Африканец и горилла, Центральная Африка.
Впрочем, находились те, которые с гориллами были что называется на «ты». Очень показательна в этом плане судьба Д. Фос-си. Она из тех редких женщин, которые, отказавшись от создания своей собственной семьи, всю себя без остатка посвятили изучению диких животных. Ее неразделенной любовью стали гориллы, живущие в горах Вирунга в Восточной Африке. Возможно, Фосси в детстве слишком близко приняла к сердцу «Маугли» Киплинга или «Тарзана» Берроуза, а может быть, ее приятель, родом из Родезии, столь красочно и завлекательно рассказывал ей о гориллах, что эмоциональная американка приняла близко к сердцу его рассказы и страстно влюбилась, но только не в своего потенциального мужа, а в горилл… Но факт остается фактом, Дайан бросила всё: работу, карьеру, дом, несостоявшегося мужа — и уехала из Америки в Родезию, к милым уже ее сердцу гориллам. Ей составило немалых трудов, чтоб убедить власти разрешить ей жить недалеко от стада обезьян в лесу. Сначала она рассматривала их с безопасного расстояния, но затем осмелела и, изучив их примитивный язык, была уже среди них. Отныне она самозабвенно лаяла, хрыкала, обхватывала себя руками, приседала, чтобы стать ниже вожака стаи, тем самым выказывая ему свое подчинение. Вожаку это безумно нравилось, и он выражал это в высоких прыжках и улюлюканьях. Ещё бы, даже «белая обезьяна» признает его власть над собой! Обезьяны приняли ее за свою и ввели в свой обезьяний союз. Она могла сидеть с ними часами, грызть любимый ими дикий сельдерей, выбирая из их шерсти вшей, позволяя то же самое делать им и со своими волосами. Впервые в жизни она обрела друзей, ждущих ее и отвечающих ей взаимностью. Д. Фосси соорудила невдалеке от обитания стада хижину и прожила в ней много лет. Газеты писали о ней как о величайшей подвижнице и радетельнице горилл. И в самом деле, она делала все, чтобы защитить их права, и не ее вина, что она сама стала выглядеть и вести себя, как обезьяна. Приезжие называли ее сумасшедшей, а местные жители прозвали «ньирамачабелли» — лесная отшельница. Она безжалостно преследовала «убийц», так она называла охотников на обезьян. Были случаи, когда она их собственноручно порола, дабы отвадить от обезьяньего промысла. Так продолжалось до тех пор, пока правительство Руанды не вознамерилось создать на месте проживания горилл вулканический парк развлечений для иностранных туристов. Фосси открыто пообещала пристрелить каждого туриста, который вступит на землю её и обезьян.
Тело Фосси, изрубленное мачете, нашли в её собственной избушке в 1985 г., обезьяны не смогли защитить её от двуногих врагов. Похоронили её бренные останки на кладбище для горилл, которое устроила эта бесстрашная женщина, хороня их с подобающими людям ритуалами. Теперь они покоятся рядом. На церемонии похорон один из ее немногочисленных коллег сказал: «Ее беда была в том, что она не смогла сама превратиться в гориллу». Хоть Фосси и не удалось стать гориллой, как того ей, возможно, хотелось, но по духу она была одной из них. И, войдя в обезьянье общество, она была просто обязана защищать его от посягательств как член коллектива всеми доступными ей средствами. То, что произошло с Фосси, как две капли воды похоже на произошедшее с Тарзаном, вышедшим из-под пера Э. Берроуза. С единственным отличием, что Тарзан, вскормленный самкой «антропоида» Камой, сам стал вожаком обезьян из-за того, что в схватке за место вожака с огромным самцом Теркозом «случайно» применил борцовский прием полунельсон, с помощью которого чуть не сломал шею Теркозу. Он как истинный вожак радел о своих «подопечных», «возвышая» их до своего уровня.
Фосси, судя по всему, подпала под власть вожака и стала орудием его воли, именно в этом качестве гориллы ей позволили остаться в стаде. Фосси переводила «пожелания» обезьян на человеческий язык и сама же исполняла то, что ни вожак, ни другие обезьяны стада исполнить не могли. Вся эта история с отважной женщиной наводит на мысль о том, что сообщество обезьян, как и сообщество людей, обладает неким коллективным разумом, с помощью которого поддерживает нужное состояние ума своих членов. Эмоциональный человек, страстно влюбленный в диких обитателей леса, типа Д. Фосси вполне мог подпасть под действие этого коллективного обезьяньего разума и стать его слепым орудием, не замечающим и не желающим замечать той пропасти, которая отделяет обезьяну от человека, и объективных трудностей и реалий, неподвластных обезьяньему сознанию и ощутимых только со стороны коллективного человеческого сознания. Исследователи, отважившиеся воспитывать детенышей человекообразных обезьян в своей семье, обнаружили для себя много интересного. Делали они это с тем, чтобы выяснить значение окружающей среды для воспитания тех или иных качеств. В данном случае, видимо, хотели в домашней обстановке, среди детей и семьи, из обезьяны вырастить человека. Ещё не так давно были популярны идеи Т. Д. Лысенко, который на полном серьезе утверждал, что если кормить овцу с рождения помоями, то из неё вырастет свинья, а из свиньи, которую кормят сеном, вырастет овца. Проблема состояла в том, по мнению Трофима Денисовича, что никому так и не удалось заставить свинью есть сено, а овцу помои. Проверяя эти странные идеи, некоторые исследователи и отваживались воспитывать из обезьяны человека в одном поколении. Действительно, новорожденная человекообразная обезьяна очень похожа на человека: у нее большая голова, небольшой лицевой отдел черепа, прямая осанка, на голой коже почти отсутствует шерсть, на голове имеется шапка волос, как у человека. Благодаря этому сходству Л. Больк в 20-е гг. XX века утверждал, что человек — это недоразвитая обезьяна. Однако вскоре после рождения обезьяна быстро приобретает вполне типичные обезьяньи черты: покрывается шерстью, спина сгибается, руки увеличиваются, головной мозг прекращает расти. Зато интенсивно растут челюсти и зубы. У взрослеющей обезьяны меняется не только тело, но и привычки. Если в младенчестве она позволяла себя пеленать как ребенка, то, став старше, обезьяна не собирается сдерживать свой буйный нрав. На требование отдать игрушку молодая горилла может её проглотить, нанеся этим непоправимый вред самой себе. Расшалившись, она может перебить посуду, да что посуду — перевернуть весь дом вверх дном. Ее шутки не столь безобидны, как ей это кажется. Она может сильно поранить и даже случайно убить маленького ребенка, напасть на взрослого человека и причинить ему немалый вред. Так что энтузиастов воспитания обезьян в семье ждало разочарование. Воспитание приходилось продолжать уже в клетке, а не за школьной партой, как виделось поначалу…
Показательным в этом отношении явился скандал, который разразился не так давно на о. Борнео (Индонезия). Администрация острова и других рядом расположенных островов обязала егерей изъять у местного населения всех новорожденных орангутангов («орангутанг» в переводе с индонезийского — лесной человек), которых люди специально отлавливают, отнимая у истинных родителей, чтобы затем перепродать заезжим эмиссарам с материка в качестве новорожденных детей. Для этого с обезьян сбривают рыжую шерстку и обильно посыпают кожу животного тальком, чтобы она стала светлее, затем пеленают. Документы оформляют на человеческого младенца. В основном на воспитание младенцев-орангутангов берут бездетные богатые пары, чтоб как-то скрасить свое одиночество, либо любители экзотики. Взяв новорожденного орангутанга в дом, приемные родители начинают нянчиться с ним, как с человеческим младенцем. Когда обезьянка немного подрастет, ее приучают чистить зубы, есть ложкой за столом, самостоятельно одеваться, играть о соседскими детьми и смотреть телевизор. Родители приходят в полный восторг, когда их приемный ребенок радостно бьет в ладоши и скалит зубы, увидев что-то забавное на экране, или оттого, что ему купили новую дорогую игрушку. «Он все понимает», — с надеждой думают они. Им даже кажется, что они добились невозможного — орангутанг превратился в человека…
Но однажды им приходится расстаться с радужными мечтами. Чудесная кроха незаметно вырастает в громадное существо с длинными руками, короткими ногами и большой головой. Оно уже не желает повиноваться и проявляет свой скверный характер. Так, к примеру, Раманда был хорошим мальчиком, как это и положено ребенку из «хорошей» семьи. Но как-то он отказался есть суп. «Мама» прикрикнула на него, тогда Раманда развернулся и врезал ей лапищей по лицу, от чего женщина рухнула на пол, потеряв сознание. Дуглас тоже поначалу был паинькой, но, повздорив с хозяйкой, неожиданно перенес свой гнев на собаку — схватил ее обеими руками за челюсти и разорвал ей пасть. Особенно опасны орангутанги становятся в период полового созревания. Основной инстинкт ударяет им в голову, и тогда обезьяны могут покусать и сильно избить своих хозяев. Известны случаи, когда верзила-сын загонял своих родителей в погреб или на чердак, а сам устраивал погром с битьем посуды и ломанием мебели. В такие моменты обуздать обезьяну невозможно, остается только пристрелить ее. В одной семье взрослеющий орангутанг пытался изнасиловать свою «матушку». На ее счастье, в доме был муж. Услышав истошные крики, он схватил нож и вонзил его в спину насильнику. Вырастая, орангутанг не даёт себя брить, мыть, одевать, перестаёт чистить зубы. Происходит обратное превращение в обезьяну. Многие хозяева в этот период выгоняют «сыночка» или «дочку» из дома, но орангутангу некуда податься в незнакомой стране, он не оставляет своих дурных наклонностей и лишь начинает мстить людям. Такой зверь либо погибнет сам, либо его пристрелят, в лучшем случае его поймают и сдадут в зоопарк. В Индонезии была создана специальная сеть реабилитационных центров, в которые свозят одомашненных орангутангов со всей страны и из-за рубежа и где их постепенно приучают к дикой жизни, чтобы выпустить затем в лес. Но даже пройдя «курс обратного превращения» из человека в обезьяну, орангутанги возвращаются в центр, чтобы подкормиться, не умея раздобыть еду в лесу. Правительство принимает срочные меры, но этого явно не достаточно, чтобы бороться с продавцами новорожденных орангутангов. Это дело стало прибыльной статьей дохода мафии. Утешением для воспитателей может явиться то, что обезьяна понимает некоторые слова, обращенные к ней, конечно, тогда, когда это ей выгодно… Молодой горилле, отловленной в Камеруне и воспитанной в человеческой семье, достаточно было сказать: «Веди себя по-человечески! » — и она тотчас выпрямлялась и чинно расхаживала по клетке, заложив руки за спину. Однако для скучающей обезьяны это было элементом игры — позабавить себя и публику, а вовсе не необходимостью. Скука — главный бич обезьян, проживающих в неволе, по этой причине они часто гибнут в зоопарках. Натуралист Даррелл рассказывал, как однажды он принес дохлого хамелеона в клетку к обезьянам. Набравшись смелости, старший из дрилов слегка коснулся лапой хамелеона, но отдернул ее и стал вытирать о землю. Гвеноны не решились подойти к трупу хамелеона. Дрилы же, постепенно расхрабрившись, схватили хамелеона и стали пугать им гвенонов, которые разбежались с пронзительными криками. А в клетке рядом шимпанзе весь день развлекала себя двумя носками, которые ей подарили. Надевала их на голову, руки, ноги, повязывала вместо пояса, в общем вела себя как настоящая модница. Когда игрушки у обезьян отнимали, они невинно садились у решетки, и не было для них большей радости, чем бросить в посетителей опилки или фекалии. После каждого удачного броска устраивались веселые танцы. Детеныши горилл играют в те же игры, что и наши дети, — в догонялочки, катание с «горок» — стволов деревьев, в «царя горы» — борьба за пригорок, в «поезд» — положив руки друг другу на плечи, малыши бегают «паровозиком». Это указывает на сходство обезьяны и человека, особенно в молодые годы, но это не значит, что из обезьяны, если ее воспитывать как человека, вырастет человек! Ранние попытки научить обезьян говорить были обречены на неудачу, так как их голосовой аппарат не развит. Гортань расположена высоко, что мешает языку производить разнообразные звуки, однако это позволяет обезьянам есть и кричать одновременно, не рискуя подавиться. (Что интересно, у человеческого младенца точно такое же высокое расположение гортани, как и у обезьян, это позволяет ему одновременно сосать молоко и дышать. У взрослого человека гортань опускается, и язык, свободно ворочаясь, модулирует звуки речи. ) Большего успеха достигли те, кто обучал человекообразных обезьян с помощью жетонов, символизирующих слова наподобие китайских иероглифов или картинок. На помощь исследователям, которые вот уже 30 лет пытаются научить обезьяну говорить, пришла новейшая компьютерная технология. Новый компьютер, или речевой синтезатор, представляет из себя клавиатуру с сотнями клавиш. На каждой из них — картинка, обозначающая какое-нибудь слово. Когда обезьяна нажимает на клавишу, речевой синтезатор воспроизводит звуки слова. Несколько обезьян уже обладают навыками, чтобы вести вежливую беседу. Например, карликовый шимпанзе заявляет: «Кофе, пожалуйста, сейчас же». Его приятельница требует: «Два банана, пожалуйста, сейчас же». Экспериментаторы и сами не рады, что научили обезьян говорить, но для того, чтобы закрепить разговорный навык, приходится исполнять все обезьяньи прихоти. Надо ли говорить, что обезьянам очень нравится «разговаривать». С помощью жетонов-картинок шимпанзе быстро выучивают словарь из 200 знаков и более и успешно пользуются им. Это значительно больше, чем в лексиконе Эллочки-людоедки. Как отметила пресса, результаты этого эксперимента могут изменить наше отношение к обезьянам. Если они уже разговаривают, то чем они отличаются от нас и с какой стати они должны сидеть всю жизнь за решеткой? Однако британская «Тайме» опубликовала карикатуру, где изображены две обезьяны, сидящие в клетке. Одна говорит другой: «Нажми на этот рычаг, и болван в белом халате принесёт нам по банану».
Сейчас кажется наивным понудить обезьяну передвигаться на двух ногах, но раньше так не считали. Было изобретено специальное устройство, не позволяющее обезьяне опускаться на четыре конечности и садиться. Принудительное развитие обезьяньей руки также не дало никаких результатов, кроме отрицательных. С обезьянами случалась истерика. Документальные кадры из научно-популярных фильмов, когда обезьяны увлеченно складывают разные кубики в домики и фигуры, по сути являлись редкой удачей. Только экспериментаторы знали, чего это стоит, и прежде всего им самим. Чаще всего обезьяны метали настойчиво подсовываемые кубики в самих экспериментаторов, что, естественно, в фильм не попадало. Обезьяны постоянно обращались к устроителям эксперимента, ища у них подтверждения правильности своих действий в виде лакомств или одобрения. Сами по себе, за так, играть в кубики обезьяны категорически отказывались. У большинства из них после многократных попыток навязать им условия игры наступала полнейшая апатия либо взрыв ярости, обращенной на двуногих зануд. Случалось, что шимпанзе даже отгрызали пальцы своим «добрым» помощникам, задавшимся целью превратить их в людей. Думается, что экспериментаторами преследовалась не благородная цель очеловечивания обезьян, а желание доказать людям, что они произошли от обезьян. Однако всё в жизни наоборот, как в фильме «Полосатый рейс», — обученный шимпанзе открывает клетки и выпускает тигров на свободу. В цирке и Театре зверей Дурова звери проделывают разные чудеса: медведь ездит на велосипеде и мотоцикле, слон встает на задние ноги, заяц бьет в барабан и зажигает спички, енот стирает белье, лиса дует в трубу, а барсук сидит в кабинке идущего игрушечного поезда. Все это звери проделывают не потому, что у них возникло такое безумное желание стать человеком, а лишь потому, что во время представления и после него им дадут лакомство или устроят взбучку. Впрочем, звериные шоу как-то отходят в прошлое. Быть может, это потому, что люди начинают понимать, что зверям лучше оставаться самими собой, от этого зависит их нормальное самочувствие и звериное счастье. Обезьяны — теплолюбивые животные, и живут они, главным образом, в странах с теплым климатом. В Индии, где обезьян считают священными животными, их более 40 млн. В основном это макаки резусы. Они постоянно расхищают урожай на полях, в садах и огородах, грабят склады. Обезьяны до того часто забираются в дома, портят вещи и продукты, воруют мелких животных и даже детей, что встает невольный вопрос: чем именно насолили им люди в далеком прошлом? Другой пример — шимпанзе. Живут они в Западной и Центральной Африке. Эти обезьяны хорошо знают расположение «границ»: здесь живут обезьяны, а здесь — люди. Забредая на чужую территорию, они сразу же замолкают и движутся крайне осторожно, стараясь ничем себя не выдать. Они не только не издают звуковых сигналов, но даже избегают наступать на сучья и шуршащие листья. Если присутствующие в группе детеныши начинают шуметь, им мгновенно и решительно затыкают рот. Это, кстати, говорит о наличии у шимпанзе «гипотезы о чужом сознании», т. е. представлений о том, что есть другие существа — люди, которые могут услышать чуждые звуки и прореагировать на них так, как это сделали бы обезьяны, обнаружив вторжение на свою территорию. Лишь после того, как обезьян обнаружат, они поднимают шум и визг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|