Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аналитический и историографический обзоры

Изучение истории в вузе отличается от школьного курса и имеет по сравнению с ним две существенные особенности. Во-первых, оно предполагает другой, более глубокий уровень постижения материала: если средняя школа обучает в основном знанию исторических фактов, то высшая школа учит их анализировать. Во-вторых, в высшем учебном заведении активно прививаются навыки научного исследования, что отвечает последним требованиям модернизации российского образования. Формами самостоятельной работы студентов, совмещающими в себе оба эти принципа, и являются аналитический и историографический обзоры.

Аналитический обзор. По форме он представляет обычный реферат с присущей ему внутренней структурой (введение, основная часть, заключение и список использованных источников), но по содержанию предполагает тщательное изучение какой-либо серьезной проблемы. Это в свою очередь требует от студентов очень высокого уровня абстрактного, теоретического мышления, поскольку здесь в основе умственной деятельности лежит использование такого метода научного исследования, как анализ.

Его суть заключается в мысленном разложении выбранного объекта на составные части и изучение их в отдельности (однако при этом применяются и другие методы, позволяющие раскрыть тему). Наиболее часто данный метод приходится использовать при сравнении схожих между собой событий и явлений, так как для выявления общих черт и характеристик сначала необходимо раскрыть внутреннюю структуру каждого из них. Таким образом, сопоставляются правления различных выдающихся правителей, реформы, революции, войны и т.д.

Историографический обзор сходен по основным параметрам с аналитическим. Он предполагает рассмотрение имеющихся точек зрения историков на ту или иную важнейшую проблему и изложение их взглядов в систематизированном порядке. Для этого сначала выявляется и анализируется вся совокупность исследований по данной теме, а затем основное содержание мнений упорядочивается определенным образом. Можно предложить пять принципов построения излагаемого материала.

Во-первых, порядок может быть хронологическим, когда взгляды и теории ученых относительно чего-либо описываются по мере их появления. Чаще всего эти взгляды являются однотипными какое-то определенное время после завершения события, поэтому их делят на этапы.

Вторым, но близким к этому, оказывается вариант, при котором рассматривается цельный период развития историографии с присущими ему особенностями и характеристикой. К примеру, в журнале «Отечественная история» (№5, 1996) опубликована статья Ю.Н. Афанасьева «Феномен советской историографии», в которой предпринимается попытка кратко ответить на вопрос: что собой представляла историография советского времени и в чем ее феномен.

В-третьих, сходные позиции авторов могут группироваться по какому-то общему основанию. Так, например, принято делить историков, изучавших влияние монголо-татарского ига в русской истории на три группы: тех, кто такое влияние считал отрицательным, тех, кто влияние оценивал как незначительное и тех, кто иго считал позитивным явлением в нашем прошлом. Можно предложить любой критерий для разделения позиций ученых на отдельные группы, пояснив в данном случае свой выбор.

Как четвертый вариант историографического обзора можно рассматривать исследование взглядов одного из крупнейших историков своего времени (например, Н. М. Карамзина, В.О. Ключевского или др.), но обязательно в контексте развития всей предыдущей исторической мысли. При этом следует отметить оригинальность воззрений и вклад, внесенный в развитие науки.

И наконец, когда вы считаете, что причины такого-то события объективнее всего рассмотрены одними учеными, сущность – другими, а последствия – третьими, возможно описание развития этого события глазами различных историков.

Все перечисленные способы построения материала могут комбинироваться. Вне зависимости от выбранного способа историографический обзор должен иметь логику, а в конце сделаны выводы. Примерный список тем для обзоров указывается в конце методических пособий по дисциплине. Возможен вариант, когда студент предлагает свою, заинтересовавшую его тему. В таком случае он предварительно согласовывает ее с преподавателем и начинает работать над ней лишь после его одобрения.

Обзоры выполняются в письменном виде и включают в себя введение с постановкой актуальности, описанием целей и задач; основную часть, где раскрывается тема (желательно дробление содержания на несколько глав); заключение, в котором подводятся итоги и делаются выводы; список использованных источников и литературы. Объем реферата – 20-25 стр. в печатном виде и 20-30 стр. в рукописном виде.

Историческое исследование

Научно-исследовательская работа студентов является важной составной частью научного направления кафедры «Современная аграрная история Удмуртии». Студенческие исследования выявляют ценные источники информации, которые ложатся в основу научных трудов по современной аграрной истории нашей республики и сопредельных регионов. Поэтому участвующие в этой работе студенты должны к ней отнестись со всей ответственностью и провести ее по всем правилам исторической науки, к которым относятся: постановка цели и определение задач, использование разнообразного круга источников, проверка их объективности, связное и логичное построение текста, подведение результатов и выводов.

Каждый студент I курса Ижевской ГСХА может внести свой вклад в развитие исторической науки Удмуртии, изучив недавнее прошлое деревни, села, района (хозяйства, предприятия), где проживает (работает) он сам, его семья или родственники, а затем представить результаты своего труда в оформленном виде. Важно ограничить временные рамки предмета исследования. В целях максимальной эффективности научной работы кафедры существенным условием будет исследование развития сел, деревень, хозяйств, предприятий АПК Удмуртии второй половины ХХ века.

Кафедра отечественной истории, социологии и политологии предлагает студентам участие в следующих темах:

а) «История моей деревни (хозяйства, предприятия)»;

б) «История моей семьи (воспоминания)»;

в) «Великая Отечественная война в истории моей семьи»;

г) «История Ижевской ГСХА (моего факультета)».

Тему можно изменить по согласованию с преподавателем, предложив свою, по которой, например, имеются наработки, сделанные в школе.

В проводимом исследовании необходимо проследить произошедшие изменения, а также указать проблемы, стоящие в настоящий момент перед тем предприятием АПК, той деревней, где работает или живет студент (его родственники). Сначала необходимо с формальной стороны описать объект исследования, о котором пойдет речь. Если это хозяйство, то нужно указать название, район, занимаемую площадь, географическое расположение, количество работников, специализацию и др. Затем следует описать первоначальное положение хозяйства: материально-техническую базу, финансовое состояние, выполнение плановых показателей, кто возглавлял, каким он был руководителем и как к нему относились, кадровый состав, что было сделано, настроения людей и т.д.

Это будет та база, та точка отсчета, от которой надо будет двигаться к нашим дням, поэтапно прослеживая изменения в описанных характеристиках: сталинский период, каким было состояние и развитие в хрущевское время, как проявился «застой», что дала перестройка 1985-1991 гг., как хозяйство пережило радикальное реформирование 1990-х гг., что происходит сейчас, и какую роль сыграли национальный проект «Развитие АПК», другие государственные программы поддержки сельского хозяйства.

Необходимо скрупулезно проследить изменения организационно-правовой структуры, финансового положения, состояние материально-технической базы, динамику численности работающих и их качественный состав, земельный вопрос, проблемы и перспективы развития и др. Обязательно осуществлять привязку к датам: когда именно случилось то-то и то-то. При всем этом надо найти причины тех или иных явлений, а также нынешнего состояния.

Если речь пойдет о деревне, то желательно рассмотреть не только ее одну, а муниципальное образование целиком со всеми входящими населенными пунктами. В целом алгоритм будет тот же, что и по отношению к предприятию, но часть параметров будет несколько иной: демографические показатели, динамика численности, миграции, межнациональный состав и отношения, род занятий, материальное благосостояние жителей и досуг, что было построено или разрушено, новые социальные явления типа расслоения, фермерства, предпринимательства, батрачества, пьянства и т.д.

Поскольку речь пойдет о современной истории, основным источником будут, скорее всего, устные – то есть воспоминания. При этом количество опрашиваемых должно быть максимальным, чтобы избежать искажения представлений о прошлом. Их необходимо сверять с другими; наиболее выразительные, показательные воспоминания необходимо непременно цитировать с указанием фамилии, имени, отчества, занимаемой должности и возраста на тот момент. Чаще всего необходимым объемом информации располагают люди, занимавшие или занимающие определенные должности, поэтому целесообразнее в первую очередь обращаться к ним. Чтобы вызвать откровенность, обеспечив объективность источника, надо сразу обозначить цель расспросов – развитие исторической науки и воссоздание истории аграрных отношений Удмуртии (и сопредельных регионов).

Вторым по значимости источником будут письменные, например, делопроизводственная документация, ведущаяся на предприятиях, в администрациях, хозяйствах. В этом случае необходимо обязательно указать источник с подробной его характеристикой. Все источники и ссылки на них поместите в конце задания. Начиная с 2009 г. некоторые студенты по собственному желанию опрашивают своих родителей, дедушек и бабушек об их жизни и работе на селе, в деревне, колхозе, совхозе или других предприятиях АПК. В помощь преподавателями разработан вопросник, который имеется в разделе «Домашние задания» на портале Ижевской ГСХА.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...