Параметрические методы ценообразования
Фирмы часто испытывают необходимость в проектировании и освоении производства такой продукции, которая не заменяет ранее освоенную, а дополняет и расширяет уже существующий параметрический ряд изделий. Под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и (или) технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения них и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями основных технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями. Анализ производственных затрат позволяет установить, что нормы расхода материальных и трудовых ресурсов, как правило, изменяются при корректировке технико-экономических параметров. В связи с этим создается возможность распространить эту зависимость и ценностные соотношения. Существует ряд методов построения цен на новую продукцию в зависимости уровня ее потребительских свойств с учетом нормативов затрат на единицу параметра. Такие методы получили название нормативно- параметрических. К их числу относят следующие методы: удельных показателей, регрессионного анализа, балловый, агрегатный. Метод удельных показателей используется для определения и анализа небольших групп продукции, характеризующейся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной мере определяет общий уровень цены изделия. При данном методе первоначально рассчитывается удельная цена Руд.: Руд =Рб / Пб, (14) где: Рб - цена базисного изделия; Пб - величина параметра базисного изделия. Затем рассчитывается цена нового изделия Рн: Рн = Руд*Пн, (15) где: Пн — значение основного параметра нового изделия в соответствующих единицах измерения.
Этот метод можно применять для обоснования уровня и соотношений цен небольших параметрических групп продукции, имеющих несложную конструкцию и характеризующихся одним параметром. Он крайне несовершенен, поскольку игнорирует все другие потребительские свойства изделия, не учитывает альтернативные способы использования продукции, а также полностью игнорирует спрос и предложение. Метод регрессионного анализа применяется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции, относящейся к данному ряду, построения и выравнивания ценностных соотношений: Р=f (X1, X2..Хn), (16) где: X1,2…n — параметры изделия. Количественная зависимость между изменениями результативного (Р) и факторных (X) признаков находится на основе метода регрессионного анализа. При этом могут быть получены различные уравнения регрессии: линейное: (17) степенное: (18) параболическое: (19) и т. д. Если цены на уже включенные в параметрический ряд изделия были получены таким же методом, то грубо нарушается одно из условий применения регрессионного анализа, а именно условие независимости наблюдений. Тем не менее, данный метод может весьма успешно применяться в рыночной экономике. Предположим, фирма, производящая автомобили, разработала новую модель легкового автомобиля. Перед тем как запустить эту модель в производство, фирма желает определить будущую прибыль. Для этого фирма должна определить будущую цену своего автомобиля, которую «примет» рынок. Допустим, в данный момент на рынке реализуются 30 моделей автомобилей. Используя данные по этим моделям, можно построить уравнение регрессии, характеризующее зависимость цены от основных потребительских параметров (мощность двигателя, расход топлива, максимальная скорость, размер салона и т. д.). Полученную регрессию фирма может использовать для прогноза цены на свою новую модель и для определения прибыльности ее производства. Более того, фирма может использовать это уравнение регрессии при установлении первоначальной, «пробной», цены на свою новую модель. Возможно, эта цена окажется завышенной, и объем продаж окажется ниже планируемого фирмой. В этом случае фирма может несколько понизить цену, либо улучшить модель при неизменной цене, либо увеличить расходы на рекламу, либо снять модель с производства. Первоначальная цена может оказаться заниженной, и возникнет дефицит автомобилей новой модели. В этом случае фирма может повысить цену.
Балловый метод состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает своего рода оценку технико-экономического уровня изделия. Цена на новое изделие при данном методе рассчитывается так: 1) определяется цена одного балла: , (20) 2) определяется цена нового изделия: , (21) где: Рб— цена базового изделия-эталона; Ббi— балловая оценка i-го параметра базового изделия; Бнi- балловая оценка i-гo параметра нового изделия; Р' - цена одного балла; Vi - весомость параметра. Данный метод применяется при обосновании цен на парфюмерно-космеческие изделия, вина, сыры, животные масла и т. д., то есть в том случае, важно оценить надежность работы, внешний вид товара и т. п. Применение данного метода связано с большим количеством субъективизма. Метод агрегатный заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавление стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|