Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание собственной психологической подготовки к концертным выступлениям




 

Психологическая подготовка к публичному выступлению должна вестись с самого начала разучивания программы. Лучше всего эту работу вести по двум направлениям.

Первое направление, должно быть нацелено на повышение самооценки, уверенности в себе, довольства собой и своей жизнью. Здесь мной используются такие техники, как признание достоинства, искоренение негатива.

Второе направление, направлено непосредственно на подготовку к выступлению, является частью работы над программой или музыкальным произведением и включает в себя визуализацию и позитивные утверждения. Техника признания своих достоинств, позволяет почувствовать себя достойным и особенным.

Необходимо привлечь свое внимание к тем областям жизни, где был достигнут некоторый успех и это состояние уверенности, перенести, вдохновляя себя на новые свершения. Для этого составляю целый список достоинств, в который внесены все мои успехи, в том числе и музыкальные.

Вспоминаю свои удачные выступления, ещё раз ощущаю чувство радости и счастья от общения с публикой и моментов вдохновения. Пусть эти достижения совсем незначительные, но за победу над собой стоит похвалить самого себя! Для этой практики необходимо вспомнить все свои достоинства, пусть даже не относящихся к моей исполнительской практике, и составить в письменном виде список достижений.

Необходимо записать следующие фразы: «Я быстро разбираю новые произведения, я прирождённый музыкант, добиваюсь поставленных целей, успех влечёт за собой новый успех». Такие списки вселяют уверенность, что любые цели достижимы!

Большое значение для поддержания своего подсознания, играет искоренение негативных явлений, которые окружают наше существование. Нужно постоянно заботиться о содержании своего подсознания. Очень плохо, когда в него попадают негативные мысли. Собственное подсознание принимает негативные мысли за истину и начинает их претворять в жизнь. С древности идет поверье о том, что нельзя верить в неудачу, в несчастье, в бедность, чтобы подсознание не воплотило эти негативные мысли в реальность.

Необходимо при любых обстоятельствах верить в свой безусловный и неизбежный успех на сцене (или в другой области), то он непременно и ярко проявится в жизни.

Для этого использую практику замены негативных убеждений на позитивные. Составляю список: на каждое негативное убеждение записываю новое позитивное.

Например: ограниченный взгляд: «Я боюсь играть на сцене». Новое убеждение: «Я играю на сцене с удовольствием» и т.д. Очень важно закрепить эти взгляды в своём подсознании. Если приходит мысль, ограничивающая мой успех, тут же заменяю её на противоположную положительную. Мысленно представляю себя в будущей положительной ситуации.

Приём визуализации, используемый вместе с позитивными утверждениями, даёт великолепные результаты. Наши убеждения и ожидания накапливаются и закрепляются за счёт мыслей и установок, которые мы внушаем себе. Использование практики визуализации для успешного выступления.

Отключаю мобильный телефон, выбираю 5-10 минут, когда меня никто не обеспокоит, ложусь на спину, расслабляюсь.

Дыхание должно быть медленным и глубоким. Нужно почувствовать, как уходит напряжение из тела, как покидают беспокойные мысли. Заставить свое сознание представить себе ситуацию предстоящего выступления.

Перенестись в зрительный зал, увидеть знакомых и незнакомых людей, если это конкурс, увидеть членов жюри за столом, готовых меня выслушать. Сначала это получается плохо. Но несколько дней тренировок дают неплохой результат. Самый важный момент - выход на сцену, почувствовать свое состояние на сцене. В начале занятий получаешь неприятные ощущения, которые мешают - страх, неуверенность, скованность. В эти моменты, нужно мысленно заменить свои негативные ощущения на позитивные - ясность мысли, цепкость пальцев, желание сыграть, уверенность в успехе.

Когда почувствую перемену в состоянии психики, продолжаю визуализацию, мысленно выхожу на сцену и начинаю играть. В этот момент важно почувствовать, как прекрасно звучит инструмент под моими пальцами, как точно передаётся авторский замысел, как мне нравится сам процесс!

Очень важно в этом приеме доиграть до конца, услышать бурные аплодисменты, почувствовать восторг и благодарность зрителей. Раскланиваясь, я ухожу со сцены с ощущением восторга и счастья!

В таком виде визуализация подходит и солистам, и концертмейстерам, и взрослым, и детям, она универсальна. Упражнения нужно делать каждый день (самое лучшее время перед сном) с самого начала разучивания программы.

Большую пользу дают позитивные утверждения, для уверенности в своих силах. Утверждения наполняют мозг мыслями, подкрепляющими вашу цель на данный момент: я всё могу, у меня всё получится, я успешный человек, я спокоен и собран, я уверен в себе, я с радостью выступаю на сцене, я очень трудолюбив и т.д.

Упражнения можно написать на листке бумаги или картона яркими фломастерами и повесить на стену. Нужно отметить, что техники ни в коем случае не заменяют работы за инструментом и не умаляют интенсивности домашних занятий. Они успешно работают только при условии добросовестной подготовки к концертному выступлению.
 Вывод. Человек, овладевая методикой силы разума, становится позитивно мыслящим человеком, создавая свой не только профессиональный, но и жизненный успех, так как эта методика универсальна. Она помогает справиться со своими страхами и обрести уверенность на сцене в момент публичного выступления.

Для преодоления волнения необходимо много раз выходить на сцену. Именно сцена придаст музыканту - исполнителю уверенность в своих способностях и только сцена - лучшее лекарство от волнения.

 


Заключение

 

Музыканту-исполнителю для выполнения профессиональных задач на сцене необходима система способов саморегуляции, обеспечивающих формирование функционального адекватного состояния.

Способы саморегуляции состояния музыканта при подготовке к выступлению должны быть подобраны индивидуально-специфичным профилем личностных особенностей.

Комплексное обучение приемов психологической подготовки музыкантов-исполнителей к выступлению, позволило бы изменить уровень профессионализма, добиться высочайших результатов в исполнении.

Работа над психологической подготовкой к концертным выступлениям исполнителей на духовых инструментах в частности и музыкантов в целом, есть один из краеугольных камней в музыкальной педагогике. Тем не менее, в отечественной научной и педагогической литературе до сих пор нет комплексной программы подготовки к концертным выступлениям, помогающей справиться с сценическим волнением. Традиционно этот вопрос рассматривается российскими педагогами как второстепенный и решение его предполагается лишь в накоплении учащимся соответствующего исполнительского опыта.

Выше уже отмечалось, что в последние годы эта ситуация стала постепенно меняться в лучшую сторону. Связано это во многом с тем, что старое поколение педагогов постепенно уходит и на смену ему приходят молодое поколение педагогов, по сути уже состоящее из людей новой формации.

Полагаю, что эта тенденция сохранится в обозримом будущем. И уже на базе новых эмпирических исследований будут разработаны новые эффективные методы психологической подготовки музыкантов к концертным выступлениям. Уверенность нам придает тот факт, что популяризация психологии, как науки, происходит в нашей стране постоянно и отечественные исполнительские музыкальные школы постепенно осваивают новый опыт и новые традиции преподавания.

Завершая работу, целесообразно подчеркнуть следующие ключевые моменты.

Уникальность ситуации публичного выступления во многом обусловлена наличием живого, прямого и непосредственного контакта артиста и зрителя.

Необходимо обогатить научными разработками подготовку музыканта-исполнителя к выступлению на сцене. Приближаясь к пониманию и объяснению феномена установления живого эмоционального контакта между зрителем и артистом, психология может исследовать механизмы взаимодействия между ними.

 


Библиография

 

1. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., 1974. - С. 52.

. Башмет Ю. Вокзал мечты. М., 2003. - С. 8

. Бочкарёв Л.Л. Психологические аспекты публичного выступления музыканта-исполнителя. Классика XXI. 2006 г.

. Бочкарев Л.Л. «Психология музыкальной деятельности» Классика ХХI 2008 г. - С. 282-285.

. Васадзе А.Г. Художественное чувство как переживание «созревшей установки» // Бессознательное / Ред. А.С. Прангишвилли и др. Т. 2. - Тбилиси, 1978. - С. 514.

. Ганелин Л. О значении самонастройки и возможностях активного самовнушения при подготовке музыкантов - исполнителей. Психорегуляция. - Алма - Ата. 1973 г.

. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007

. Зверева Е. Роль личности преподавателя. 2011 г. Свидетельство о публикации №211030301952. Интернет статья с сайта proza.ru. http://www.proza.ru/2011/03/03/1952

. Иванников.В.А Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Издательство МГУ 1991.

. Капустин Ю.В Музыкант-исполнитель и публика. Исслед. - Л.: Музыка, 1985.

. Коган Г.М. У врат мастерства. - М., 2004.

. Перлз Ф. «Подход и свидетель терапии». - М.: 1996

. Петрушин В.И. «Музыкальная психология»: Учеб.пособие для студентов и преподавателей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология: Учебник для инженерно-педагогических работников. - М.: Просвещение, 1993. -380 с.

. Попов. В.С. Статья: «ДУХОВЫЕ. ОБ ИНТОНИРОВАНИИ (И НЕ ТОЛЬКО) В ОРКЕСТРЕ» Журнал «Музыкальные инструменты» №14. 2007 г. С. 14.

. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под ред. Г.М. Цыпина. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 с.

. Статья «Как преодолеть сценическое волнение» опубликовано 7 сентября 2013 года на http://www.musicaneo.com/ru/blog/51kak_preodolet_scenicheskoe_volnenie.html

. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. - СПб: Питер, 2002. 380 с.

. Тарасов Г.С. Учебно-творческая деятельность студента-исполнителя // Вопросы психология. - 1983. - №3. - С. 17-18.

. Федоров Е.Е. Ветер судьбы. Новосибирск: «Манускрипт», 2006. - 228 с.

. Федоров Е.Е. «Психологическая подготовка музыканта». «Вопросы музыкознания». - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 1999. - С. 164-178

. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Учебное пособие. - СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2008. - 386 с.

психологический музыкант выступление концертный

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...