Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы Мухаммада аль-хадиди ат-тайри 9 глава
155. Передают, что, совершая ташаххуд, ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила: «Приветствия, лучшие слова, молитвы и чистые слова Аллаху. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад − Его раб и Его посланник. Мир тебе, о пророк, милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха /Ат-тахиййату, ат-таййибату, ас-салявату, аз-закиййату ли-Лляхи. Ашхаду ан ля иляха илля-Ллаху ва анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху. Ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н-набиййу, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху, ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихин/».[438] В другой версии этого хадиса, приводимого в тех же источниках, сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила: «Приветствия, лучшие слова, молитвы и чистые слова Аллаху. Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад − Его раб и Его посланник. Мир тебе, о пророк, милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха /Ат-тахиййату, ат-таййибату, ас-салявату, аз-закиййату ли-Лляхи. Ашхаду алля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ва анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху. Ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н-набиййу, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху, ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихин/». 156. Малик передал слова Нафи‘а, который сообщил, что, совершая ташаххуд, Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, говорил: «С именем Аллаха. Приветствия Аллаху, молитвы Аллаху, чистые слова Аллаху. Мир пророку, милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Я засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, я засвидетельствовал, что Мухаммад − посланник Аллаха /Би-сми-Ллях. Ат-тахиййату ли-Лляхи, ас-салявату ли-Лляхи, аз-закиййату ли-Ллях. Ас-саляму ‘аля-н-набиййи, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху, ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихин. Шахидту алля иляха илля-Ллаху, шахидту анна Мухаммадан расулю-Ллах/».[439]
Аллах лучше знает, что из этого[440] является наиболее верным. О трёх вышеупомянутых видах ташаххуда аль-Байхаки сказал так: «Надёжные сообщения о том, что говорил посланник Аллаха, Знай, что, как указывает наш имам аш-Шафи‘и и другие улемы, да будет доволен ими Аллах, для произнесения ташаххуда можно выбрать любой из приведенных нами его видов. Наилучшим из них аш-Шафи‘и считает тот вид ташаххуда, слова которого приводятся в хадисе Ибн ‘Аббаса[441], поскольку там добавлено отсутствующее в других сообщениях слово “аль-мубаракату” /благословеные/. Аш-Шафи‘и и другие улемы, да помилует их Аллах, говорили: «Слова, которые передаются передатчиками хадисов, отличаются друг от друга ввиду того, что при произнесении ташаххуда молящемуся предоставляется свобода выбора, а Аллах знает об этом лучше». Молящийся может полностью произнести любой из трёх первых видов ташаххуда.[442] Можно ли считать заменой ташаххуду частичное его произнесение? Об этом следует поговорить подробно. Знай, что слова “аль-мубаракату”, “ас-салявату”, “ат-таййибату” и “аз-закиййату” произносятся в соответствии с сунной, но произнесение их не является необходимым условием действительности ташаххуда, и если человек не признесёт ни одно из них, а скажет только: «Приветствия Аллаху; мир тебе, о пророк... /Ат-тахийату ли-Лляхи; ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н-набиййу.../», после чего произнесёт остальные слова до конца, этого будет достаточно, и подобные разночтения у нас допускаются. Что же касается слов “...мир тебе, о пророк... /... ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н- набиййу.../” и далее до конца ташаххуда, то произносить их обязательно, а опускать нельзя ничего, за исключением слов “милость Аллаха и благословения Его /ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху/”. Относительно этого наши товарищи высказывали три мнения. Наиболее верным следует считать то, согласно которому ни одно из слов фразы “милость Аллаха и благословения Его” опускать нельзя. Указанием на это служит то обстоятельство, что эти слова приводятся во всех хадисах. Согласно второму мнению, опускать эти слова можно. Согласно третьему мнению, можно опустить слова “и благословения Его /ва баракяту-ху/”, а слова “милость Аллаха /ва рахмату-Ллахи/” – нельзя. Абу-ль-‘Аббас бин Сурайдж, являющийся одним из наших товарищей, сказал: «Можно ограничиться словами “Приветствия Аллаху; мир тебе, о пророк, мир праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад − посланник Аллаха /Ат-тахиййату ли-Лляхи; салямун ‘аляй-кя, аййу-ха-н-набиййу, салямун ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихин. Ашхаду ан ля иляха илля-Ллаху ва анна Мухаммадан расулю-Ллах/”». Что касается слова “мир”, то в большинстве хадисов приводятся слова “ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н-набиййу” и “ас-саляму ‘аляй-на”, однако в некоторых версиях это слово пишется без артикля, то есть не “ас-саляму”, а “салямун”. Наши товарищи говорили: «Допускается и то и другое, однако лучше произносить его как “ас-саляму”, поскольку так пишется в большинстве версий, а также из предосторожности».
Что касается произнесения слов “С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/” перед приветствием, то в “Сунан” ан-Наса’и и аль-Байхаки приводится хадис, относящийся к категории “марфу‘”, в котором говорится о допустимости произнесения ташаххуда в такой форме. Мы также привели хадис Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах,[443] свидетельствующий о допустимости этого, однако аль-Бухари, ан-Наса’и и другие выдающиеся мухаддисы указывали на отсутствие достоверных сообщений, которые указывали бы на то, что эти слова во время ташаххуда произносил посланник Аллаха,
Знай, что придерживаться определённого порядка при произнесении ташаххуда желательно, но не обязательно. Большинство улемов считает, что менять местами отдельные фразы ташаххуда допустимо, на что прямо указывает аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, в своём труде “Аль-Умм”. По мнению некоторых, делать это не разрешается, как не разрешается переставлять слова “Аль-Фатихи”, однако на дозволенность таких перестановок указывает то, что в одних версиях приведенных нами хадисов слово “мир” предшествует свидетельству, а в других стоит после него. Что же касается “Аль-Фатихи”, то и сами её слова, и их порядок представляют собой нечто недостижимое, и поэтому люди ничего не должны менять в ней. Тому, кто может произнести слова ташаххуда по-арабски, не разрешается произносить их на другом языке. Если же человек не может сделать это, ему разрешается произнести их на своём языке, но он должен научиться произносить их по-арабски, на что мы уже указывали в главе о “такбират аль-ихрам”. Все мусульмане считают, что, согласно сунне, слова ташаххуда следует произносить про себя. Указанием на это служит хадис, приводимый в “Сунан” Абу Дауда, ат-Тирмизи и аль-Байхаки. 157. Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Согласно сунне, слова ташаххуда произносятся про себя».[444] Ат-Тирмизи считал этот хадис хорошим, а аль-Хаким – достоверным. Когда кто-либо из сподвижников говорил: «То-то соответствует сунне», это означало, что он передал смысл слов посланника Аллаха,
Глава 45. Мольба за пророка, Знай, что аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, считает обращение к Аллаху с мольбой за пророка, О том, что приведенные выше слова произносил посланник Аллаха, При обращении с мольбой за пророка,
Что касается первого ташаххуда, то, по общему мнению, в это время обращаться к Аллаху с мольбой за пророка, Глава 46. Об обращении с мольбами к Аллаху после второго ташаххуда Знай, что обращение с мольбами к Аллаху после второго ташаххуда, по общему мнению, является узаконенным. 158. Передают со слов ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что пророк, В той версии этого хадиса, которую приводит только аль-Бухари, сообщается, что пророк, Знай, что обращение с подобной мольбой желательно, но не обязательно. Если тот, кто обращается с мольбой к Аллаху, не является имамом, желательно также, чтобы мольба была долгой. Человек может молить Аллаха о том, что имеет отношение к любым религиозным и мирским делам, повторяя слова мольбы, с которыми обращался к Аллаху пророк, В хадисах приводятся многочисленные примеры обращений с мольбами после второго ташаххуда. 159. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, 160. В другой версии этого хадиса, которую приводит только Муслим, сообщается, что пророк, 161. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что во время молитвы пророк, 162. Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: − Когда посланник Аллаха, 163. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, что однажды Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен ими Аллах, попросил посланника Аллаха, В большинстве случаев этот хадис передаётся со словами “залямту нафси зульман касиран” /обижал много раз/, но в некоторых его версиях, которые приводит Муслим, говорится “залямту нафси зульман кабиран” /нанёс себе великую обиду/. Поскольку правильным может быть и то и другое, необходимо объединять эти слова и говорить: «...залямту нафси зульман касиран кабиран /много раз наносил самому себе великие обиды/». Аль-Бухари, аль-Байхаки и другие имамы использовали этот хадис в качестве доказательства желательности обращения к Аллаху с мольбой в конце молитвы, и подобный вывод является правомерным. Слова Абу Бакра “во время своей молитвы” могут иметь отношение к любой её части, но не следует забывать, что между ташаххудом и таслимом обращаться к Аллаху с мольбами уместно и желательно. 164. Передают со слов Абу Салиха Заквана, что один из сподвижников пророка, − (Как-то раз) пророк, Под бормотанием подразумеваются слова, смысл которых непонятен. Слова пророка, Желательно при каждом удобном случае обращаться к Аллаху во время молитвы с такими словами: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о прощении и избавлении! О Аллах, поистине, я прошу Тебя о руководстве, благочестии, воздержании[460] и богатстве[461]! /Аллахумма, инни ас’алю-кя-ль-‘афва ва-ль-‘афийата! Аллахумма, инни ас’алю-кя-ль-худа, ва-т-тука, ва-ль-‘афафа ва-ль-гына/», а Аллах знает об этом лучше. Глава 47. О произнесении приветствия перед завершением молитвы Знай, что произнесение приветствия перед завершением молитвы является одним из столпов и обязательных элементов молитвы, без которого, согласно мазхабам аш-Шафи‘и, Малика и Ахмада, а также по мнению наших праведных предшественников /салаф/ и тех, кто пришёл им на смену, молитва является недействительной. На это же ясно указывают известные достоверные хадисы. И знай, что наиболее совершенным является такое приветствие, когда молящийся поворачивается направо и говорит: «Мир вам и милость Аллаха /Ас-саляму ‘аляй-кум ва рахмату-Ллах/», а потом повторяет те же слова, повернувшись налево. Добавлять к сказанному слова “и Его благословения /ва баракату-ху/” нежелательно, поскольку это противоречит большинству известных сообщений о том, как поступал в подобных случаях посланник Аллаха, Глава 48. О том, что желательно сказать в ответ, если кто-нибудь обратится к молящемуся 165. Передают со слов Сахля бин Са‘да ас-Са‘иди, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, В третьей версии этого хадиса сообщается, что пророк, Глава 49. О словах поминания, которые желательно произносить после молитвы Все улемы сходились во мнении о желательности произнесения слов поминания после молитвы. Известно множество достоверных хадисов, в которых приводятся примеры того, какие слова произносил в таких случаях пророк, 166. Сообщается, что Абу Умама, да будет доволен им Аллах, сказал: − (Однажды) посланника Аллаха, 167. Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я узнавал об окончании молитвы, (проводившейся под руководством) посланника Аллаха, В одной из версий этого хадиса, которую приводит только Муслим, сказано: «Мы узнавали...» В другой версии этого хадиса, приводимой в обоих “Сахихах”, сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «При жизни посланника Аллаха, 168. Сообщается, что Саубан, да будет доволен им Аллах, сказал: − Закончив молиться, посланник Аллаха, Аль-Ауза‘и, одного из передатчиков этого хадиса, спросили: «Как (следует) просить Аллаха о прощении?» − (на что) он ответил: «Говори: “Прошу Аллаха о прощении, прошу Аллаха о прощении /Астагфиру-Ллах, астагфиру-Ллах/”».[472] 169. Сообщается, что аль-Мугира бин Шу‘ба, да будет доволен им Аллах, сказал: − После каждой обязательной молитвы пророк, 170. Сообщается, что после каждой молитвы ‘Абдуллах бин аз-Зубайр, да будет доволен Аллах ими обоими, говорил: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он всё может! Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха, и мы никому не поклоняемся, кроме Него. Он оказывает благодеяния и милости, и Ему (следует воздавать) достойную хвалу. Нет бога, кроме Аллаха, и мы искренни в исповедании религии пред Ним, даже если это ненавистно многобожникам! /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху. Ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир! Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях, ва ля на‘буду илля иййа-ху. Ля-ху-н-ни‘мату ва ля-ху-ль-фадлю, ва ля-ху-с-сана’у-ль-хасан. Ля иляха илля-Ллаху, мухлисына ля-ху-д-дина, ва ляу кариха-ль-кафирун!/» Сообщается, что Ибн аз-Зубайр сказал: «Посланник Аллаха, 171. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: − (Однажды) к пророку, Абу Салих передал, что Абу Хурайра сказал: − Когда люди стали спрашивать о том, как произносить эти слова, (пророк, 172. Передают со слов Ка‘ба бин ‘Уджры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|