Определение понятия «психологическая подготовка музыканта»
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Подготовка к концертному выступлению как наиважнейший этап работы музыканта-исполнителя Определение понятия «психологическая подготовка музыканта»
На основании статей, публикаций, исследований, проведенных доктором психологических наук Л.Л. Бочкаревым на конкурсах и в классах учебных музыкальных учреждений, можно сделать вывод, что психологической подготовкой музыканта следует считать индивидуальный для каждого учащегося комплекс определенных упражнений и рекомендаций, детерминированный индивидуальными личностными и психофизиологическими особенностями каждого учащегося, позволяющий ему достигать наиболее комфортного и эффективного для исполнения музыкальной программы психологического состояния в процессе концерта. На основании проведенных исследований психологического состояния музыкантов на выступлениях, Л.Л. Бочкарев сделал вывод, что волнение присутствует у всех музыкантов, имеющих опыт выступлений и новичков на сцене. Но разница в том, что опытные музыканты умеют быстрее адаптироваться к экстремальным условиям конкурсного или концертного выступления, а также с опытом приобрели способности регулировать свои психические состояния. Поэтому их волнение даже полезно для более яркого и эмоционального выступления. У молодых исполнителей, не имеющих большого опыта выступлений на сцене, преобладало сильное возбуждение, а у некоторых даже состояние апатии. У них пропадало желание выступать. В таких случаях без помощи психолога или без знаний саморегуляции своего психического состояния при подготовке к концертному выступлению обойтись невозможно. Поэтому, основной задачей педагога и в дальнейшем самого музыканта-исполнителя, подчеркивает Л.Л Бочкарев является « поиск путей и средств обеспечения психической готовности музыканта к публичному выступлению в процессе работы над музыкальными произведениями ».
В нашей стране еще со времен СССР всегда выдвигалась задача формирования гармонично развитой личности. Эту задачу могла решить только музыка, которая в жизни человека занимает огромную роль. Поэтому от мастерства музыканта-исполнителя, находящегося в контакте с миллионами слушателей, зависит конечный результат музыкально-эстетического развития общества. Доктор психологических наук Цагарелли Ю.А. отметил: « Скудность и неадекватность представлений о психологической сущности деятельности, мастерстве, способностях и профессионально-важных качеств музыкантов порождают многочисленные ошибки в диагностике и обучении музыкантов-исполнителей, отмечавшиеся Г.Г. Нейгаузом (1961), Г.М. Коганом (1985), И.А, Мусиным (1967) и др. Налицо отсутствие психологической теории музыкально-исполнительской деятельности, без которой корректно решать практические задачи нельзя. Закономерна в этой связи и низкая эффективность общего музыкального образования, направленного на обучение игре на музыкальных инструментах и пению, на воспитание слушателей, способных к подлинному музыкальному переживанию » (22. С. 386). Последние двадцать лет Россия претерпевает серьезнейшие социальные преобразования. Страна сильно изменилась за эти годы. Изменения коснулись практически всех сфер человеческой жизни, начиная от сферы экономики и заканчивая мировоззренческими константами. Необходимо отметить, что в достаточно узкой среде музыкантов на духовых инструментах изменения эти вызвали бурный рост исполнительского мастерства. Действительно, мы можем констатировать тот факт, что на сегодняшний день наши исполнители на духовых инструментах все более и более соответствуют международным критериям исполнительского мастерства и становятся все более и более конкурентоспособными.
В первую очередь это касается исполнителей на деревянных духовых инструментах. Отечественные духовые исполнительские школы столкнулись после развала СССР с совершенно новыми требованиями к уровню мастерства. И надо отметить тот факт, что интеграция западного исполнительского опыта происходит в России более или менее успешно. Более того, стараниями отечественных педагогов, исполнительским школам при интеграции западного опыта, удается сохранить все то наиболее ценное, что было ими наработано в предыдущую историческую эпоху. То есть им удается проводить интеграцию, не отбрасывая полностью традиции русской духовой школы. Однако процесс этот все равно является достаточно болезненным. Но помимо чисто «технических» аспектов методики западного образования в отношении духового искусства, существует и ряд других не менее важных, пусть напрямую и не связанных с музыкальным искусством сторон образовательного процесса. Речь идет о так называемой «психологической гигиене» учащихся. Крайне неприятно констатировать тот факт, что во многих отечественных ВУЗах, в том числе и музыкальных, до сих пор нет должности штатного психолога. Такой специалист совершенно необходим для эффективности образовательного процесса. Нужен и для решения проблем, связанных с жизнедеятельностью учащегося и в рамках образовательного процесса в общем, и для его психологической подготовки к концертированию. Выступление на концерте всегда сопряжено с определенным стрессом для выступающего. Но когда, фактически, впервые в жизни каждого учащегося музыканта происходит его первое выступление? Полагаю, что первым выступлением в жизни подавляющего большинства музыкантов можно назвать их второй урок в классе по специальности. Говоря «второй», не подразумеваем порядковый номер уроков по специальности, согласно утвержденному учебному плану. Говорим об уроке, на котором ребенок впервые показывает преподавателю свое первое домашнее задание. Иными словами, на первом уроке ему только дают в руки музыкальный инструмент и преподаватель объясняет ему самые простые вещи: как надо правильно держать инструмент, как надо правильно ставить пальцы, куда нужно направлять дыхание. Это может произойти и не на конкретно первом уроке, в конце концов, мы знаем случаи, когда первые занятия уходят на то, чтобы просто объяснить «новенькому» принципы нотной грамоты, без которых немыслимо дальнейшее обучение. Но рано или поздно, приходит время того самого первого урока, когда ученик впервые в своей жизни берет в руки свой первый музыкальный инструмент, и после этого урока преподаватель дает ему его первое домашнее задание. Например, выучить аппликатуру гаммы C-dur и саму гамму. И наступает тот самый второй урок, когда ученик приходит показывать своему учителю свое первое домашнее задание. С этого момента наступает его исполнительская деятельность маленького музыканта, с этого момента педагог должен подготавливать его психологическое состояние.
О влиянии внутрисемейного «климата» на развитие личности ребенка следует говорить в рамках совершенно другой работы, поэтому мы считаем нужным остановиться именно на психологических проблемах детей в классе по специальности. Как бы то ни было, очень многие родители непременно хотят присутствовать на занятиях их детей в классе по специальности. Необходимо помнить, что для ребенка такая ситуация может нести дополнительный стресс. Перед ним находятся две (как минимум) авторитетные фигуры - педагог по специальности и родитель. В большинстве случаев ребенком эта ситуация будет воспринята как фактор, накладывающий на него дополнительную ответственность. Поэтому считаю необходимым дать рекомендацию об ограничении нахождения родителей в классе, во время занятий их ребенка с педагогом по специальности. В педагогической практике моего знакомого был один несколько забавный эпизод. На урок пришел маленький мальчик в сопровождении своей мамы. Он начал с ребенком занятие в тот момент, когда мама покинула класс. Урок длился порядка 45 минут. После его окончания выяснилось, что мама мальчика все это время стояла за дверью и подслушивала. Поведение родителей, в данном случае этой мамы можно рассматривать как фактор мешающий образовательному процессу: зачем стоило подслушивать?
Следом пришел еще один ребенок уже в сопровождении дедушки. И, поразительно, ситуация повторилась. Дедушка вышел за дверь, но, как выяснилось впоследствии, он также стоял за ней и слушал, как проводится урок. Более того, по окончании занятия он вошел в класс, будучи довольным тем, как на его взгляд, прошли занятия, и сообщил мне в присутствии своего внука, что он стоял и слушал за дверью. Полагаю, что психологический климат в классе по специальности играет важнейшую роль в том, насколько готовым окажется ученик к концертному выступлению. Конечно, было бы очень важно, если бы в каждом учебном музыкальном заведении был свой психолог. Работая в той же музыкальной школе, такой специалист мог бы оказывать очень большую помощь и поддержку детям, обучающимся музыке. Но такой специалист редкость. При этом необходимо отметить, что в последнее время ситуация в России стала меняться в лучшую стороны. И если специалист психолог все еще не работает в каждой школе, то к услугам родителей и их детей сейчас достаточно много психологических центров, где и те, и другие могут получить достаточно квалифицированную психологическую помощь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|