Формы организации труда детей дошкольного возраста
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Содержание труда реализуется в различных формах организации. Наукой разработаны и внедрены в практику следующие формы организации: ü Поручения ü Дежурства ü Коллективный труд. ü 7. Содержание и своеобразие использования поручений в разных возрастных группах. Поручения – наиболее простая форма организации трудовой деятельности. Это обращение к ребенку, просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие (Шатова А.Д.) ТРУДОВОЕ ПОРУЧЕНИЕ - возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива. По характеру выполнения трудовые поручения могут быть: 1. индивидуальные, 2. совместные - подгрупповыми - общими
По продолжительности: эпизодические КратковременныеДлительные Выполнение одного способа несколько действий: действий: принеси, подай, сложи. спланировать, выполнить.
Постоянными Полить комнат. С отсроченным Одноразовыми растения результатом. (вырастить) По трудности: - простые, - сложные). По содержанию – соответствует видам труда. Эта форма организации труда доступна уже детям 2-3 лет и имеет для них особое воспитательное значение, т.к. они еще не разграничивают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе. Взрослый привлекает их к труду через простейшие трудовые поручения. Значение поручений: - в них заключается четкая направленность на получение результата (т.к. исходят от взрослого); - дают широкие возможности для индивидуальной работы с детьми (скромный ребенок – дело общественной направленности, активный, неусидчивый – поручения более длительные, требующие внимания);
- удобны для осуществления контроля: за сформированностью умений и навыков, за умением доводить начатое дело до конца, за отношением к труду и т.д. - формирование интереса к труду; - удовлетворение потребности в общении со взрослыми; - подготовка к другим формам организации труда. При организации поручений важно: - включать в деятельность всех детей (вести учет, кому и какие поручения давала, как реагировали); - использовать доступные и понятные по содержанию поручения; - учитывать индивидуальные способности и интересы детей. Особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; это наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников; особое воспитательное значение имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, дают возможность воспитателю разграничить игру и труд; в них заключается элемент требования, с помощью которого малыш приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого; помогает воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых умений и навыков, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца, предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми, дают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу. Содержание: поручения детям младших групп косят преимущественно индивидуальный характер: по просьбе воспитателя поставить в шкаф забытую обувь, поднять оброненную вещь, положить на место, помочь вынести на участок игрушки, собрать их перед уходом с прогулки, раздать карандаши для рисования, смести с лавочки песок и т.д.;
в средней группе детям дают поручения полить комнатные растения, правильно расставить по местам мягкие игрушки, помыть мыльницы, поставить на место, покормить рыбок, раздать доски для занятия лепкой, подмести веранду, поправить одежду в шкафах, закрыть их, вытереть полочку от пыли и др.; в старших группах воспитатель привлекает детей к выполнению самых разнообразных поручений, не входящих в обязанности дежурных, особое место занимают поручения - задания, результат которых отсрочен во времени (посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку определенного содержания и др.), даются поручения общественного характера (помочь детям младших групп, сотрудникам детского сада,)
8. Содержание и своеобразие дежурств в работе с детьми разных возрастных групп. ДЕЖУРСТВА - такая форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Особенности: это более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, требующая большей самостоятельности; дежурные ставятся в условия обязательности выполнения дела, не могут отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него работой или переключиться на игру; дают возможность формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь. В практике работы ДОУ используется несколько видов дежурств, которые вводятся постепенно: - дежурства по столовой (2-ая мл. группа), - дежурства по подготовке к занятиям (средняя группа). - дежурства по уголку природы (старшая группа). Содержание труда дежурных при переходе от одной группы к другой усложняется. Это отражается в программах воспитания в детском саду.
9. Содержание и своеобразие коллективного труда в разных возрастных группах. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД - общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформ-ление зала или групповой комнаты к празднику).
Условия: 1. Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|