Раздел 7. Международное налоговое администрирование
Стр 1 из 3Следующая ⇒ - Понятие и функции налоговых администраций. Внутригосударственные и межгосударственные органы налоговых администраций. - Развитие налогового администрирования в условиях экономической интеграции (Европейская интеграция, интеграция Новых независимых государств) - Формы и методы налогового контроля (администрирования) внешнеэкономической деятельности. -Налоговое администрирование выполнения налоговых обязательств крупными налогоплательщиками - Налоговая дискриминация и уклонение от налогов. - Порядок рассмотрения налоговых споров. Налоговое судопроизводство. Решения международных налоговых споров.
Понятие и функции налоговых администраций. Внутригосударственные и межгосударственные органы налоговых администраций. Управление налоговым механизмом в национальных налоговых системах осуществляется путем организации налоговых администраций: налоговых органов, обеспечивающих контроль за исполнением налогового законодательства. В мировой практике в системе органов государственной власти выделяются специальные органы, в чьи функции входит создание эффективной системы налогообложения и обеспечение формирования доходов бюджета. В систему внутригосударственных органов налоговых администраций входят: · Органы, формирующие и осуществляющие налоговую политику; · Органы, выполняющие функции по контролю, учету и взиманию налоговых платежей; · Прочие органы, обладающие определенными правами и полномочиями в области налогообложения. Формирование фискальной политики в большинстве стран возложено на органы исполнительной власти, управляющие государственными доходами или финансами в целом. Они могут иметь различные названия (Министерство финансов, Департамент финансов, Министерство государственных доходов) и выполнять также и другие функции.
Значимость контроля за государственными доходами привела к выделению в системе налогового администрирования самостоятельных налоговых органов, непосредственно осуществляющих взимание налогов и сборов и контроль за их поступлением в бюджет. Названия налоговых органов также различаются в отдельных государствах. В приведенной ниже таблице представлен перечень названий налоговых органов в развитых государствах мира и странах СНГ.
В мировой практике существуют различные варианты организации налоговых органов и их подчинения: в одних государствах они обладают самостоятельным статусом, в других подчинены финансовому органу. Структуры налоговых администраций включают подразделения, на которые возлагается учет налогоплательщиков, контроль за своевременностью и уплатой налогов, взыскание задолженности по налоговым платежам, информационное обеспечение и консультирование плательщиков и т.д. Во всем мире организационная структура налоговых ведомств, как правило, зависит от вида налога, административной функции или типа налогоплательщика. Большинство налоговых ведомств тяготеют к какому-либо одному типу структуры больше, чем к другим, тем не менее, некоторые сочетают несколько типов.
Различают следующие три основных типа организационной структуры налоговых органов: По виду налога: Одна из старейших и наиболее распространенных организационных структур – это налоговая модель, когда для управления тем или иным видом налога создаются отдельные департаменты. Главная особенность такого подхода состоит в том, что каждый налоговый департамент заключает в себе практически все функции, необходимые для управления налогом, находящимся в его ведении. По функции: В соответствии с этой структурой персонал распределяется вокруг основных функций или направлений деятельности организации. В отношении налоговых ведомств типичным применением данной модели является учреждение отдельного департамента для осуществления каждой из основных административных функций (обработка налоговых деклараций и платежей, аудиторская проверка налогоплательщиков и сбор задолженности) по полному комплексу налогов. Исходя из данной модели, каждый функциональный департамент возглавляет руководитель, который подчиняется непосредственно главе налогового ведомства. По типу налогоплательщиков: При этой структуре – модели, ориентированной на клиента – служащих распределяют по отделам, которые занимаются определенными группами клиентов. В последние годы, как в государственном, так и в частном секторе возросла популярность организационных структур, ориентированных на клиентов. Некоторые налоговые ведомства внедрили данную модель, распределив своих служащих по департаментам, оказывающим полный спектр административных услуг отдельным группам налогоплательщиков. Нередко разделение на такие группы происходит исходя из масштаба деятельности налогоплательщика, формы собственности или сектора экономики.
В Республике Беларусь система налоговых органов состоит из Министерства по налогам и сборам и инспекций по областям, районам, городам и районам в городах. В Республике Казахстан она включает Налоговый комитет при Министерстве финансов и его территориальные подразделения по областям, районам, городам и районам в городах. В Кыргызской Республике налоговые органы представлены Комитетом по доходам при Министерстве финансов, инспекциями по областям, районам, городам и районам в городах. В состав Комитета по доходам входят также и таможенные органы. Налоговыми органами Российской Федерации являются Министерство по налогам и сборам и его территориальные подразделения по областям, районам, городам и районам в городах. В Республике Таджикистан налоговые органы представлены Министерством по государственным доходам и сборам и соответствующими структурными подразделениями по областям, районам, городам и районам в городах, а также инспекциями по крупным налогоплательщикам. В составе министерства функционируют подразделения таможенной службы и налоговой полиции. В Республике Беларусь налоговые органы являются самостоятельным звеном государственного управления и в соответствии со статьей 80 НК РБ являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения. В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы и иные уполномоченные государственные органы. Налоговые органы Республики Беларусь, а также таможенные органы и иные государственные органы, обладающие полномочиями налоговых органов, выполняют свои функции и взаимодействуют посредством реализации прав и выполнения обязанностей, установленных законодательством. В Республике Казахстан на органы налоговой службы возлагается задача по обеспечению полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов, а также по осуществлению налогового контроля за исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств.Органы налоговой службы Казахстана состоят из уполномоченного государственного органа и налоговых органов. К ним относятся межрегиональные налоговые комитеты, налоговые комитеты по областям, городам Астане и Алматы, межрайонные налоговые комитеты, налоговые комитеты по районам, городам и районам в городах. В случае создания специальных экономических зон могут быть образованы налоговые комитеты на территории этих зон. Налоговые органы Казахстана подчиняются непосредственно по вертикали соответствующему вышестоящему органу налоговой службы и не относятся к местным исполнительным органам. В отдельных странах налоговые администрации также выполняют правоохранительную функцию, поэтому в их структуры включены подразделения налоговых расследований.Органы налогового администрирования наделяются большими правами и полномочиями по осуществлению налогового контроля. На примере налоговых органов Российской Федерации можно рассмотреть практически весь спектр прав налоговых органов. Так в соответствии со статьей 31 НК РФ «Права налоговых органов» налоговые органы вправе:
1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; 2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым Кодексом; 3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; 4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом; 6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам; 7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги; 8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; 9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном настоящим Кодексом; 10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам; 11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени; 12) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков; 13) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля; 14) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности; 15) создавать налоговые посты в порядке, установленном настоящим Кодексом; 16) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах; о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; о ликвидации организации любой организационно – правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации; о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите; о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий). В соответствии с правами налоговых органов осуществляются различные процедуры и методы налогового администрирования обеспечивающие систему налогового контроля. Под налоговым контролем обычно понимается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), налоговых проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством.По странам мира существенно различаются формы налогового контроля (проверка, аудит, инспекция), однако основные процедуры и методы в большинстве своем совпадают. Можно выделить наиболее характерные и применяемые в мировой практике методы осуществления налогового контроля: · Учет плательщиков (иных обязанных лиц). При постановке на учет в налоговом органе каждому плательщику (иному обязанному лицу) присваивается единый по всем налогам, сборам (пошлинам), в том числе по таможенным платежам, учетный (идентификационный) номер плательщика. На основе данных учета плательщиков (иных обязанных лиц) ведется реестр плательщиков, который также обеспечивает процедуру идентификации плательщика по принадлежности его к резидентству того или иного государства.· Отбор плательщика для целей налогового контроля. Эта процедура является чрезвычайно важной в системе налогового контроля, так как обеспечивает рентабельность деятельности налоговых органов. Процедура отбора плательщика для целей контроля во многих государствах засекречена. К числу налогоплательщиков, проверки которых являются приоритетными, относятся крупные налогоплательщики, плательщики, имеющие нарушения действующего законодательства в различных сферах, осуществляющие крупные инвестиционные сделки, вывоз и ввоз капитала и др. В практической деятельности налоговые органы используют как методы целенаправленного отбора, так и случайной выборки. Активно применяются специальные методы и процедуры статистического анализа, позволяющие устранить влияние субъективных факторов.· Налоговая проверка. Проведение налоговых проверок практически во всех странах регламентируется налоговым законодательством, предусматривающим как виды проверок, так и процедуру их осуществления (ответственных лиц, их права, обязанности, сроки и т.д.). Налоговые проверки могут быть плановыми и внеплановыми, проводиться непосредственно на месте осуществления хозяйственной деятельности (выездная налоговая проверка), либо на основании анализа представленных документов об уплате и начислении налогов: налоговых деклараций, расчетов (камеральная налоговая проверка). Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) и связанных с налогообложением, а также документов о деятельности плательщика (иного обязанного лица), имеющихся у налогового органа. Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения плательщика (иного обязанного лица) путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете плательщиком (иным обязанным лицом) операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, сборов (пошлин), с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических сумм налогов, сборов (пошлин) с отраженными плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, представлявшихся в налоговый орган в течение периода, подвергающегося проверке. Выездные налоговые проверки могут быть комплексными, рейдовыми, тематическими и встречными, в результате чего учитывается специфика проверки отдельных видов деятельности и субъектов хозяйствования.· Экспертиза. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Экспертиза обеспечивается привлечением эксперта либо специалиста для оказания содействия при проведении налоговых проверок · Косвенный метод определения налоговой обязанности плательщика. Применяется в спорных случаях, либо если прочие методы налогового контроля оказываются малоэффективными. Например, в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, налоговые органы вправе при отсутствии у плательщика (иного обязанного лица) документов бухгалтерского учета и других документов, связанных с налогообложением, определять размер причитающихся к уплате в бюджет налогов на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и сведений, полученных об указанных лицах от других органов, организаций и физических лиц, либо в расчетном порядке в соответствии с законодательством на основании сведений о плательщиках (иных обязанных лицах), занимающихся аналогичными видами деятельности.· Методы принудительного взыскания задолженностей по налогам. В налоговом законодательстве в мировой практике применяется два основных этапа взыскания: применение налоговыми органами мер по обеспечению принудительного взыскания задолженности и непосредственное обращение взыскания на имущество плательщика налогов. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента производится путем ареста имущества либо установлением запрета на осуществления сделок с ним, что обеспечивает процедуру обеспечения взыскания задолженности. В определенных случаях для ее обеспечения могут применяться поручительство третьих лиц, залог и т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|