Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы Мухаммада аль-хадиди ат-тайри 13 глава




Глава 66. Что желательно сказать тому, кому расскажут сон

284. Передают со слов Ибн Замаля, да будет доволен им Аллах, что тому человеку, который сказал пророку, : «Я видел сон», пророк, , сказал: «Ты увидел благое, и да станет это благом /Хайран ра’йта ва хайран йакун/».

В другой версии этого хадиса сообщается, что в ответ ему пророк, , сказал: «Да обретёшь ты благо и да убережёшься от зла. Да станет это благом для нас и злом для наших врагов, и хвала Аллаху, Господу миров! /Хайран талька-ху, ва шарран тавакка-ху. Хайран ля-на, ва шарран ‘аля а‘да’и-на, ва-ль-хамду ли-Лляхи, Рабби-ль-‘алямин!»[673]

Глава 67. Побуждение к обращению к Аллаху с мольбами и просьбами во второй половине каждой ночи

285. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:

− С наступлением последней трети каждой ночи Господь наш нисходит к нижнему небу и говорит: «Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?»[674]

В той версии этого хадиса, которую приводит только Муслим, сообщается, что посланник Аллаха, , сказал: «По истечении первой трети каждой ночи Аллах Всевышний, слава Ему, нисходит к нижнему небу и говорит: “Я – Царь, Я – Царь, кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?” − и это продолжается до тех пор, пока не займётся заря».

В другой версии этого хадиса, также приводимой только Муслимом, сообщается, что посланник Аллаха, , сказал: «...по истечении половины (или: двух третей) ночи...»

286. Передают со слов ‘Амра б. ‘Абасы, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк, , сказал: «Ближе всего Господь находится к рабу в середине последней части ночи, и если сможешь, будь одним из тех, кто поминает Аллаха Всевышнего в это время».[675]

Глава 68. Об обращениях к Аллаху с мольбами в течение всей ночи в надежде на то, что к Нему удастся обратиться в такое время, когда мольбы принимаются

287. Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

− Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, есть ночью такой период, когда Аллах Всевышний обязательно дарует человеку, исповедующему ислам и обращающемуся к Нему с мольбой о каком-нибудь из благ мира этого или мира иного, то, (о чём он просит Его в это время,) и это (бывает) каждую ночь».[676]

Глава 69. О прекраснейших именах Аллаха

Аллах Всевышний сказал: {(Есть) у Аллаха прекраснейшие имена, так взывайте же к Нему, (обращаясь к Нему по этим именам)…}[677]

288. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, у Аллах Всевышнего девяносто девять имён − сотня без одного, и тот, кто станет перечислять их[678], войдёт в рай. Поистине, Он (− это Тот, Кто) не имеет пары /витр/, и Он любит (всё) непарное[679]. Он – Аллах, помимо Которого нет иного бога, Он – Милостивый /ар-Рахман/,[680] Милосердный /ар-Рахим/, Царь /аль-Малик/, Пресвятой /аль-Куддус/, Мир /ас-Салям/, Обеспечивающий безопасность /аль-Му’мин/, Оберегающий /аль-Мухаймин/, Всемогущий /аль-‘Азиз/, Могущественный /аль-Джаббар/, Превосходящий /аль-Мутакаббир/, Творец /аль-Халик/, Создатель /аль-Бари’/, Придающий форму /аль-Мусаввир/, Прощающий /аль-Гаффар/, Всеподчиняющий /аль-Каххар/, Дарующий /аль-Ваххаб/, Дающий средства к существованию /ар-Раззак/, Открывающий /аль-Фаттах/, Знающий /аль-‘Алим/, Удерживающий /аль-Кабид/, Распространяющий /аль-Басит/, Унижающий /аль-Хафид/, Возвышающий /ар-Рафи‘/, Дающий силу /аль-Му‘изз/, Принижающий /аль-Музилль/, Слышащий /ас-Сами‘/, Видящий /аль-Басир/, Судья /аль-Хакам/, Справедливый /аль-‘Адль/, Добрый /аль-Лятыф/, Сведущий /аль-Хабир/, Кроткий /аль-Халим/, Великий /аль-‘Азым/, Прощающий /аль-Гафур/, Благодарный /аш-Шакур/, Высокий /аль-‘Али/, Великий /аль-Кабир/, Хранящий /аль-Хафиз/, Спаситель /аль-Мугис/, Считающий /аль-Хасиб/, Великий /аль-Джалиль/, Щедрый /аль-Карим/, Наблюдающий /ар-Ракиб/, Отзывчивый /аль-Муджиб/, Всеобъемлющий /аль-Васи‘/, Мудрый /аль-Хаким/, Любящий /аль-Вадуд/, Славный /аль-Маджид/, Воскрешающий /аль-Ба‘ис/, Свидетель /аш-Шахид/, Истинный /аль-Хакк/, Защищающий /аль-Вакиль/, Сильный /аль-Кавийй/, Крепкий /аль-Матин/, Покровитель /аль-Валийй/, Достойный похвалы /аль-Хамид/, Учитывающий /аль-Мухсы/, Начинающий /аль-Мубди’/, Возвращающий /аль-Му‘ид/, Оживляющий /аль-Мухйи/, Умерщвляющий /аль-Мумит/, Живой /аль-Хайй/, Вечносущий /аль-Каййум/, Богатый /аль-Ваджид/, Благородный /аль-Маджид/, Единый /аль-Вахид/, Вечный /ас-Самад/, Могущий /аль-Кадир/, Всемогущий /аль-Муктадир/, Выдвигающий вперёд /аль-Мукаддим/, Отодвигающий назад /аль-Му’аххыр/, Первый /аль-Авваль/, Последний /аль-Ахыр/, Побеждающий /аз-Захыр/, Скрытый /аль-Батын/, Правящий /аль-Вали/, Всевышний /аль-Мута‘али/, Праведный /аль-Барр/, Приемлющий покаяние /ат-Тавваб/, Отмщающий /аль-Мунтаким/, Прощающий /аль-‘Афувв/, Сострадательный /ар-Ра’уф/, Царь царства /Малик аль-мульк/, Обладатель величия и щедрости /Зу-ль-джаляль ва-ль-икрам/, Справедливый /аль-Муксит/, Собирающий /аль-Джами‘/, Богатый /аль-Ганийй/, Защищающий /аль-Мани‘/, Причиняющий вред /ад-Дарр/, Приносящий пользу /ан-Нафи‘/, Свет /ан-Нур/, Ведущий верным путём /аль-Хади/, Созидающий /аль-Бади‘/, Вечный /аль-Баки/, Наследующий /аль-Варис/, Правильный /ар-Рашид/, Терпеливый /ас-Сабур/».

До слов “любит (всё) непарное” этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. Далее его приводят ат-Тирмизи и другие мухаддисы, и он относится к категории хороших хадисов. В некоторых его версиях вместо имени “Спаситель /аль-Мугис/” приводится имя “Питающий /аль-Мукыт/”, вместо имени “Наблюдающий /ар-Ракиб/” приводится имя “Близкий /аль-Кариб/”, вместо имени “Крепкий /аль-Матин/” приводится имя “Ясный /аль-Мубин/”.

 

 
 

Книга о чтении Корана

Знай, что чтение Корана, которое требует размышления, является наилучшим видом поминания.

Читая Коран, необходимо соблюдать известные правила приличия и преследовать определённые цели. Мною была написана небольшая книга, где я изложил важнейшие этические нормы, которых должны придерживаться чтецы Корана, основные правила чтения, а также всё, что имеет к этому отношение и не может оставаться неведомым для читающего Коран. В этой книге[681] я кратко перечислю цели, которые должно преследовать чтение Корана, и укажу для желающих на соответствующие источники своих выводов, а помощь оказывает один лишь Аллах.

Коран следует читать неуклонно, ночью и днём, находясь в пути и оставаясь на одном месте. Каждый из наших праведных предшественников, да будет доволен ими Аллах, сам определял для себя тот срок, в течение которого он обычно прочитывал Коран полностью. Одни делали это за два месяца, другие – за месяц, третьи – за десять дней, четвёртые – за восемь, а пятые – за семь. Так поступало большинство из них, однако были и такие, которые прочитывали Коран за шесть, пять или четыре дня, многие же делали это за три дня. Многие другие прочитывали Коран за сутки, некоторые делали это дважды, некоторые – трижды, а были и такие, которые прочитывали Коран по восемь раз: четырежды ночью и четырежды днём. Одним из тех, кто прочитывал Коран по четыре раза ночью и по четыре раза днём, являлся почтенный Ибн аль-Катиб ас-Суфи, и я не слышал, чтобы за такой срок кто-нибудь читал Коран больше. Почтенный Ахмад ад-Даураки сообщает, что Мансур бин Зазан, да помилует его Аллах, относившийся к числу тех последователей, которые с особым усердием занимались делами поклонения, во время рамадана прочитывал Коран в промежутке времени между полуденной и послеполуденной молитвами и делал это ещё раз между закатной и вечерней молитвами. Таким образом, во время рамадана он ежедневно читал Коран более двух раз[682], откладывая вечернюю молитву до тех пор, пока не проходила четверть ночи.

Абу Дауд приводит сообщение, в котором упоминается, что во время рамадана Муджахид, да помилует его Аллах, обычно прочитывал весь Коран между закатной и вечерней молитвами. Что же касается людей, прочитывавших весь Коран во время совершения одного раката,[683] то их так много, что и не счесть, и к числу их относились ‘Усман бин ‘Аффан, Тамим ад-Дари и Са‘ид бин Джубайр.[684]

Таким образом, каждый должен читать Коран по-своему. Если благодаря глубокому размышлению человеку удастся постичь какие-либо тонкости и приобрести новое знание, пусть уделяет чтению Корана столько времени, чтобы это позволило ему в полной мере понимать то, что он читает. И пусть так же поступает тот, кто занимается распространением знания, или отвечает за решение спорных вопросов между мусульманами, или занимается какими-либо иными религиозными или мирскими делами в интересах всех мусульман.. Такие люди могут уделять чтению Корана столько времени, чтобы это не мешало им должным образом исполнять свои обязанности. Если же человек не принадлежит к их числу, пусть старается читать Коран как можно больше, но не настолько много, чтобы это вызывало у него скуку или заставляло читать слишком быстро.

Некоторые наши предшественники считали, что прочитывать весь Коран за сутки нежелательно, на что указывает приводимый ниже хадис.

289. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра б. аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, сказал: «Не постичь (религию) глубоко тому, кто станет прочитывать Коран менее чем за три дня».[685]

Что касается времени начала и завершения чтения, то человек волен определять его сам. Если он относится к числу тех, кто прочитывает Коран за неделю, то примером ему может служить ‘Усман, да будет доволен им Аллах, который начинал читать Коран в ночь на пятницу, а завершал чтение в ночь на четверг. Имам Абу Хамид аль-Газали пишет в “Ихйа ‘улюм ад-дин”: «Лучше всего завершать чтение то ночью, то днём, завершая его днём в понедельник во время совершения двух ракатов обязательной утренней молитвы, а ночью − во время совершения первых двух ракатов закатной молитвы или после неё, чтобы встречать начало дня и ночи за чтением Корана».

Сообщается, что видный последователь ‘Амр бин Мурра, да помилует его Аллах, сказал: «Они[686] предпочитали завершать чтение Корана в начале ночи или в начале дня».

290. Другой видный последователь, имам Тальха бин Мусарриф, передал, со слов Са‘да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «На того, кто завершит чтение Корана в любое время дня, ангелы станут призывать благословения до самого вечера, а на того, кто завершит чтение Корана в любое время ночи, ангелы станут призывать благословения до самого утра».[687]

Нечто подобное передавал и Муджахид.

291. Передают со слов Са‘да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Если человек завершит чтение Корана в начале ночи, ангелы станут призывать на него благословения до самого утра, если же он завершит чтение в конце ночи, ангелы станут призывать на него благословения до самого вечера».[688]

О наилучших периодах времени для чтения Корана

Знай, что лучше всего читать Коран во время молитвы. По мнению приверженцев мазхаба аш-Шафи‘и и других улемов, да помилует их Аллах, долго стоять, читая Коран во время молитвы, лучше, чем долго сидеть или совершать любое иное действие. Если говорить о чтении Корана не во время молитвы, то лучше всего для этого подходит ночь, вторая половина которой предпочтительнее первой. Желательно также читать Коран между закатной и вечерней молитвами. В дневное время Коран лучше всего читать после утренней молитвы, однако не возбраняется читать его в любое время, в том числе и в такие периоды, когда запрещается совершать молитву[689]. Что же касается сообщения Ибн Абу Дауда, передававшего, что Му‘аз бин Рифа‘а, да помилует Аллах их обоих, сообщил, что какие-то шейхи считали чтение Корана после послеполуденной молитвы нежелательным, заявляя, что этому учили иудеи, то подобные утверждения являются неприемлемыми и не имеют под собой никакого основания. Лучшими днями для чтения Корана являются пятница, понедельник, четверг и день стояния на ‘Арафате[690]. Если говорить о декадах, то лучшими являются первые десять дней месяца зу-ль-хиджжа и последние десять дней рамадана, а лучшим из месяцев является рамадан.

О том, что приличествует завершению чтения Корана и имеет к этому отношение

Ранее уже говорилось о том, что человеку, читающему Коран в одиночестве, желательно завершать чтение во время молитвы. Что же касается тех, кто читает Коран совместно и завершает чтение не во время молитвы, то желательно, чтобы чтение завершалось в начале ночи или в начале дня, на что также указывалось выше. В день завершения чтения Корана желательно соблюдать пост, если только это не совпадёт с таким днём, когда поститься не рекомендуется шариатом. Известны достоверные сообщения о том, что такие полседователи из Куфы[691], как Тальха бин Мусарриф, аль-Мусаййаб бин Рафи‘ и Хубайб бин Абу Сабит, да помилует всех их Аллах, постились в те дни, когда они завершали чтение Корана. Как читающим Коран, так и тем, кто не умеет делать это хорошо, желательно присутствовать на таких встречах, когда завершается чтение Корана, на что указывает приводимый ниже хадис.

292. Сообщается, что (однажды) Умм ‘Атыййа, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я слышала, как посланник Аллаха, , сказал: “Пусть молодые девушки, и сидящие за занавесками[692], и женщины, у которых начались месячные, выходят (из своих домов) и принимают участие в благих делах и обращениях верующих к Аллаху со своими мольбами, однако тем, у кого начались месячные, желательно держаться в стороне от места молитвы”[693]».[694]

В “Муснаде” ад-Дарими сообщается, что обычно Ибн ‘Аббас, да будет доволен ею Аллах, поручал кому-либо следить за тем, кто читал Коран, и когда тот собирался завершить чтение, этот человек извещал Ибн ‘Аббаса, который присутствовал при этом.

Ибн Абу Дауд приводит сообщение с двумя достоверными иснадами, в котором говорится, что когда имам Катада, видный последователь, поддерживавший общение с Анасом, да будет доволен им Аллах, собирался завершить чтение Корана, он собирал членов своей семьи и обращался к Аллаху с мольбами.[695]

Сообщается, что имам аль-Хакам бин ‘Утайба, являвшийся видным последователем, сказал: «(Однажды) Муджахид и ‘Убада бин Абу Любаба прислали ко мне человека, чтобы передать следующее: “Мы послали за тобой потому, что хотим завершить чтение Корана, а мольбы, с которыми обращаются к Аллаху во время завершения чтения Корана, принимаются”».[696] В некоторых достоверных версиях этого сообщения сказано: «...а говорится, что при завершении чтения Корана ниспосылается милость».

Сообщается, что Муджахид сказал: «Во время завершения чтения Корана они[697] собирались и говорили: “(В это время) нисходит милость”».

Как уже указывалось выше, после завершения чтения Корана весьма желательно обращаться к Аллаху с мольбами.

Сообщается, что Хумайд аль-А‘радж, да помилует его Аллах, сказал: «Четыре тысячи ангелов скажут: “Амин”, если человек, прочитавший Коран, обратится с мольбой к Аллаху».[698] Обращаясь с мольбой, следует проявлять настойчивость, просить о важном и вкладывать в свои слова как можно больше смысла. Большая часть этих просьб или все они должны относиться к миру вечному и делам мусульман, ибо следует молить Аллаха о том, чтобы Он наделил благочестием их правителя и всех, кто имеет над ними власть, помог самим мусульманам выполнять религиозные обязанности, уберёг их от разногласий, привёл к взаимопомощи в делах благочестия, помог всем им держаться истины и привёл к победе над врагами религии и ослушниками. В книге о правилах чтения Корана я коснулся отдельных аспектов этого вопроса и привёл примеры кратких обращений с мольбами, которые может использовать каждый желающий.

Завершив чтение Корана, желательно сразу же начать читать его снова. Так предпочитали поступать наши праведные предшественники, которые ссылались на приводимый ниже хадис.

293. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

− (Однажды) посланник Аллаха, , сказал: «Лучшими делами являются остановка и путешествие». (Люди) спросили: «А что это?» (Пророк, ,) сказал: «Начало чтения Корана и его завершение».[699]

О том, кто проспал время для чтения Корана, не выполнив того, что он делал обычно

294. Передают со слов ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Если человек не прочтёт всего, что он обычно читает из Корана по ночам, или часть этого, проспав время для чтения, но прочитает это между утренней и полуденной молитвами, это запишется ему так, будто он читал ночью».[700]

О велении постоянно читать Коран и предостережении относительно предания его забвению

295. Передают со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Читайте Коран постоянно, ибо, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, избавляется[701] он быстрее, чем верблюды избавляются от своих пут».[702]

296. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, человек, который помнит Коран наизусть, подобен хозяину верблюдов со спутанными ногами: если он будет продолжать держать их в подобном положении, то удержит их, если же отпустит, они убегут».[703]

297. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Мне были показаны (все) награды (членов) моей общины, в том числе и награда за соринку, которую человек вынесет из мечети. Мне были показаны также (все) грехи (членов) моей общины, и не увидел я греха более тяжкого, чем забвение сур или айатов, которым человек был обучен, а потом забыл их».[704]

298. Передают со слов Са‘да бин ‘Убады, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Тот, кто читал Коран наизусть, а потом забыл его, в День воскресения встретит Аллаха больным проказой».[705]

О различных вопросах и правилах приличия,

которым следует уделять внимание читающему Коран

Вопросов и правил такого рода насчитывается очень много. Мы укажем на некоторые из них, не приводя соответствующих указаний в силу их общеизвестности, а также из опасений перед тем, что многословие может наскучить читателю.

Во время чтения Корана прежде всего требуется проявлять искренность. Читать Коран следует только ради награды Аллаха Всевышнего, слава Ему, не пытаясь с помощью чтения добиться осуществления каких-либо иных целей. Каждый читающий Коран должен придерживаться известных этических норм и не забывать о том, что он ведёт тайную беседу с Аллахом Всевышним, слава Ему, и читает Его Книгу. Это значит, что читать надо так, как читал бы тот, кто видит Аллаха, а если человек не видит Аллаха, он должен помнить, что Аллах Всевышний видит его.

Тому, кто желает приступить к чтению Корана, следует очистить рот зубочисткой или использовать для этого другие средства. Лучше всего использовать зубочистку из арака, но можно пользоваться и зубочистками, сделанными из других кустарников или деревьев, как можно пользоваться осокой, грубой материей и другими вещами. Относительно возможности очищения зубов с помощью пальца с шершавой кожей последователи имама аш-Шафи‘и высказвали три разных мнения. В большинстве своём они считали, что палец является неподходящим средством очищения; некоторые полагали, что палец пользоваться можно, а некоторые другие говорили, что им можно пользоваться лишь тогда, когда ничего другого под рукой нет, в противном же случае палец не может рассматриваться как средство очищения. Зубочисткой следует водить из стороны в сторону, начиная справа и намереваясь следовать сунне[706]. Один из наших товарищей указывал, что перед тем как использовать зубочистку, желательно сказать: «О Аллах, сделай её благословенной для меня, о Милостивейший из милостивых! /Аллахумма, барик ли фи-хи, йа архама-р-рахимин!/» Очищать необходимо как внешнюю, так и внутреннюю поверхность зубов, осторожно проводя зубочисткой по сторонам разных зубов, их корням и нёбу. Необходимо использовать ни слишком сухую, ни слишком мягкую зубочистку, если же она окажется слишком сухой, следует смочить её водой. В том случае, когда рот человека осквернён кровью или чем-нибудь ещё, нежелательно читать Коран, пока он не прополоскает его, но является ли это запретным? Относительно этого было высказано два мнения. Правильным следует считать то, что делать это не запрещается, на что уже указывалось в начале книги, здесь же мы разобрали прочие связанные с этим вопросы.

Человек, занятый чтением Корана, должен проявлять покорность и смирение и размышлять над смыслом прочитанного. Это и является желанной целью, достижение которой приносит людям радость и способствует озарению сердец. Указаний на это существует столь много, что и не счесть, приводить же их излишне, ибо они общеизвестны. Некоторые из наших праведных предшественников читали один айат Корана на протяжении всей ночи или большей её части, размышляя над его смыслом, в результате чего одни лишались чувств, а иные умирали.

Читая Коран, желательно плакать или хотя бы делать вид, что плачешь, если плакать по-настоящему человек не может, ибо плач во время чтения Корана является свойством познавших и признаком праведных рабов Аллаха.[707] Аллах Всевышний сказал: {И они падаютниц, (касаясь земли) подбородками и плача, что увеличивает (степень) их смирения}.[708] Я привёл множество хадисов и других сообщений относительно этого в своей книге “Ат-тибйан фи адаб хамалят аль-Куран”. Ибрахим аль-Хавасс, великий человек, наделённый многими дарованиями, да помилует его Аллах, сказал: «Пять вещей служат лекарством для сердца: вдумчивое чтение Корана, пустой живот, ночная молитва, обращение к Аллаху с мольбой перед рассветом и общение с праведными».

Чтение по книге лучше чтения по памяти. Такого мнения придерживаются наши товарищи и так в большинстве своём поступали наши праведные предшественники, да будет доволен ими Аллах, однако это справедливо не для всех случаев. Если чтение по памяти будет способствовать размышлению, собранности сердца и лучшему пониманию в большей мере, чем чтение по книге, то читать по памяти лучше. Если же результат получается одинаковым, то лучше читать по книге, и именно это имели в виду наши предшественники.

В некоторых сообщениях говорится о достоинстве чтения вслух, другие же указывают на достоинство чтения про себя. Улемы указывали, что согласовать эти сообщения друг с другом собой можно следующим образом: чтение про себя дальше от показного, и поэтому читать Коран про себя лучше тому, кто опасается, что он может делать это напоказ людям. Если же у человека нет таких опасений, то лучше читать вслух при условии, что это не будет мешать совершающему молитву, спящему или кому-нибудь ещё. На достоинство чтения вслух указывает то, что для этого потребуется приложить больше усилий. Кроме того, это приносит пользу другим людям, способствует пробуждению сердца читающего, заставляет его размышлять о том, что он читает, и прислушиваться к этому, а также прогоняет сон и увеличивает активность не только самого чтеца, но и других. Если человек, читающий Коран, хотя бы частично преследует подобные цели, то читать вслух лучше.

Желательно читать Коран как можно более красиво, но не слишком протяжно, если же чтец добавит или убавит хотя бы одну букву, он совершит нечто запретное.

То же самое касается и чтения нараспев: запретно читать Коран нараспев, если чтец допускает те или иные отступления от установленных правил, в противном же случае читать нараспев можно. В “Сахихе” и других источниках приводится много известных хадисов, в которых говорится о желательности красивого чтения Корана. Некоторые из них были приведены мною в разделе о правилах чтения Корана.

Когда человек начинает читать Коран с середины какой-нибудь суры, желательно начинать с такого отрывка, все слова которого связаны между собой,[709] когда же он делает паузу или завершает чтение, желательно останавливаться на конце предложения, не стараясь начинать или завершать чтение началом или концом одной тридцатой /хизб/, одной шестидесятой /джуз’/ или одной десятой части /‘ушр/ Корана, поскольку многие из этих частей начинаются и завершаются посередине предложений. Многочисленность людей, не соблюдающих эти правила и делающих то, что мы делать не рекомендуем, никого не должна вводить в заблуждение. Необходимо следовать тому, что сказал почтенный Абу ‘Али аль-Фудайл Ибн ‘Ийад, да помилует его Аллах: «Не чуждайся правильных путей из-за того, что следуют ими немногие, и да не вводит тебя в заблуждение множество тех, кто гибнет». Вот почему улемы говорили, что прочесть целую суру лучше, чем прочесть равную ей по объёму часть длинной суры. Объясняется это тем, что в некоторых случаях отдельные люди или большинство их окажутся не в состоянии увидеть связь между словами и понять смысл сказанного.

Одним из неприемлемых нововведений является то, что многие невежественные имамы, проводящие с людьми молитвы “таравих”[710] в седьмую ночь рамадана, полностью читают суру “Скот” во время последнего раката. Они считают, что поступать так желательно, и утверждают, что эта сура была ниспослана целиком. Поступая так, они совершают сразу несколько неподобающих вещей. К числу их относится то, что они считают это желательным и внушают подобные мысли простым людям, то, что на второй ракат молитвы у них уходит больше времени, чем на первый, то, что они задерживают людей на молитве слишком долго, то, что эта сура читается слишком быстро и неразборчиво, а также то, что предшествующие ракаты совершаются ими слишком быстро.

Говорить «сура “Корова”», «сура “Семейство ‘Имрана”», «сура “Женщины”», «сура “Паук”» и так далее разрешается, и в этом нет ничего предосудительного. Некоторые наши праведные предшественники считали, что поступать так нежелательно, и следует говорить «сура, в которой упоминается о корове», «сура, в которой упоминается о женщинах» и так далее, однако верным является первое. Такого мнения придерживалось большинство улемов всех поколений, а хадисов, которые имеют к этому отношение, столь много, что и не счесть. Кроме того, на дозволенность этого указывают слова сподвижников и последователей. Не возбраняется также говорить «это − чтение Абу ‘Амра» или «это − чтение Ибн Касира» и так далее, поскольку так поступали все наши предшественники, не находившие в этом ничего дурного. Сообщается, что Ибрахим ан-Наха‘и, да помилует его Аллах, сказал: «Они считали, что нежелательно говорить “сунна такого-то” или “чтение такого-то”», однако верным следует считать то, что было сказано нами выше.

Нежелательно говорить: «Я забыл такой айат», или «такую-то суру»; следует говорить: «Меня заставили забыть его (её)».

299. Передают со слов ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Пусть никто из вас не говорит: “Я забыл такой-то и такой-то айат”, (ибо не сам он забыл,) а заставил его забыть (Аллах)[711]».[712]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...