Становление компонентов трудовой деятельности.
Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности. · Цель. Дети младшего дошкольного возраста не могут самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не умеют удерживать в памяти весь процесс и результат. Действия детей носят нецеленаправленный, а процессуальный результат (полил цветы, начал снова; разложил ложки, начал выкладывать по второй). Осознание цели своих действий и связи ее с результатом формируется постепенно. На данном этапе огромная роль принадлежит взрослому, он ставит цель перед детьми и помогает ее реализовать. Старшие дошкольники в привычных условиях труда самостоятельно ставят цель (в самообслуживании, уборке). Старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях (в самообслуживании, уборке). Они могут осознавать и отдаленные цели (выращивание урожая). Но такие цели ставит взрослый. Чтобы отдаленные цели небыли так трудны для детей, необходимо ставить промежуточные. При изменении условий им следует подсказать, что надо делать. Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат. · Мотивы. При формировании навыков трудовой деятельности важно не только что и как делает ребенок, но и для чего. Мотивы детей могут быть разные: получить от взрослого положительную оценку; самоутвердиться; принести пользу другим (общественные мотивы формируются только при правильном отношении взрослых, «велят»). Все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста:
- у младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат); - у старших все большее значение приобретают мотивы общественного характера, которые проявляются как стремление сделать что-то полезное близким людям. Но только к 5-7 годам они могут мотивы формулировать. · Планирование. Важный компонент труда, который включает в себя организацию труда, исполнение, контроль, оценку отдельных этапов и результата в целом. Ребенок младшего дошкольного возраста не планирует свою деятельность. Планирование трудовой деятельности старших дошкольников специфично и имеет ряд особенностей: - они планируют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию (что приготовить для работы, какие материалы взять, куда поставить и т.п.); - намечают лишь основные этапы работы, но не способы исполнения; - они не планируют контроля и оценки своей работы; - словесное планирование отстает от практического. Необходимо учить детей планировать, благодаря этому формируется способность действовать экономично, рационально, предвидеть результат. Роль взрослых на разных возрастных этапах здесь различна: взрослый планирует работу с детьми сам – привлекает к совместному планированию – учит планировать самостоятельно. · Сам процесс деятельности. Детей младшего дошкольного возраста привлекает сам процесс, постепенно они овладевают трудовыми действиями под руководством взрослого (показ). Дети старшего возраста в деятельности отрабатывают трудовые навыки, воспитывают настойчивость, потребность сделать красиво и аккуратно. Способны обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. · Результат труда. Младшие дошкольники ещё не могут самостоятельно увидеть и оценить результат своего труда. Это делает воспитатель при завершении трудового процесса, чаще это выражается в положительной оценке.
В старшем дошкольном возрасте отношение к труду меняется, их интересует практический результат (до начала работы интересуются, зачем она нужна, кому предназначен результат). Изменяется и оценочное отношение к результату труда: формируются критерии оценки, преодолевается её категоричность и немотивированность, хотя ребенку легче оценить работу сверстника, чем свою, но взрослого так же важна. Общественная направленность результата труда, которая осознается к среднему возрасту, позволяет формировать понимание необходимости труда для других и воспитывать уважение к трудящемуся человеку. Таким образом, трудовая деятельность свойственна детям дошкольного возраста, но имеет свои особенности. Содержание и способы организации трудовой деятельности дошкольников Виды труда детей дошкольного возраста По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: Самообслуживание, Хозяйственно-бытовой труд (общественно-полезный труд) Труд в природе, Ручной труд. Содержание и методика руководства самообслуживанием в разных возрастных группах Самообслуживание – это труд ребенка, направленный им на обслуживание им самого себя (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Труд по самообслуживанию имеет огромное воспитательное значение, т.к. он жизненно необходим, направлен на удовлетворение повседневных личных потребностей детей. Ежедневное его выполнение приучает детей к систематическому труду, к пониманию, что все имеют трудовые обязанности, воспитывается отрицательное отношение к лени и безделью. Значение: - трудовое воспитание дошкольников начинается с этого вида труда; приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками; - очевидна его жизненная необходимость, направленная на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка; - приучает к систематическому труду; дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными жизненными потребностями; воспитывается отрицательное отношение к безделью и лени;
- дети впервые устанавливают известные отношения с окружающими людьми, осознают свои обязанности по отношению к ним; узнают цену заботам о себе и приобретают умение действенно заботиться о своих близких; стремятся быть полезными (помогать), не обременять окружающих (выполнять действия самостоятельно); - дополняет внутреннюю культуру ребенка: он стремится быть полезным, не обременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом; всегда требует определенных физических и умственных усилий, которые тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды. Содержание, задачи формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства:
4. Содержание и методика руководства трудом в природе в разных возрастных группах.
Труд в природе – это особый вид труда, содержанием которого является уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т.д. Труд в природе имеет огромное воспитательное значение: 1. У ребенка развиваются познавательные интересы (наблюдение за ростом и развитием растения, особенности некоторых растений и животных, эксперименты с неживой природой), формируются начала экологической культуры. 2. Формируются нравственные качества (бережное отношение к живым объектам, ответственность, терпение, выдержка) 3. Дает возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы), т.е. способствует нравственному развитию. 4. Активно происходит развитие всех структурных компонентов трудовой деятельности (мотив, цель, организация, планирование, выполнение действий, результат).
Труд в природе имеет свои особенности. Остановимся на них подробнее. Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращенные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых. Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение. Ухаживая за животными, выращивая растения, ребенок всегда имеет дело с живыми объектами. Поэтому нужны особая осторожность, бережное отношение, ответственность. Отсутствие этих факторов может привести к гибели живого. Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу. Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы). Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.
Содержание труда в природе (задачи из программы) Младший возраст. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке: с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.
Средняя группа. Поощрять желание детей ухаживать за растениями и животными; поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя). В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посильной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая); в зимний период — к расчистке снега. Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время; к подкормке зимующих птиц. Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место). Уважение к труду взрослых.
Старшая группа. Труд в природе. Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы; обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д.). Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе: осенью - к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой - к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, к созданию фигур и построек из снега; весной - к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом - к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|