В качестве примера можно рассмотреть особенности налогообложения и практику налогового администрирования в Германии.
К особенностям налогового администрирования Германии можно отнести особый контроль за деятельность международных корпораций и крупных налогоплательщиков. В федеральных землях созданы специализированные налоговые инспекции, на которые возложены функции налогообложения этих организаций и их налоговой проверки. Данные инспекции отвечают, в частности, за налогообложение крупнейших хозяйственных обществ, имеющих на территории данной федеральной земли место своего руководящего органа. В принципе процедура постановки на учет крупнейших налогоплательщиков (юридических лиц или корпораций) и их обложения в Германии не отличается от подобной процедуры, применяемой к малым корпорациям или же предприятиям. Корпорации, как и прочие налогоплательщики, ставятся на налоговый учет в налоговой инспекции по месту их нахождения и им присваивается ИНН. При этом следует иметь в виду, что налоговая администрация находится в ведении федеральных земель, а не централизованного государства. Налогообложение организаций разного рода (ООО, АО, кооператив, благотворительный фонд, некоммерческая организация) производится в специализированных подразделениях налоговой инспекции, отделах по обложению организаций. В этих отделах начисляется налог с корпораций, промысловый налог и НДС. В отдельных федеральных землях определенные налоговые инспекции в централизованном порядке отвечают за проведение выездной налоговой проверки крупнейших предприятий и концернов в определенном административном округе. В отделах налоговых инспекций по налоговой проверке крупнейших предприятий и концернов работают опытные проверяющие с большим стажем, которые отчасти выполняют функции налоговой проверки в концернах на постоянной основе. Помимо этого, в некоторых федеральных землях существуют так называемые налоговые инспекции по налоговой проверке крупнейших предприятий или концернов. В этих инспекциях процедура налоговой проверки полностью направлена на налогообложение крупнейших налогоплательщиков. Федеральное ведомство по финансам как ведомство федерации имеет управление выездной налоговой проверки, которое с целью обеспечения единого правоприменения по всей территории Германии, участвует в проверках крупнейших налогоплательщиков, проводимых налоговыми администрациями федеральных земель. Тем самым одновременно реализуется интерес федерации в поступлениях от совместных налогов, причитающихся как федерации, так и федеральным землям и муниципалитетам. В этих целях имеется примерно 100 проверяющих, которые задействованы в проведение проверок на более чем 15.000 крупнейших предприятий и концернов, расположенных по всей территории Германии. Как и все остальные налогоплательщики, крупнейшие налогоплательщики уплачивают налоги в налоговую инспекцию соответствующей федеральной земли по месту их нахождения.
Организация национальных налоговых систем с учетом рыночных отношений, усиление интеграционных процессов, вхождение стран в региональные экономические группировки, все это предъявляет к управлению налоговым механизмом новые требования.
Налоговое администрирование в условиях экономической интеграции предполагает создание органов контроля и согласования налоговой политики межнационального и наднационального уровня (в зависимости от степени интеграции). К его компетенции также относится управление налоговыми потоками в рамках регионального сообщества, анализ воздействия на объединенную экономику, планирование и прогнозирование общего уровня налогообложения, совершенствования налоговых отношений с третьими странами и т.п.
Межгосударственное налоговое администрирование включает в себя контроль за выполнением налоговых обязательств и организацию определенных государственных структур, занимающихся как выработкой правовых основ налогообложения на базе мирового и исторического опыта, современных достижений науки и практики, так и обеспечением условий функционирования налогового механизма, созданием учетно-аналитической, информационной, правовой базы и др. Функции межгосударственного налогового администрирования могут выполнять различные государственные органы: так, например, налоговым планированием и оценкой действующей налоговой системы и ее влияние на экономику, обычно занимается Министерство финансов и Министерство экономики, учетом и контролем за налогами, уплачиваемыми на границе – Таможенный комитет и местные таможенные органы и т.д. Для проведения согласованной налоговой политики, анализа воздействия налогов на объединенную экономику и национальные экономики объединяющихся государств объективно необходима координация действий налоговых администраций, предусматривающая не только контроль и процедуры обмена информацией, но и весь комплекс мер по регулированию и надлежащему исполнению налогового механизма. Тщательная разработка всего комплекса правил и норм в сфере налогового регулирования международной деятельности требуется и для заключения налоговых соглашений, поскольку именно на основе своих национальных норм каждая страна формирует свои исходные позиции по отдельным статьям и режимам, включаемым в налоговое соглашение. Развитие налогового администрирования в условиях экономической интеграции (Европейская интеграция, интеграция Новых независимых государств) Значимость налоговых вопросов взаимодействия налоговых администраций отразилась и в становлении крупнейшего регионального Союза – Европейского Сообщества, программу которого необходимо также учитывать при разрешении проблемных ситуаций, возникающих в деятельности экономических союзов стран, созданных на территории бывшего Советского Союза.
Первым международным форумом, поставившим на обсуждение вопросы международного налогообложения и борьбы против уклонения от налогов явилась Международная финансовая конференция (Брюссель, 1920 г.), на которой была создана рабочая группа из представителей 13 государств для разработки административных и практических аспектов проблемы международного двойного налогообложения и уклонения от налогов. Позитивные результаты деятельности Рабочей группы (был разработан ряд типовых налоговых конвенций) привели к необходимости создания постоянно действующего органа. Им явился постоянный Налоговый комитетЛиги Наций (1929 г.), который продолжил разработку типовых двухсторонних конвенций, а также уделял значительное внимание разработке принципов распределения прибылей (в налоговых целях) компаний и предприятий, действующих в двух и более странах. Преемственность в разработке проблем Налогового комитета Лиги Наций была подтверждена в резолюции ЭКОСОС 2 (ІІІ) от 01.10.46 г. Тогда была создана Налоговая комиссия для изучения государственных финансов и особенно их юридических, административных и технических аспектов. После центром международного сотрудничества по налоговым вопросам стала организация европейского экономического сотрудничества – ОЕЭС (с сентября 1961 г. – ОЭСР) в рамках которой был создан Налоговый комитет (март 1956 г.). Изменяющиеся экономические отношения, активное вовлечение в процессы международной экономики стран с различным экономическим развитием, приводит к созданию новых структур, исследующих налоговые проблемы. Так, интенсивное изучение налоговых вопросов ведется в Комиссии по транснациональным корпорациям и в других подразделениях ООН – в связи с разработкой принципов нового экономического порядка в международных отношениях. Региональные организации разрабатывают согласованную налоговую политику и закрепляют ее в многосторонних (двухсторонних) договорах о международном сотрудничестве, а также путем организации соответствующих законодательных и исполнительных органов.
Например, механизм функционирования Европейского Союза основывается на политико-правовой системе управления, которая состоит как из общих наднациональных[1] и межгосударственных органов, так и из элементов национального государственного регулирования. Так в ЕС все выносимые совместные решения, касающиеся вопросов налогообложения, принимаются Советом ЕС – главным законодательным органом ЕС по реализации единой политики ЕС, принимаются единогласно в форме директив, которые определяют сроки проведения тех или иных мероприятий. Практические методы их осуществления являются прерогативой национальных властей, принимающих конкретные решения. Немаловажное значение в реализации согласованной экономической политики имеет и Комиссия Европейских сообществ (КЕС) – исполнительный орган, имеющий право представлять проект законов. КЕС состоит из 20 членов, назначаемых сроком на 5 лет национальными правительствами, но независимых от них. КЕС представляет Европейский Союз в ряде международных организаций. Комиссия обладает широкими полномочиями, в частности, осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима и налоговой политики, а также выполняет ряд функций, в том числе финансирование из находящихся в ее распоряжении фондов (социального, аграрного, регионального), самостоятельно ведет переговоры с третьими странами, обладает правом распоряжаться общим бюджетом. Одно из важнейших направлений деятельности КЕС – приведение принятых решений в соответствии с национальными законодательствами, стандартами и нормами. Процессы гармонизации налоговых законодательств заставляют активизировать поиск новых форм сотрудничества. В 1992 г. Совет ЕС принял регламент о сотрудничестве национальных налоговых органов и Комиссии в целях обеспечения единообразного трактования налогового законодательства в пределах сообщества. Регламент предусматривает также процедуру обмена электронными базами данных и определяет объем информации, которую компетентные национальные органы обязаны автоматически или по запросу предоставлять партнерам по ЕС и Комиссии ЕС. Для проведения консультаций по общим вопросам создан постоянный комитет. Кроме вопросов налоговой гармонизации и возникающих проблем международного двойного налогообложения в центре внимания Сообщества и постоянных комиссий по вопросам налогообложения находятся проблемы налогового уклонения и налоговой дискриминации хозяйствующих субъектов. С целью их решения принята Арбитражная конвенция (1990 г.), облегчающая поиск взаимоприемлемых решений спорных вопросов, возникающих между органами государств-членов ЕС при оценке активов сливающихся или связанных компаний.
Принятый Советом ЕС Кодекс поведения при налогообложении требует от стран-членов координации действий в области налоговой конкуренции. Согласно Кодекса определены обязательства стран-участниц по ограничению новых законодательных или административных налоговых мер, которые могут исказить условия конкуренции либо повлиять на осуществление хозяйственной деятельности в рамках единого региона – экономического пространства Сообщества, а также определен срок (в течение 5 лет) по устранению действующей налоговой конкуренции. Кодекс предусматривает также активизацию сотрудничества в целях борьбы с налоговым уклонением и другими формами налогового мошенничества, обмен информацией и консультации по этим вопросам в рамках специально созданной для этого группы. Значимость налоговых проблем определяет необходимость развития налоговой теории и совершенствование мировой налоговой практики, что приводит к созданию также негосударственных структур, занятых вопросами налогообложения. К таким структурам относится Международная ассоциация (ИФА) – международная неправительственная организация, проводящая научные сравнительные исследования в области налогового права, государственных финансов, финансово-экономических последствий налогообложения, как на национальном, так и на международном уровне. Таким образом, практика международного налогового администрирования определила, что его действенность достигается путем организации различных органов и структур как внутреннего, так и межгосударственного управления, имеющих правительственный либо независимый статус (см. рис).
Международное налоговое администрирование
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|