другу. Нашим интересам отвечает успех процесса европейской интеграции и дальнейшее повышение роли ЕС как самостоятельного субъекта мировой политики.

Азиатский вектор внешней политики России быстро набирает силу. На этом пространстве особо важное значение имеет развитие отношений стратегического партнерства России с таким азиатским гигантом, как Китай. Эта страна наряду с Индией рассматривается как возможный кандидат на вхождение в группу сверхдержав. В экономическом отношении Китай уже в среднесрочной перспективе может превратиться в сверхдержаву, способную вступить в отношения конкуренции и даже соперничества с США. Китай является важным торгово-экономическим партнером России, в том числе потребителем наукоёмкой продукции в виде вооружений и военной техники. В долгосрочной перспективе Россия с её изобилием плодородных земель может стать крупным производителем и экспортёром продовольствия и прежде всего – зерна в крупные азиатские государства, в том числе в Китай и Индию, которые будут испытывать всё более острый дефицит продовольствия.

Крупномасштабные поставки российских вооружений и военной техники как в Китай, так и в Индию, обеспечивающие в том числе определённый баланс сил в АТР, сыграли немаловажную роль в обеспечении выживания российского оборонно-промышленного комплекса и ряда сегментов российской наукоёмкой промышленности в целом в тяжелейшие 1990-е годы.

В то же время Китай всё чаще будет выступать в качестве конкурента России на мировых и на внутреннем рынках, а отдельные китайские компании – проявлять стремление к не отвечающему интересам России использованию российских природных богатств. Дальнейший рост населения, избыток рабочей силы на фоне крайне неблагополучной экологической ситуации в КНР будут способствовать усилению демографического давления на Россию со стороны Китая. Это давление в будущем может стать для нас серьёзным вызовом, если не будут в опережающих темпах решаться проблемы восточносибирских и дальневосточных регионов, численность населения в которых продолжает стремительно сокращаться.

КНР осуществляет программу модернизации своих вооруженных сил, их оснащения современными видами вооружений и военной техники. С учётом высокого уровня доверия между нашими странами и заинтересованности Китая в развитии отношений с Россией с целью ослабления на него давления США, наращивание его военной мощи не представляет угрозы для нашей страны. Тем не менее, в более отдалённой перспективе рост военного потенциала Китая, включая его ракетно-ядерные силы, а также возрастание его региональных и глобальных амбиций могут подталкивать руководство страны к более решительным и жёстким действиям по отстаиванию своих интересов, в том числе в той их части, которая противоречит интересам России. В целом же российский вектор внешней политики Китая будет определяться прежде всего его региональными и глобальными целями, а также его растущей потребностью в энергетических ресурсах.

Интересам безопасности России в наибольшей степени отвечает развитие Китая как стабильного и процветающего соседа, всё больше интегрирующегося в глобальные структуры. Любой более или менее серьёзный кризис в Китае стал бы вызовом для России, как и потенциальное обострение американо-китайского соперничества, в условиях которого каждая из сторон стремилась бы использовать Россию в своих интересах. В такой ситуации России придётся приложить немало усилий для того, чтобы не оказаться втянутой в соперничество двух держав.

Большим успехом российской внешней политики стал вывод российско-китайского сотрудничества в сфере экономики, политики и безопасности на весьма высокий уровень. Следует особо отметить наше плодотворное сотрудничество в рамках Шанхайской организации сотрудничества, которое может способствовать укреплению стабильности и экономическому развитию наших партнёров в Центральной Азии.

В меньших масштабах риски и вызовы, связанные с возвышением Китая, можно отнести к Индии. Это государство, в настоящее время столь же дружественный партнер России, как и Китай, вступая в эпоху глобального соперничества, может подвергнуть серьезному пересмотру свою внешнеполитическую стратегию и систему приоритетов. В зависимости от существенности такой корректировки это может привести к расхождению, подчас – существенному, в интересах и подходах России и Индии. Индия, как и Китай, входит в число главных партнёров России по военно-техническому сотрудничеству, но российским производителям вооружений предстоит серьёзнейшая борьба за сохранением позиций на индийском рынке с такими грозными конкурентами, как США, Великобритания, Франция.

Вызовами для России явятся возможные изменения среды безопасности в других государствах Азиатско-Тихоокеанского региона и Дальнего Востока. Среди них можно назвать перспективу дальнейшего расползания ядерного оружия и появление новых непризнанных ядерных держав (КНДР, Япония, Южная Корея, Тайвань и др.).

В силу значительного количества межгосударственных проблем в регионе и многочисленности вариантов их решения в зависимости от политики региональных держав, развитие американо-китайского, китайско-японского, китайско-индийского соперничества уже сейчас порождает больше неопределённости, чем ясности. Эта неопределённость сама по себе порождает дополнительные риски для России и требует активизации нашей внешнеполитической деятельности на азиатско-тихоокеанском направлении.

Ближний и Средний Восток – регион, непосредственно примыкающий к южным границам СНГ, государства которого имеют долгую историю непростых отношений с Россией. Гигантские углеводородные ресурсы и выгодное геостратегическое положение делают регион объектом особого интереса ведущих мировых держав. Из этого региона, абсолютное большинство жителей которого исповедуют ислам, идёт главная угроза распространения религиозных экстремистских идей. Здесь действует большинство международных террористических группировок.

Приоритетное значение для внешнеполитических и внешнеэкономических интересов России имеют отношения с двумя непосредственными соседями СНГ – Турцией, принадлежащей к числу главных торгово-экономических партнёров нашей страны, и Ираном. На протяжении ряда лет российская дипломатия участвует в попытках разрешения кризиса вокруг иранской ядерной программы. Россия не заинтересована в том, чтобы на её границах появилось еще одно ядерное государство, и сохраняет свою приверженность положениям Договора о нераспространении ядерного оружия. Однако российское руководство выступает против курса на изоляцию Ирана и исходит из необходимости ориентироваться на сотрудничество с этой страной и использование исключительно политико-дипломатических методов для урегулирования кризисной ситуации. Не исключено обострение ситуации в Афганистане, где коалиционные силы государств НАТО и их союзников прилагают усилия для укрепления нового режима в стране.

Вместе с США, ООН и Евросоюзом Россия входит в состав «ближневосточного квартета» по урегулированию арабо-израильского конфликта. Россию связывают хорошие отношения как с большинством арабских государства, так и с Израилем, что позволяет нам играть заметную роль в этом процессе, придавая ему гибкость. Серьезному улучшению наших отношений с исламским миром способствовало вступление России в качестве наблюдателя в Организацию исламская конференция.

Военные действия на Кавказе, расширение НАТО на восток, размещение американских военных баз в странах Восточной Европы, выход США из договора ПРО, нестабильная ситуация в ряде стран постсоветского пространства заставляют Россию усилить свой интерес к вопросам глобальной и региональной безопасности. Ещё в феврале 2007 года В.В. Путин сформулировал основную внешнеполитическую идею – о невозможности существования однополярного мира (см. «Мюнхенская речь»). В сентябре 2008 года, после завершения Грузино – Югосоосетинского конфликта, Д.А. Медведев определил основные принципы внешней политики России с учётом новых вызовов и угроз – так называемую «Доктрину Медведева».

Россия признаёт первенство основополагающих принципов международного права, которые определяют отношения между цивилизованными народами.

Это означает, что наша страна продолжает твёрдо придерживаться и будет всемерно отстаивать нормы, заложенные в Уставе ООН, других международных правовых актах. Речь идёт, прежде всего, о неприменении силы при разрешении международных конфликтов, невмешательстве во внутренние дела суверенных государств, нераспространении ядерного оружия. Россия будет поддерживать действующую в настоящее время систему международных институтов по поддержанию мира и безопасности, в первую очередь, ООН. В то же время, мы настаиваем на соблюдении этих норм и другими государствами.

Мир должен быть многополярным. Однополярность неприемлема. Мы не можем принять мироустройство, в котором все решения принимаются одной страной, даже такой серьёзной и авторитетной, как США.

Период после окончания «холодной войны» продемонстрировал несостоятельность попыток установления однополярного мира, неэффективность этой модели при разрешении международных конфликтов, её недемократичность. Стремление США к доминированию в мире, созданию Pax Americana привело к дестабилизации всей системы международных отношений, росту международного терроризма, возникновению ряда вооружённых конфликтов. Россия последовательно выступает против гегемонии в международных отношениях одной державы. Мы считаем, что более эффективна и оправданна модель, при которой решения по всем важным международным проблемам принимаются при согласовании позиций всех заинтересованных сторон.

Россия не хочет конфронтации ни с одной страной. Россия не собирается изолироваться.

Весь мировой опыт показывает, что изоляция – это путь в никуда. Претворение в реальную политику идеи “осаждённой крепости” чревато технологическим отставанием, экономическими и политическими потерями. Изоляция привела, в конечном счёте, к гибели Советского Союза, и мы должны учитывать это. Россия стремится занять достойное место в мире, стать одним из мировых лидеров. При этом, в основе нашего внешнеполитического курса – развитие сотрудничества, поддержание добрососедских отношений со всеми странами.

Безусловным приоритетом является для нас защита жизни и достоинства наших граждан, где бы они ни находились.

Защита своих граждан есть священная обязанность любого государства. Эффективность и своевременность предоставляемой государственной защиты – свидетельство не только силы и мощи государства, но и его нацеленности на реализацию прав и интересов людей (населения). Грузино-Югоосетинский конфликт поставил под угрозу жизни тысяч российских граждан. Своим вмешательством в конфликт Россия не только предотвратила его разрастание, но и предоставила действенную защиту своим соотечественникам. Мы и впредь будем защищать их интересы в любой части земного шара всеми возможными способами.

У России, как и у других стран, есть регионы, в которых находятся привилегированные интересы.

Таким регионом для нас является постсоветское пространство. Здесь расположены страны, с которыми Россию связывает общая история, культурные традиции. Ещё несколько лет назад мы жили в одном государстве. В настоящее время на этой территории живут десятки миллионов наших соотечественников. Россия и страны постсоветского пространства представляют собой единое геополитическое, экономическое, культурное пространство.

Успешное осуществление обозначенных внешнеполитических принципов – залог процветания и развития нашей страны, повышения её роли в международном сообществе.

В реализации внешнеполитического курса особую роль призваны сыграть молодёжные организации. Их функции могут быть достаточно разнообразны. Прежде всего, задачей молодёжных организаций является распространение среди широких масс молодёжи представления о роли и месте России в мировой системе, приоритетах и стратегических задачах нашей внешней политики, существующих геополитических и геоэкономических угрозах и вызовах. Серьёзной негативной тенденцией является аполитичность, индифферентность значительной части молодых людей, их поверхностное представление о внешней и внутренней политике страны. Существует опасность распространения в молодёжной среде идей и взглядов, противоречащих интересам России. Как наглядно продемонстрировали “цветные революции”, молодёжь может быть использована в качестве движущей силы антигосударственных выступлений. Молодёжные организации должны взять на себя функции политического просвещения, воспитания гражданских и патриотических убеждений.

Ещё одной важной функцией молодёжных организаций является участие в народной дипломатии, гуманитарных акциях, отстаивании интересов российских граждан за рубежом, распространении российского культурного влияния в мире.

 

Итак, мир нуждается в демократическом мировом порядке. Доминирование одной страны не соответствует такому порядку. Россия выступает гарантом демократического развития человечества, в том числе в таком аспекте как справедливая и демократическая система международных отношений. Россия заинтересована в справедливом мировом порядке и должна способствовать его формированию (многополярность, эффективная ООН, разоружение, отказ от насилия в международных отношениях, режим сотрудничества между нациями). В отношениях с другими странами Россия должна руководствоваться, прежде всего, своими национальными интересами и последовательно их отстаивать. Это касается, в том числе, защиты жизни и достоинства наших граждан.

Условием лидерства России в ХХI веке является эффективное использование всех внешнеполитических средств. Важная роль в отстаивании внешнеполитических интересов России принадлежит молодёжи. Молодёжные организации должны взять на себя функции разъяснения основных положений российского внешнеполитического курса, развития народной дипломатии, укрепления позиций России за рубежом.

 

 


[1] НАТО (NATO – Организация Североатлантического договора) – военно-политический союз, создан в 1949 году по инициативе США. В НАТО в момент создания вошли США, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Норвегия, Исландия и Португалия. В 1952 г. присоединились Турция и Греция, в 1955 г. – ФРГ, в 1982 г. – Испания, в 1999 г. – Польша, Венгрия и Чехия, в 2004 г. – Латвия, Литва, Эстония, Словакия, Словения, Болгария и Румыния. 26 октября 2008 г. в состав НАТО вошли Албания и Хорватия.

[2] 17 мая 1990 года генеральный секретарь НАТО Манфред Вёрнер заявил: «Сам факт, что мы готовы не размещать войска НАТО за пределами территории ФРГ даёт Советскому Союзу твёрдые гарантии безопасности».

[3] Соглашение о создании Содружества Независимых Государств и ликвидации СССР. Подписано 8 декабря 1991 г. президентами России Борисом Ельциным, Украины Леонидом Кравчуком и Белоруссии Станиславом Шушкевичем. В тексте соглашения было сказано: «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование».

[4] Ялтинско-Потсдамская система – система международных отношений, созданная после окончания второй мировой войны странами-победителями, т.е СССР, США, Великобританией. Её основы были определены во время переговоров лидеров стран-победителей в 1945 году в Ялте и Потсдаме. – Основным элементом системы стала Организация Объединённых Наций (ООН) – глобальная международная организация, призванная предотвращать войны и конфликты и способствовать сближению стран и народов.

[5] Территория России составляет 17, 075 млн. кв. км.

[6] в настоящее время американские военные базы находятся в Саудовской Аравии, Катаре, Бахрейне, Объединённых Арабских Эмиратах, Омане, Кувейте и Ираке, т.е. во всех странах Персидского залива, кроме Ирана.

[7] Гуманитарной катастрофой, в отличие от природных и техногенных, считается массовая гибель людей в результате гражданской войны, этнической чистки, межрелигиозных, межэтнических, межклановых столкновений.

[8] Теория вакуума силы – геополитическая доктрина США конца 40-х годов XX века. Суть её состоит в следующем – после окончания второй мировой войны в результате ослабления Великобритании и Франции начинается процесс деколонизации – освобождения от колониальной зависимости народов Азии и Африки. Следствием этого становится уход англичан и французов из афро-азиатского региона и возникновение здесь т.н. «вакуума силы», т.е. зоны нестабильности. Для наведения порядка, стабилизации ситуации в регионе и предотвращения советской экспансии США должны взять данные территории под свой контроль. В последующем любую возникающую зону нестабильности называют вакуумом силы.

[9] Подробнее об исламских фундаменталистах см. в Теме 7.

[10] Талибы – военно-политическая группировка Афганистана, состоявшая из толлабов – учащихся медресе (духовных училщ). Талибы были созданы по инициативе Пакистана и США для установления контроля над Афганистаном. Однако, придя к власти, талибы заняли жёсткую антизападную позицию и попытались создать исламское государство.

[11] «Цветные революции» – политические перевороты, состоявшиеся в Югославии, Грузии, на Украине, в Киргизии, в результате которых к власти пришли прозападные политики. Данные революции явились результатом политтехнологий США и ЕС, проходили по одному стандартному сценарию – обвинение существующих властей в фальсификации выборов, провоцирование народного возмущения, массовые акции протеста, смена власти.

[12] Доктрина првентивных действий (Доктрина Вулфовица) разработана в 1992 г. В её основе следующая идея: «Наша основная цель – предотвратить атаку на нашу страну, откуда бы она не исходила. Второй по значимости целью является усиление и развитие системы оборонительных союзов и соглашений по обороне, которые объединят демократические нации по всему миру для борьбы против агрессии, усилят кооперацию и обеспечат безопасность с наименьшими рисками для всех союзников. Ключевой чертой нашей новой оборонной стратегии является стремление к коллективной борьбе с угрозами. Третья цель – предотвращение появления враждебной нашим интересам региональной державы и разработка инструментов для борьбы с возможным возрождением глобальной угрозы для США и наших союзников».

[13] см. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1999 г., Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: Изд-во АСТ, 2004.

[14] Информационное общество – это современный этап развития общества, в котором, по словам У. Мартина, – «качество жизни, так же как перспективы социальных изменений и экономического развития в возрастающей степени зависят от информации и её эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания».

[15] Подробнее о ЕС – см. Тему 5.

[16] Населен<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...