Перспективы деятельности малого предпринимательства в России
Развитие малого и среднего бизнеса в России служит укреплению экономического и инновационного потенциала государства, способствует росту благосостояния населения и авторитета страны в мире. Для России не менее важно, что развитие малого и среднего бизнеса постепенно формирует средний класс, выступающий в современном обществе гарантом политической стабильности. Решение задач развития малого и среднего предпринимательства рассматривается в настоящее время обеими палатами Федерального Собрания в русле общего курса, согласованного с Президентом и Правительством Российской Федерации. Совершенствование законодательства в сфере деятельности малого и среднего бизнеса предполагает объединение и координацию действий федеральных, региональных и местных органов власти, конструктивное сотрудничество с общественными объединениями малого и среднего бизнеса. Правовой основой государственной политики в данной сфере является Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" № 88-ФЗ от 14.06. 1995 г. Основными инструментами реализации государственной политики служат федеральные и муниципальные программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. В настоящее время принят ряд экономических и политических мер, направленных на развитие малого и среднего бизнеса в России. 1. Принят пакет антибюрократических законов, речь в которых идет об устранении административных барьеров для ведения бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровне. 2. Внесен ряд поправок в Налоговый кодекс, изменена ставка налога на прибыль в сторону уменьшения с 35% до 24%. Введение единого социального налога с регрессивной шкалой отчислений дало возможность предприятиям платить меньше налогов и увеличить заработную плату работникам. Появилась возможность увеличения оборотных средств, остающихся в распоряжении предприятий.
Однако процесс улучшения предпринимательского климата в России протекает трудно и медленно, поэтому показатели развития малого и среднего бизнеса за последние годы крайне нестабильны. Основные показатели развития малого предпринимательства (по состоянию на начало 2007 г.) 1. По данным Рабочего Центра экономических реформ при Правительстве РФ, за период с 1 января 2006 г. по 1 января 2007 г. число зарегистрированных малых предприятий (МП) снизилось на 4,1%, составив на начало 2007 г. 843,0 тыс. единиц. При этом за 2006 г. количество зарегистрированных МП на 100 тыс. жителей не изменилось в 47 регионах. В 23 регионах произошло снижение, из них в наибольшей степени в таких, как Санкт-Петербург (на 661 ед.), Агинском Бурятском АО (на 378 ед.), Республике Алтай (на 244 ед.), Ленинградской области (на 156 ед.). По итогам 2006 г. количество зарегистрированных МП на 100 тыс. жителей повысилось только в трех округах - Центральном, Приволжском и Уральском. 2. Среднесписочная численность занятых на МП в 2006 г. в целом по стране сократилась на 1,7%. В 2005 г. напротив, наблюдался прирост на 1,7%. Из 57 регионов, где в 2006 г. отмечено сокращение среднесписочной занятости на МП, в наибольшей степени показатель снизился в Еврейском АО (на 58,9%), Республике Ингушетия (на 53,3%), Эвенкийском АО (на 50%). Еще в 12 регионах снижение составило от 20 до 30% (Алтай, Хакасия, Саха (Якутия), Красноярский и Ставропольский края, Мордовия, Читинская и Ивановская области). 3. Производство продукции (работ, услуг) на МП в целом по стране относительно 2000 г. увеличилось на 17,3% (в 2005 г. по сравнению с 2004 г. прирост составил 20,5%). При этом незначительное снижение отмечено только в одном федеральном округе – Северо-Западном (на 1,9%). Более чем на 30% производство на МП увеличилось в Центральном и Уральском ФО, в остальных рост составил от 3 до 7%.
По итогам 2006 г. производство на МП снизилось в 39 регионах (в 2005 г. их было 15). Среди них в наибольшей степени сократилось в Усть-Ордынском Бурятском АО (на 89,7%). Сильное снижение произошло в таких регионах, как Республика Тыва (на 56,8%), Республике Хакасия (на 47,8%), Республике Ингушетия (на 46,4%). Еще в 12 регионах наблюдалось сокращение от 10 до 30%. В течение пяти-шести лет отраслевая структура малых предприятий остается без существенных изменений. В структуре малого предпринимательства преобладают предприятия торговли и общественного питания – 42,7%, строительства – 16,4%, промышленности – 15,7%, науки – 5,5%, бытового обслуживания – 1,2%. 4. В 2006 г. инвестиционная активность на МП была очень нестабильной. После сокращения объема инвестиций в основной капитал в 3 кв. 2006 г. на 15,5% в целом по стране в 4 кв. наблюдалось его небывалое увеличение (в 3,5 раза по сравнению с 3 кв. 2006 г.). По итогам 2006 г. по сравнению с 2005 г. также произошел рост инвестиций, показатель увеличился на 23%. Лидером по приросту стал Приволжский ФО (на 53,3%). В ряде регионов инвестиции в 2006 г. либо не осуществлялись, либо их объемы были очень малы (Еврейская АО, Корякский АО, Ненецкий АО, Калмыкия, Тыва). По итогам 2006 г. положительный прирост инвестиций в основной капитал на МП относительно предыдущего года отмечен в 38 регионах (в 2005 г. таких регионов было 55). Таким образом, развитие малого предпринимательства в различных регионах Российской Федерации происходит весьма неравномерно – как в региональном, так и в отраслевом разрезах. Отличительной чертой российского малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля “теневого” сектора (30-50% реального оборота субъектов малого предпринимательства составляет “теневой” сектор). Россия в значительной степени уступает странам с развитой экономикой в вопросах развития малого предпринимательства. Оценки малого бизнеса за рубежом показывают, что доля малого бизнеса в производство ВВП колеблется в пределах 80% (в США – 70%, Японии – 78%, Италии – 73%), в то время, как в России этот показатель составляет лишь 10-11%.
По данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации, доля малого бизнеса в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет сейчас составляет 10%, тогда как в Европе - более 50%. Перспективы развития малого предпринимательства Рост числа новых малых предприятий, увеличение объемов выпуска продукции в 2003-2005 гг. в значительной степени будет зависеть от ряда условий. 1. По мнению ряда экспертов, финансовая поддержка малого предпринимательства со стороны государства является основным направлением его развития. За последние годы происходило снижение финансовой поддержки малого бизнеса из федерального бюджета. В 2005 г. было выделено 100 млн. руб., в 2006 г. - 140 млн. руб., в 2007 г. - только 20 млн. руб. На 2008-2009 гг. принято принципиальное решение по выделению ресурсов на поддержку малого бизнеса из федерального бюджета в размере: 250, 350 и 450 млн. руб.. Отсутствие инвестиций в перерабатывающий сектор остается одной из острых проблем малого предпринимательства. Обновление производственных фондов и внедрение новых технологий в мясоперерабатывающей, обувной, швейной, трикотажной отраслях требуют многомиллиардных вложений – от 30 млрд. до 50 млрд. руб. Львиная доля всех инвестиций приходится на добывающие, экспортоориентированные отрасли. В итоге большинство отечественных малых и средних производителей товаров и услуг просто не в состоянии конкурировать с западными предприятиями. Импорт продукции указанных отраслей в последние годы продолжает расти. 2. Формирование благоприятного предпринимательского климата. Для этого необходима реализация в регионах и на местах принятых федеральных законов, направленных на улучшение предпринимательского климата в стране. Принятый пакет антибюрократических законов должен ликвидировать барьеры для ведения бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровне. Это относится к ряду законов, принятых правительством, которые предусматривают упрощение порядка регистрации хозяйствующих субъектов (Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц”), существенное сокращение лицензируемых видов деятельности (Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”), унификацию и уменьшение контрольных административных процедур, усиление защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или проведение государственного контроля (Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”).
В 2002 г. был принят рамочный федеральный законопроект “Об основах технического регулирования в Российской Федерации”, необходимый для установления жестких стандартов, обеспечивающих безопасность товаров для потребителя. Таким образом, принятие закона заметно снизит уровень зарегулированности бизнеса, отменив огромное количество действующих стандартов. 3. Сокращение налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предприятий. В этих целях возможно применение налоговых каникул на первые два года для новых производственно-инновационных, строительных, “инвалидных” малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства – медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т.п. Создание благоприятного налогового климата для субъектов предпринимательства возможно не только через снижение налогового бремени, упрощение порядка учета и отчетности, налогообложения, но и путем получения возможности при расчете единого налога принимать к зачету сумму уплаченного единого социального налога. 4. Концентрация финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и регионального бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и внебюджетных источников в рамках Федеральной программы 2008-2009 гг. на таких приоритетных направлениях, как: - создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и уже работающих на российском рынке предприятий; - увеличение объемов микрофинансирования и микрокредитования, что в 2-3 раза расширит сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей; - эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса; - создание современных элементов инфраструктуры – бизнес-инкубаторов, научных и инновационных парков. 5. Налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений президента РФ. В этой связи необходимо разделить полномочия между законодательной и исполнительной властью, отвечающими за формирование благоприятного предпринимательского климата в стране, формирование и проведение государственной политики поддержки малого предпринимательства и органами, отвечающими за меры по реализации федеральных программ и упрощению доступа малых предприятий к финансовых ресурсам.
6. Активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего консервативного типа потребительского поведения. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле. Торговля и сфера услуг медленно увеличивают объемы заказов оптовикам и отечественным производителям. Последние нередко сужают ассортимент многих продуктов питания (молочных, мясных, кондитерских и т.п.), крайне вяло наращивают выпуск новой продукции. Это приводит к тому, что они практически не имеют средств для инвестирования, расширения мощностей и освоения новых технологий. 7. Для стабильной работы малых и средних предприятий в условиях глобализации с учетом международного опыта необходимо обеспечить условия для создания оперативно действующей справочно-информационной системы о положении дел в России и странах СНГ. Необходимо выстроить надежную систему правового и информационного обеспечения деятельности малого предпринимательства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|