Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Необходимость психологической подготовки музыканта к концертному выступлению




 

Статистические наблюдения в различных музыкальных учебных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга показали, что знание основ психологии, в частности психологической подготовки к выступлению учащегося, педагогами является достаточно большой редкостью. В особенности если речь идет о педагогах, родившихся, выросших, учившихся и состоявшихся как музыкантов в эпоху СССР. Речь идет о людях так называемой «старой закалки». Обучаясь в музыкальном училище, о своем волнении старался с педагогом не говорить, так как он считал, что все зависит от качества выученного музыкального материала. Про какое-то волнение он слушать даже не хотел, хотя видел как мне тяжело с ним справляться. Поэтому уже тогда начиная с двенадцати лет меня эта проблема очень интересовала. Мне много помогло то, что в общеобразовательной школе у нас был штатный психолог и можно было всегда обсудить свои проблемы. Мне это очень помогло для дальнейшего музыкального роста.

Можно с грустью констатировать, что отношение к психологической помощи и практикующим психологам в советский период истории нашей страны можно охарактеризовать таким эпитетом как «пренебрежительное». Более того, до сих пор многие воспринимают людей, прибегающих к услугам психологов, как людей слабых и неспособных самостоятельно решать свои проблемы. Такая позиция в корне неверна, а в рамках образовательного процесса очень вредна.

Однако новое поколение молодых педагогов уже во многом по-другому относится к необходимости психологической подготовки.

Педагог это очень важный «зритель» для своего ученика. От его мнения ученик может очень серьезно зависеть. Кроме того, педагог может обладать определенными чертами своего характера, такими как властность, жесткость и педагог может испытывать страх потери авторитета в глазах своих учеников. Эти качества могут способствовать возникновению страха ученика перед своим преподавателем, что очень негативно сказывается на его исполнительском мастерстве.

Наверное многие из нас слышали такое выражение: «коридорный музыкант». Оно употребляется по отношению, к учащимся, которые уверенно играют сольные произведения вне стен класса, например, играя их где-нибудь на этаже, разыгрываясь непосредственно перед самим уроком. Но стоит такому ребенку, или уже юноше, или девушке зайти в класс по специальности и предстать пред ясным взором своего педагога, как их уверенность и наработанное, казалось бы упорными часами домашних занятий, мастерство вдруг куда-то улетучивается.

В ходе опросов, мной были установлены несколько физиологических ощущений, которые сопровождали таких учеников в такой ситуации. В частности один из респондентов отмечал, что он чувствует себя вполне уверенно, когда занимается один дома или в своем учебном заведении на этаже. Однако когда он входит на урок к своему преподавателю по специальности, уверенность его куда-то мгновенно исчезает, у него начинает «дрожать» звук и сопровождается все это сильнейшим пересыханием ротовой полости, что еще больше затрудняет исполнение.

Причин здесь может быть несколько, полагаю, что такой симптом может возникать от сильного волнения, которое испытывает респондент заходя в класс и начиная играть перед своим педагогом. И вполне возможно, что это волнение обусловлено неблагоприятном психологическим климатом для этого учащегося в классе по специальности. Справляться с таким волнением можно разными способами, однако зачастую учащийся оказывается бессилен перед такими проблемами и не может справиться с ними без посторонней помощи. В такой ситуации, единственный его шанс в нахождении взаимопонимания с педагогом, в изучении способов саморегуляции своего психологического состояния, в накоплении исполнительского опыта. Однако процесс этот может затянуться на очень долгие годы, в течение которых учащийся будет периодически испытывать серьезнейший дискомфорт в процессе обучения.

Кроме того, необходимо помнить, что сфера искусства, в особенности сфера искусства академического чрезвычайно жестока. Учащийся практически с самого начала обучения, если речь не идет о частном обучении на дому, находится в ситуации очень жесткой конкуренции со своими соучениками. Говоря обыденными терминами, люди, работающие в сфере академического искусства, постоянно имеют дело с таким сильным человеческим чувством как зависть.

И это очень серьезный фактор. Начиная с ранних лет, учащиеся ведут предельно жесткую борьбу, даже не осознавая это. Это бой за внимание публики. Чем большему количеству людей твое искусство нравится, чем более ты популярен, тем выше твое место иерархии человеческой стаи, тем более ты успешен, тем сильнее твой авторитет. Но внимание публики завоевать всем невозможно, а, между тем, награда столь ценна, что борьба за нее сопряжена с очень сильными переживаниями по поводу любой творческой неудачи. В том числе и по поводу неудачно сыгранного концерта.

Поэтому можно сделать вывод, что одной из главнейших задач педагога по специальности является создание благоприятного психологического климата в классе и практика индивидуального подхода к каждому отдельно взятому ученику. Иной раз, такой подход предполагает неприемлемость для учащегося личного опыта его преподавателя. Необходим психологический климат, который бы позволил каждому ученику гармонично развивать свои способности и не допускал бы сильного стресса на уроках по специальности. Творческая жизнь музыканта и без того заполнена завистью, волнениями, обидами и другими сильными негативными эмоциями. Преподавателям не следовало бы еще и дополнительно усложнять задачи своим подопечным.

«Роль личности преподавателя в образовательном процессе не просто огромная. Эта роль основополагающая. Образовательный процесс - это не только передача необходимой научной информации, но и процесс взаимодействия педагога и обучающихся - их взаимовлияние друг на друга, обмен эмоциями, мыслями, переживаниями».

Многим отечественным преподавателям удается добиться такого взаимопонимания с обучающимися, даже не имея должной психологической подготовки. Однако это лишь дело случая.

Итак полагаю, что проблемы волнения в процессе исполнения музыки вполне могут возникнуть еще в классе по специальности. И основная цель психологической подготовки музыканта связана с преодолением этого волнения.

Феномен сценического волнения у музыкантов может быть выражен настолько ярко, что иной раз, по мнению, многих психологов, это может привести к тому, что начинающий музыкант будет вынужден навсегда отказаться если не от профессии музыканта в целом, то от сольной концертной деятельности.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...