Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила чтения исторических текстов

ИСТОРИЯ

Методические указания

для самостоятельной работы студентов

 

 

Составители:

Е.Н. Дербин

С.В. Козловский

Л.В. Смирнова

С.Н. Уваров

 

 

Ижевск

 

УДК 94(470+571)(078)

ББК 63.3(2)я73

И 90

 

Методические указания составлены на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №____ от _______________ 2013 г.

 

Рецензент

С.В. Чирков – кандидат педагогических наук, доцент

 

Под общей редакцией С.Н. Уварова

 

Составители:

Е.Н. Дербин, С.В. Козловский, Л.В. Смирнова, С.Н. Уваров –

доценты кафедры отечественной истории,

социологии и политологии

 

И 90 История:методические указания для самостоятельной работы студентов / сост. Е.Н. Дербин, С.В. Козловский, Л.В. Смирнова, С.Н. Уваров; под общ. ред. С.Н. Уварова. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. – 24 с.

 

Настоящие методические указания подготовлены коллективом преподавателей кафедры отечественной истории, социологии и политологии Ижевской ГСХА. В него включены материалы, которые помогут студентам в самостоятельной работе при изучении истории. Методические указания составлены на основе многолетнего опыта работы со студентами и с учетом наработок разных поколений преподавателей кафедры.

Предназначены для студентов Ижевской ГСХА очной и заочной форм обучения всех направлений и факультетов.

 

УДК 94(470+571)(078)

ББК 63.3(2)я73

 

© Дербин Е.Н., Козловский С.В., Смирнова Л.В., Уваров С.Н., сост., 2013.

© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Значение самостоятельной работы для студентов в настоящее время резко возросло. Сейчас она является важнейшей составляющей учебного процесса, без которой невозможна полноценная подготовка квалифицированного выпускника ВУЗа. Современная система образования все больше ориентируется на то, чтобы студент научился самостоятельно находить необходимые учебные материалы. Это нужно в силу следующих причин:

1. Навыки самостоятельной работы позволяют студентам систематически пополнять свои знания.

2. Приобретенные навыки закрепляются на всю жизнь, что очень важно для послевузовской работы, так как современная система образования ориентирована на пожизненное пополнение имеющихся знаний и необходимость их корректировки в связи с постоянным их расширением и новыми открытиями.

3. Умение самостоятельно получать знания формирует целостную, оригинально мыслящую личность, способную отстоять собственную точку зрения и противопоставить ее другой.

4. Овладение навыками самостоятельной работы позволяет постоянно работать над собой, повышать свой интеллект, совершенствовать способы взаимодействия с другими людьми, умело адаптироваться в любой ситуации, быть интересным человеком для окружающих.

Данное издание содержит методические рекомендации к выполнению самых необходимых видов самостоятельной работы, которые разделены на два блока. В первый вошли советы по обращению с разнообразной информацией, что потребуется в учебном процессе при изучении дисциплины «История».

Во втором разделе даются рекомендации к проведению научно-исследовательской работы (доклад, реферат, аналитический и историографический обзоры, историческое исследование), предъявляющей повышенные требования к студентам и формирующей особые навыки.

Данные методические указания рассчитаны на студентов, стремящихся расширить свои знания, быть в курсе всех происходящих событий, креативных, мобильных, целеустремленных, постоянно работающих над собой. Научиться самостоятельно работать – это не только умение активно, творчески подходить к изучению и пониманию актуальных вопросов науки, но и возможность постоянно и систематически приобретать навыки, обновляя и внедряя их в практическую деятельность.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Самостоятельная работа представляет собой один из основных видов учебной деятельности студентов и осуществляется на всех этапах учебной работы, а не только во время внеаудиторных занятий. Самостоятельная работа студентов проявляется при конспектировании и осмыслении лекционного материала, при подготовке к семинарскому занятию, при выполнении письменных работ и т.д.

 

Правила чтения исторических текстов

 

Для самостоятельного изучения истории, подготовки к семинарам или экзамену, при выполнении письменных заданий студенту необходимо правильно научиться работать с исторической литературой. Часто чтение и обработка исторических текстов осуществляется вне всякой последовательности, что приводит к неполноте полученных данных, не позволяет решать поставленные задачи и, в итоге – к не усвоению необходимого материала.

Алгоритм чтения состоит из 7 этапов:

1. Наименование читаемого источника.

2. Автор.

3. Выходные данные.

4. Основное содержание.

5. Фактографические данные.

6. Новизна материала, спорные моменты, критика.

7. Возможности использования на практике.

Первый этап – наименование читаемого источника, заголовок. Многие студенты относятся к заголовкам исторических работ как к мелочи, в которую не нужно вдумываться и запоминать. После механического прочтения названия произведения оно быстро забывается. Однако заголовок является ключом к тексту, в котором содержится основополагающая мысль автора, ставящего вопрос для его последующего разрешения. При мыслительной обработке наименования достигается лучшее понимание общего содержания текста и его восприятие. Поэтому необходимо несколько раз акцентировано прочесть заголовок, выписать его при конспектировании и задаться вопросом: что хочет автор сказать названием своего исторического труда.

Второй этап – данные об авторе. Прежде чем начинать читать какое-либо произведение, желательно выяснить, кому оно принадлежит. Минимальная информация об авторе, которую можно почерпнуть из аннотации к книге, в конце статьи в журнале или найти самостоятельно, сразу поможет определить отношение к написанному. Обнаружив, что авторами книг являются Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, нетрудно сделать вывод – перед нами фундаментальные исторические труды выдающихся отечественных историков прошлого. Увидев, что книги написаны А. Фоменко, Г. Носовским, читатель без труда может отнести их к области фальсификации истории. Таким образом, знание авторов помогает выработке осмысленного и критического чтения.

Третий этап – выходные данные. На титульном листе печатной работы всегда указывается минимальная информация о книге: автор, название, тип издания (учебник, монография, сборник статей и т.п.), издательство, место и год выхода. Все это важнейшая информация, позволяющая определить мотив чтения. Старое издание, особенно учебников, уже не актуально. Даже место издания скажет нам о распространенности книги.

Если Вы работаете с электронными текстами, полученными из сети Интернет, необходимо выяснить, что предоставляет собой тот или иной сайт. В идеале нужно использовать информацию, предоставленную историческими Интернет-ресурсами. Сайтами, предоставляющими рефераты, пользоваться нельзя.

Четвертый этап – основное содержание. Это самый трудный этап чтения. Практика показывает, что учащимся не так-то просто сформулировать главное в прочитанном, выделить центральные вопросы и найти на них ответы в тексте. Здесь помогает дифференциальный алгоритм чтения. Во-первых, необходимо выделять ключевые слова в отрезках текста (абзаца). Во-вторых, составлять из них смысловые предложения. И, в-третьих, выделять основной смысл текста. При освоении подобных действий, которые со временем становятся автоматическими, повышается эффективность запоминания и качество усвоения материала. Этот алгоритм удачно вписывается в процесс конспектирования исторических текстов.

Пятый этап – фактографические данные. В истории основополагающим является знание фактов, событий, явлений, имен исторических деятелей, дат, мест действия, подкрепленное аргументацией, причинно-следственными связями. Все это лучше усваивается с помощью ассоциативного, образного мышления. Читатель запоминает предметы, связывая их мысленно в цепочки с чем-то любимым, близким и хорошо знакомым.

Шестой этап – новизна материала, спорные моменты, критика. Чтение исторических текстов предполагает нахождение нового материала или сопоставление с уже известным. Из всякого сопоставления возникают спорные моменты и критический анализ точки зрения автора. Исторические процессы – предмет спора множества историков. Студентам необходимо на основе имеющихся знаний аргументировано воспринимать историографическую информацию, понимать, что написанное автором есть продукт своего времени.

Седьмой этап – возможности использования материала на практике. Для студентов особенно важно, какое место займут полученные знания в их жизни, в оценке окружающей реальности. Даже события очень отдаленного прошлого оказывают воздействие на современную действительность, на отношения между людьми разных стран, национальностей, вероисповедания, формируя наш менталитет, определяя нашу идентичность. Поэтому полученные при чтении знания необходимо связывать с сегодняшним днем, с состоянием общества и его развитием, с личной жизнью, учебой. Какие бы предметы социально-гуманитарного цикла не изучали учащиеся, в практической жизни полученные знания из разных областей смешиваются и взаимно влияют друг на друга.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...