Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности информационного содержания и оформления маршрутов экологических троп при учреждении образования.




1) Экотропы при Вузах являются объектами ограниченного пользования. Для них характерно относительно небольшое количество информационных стендов, хорошее маркирование маршрутов и наличие нескольких типов исследовательских маршрутов. Являются по назначению учебно-исследовательскими, рассчитаны на взрослых посетителей с высоким уровнем знаний в данной области.

2) Экотропы при экоцентрах

Предназначены для группового посещения детьми различного возраста (как правило, среднего и старшего школьного возраста). Предполагается высокий уровень знаний посетителя. Все оборудование на таких объектах рассчитывается на детское восприятие (высота стендов уменьшается, увеличивается количество мест отдыха, уменьшается крутизна подъема, упрощается подача информации, появляются различные игровые элементы, организуется большое количество экспериментальных и наблюдательных стоянок). Также иногда такие тропы сочетаются с учебным кабинетом природы (небольшое помещение в начале и конце тропы, где с помощью современных средств обучения можно получить дополнительную информацию, труднодоступную при кратковременном маршруте.

3) Школьные экотропы

Начало и конец маршрута должны находится на школьном дворе. Экотропа рассматривается как учебно – просветительский кабинет в природных условиях, предназначенный для проведения занятий. Обычно, охватывает наиболее типичные объекты местной природы. Возможно создание отдельных стоянок с декоративными огородами, где показываются характерные для местности виды овощей, возможны вольеры с мелкими животными (домашними и дикими). Чем младше посетители, тем больше на их маршрутах должно быть игровых элементов, площадок для активных действий. Важная составляющая экскурсионной программы – экологические игры.

4)При дошкольных учреждениях

При таком типе экотропы, обычно не устанавливают информационные стенды и не устанавливают стенды с информационными надписями. Это объект закрытого пользования и все занятия проводятся под руководства педагога. В объектах 3-го и 4-го типов оформление выполняется с участием учащихся. Предполагается, что часть посадок и ухода также осуществляется школьниками (среднего школьного возраста).

 

27.Особенности и разнообразие тематических программ и методов работы на экологических тропах при учреждениях образования. ПриВУЗах: Экотропы имеют определенную тематическую направленность, исходя из профиля факультета и предназначены для проведения занятий, практик, исследований. Чаще всего располагаются за городом, на территориях загородных баз ВУЗов. Являются по назначению учебно-исследовательскими, рассчитаны на взрослых посетителей с высоким уровнем знаний в данной области. Школьные экотропы: разнообразны по тематике. Условно можно выделить группы: 1).экотропы школ с углубительным изучением биологии, географии и т.д. 2).экотропы обычных школ. Они рассчитаны на менее высокий уровень знаний. Для всех типов школьных троп характерны особенности: - экотропа рассматривается как учебно-просветительский кабинет в природных условиях и предназначенных для проведения занятий. Должны быть учтены следующие условия: - доступность маршрута, - эстетическая выразительность окр. ландшафта и информационного обеспечения, - безопасность для посещения детскими группами. Возможно создание отдельных стоянок с декоративными огородами, где показаны хар-е для местности виды овощей, возможны вольеры с мелкими животными. Цветочные экотропы также вкл. Цветочное оформление. Чем младше посетители, тем больше на их маршрутах должны быть игровые элементы, площадки для активных действий. При различных экоцентрах: Наиболее совершершенным вариантом такой тропы явл. ее сочетание с учебным кабинетом природы. Как правило это небольшое помещение в начале или конце тропы где с помощью современных средств обучения можно получить дополнительную информацию, труднодоступную при кратковременном маршруте. При учр. дошк. образований: данные экотропы могут включать или не включать реальные природные биотопы. Обычно такие объекты расположены на территории детского сада. Это либо одна площадка с игровыми природными элементами либо небольшой маршрут, на котором встречаются различные природные объекты.

 

 

28. Особенности расположения маршрутов в населенных пунктах.

В городских условиях средняя длина экотроп может колебаться от нескольких сот метров до нескольких километров. Большинство городских троп предназначены только для пешеходов, редко для велосипедистов. При наличии соответствующих природных условий можно создавать тропы также для водных туристов, лыжников, велосипедистов, любителей верховой езды и т.д. Различные способы передвижения могут сменять друг друга на маршруте.

При проектировании экотроп всегда рассматривается вопрос о том, сможет ли она целиком или какая-то ее часть быть доступной для людей с ограниченными физическими возможностями.

29. Общие требования обустройства маршрута в условиях города.

Традиционно экотропы прокладываются по рекреационным зонам национальных и природных парков, а также по территориям природных и природно-исторических заказников. Однако встречаются такие тропы и на неохраняемых территориях: в городских парках, вблизи поселков, на пришкольных участках и т.д. Выделяемая рядом с тропами защитная зона выполняет не только те задачи, что изложены выше (сокрытие неэстетических элементов пейзажа и сохранение особо уязвимых ландшафтов), но также призвана не допустить преобразования прилежащей к тропе территории хозяйственной деятельностью человека. Ширина ее может быть разной.

Перед созданием экотропы необходимо изучить природные условия и примечательные объекты, но также характер существующего рекреационного использования (периоды наиболее активного посещения, виды деятельности отдыхающих и т.п.). От этого в большой степени зависит протяженность, назначение и выбор типа тропы, наиболее подходяще для данных условий.

Затем следует составить предварительную схему сети троп с учетом основных критериев выбора маршрутов. Набор критериев и их ранжирование, то есть значение, которое придается каждому из них, меняются в зависимости от местных условий. Но в любых условиях остаются неизменно важными три главных критерия: привлекательность, доступность и информативность.

Большое значение при выборе трассы тропы имеют контрастность и ритмичность. В условиях города контрастность проявляется в резкой смене практически нетронутых участков природы с набором видов флоры и фауны, свойственных скорее заповедникам, с одной стороны, и полностью преобразованных человеком территорий, – с другой. Ритмичность характерна практически для всех ландшафтов, она проявляется в чередовании повышений рельефа и понижений, остепненных склонов и заболоченных ложбин, закрытых лесных пространств и открытых луговых и т.д. Оба этих свойства – и контрастность, и ритмичность – существуют в природе объективно, однако восприятие их, а значит и эколого-образовательная ценность, могут быть значительно усилены умелым выбором трассы экологической тропы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...