Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Себестоимость в структуре цены




Для предприятий основным по значимости элементом в составе цены товара является его себестоимость. Себестоимость — это выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции.

Методология формирования себестоимости продукции (работ, услуг) определена нормами и нормативами действующего законодательства (федеральных законов, положений, постановлений, приказов министерств и ведомств). Некоторые виды затрат (например, представительские расходы, расходы на рекламу, обучение и др.) включаются в себестоимость в пределах норм, утвержденных в установленном порядке. В связи с этим предприятия рассчитывают себестоимость выпускаемой продукции по полным затратам. Она обычно служит для них нижней границей цены предложения. Для целей же налогообложения используют откорректированную себестоимость продукции.

Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, ус луг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием: материальные затраты (за вычетом стоимости возврат отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов и прочие затраты.

При обосновании конкретной цены на предприятии разрабатывается калькуляция себестоимости единицы продукции. При этом перечень статей затрат, их состав и методы распределения по изделиям и центрам затрат устанавливаются отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. В перечень статей калькуляции включаются:

• сырье и материалы;

• возвратные отходы (вычитаются);

• покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций;

• топливо и энергия на технологические цели;

• заработная плата производственных рабочих;

• отчисления на социальные нужды;

• общепроизводственные расходы;

• общехозяйственные расходы;

• прочие производственные расходы;

• коммерческие расходы.

В многономенклатурных производствах первые шесть статей обычно относятся к прямым (технологическим) затратам, а остальные — к косвенным (накладным) расходам, связанным с организацией производства и управлением. В простых производствах все затраты рассматриваются как прямые.

Первые девять статей образуют производственную себестоимость. При добавлении к ней коммерческих расходов, включающих в себя расходы по реализации продукции, получают полную (коммерческую) себестоимость.

В состав коммерческих (внепроизводственных) расходов входят затраты, связанные с упаковкой, хранением, транспортировкой до пункта, обусловленного договором, погрузкой в транспортные средства (кроме тех случаев, когда они возмещаются покупателями сверх цены на продукцию), рекламой, включая участие в выставках, ярмарках и другие аналогичные затраты. В настоящее время на практике большинство коммерческих организаций не пользуется развернутой номенклатурой статей калькуляции, а самостоятельно определяет их состав. При этом обычно выделяют прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты с отчислениями на социальные нужды, прочие прямые затраты и накладные расходы.

Зарубежная практика учета затрат и себестоимости в значительной степени базируется на теории разграничения затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. Объясняется это тем, что на предприятиях, работающих в рыночных условиях, часто возникают ситуации, связанные с колебаниями загрузки производственных мощностей, что влечет за собой изменения в объемах продаж. Это, в свою очередь, существенно влияет на уровень себестоимости продукции и на финансовые результаты.

К переменным относят затраты, величина которых изменяется с изменением степени загрузки производственных мощностей (объема выпуска). Сюда включают затраты на сырье и основные материалы, заработную плату основных производственных рабочих, затраты на топливо и энергию для технологических целей и др.

К постоянным затратам принято относить такие, величина которых не меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей (объема выпуска). Это, например, амортизация, арендная плата, проценты по кредитам. Важнейшая особенность постоянных затрат — с ростом объема производства они уменьшаются в расчете на единицу продукции, при увеличении загрузки производственных мощностей и роста объемов продаж себестоимость отдельного изделия снижается, что приводит в конечном итоге к росту массы прибыли предприятия.

Прибыль в составе цены

Помимо себестоимости другим важнейшим для предприятий элементом цены является прибыль. Прибыль — это форма дохода, полученного после того, как товар будет реализован по установленной цене. Входящая в состав оптовых (отпускных) цен и тарифов прибыль предприятия от реализации продукции определяется как разность между чистой выручкой реализации продукции по оптовым ценам и тарифам, т.е. б учета налогов, платежей, отчислений и сборов, не относящихся на себестоимость, и затратами на их производство и реализацию.

При формировании цен прибыль должна определяться на единицу продукции. Общая сумма прибыли на предприятии образуется от реализации товаров и услуг. Прибыль бывает абсолютной (в стоимостном измерении) и относительной (в процентах к себестоимости продукции, товарообороту, основным фондам). Относительной величиной прибыли является рентабельность, она более точно отражает финансовое положение предприятия. Если цены регулируются государством, то регулируется не прибыль, а норма рентабельности, т.к. абсолютная величина прибыли — величина производная, зависящая именно от нормы рентабельности. Существует множество видов рентабельности: рентабельность затрат, рентабельность продаж, рентабельность имущества, рентабельность уставного и пр. капитала. В ценообразовании важна рентабельность изделий, которая аналогична рентабельности затрат. Она показывает эффективность выпуска, поскольку отражает взаимосвязь массы прибыли, полученной от реализации продукции, и использованных на ее производство затрат. При этом прибыль, включаемая в расчетную оптовую цену, должна обеспечить предприятию нормальную деятельность в соответствии с действующим законодательством без потерь для бюджета.

После уплаты налогов предприятия получают чистую прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия). По решению собрания акционеров она делится в определенном соотношении на фонд накопления и фонд потребления. За счет фонда накопления осуществляются различные инвестиционные проекты, подготовка и переподготовка кадров. За счет фонда потребления возможно увеличение социальных выплат сотрудникам предприятий, а также содержание учреждений социальной сферы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...