Завис-ть эксплуатац расходов ж.д. и с/с от объема работы (размеров движения)
Все расходы на ж.д. в той или иной степени зависят от V работы.. Однако степень завис-ти неодинакова и колеблется в значит-х пределах. В связи с этим эксплуатац-е расходы ж.д. принято условно подразделять на зависящие(перемн) и независ-ие(условно-постоянные) от V работы. Это деление явл. удобным приемом и имеет важное значение для анализа, планир-ия производственно-фин-й деят-ти, финансирования ж/д, разработки тарифов, при прогнозировании пер-к различными видами тр-та, территориальном размещении предприятий, выборе разл. технич. решений. В наст время сущ-ют 2 подхода к вопросу завис-ти расходов от объема работы: 1) завис-ть для тек.варианта расчетов (годовой и внутригодовой периоды); 2) завис-ть для перспект-го периода. (долгосрочный) К завис. расходам для тек. периода принято относить расходы, кот. изменяются прямо пропорционально размерам движения при прочих равных условиях (расх. на содерж-е лок. бригад(з/п), топливо и э/э для тяги поездов, расходы по технич. обслуж-ию ваг-в и лок-в, амортизация подвижного состава и др.). К независящим относят затраты, хозяйств инфраструктуры, кот. мало зависят от V работы и для тек. периода могут считаться постоянными (расходы на прием и отправл-ие поездов, сод-е и обслуж-е постоян-х устройств: сигнализ-я и автоблокировка итд). Характеристики текущ периода 1) относительно небольшим приростом объема перевозок, (в пределах запаса пропускной способности) 2) постоянство качеств-х пок-ей исп-ия подвиж состава 3) постоянство удельных весов(расходов нормы) Для тек.периода характерна лин. завис-ть зависящих расх-в от V работы может быть представлена формулой: Эз=ax Э-эксп.расх завис а – коэфф-т, показ-щий вел-ну завис. расходов, приходящ-ся на ед. перевозок (пост-я для данного подразделения и в данный период времени).
х – объем работы Эз
Эз=ах
ах
прямо// размерам движения Изменение С/с: С/с перевозок в части зависящих есть величина постоянная: Сз.р. Сз а х Независящие расх. для тек. периода явл. величиной пост-ной Эн=b b – пост. величина для данного периода времени и данного подразд-ия
Эн b х
С/с перевозок в части независящих расходов будет равна: Сн.р.=Эн./х=b/x
Сн.р.
b/x х величина пост-я Т.о., общая сумма расходов может быть выражена лин функцией: Э= Эз + Эн =ax+b Э
ax
b
Т.о., общая сумма расходов при увеличении V работы возрастает замедленно (расходы всегда растут)
Величина общ с/с изменяется по закону гиперболы т.е при увелечинен объем работы она сниж Общая с/с: С=Сз+Сн=а+b/x С
а х Т.о., для тек вар-та С/с в части Эз остается вел-ной пост-й, в части Эн изменяется обратно // объему работы; а общая С/С меняется по закону гиперболы. снижение с/с происходит за счет независим расходов чем выше их доля тем существен снижен с/с это явл резервом для снижения затарат на ед продукции.
Если исслед-ия проводятся для перспект. периода (или долгосрочного), когда V работы меняется в значительных пределах как правило линейной зависимости м/у расходами и объемом работы не наблюдается. Для перспект-го периода хар-но: 1) значит увеличен V перевозок 2) улучшен показат испоьз подвижн состава и совершенст методов эксплуатации 3) увеличение ПТ и внедрение прогрессивных норм расхода раб.силы, топлива, мат-ов, э/э на ед.работы. На величину завис расходов оказывают влияние 2 фактора: 1) изм-ие качеств. показ-ей исп-ия подвиж состава (при этом значит-но уменьшаются затраты работы подвижн-го состава на ед. грузооборота, пассажирооборота и приведенной прод-ции, а => уменьшаются и зависящие расх.);
2) изменение сопоставимых уд-х расходных норм (вследствие НТП совершенств-ие технологич процессов, проведение мероприятий по повышению ПТ и экономии матер-х и топливно-энергетич ресурсов существенно снижаются уд. расходные нормативы, что также приводит к уменьшению завис. расх.) Т.о., зависящ. расходы изменяются не прямо пропорц V работы, а с ув-ем объема работы растут замедленно (см. рис): Эз Эз.тек. Влияние кач. пок-ей подвиж состава Влияние уд. расх норм Эз.перспектив.
расходы растут медленее хорошо, сниж с/с Меняется по закону параболы Для перспективного периода характерн увеличен нещависящ расходов В тоже время для освоения растущих объемов работы проводятся мероприятия по усилению пропускной и провозной способности участков и направлений. Для ж/д тр хар-но сочетание резко выраженной этапности в развитии осн эл-тов технич вооруж-ти ж.д. с относит-но непрерывным внутриэтапным наращиванием мощности и усилением отдельных хоз-в, объектов или устройств. Т.о при росте V пер-к увеличивается кол-во и мощность пост-х устройств (разъездов, станций, пунктов технич. обслуж., путей и др. устройств), а => увелич-ся расх. на их обслуживание и А., изменяется (повышается) классность лин-х предприятиий, => меняются расходы на их содерж-ие. Т.о., независ. расходы для перспект периода не остаются пост-ми, а возрастают. Рост независ. расх. происходит по отдельным статьям затрат или элементам скачкообразно, по мере достижения опред-х объемов работы и ввода в действие новых устройств. В целом по дороге или сети происходит наложение затрат и наблюд-ся плавный рост независ-х расх-в, по сравнению с оъемом работы они увеличиваются замедленно. Эн перспективн Эн
Сущестое умен-ние объема перевозок требует значит-го сокращ-ия условно-пост затрат (ум-ся штат предпр-ий, списываются осн фонды и т.д.). Т.о., для перспект. периода характерна, чаще всего, не лин-я зав-ть м/у расходами и объемом работы, которая может быть выражена кривыми параболического вида: Э=ax2 Э= ax2+b Э= ax2+b+c, где 0<ά<1
Э=Эз+Эн Эз
Эн
Для перспективн периода С/С перевозок гиперболически снижается как в части зависящ расход так и в части независящ.
при этом Сн снижается более быстрыми темпами: С
Сн С=Сз+Сн (с увел-ем V работ с/с уменьш.)
Сз
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|