Структура процесса социальной коммуникации
Стр 1 из 35Следующая ⇒ Г. Н.ШВЕЦОВА-ВОДКА ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ДОКУМЕНТА и КНИГИ Учебное пособие
Москва Киев «Рыбари» «Знання» УДК 002.2(075.8) ББК 73.031+76.110я73 Ш35
Рекомендовано Министерством образования и науки Украины, (письмо № 1.4/18 Г-1214 от 30 мая 2008 г.)
Рецензенты: С.Г. Кулешов, заведующий отделом документоведения Украинского научно-исследовательского института архивного дела и документоведения, доктор исторических наук, профессор; II.П. Кушнаренко, проректор но научной работе Харьковской государственной академии культуры, доктор педагогических наук, профессор; Г.В. Силкова, заведующая кафедрой документальных коммуникаций Ровепского государственного гуманитарного университета, кандидат педагогических паук, доцент Швецова-Водка Г.Н. Ш35 Общая теория документа и книги: учеб. пособие / Г.Н. Швецова-Водка. — М.: Рыбари; К.: Знания, 2009. — 487 с. ISBN 978-5-93763-008-7 ("Рыбари", Россия) ISBN 978-966-346-518-0 ("Знания", Украина)
В пособии раскрываются основные теоретические вопросы общего документоведения — от определения "документа" до классификации печатных изданий. Изложение учебного материала отражает авторскую концепцию, согласованную с распространенными представлениями о документе и книге, а также с исследованиями разных ученых, изучавших проблемы документоведения и книговедения. Пособие содержит теоретические материалы, соответствующие программе курса "Документоведение". Учебное пособие состоит из двух частей: "Основы теории документа" и "Книга как вид документа". Пособие предназначено студентам, магистрантам, аспирантам и преподавателям документоведческих, книговедческих и библиотековедческих специальностей университетов и академий, библиоточно-информационных факультетов вузов культуры и искусств.
ББК 73.031+76.110я73 © Издательство Знания ISBN 978-966-346-518-0 ("Знания", Украина) СОДЕРЖАНИЕ Предисловие..................................................................9 ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ДОКУМЕНТА.....................13 Тема 1. Понятие "документ": историческое развитие его значений........ 14 1.1. Эмпирические представления о документе......... 14 1.2. Значения понятия "документ"..........................17 1.3. Происхождение термина "документ" и развитие его значений..............37 Выводы.......................................................................41 Вопросы и задания для самоконтроля.............................. 41 Тема 2. Функциональная сущность понятия "документ" 43 2.1. Понятие "информация" с точки зрения теории информационной коммуникации. Структура информационно-коммуникационной системы..44 2.2. Структура процесса социальной коммуникации 48 2.3. Понятие "социальной информации". Соотношение информации и знания 49 2.4. Функциональное определение понятия "документ".............................52 Выводы.......................................................................56 Вопросы и задания для самоконтроля..............................57 Тема 3. Определение Документа IV..............................58 3.1. Определение документа в стандартах и словарях по делопроизводству и архивному делу..............58 3.2. Современные определения документа в информатике (в разных сферах информационной деятельности). Документ IV как "записанная информация".................................................66 3.3. Определение документа в библиотековедении. Документ как объект библиотечного дела......74 Выводы.......................................................................80 Вопросы и задания для самоконтроля..............................81 Тема 4. Функции, свойства и признаки документа.........82 4.1. Понятие "функции документа". Главная (сущностная) функция документа и производные от нее.........................................................83
4.2. Другие общие функции документа. Понятие специальных и конкретных функций документов.............................................................87 4.3. Свойства документа........................................99 4.4. Признаки документа......................................113 Выводы......................................................................115 Вопросы и задания для самоконтроля.............................116 Тема 5. Информационная составляющая документа.....117 5.1. Концепция социальной информации................118 5.2. Структура и свойства социальной информации... 12 4 5.3. Требования к социальной информации.............130 5.4. Классификация социальной информации (ее виды)......................133 Выводы......................................................................143 Вопросы и задания для самоконтроля.............................143 Тема 6. Знаковая и материальная составляющие Документа IV................................................145 6.1. Знаковая составляющая Документа IV.............146 6.2. Вещественная (физическая) основа Документа IV 153 6.3. Форма (конструкция) носителя информации у Документа IV..............................................156 6.4. Структура документа.....................................158 Выводы......................................................................160 Вопросы и задания для самоконтроля.............................161 Тема 7. Классификация Документа IV........................163 7.1. Задачи и особенности классифицирования документов...................165 7.2. Классификация Документа IV по признакам, характеризующим знаковую систему записи информации...........................................168 7.3. Классификация Документа IV по признакам, характеризующим материальный носитель документа......................................181 7.4. Классификация документа по его информационной составляющей...184 7.4.1. Виды документа по сфере возникновения информации и объекту отражения..186 7.4.2. Представление о первичных и вторичных документах...................188 7.5. Классификация Документа IV по обстоятельствам его существования во внешней среде.......193 7.5.1. Понятия "опубликованные" и "неопубликованные" документы..........193 7.5.2. Документы — оригиналы и копии...................200 7.5.3. Аутентичный (подлинный) и фальшивый (поддельный) документы....202 Выводы......................................................................203 Вопросы и задания для самоконтроля.............................206 Тема 8. Документоведений как наука..........................208
8.1. Основные этапы развития и главные концепции документоведения........208 8.2. Объект, предмет и структура документоведения 215 8.3. Место документоведения в системе наук..........227 8.4. Методы документоведения..............................236 Выводы......................................................................245 Вопросы и задания для самоконтроля.............................246 ЧАСТЬП. КНИГА КАК ВИД ДОКУМЕНТА.....................247 Тема 9. Определение книги........................................248 9.1. Дифференциация понятия "книга" по особенностям материального носителя информации....249 9.2. Дифференциация понятия "книга" по особенностям знаковой формы и способа восприятия человеком....................................................252 9.3. Место книги в социальном коммуникационно-информационном процессе..............................255 9.4. Соотношение книги с документами первоначальными и архивными........................................259 9.5. Соотношение понятий "документ", "книга", "издание", "произведение печати", "литература", "публикация"...............................................260 Выводы......................................................................265 Вопросы и задания для самоконтроля.............................266 Тема 10. Функции и свойства книги..............................267 10.1. Сравнение функций документа и книги............268 10.2. Сравнение свойств документа и книги..............272 10.3. Специфические функции и свойства книги.......281 Выводы......................................................................291 Вопросы и задания для самоконтроля.............................294 Тема 11. Общие понятия типологии книги.....................295 11.1. Понятие типологии книги..............................295 11.2. Способы типологического познания книги........299 11.3. Основные категории книги.............................302 11.4. Основные категории типологического познания книги.................312 11.5. Принципы типологии книги...........................316 Выводы......................................................................317 Вопросы и задания для самоконтроля............................. 318 Тема 12. Типы и жанры литературы.............................319 12.1. Понятие "типы литературы"...........................319 12.2. Типы литературы по социальному назначению..............................322 12.3. Типы литературы по дополнительным признакам...........................333
12.4. Жанры литературных произведений: общая характеристика..........337 12.5. Жанры политических первоисточников...........345 12.6. Жанры правовых первоисточников.................346 12.7. Жанры художественной литературы...............354 12.8. Жанры публицистической литературы............358 12.9. Жанры массово-информационной литературы... 364 12.10. Жанры мемуарной литературы.......................368 12.11. Жанры научно-исследовательской литературы... 372 12.12. Жанры научно-популярной литературы...........376 12.13. Жанры учебной литературы...........................376 12.14. Жанры производственной литературы.............376 12.15. Жанры рекламной литературы.......................383 12.16. Жанры научно-информационной литературы...383 12.17. Жанры справочной литературы......................392 12.18. Типы и жанры религиозной (духовной) литературы....................393 12.19. Жанры развлекательной литературы...............396 Выводы......................................................................398 Вопросы и задания для самоконтроля.............................399 Тема 13. Виды печатных изданий................................. 400 13.1. Классификация всех печатных изданий по определенным признакам...........................403 13.2. Виды непериодических изданий......................420 13.3. Виды периодических и продолжающихся изданий...........................425 13.4. Пересмотр стандартов на виды изданий............431 Выводы......................................................................445 Вопросы и задания для самоконтроля............................. 446 Список литературы в помощь изучению курса.................447 Приложение. Возможные пути развития терминосистемы документоведения……………………457 Именной указатель......................................................472 Предметный указатель.................................................475 ПРЕДИСЛОВИЕ Понятие "документ" является одним из наиболее распространенных в профессиональной деятельности специалистов документально-информационной сферы общества. О нем идет речь, когда рассматривают основные процессы, из которых состоит труд библиотекаря, библиографа, сотрудника научно-информационного учреждения, архива, музея и многих других социальных институтов документально-информационного обеспечения общества. Определение и классификация документов приобретают не только научное, но и сугубо практическое значение. Обычные, бытовые представления о документе и его видах оказываются недостаточными для организации деятельности информационных учреждений. Необходим научный анализ как самого понятия "документ", так и тесно связанных с ним понятий, обозначающих процессы и операции создания, обработки и использования документов в разных сферах общественной деятельности. Поэтому в наше время большое значение уделяется развитию и преподаванию работникам сферы социальных информационных коммуникаций общепрофессиональной дисциплины
"Документоведение", способной обеспечить единство в решении многих вопросов, связанных с определением, классификацией и характеристикой документов. Обязательной вводной частью документоведения должен быть раздел "Основы теории документа". Общая теория документа активно развивается в настоящее время, существуют разнообразные подходы и взгляды относительно многих научных понятий, терминов, концепций документоведения. Одна из задач учебной дисциплины "Документоведение" — познакомить с ними студентов, помочь определить наиболее приемлемые, обоснованные концепции, сделать соответствующие выводы. Именно основы теории документа являются наиболее общим содержанием данной дисциплины, необходимым для обучения не только библиотекарей-библиографов, но и студентов других специальностей. Весомой составляющей основ теории документа является типология документа. Типология — это "учение о типах", а также об определении главных понятий (категорий), которые касаются документа и его видов; о разных способах классификации документов; о соотношении между разными видами документа и др. Для библиотековедения и библиографоведения важно также определить соотношение категорий "документ" и "книга", возможности их применения относительно явлений, с которыми имеет дело библиотекарь или библиограф. Поэтому второй частью курса является раздел "Книга как вид документа". Построение второй части курса в известной степени соответствует построению первой части — от общего к частному. Следует отметить, что характеристика книги с позиций документоведения нужна также всем работникам, связанным с информационным обеспечением общества, потому что именно в книге (согласно ее трактовке, принятой в данном пособии) находится наибольший объем общедоступной информации. Содержание пособия ограничено главными теоретическими вопросами документоведения: от определения документа до классификации печатных изданий. Безусловно, за пределами пособия остается множество проблем, как теоретических, так и сугубо практических, касающихся характеристики отдельных видов, типов, жанров документов. Автор осознает, что данное пособие освещает далеко не все вопросы документоведения. Даже характеристика книги здесь не полна, поскольку в пособии отсутствует характеристика нетекстовых произведений печати и других видов изданий, кроме печатных (в частности, электронных, аудиальных, экранных). Но общая теория документа и книги, представленная в пособии, дает возможность правильно сориентироваться во всем многообразии существующих документов, используя разные источники для ознакомления с ними. Предлагаемое пособие ставит целью быть теоретическим введением к документоведению и книговедению, обеспечить единый подход к классификации документов вообще и книг в частности. Оно отражает авторскую концепцию, основанную на собственных научных исследованиях и согласованную с распространенными представлениями о документе и книге, а также с исследованиями многих ученых, изучавших проблемы документоведения и книговедения. Пособие знакомит с достижениями современного документоведения, дискуссиями по до-кументоведческим проблемам, предлагает альтернативные подходы к их решению, которые должны стимулировать самостоятельную творческую деятельность студентов. Дидактический потенциал пособия заложен в последовательности изложения материала (от общих вопросов к частным), его делении на конкретные темы, наличии выводов, вопросов и заданий для самоконтроля по каждой теме. Данное издание представляет собой перевод учебного пособия "Документоведение", вышедшего на украинском языке, с некоторыми изменениями и дополнениями. Измененное название больше соответствует его содержанию, в котором отражено не все документоведение, а только его вводная часть. Отсутствие детальной характеристики отдельных видов документов в данном пособии объясняется необходимостью создания системы документоведческих учебных дисциплин и их соответствующего учебно-методического обеспечения. На самостоятельный статус заслуживают такие учебные дисциплины, как "Управленческое документоведение", "Электронное документоведение", "Кинофотофонодокументоведение" и другие, посвященные разным видам документов. Кроме перечисленных, в этой системе должны быть и такие учебные дисциплины, как "Социальные коммуникации", "Документный ресурс", "Документные потоки и массивы" и т. п. Часть I ОСНОВЫ ТЕОРИИ ДОКУМЕНТА Тема 1 ПОНЯТИЕ "ДОКУМЕНТ": ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЕГО ЗНАЧЕНИЙ Понятие "документ" в наше время является наиболее распространенным в науках, изучающих разные способы хранения и передачи в обществе знания (или информации). Существует множество определений документа, которые зафиксировали представления о нем. Прежде всего, считаем нужным рассмотреть эмпирические представления о документе, исторические корни термина "документ" и постепенное развитие его значений до XX в.; обобщить имеющиеся в литературе определения документа; показать соотношение между существующими в наше время значениями понятия "документ". 1.1. Эмпирические представления о документе Эмпирические представления возникли как следствие или как итог наблюдений, как обобщение многих реальных явлений, но не как следствие теоретического познания, для которого нужны определенные методологические принципы, теория, которая бы объясняла смысл и происхождение явления. Эмпирически документ представляется, во-первых, как определенная вещь, как "материальный объект" или "субстанциальный" (вещественный, в отличие от энергетического) носитель информации. Иначе говоря, документ — это вещь, которую можно увидеть, к которой можно прикоснуться или ощутить другими органами чувств. Во-вторых, документ — это такая вещь, которая несет в себе некую информацию, то есть может что-то (какие-то сведения, знания) передать тому, кто будет знакомиться с документом, изучать его, читать или иным образом "потреблять информацию". Документ прежде всего нужен человеку именно для того, чтобы ознакомиться с этой информацией. С другой стороны, документ создается человеком (точнее — обществом) для того, чтобы сохранить определенное знание во времени и передать его другим людям (потребителям информации). Для того, чтобы передать информацию с помощью документа, человек использует разные средства. Во-первых, выбирает материальные объекты, вещи, которые могут быть "вещественным носителем" информации. Во-вторых, устанавливает, каким способом можно "закрепить информацию" на данном носителе. В-третьих, разрабатывает способы извлечения информации из этого носителя. Все эти свойства документа отражаются в его определениях. Например, в таких: "документ — материальный объект, содержащий информацию в закрепленном виде"; "документ — материальный объект, содержащий закрепленную информацию, специально предназначенный для ее передачи в пространстве и времени и используемый в общественной практике"; "документ — материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для ее передачи во времени и пространстве"; "документ — материальный объект, содержащий закрепленную информацию и специально предназначенный для ее передачи и использования"1; "документалистика толкует документ в широком плане как информацию, зафиксированную на материальном носителе..."; документ — это "информация, закрепленная на носителе, позволяющем осуществлять ее передачу.... Документ — это воплощенная в физической форме информация". Некоторые ученые в определениях документа подчеркивали, что он создается и используется именно человеком, то есть обществом, и поэтому содержит не любую информацию, а именно "социальную", или "нооинформацию". Например: "документ — это любой материальный носитель, на котором человеком зафиксирована (закреплена) социальная информация"4; "документом считается любая зафиксированная в пространстве и во времени нооинформация (информация, созданная человеческим разумом; в отличие от информации, зафиксированной в явлениях природы, биологии и т. п.)"5; "документом считается любая нооинформация (информация, созданная человеческим разумом, в отличие от информации, зафиксированной в явлениях неживой природы, или биологии), зафиксированная на специальном вещественном носителе в целях ее использования, передачи и хранения. Форма и способ фиксации здесь допускаются любые, то есть на бумаге, пленке, в виде кодекса, ленты, диска и т. п."6 (Выделено автором). По отношению к двум последним определениям следует заметить: социальная или нооинформация, которая передается в обществе, то есть от человека к человеку, может быть зафиксирована не только "на специальном вещественном носителе", но и на предметах, принадлежащих к сфере неживой природы (например, камнях в минералогическом музее), и даже на представителях живой природы (животных в зоопарке). Утверждение о том, что "форма и способ фиксации здесь допускаются любые", опровергается следующим перечнем, который свидетельствует о том, что имеются в виду материалы и формы носителя информации, приспособленные только для записи информации. Безусловно, уточнения относительно того, что документом передается социальная или нооинформация, верны, но в действительности они ничего не меняют в упомянутой выше трактовке документа, потому что в любом случае имеются в виду именно такие материальные объекты, которые используются для передачи нооинформации (как информации, доступной только человеческому разуму) или "социальной информации", если ее понимать как любую информацию, которая создается и передается в человеческом обществе. Наряду с такими определениями "документа", которые охватывают очень широкий круг явлений, существуют и другие толкования, связывающие понятие "документ" с определенными ограничениями его материальной или знаковой формы, а также функций. 1.2. Значения понятия "документ" Анализ множества разнообразной литературы, касающейся толкования значения понятия "документ", позволяет сделать вывод о том, что для разных ученых, в разных контекстах, разных науках понятие "документ" имеет разный объем. Объем понятия — это класс обобщенных в понятии предметов. Объем понятия взаимосвязан с содержанием понятия, то есть совокупностью (обычно существенных) признаков, по которым проведено обобщение и выделение предметов в данном понятии. Разные значения понятия "документ" имеют общее основание: самое широкое значение поглощает, охватывает все другие, менее широкие. Иначе говоря, соотношения между разными значениями понятия "документ" строятся по "принципу матрешки": каждое более широкое значение поглощает менее широкое (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Соотношение разных значений понятия "документ" Чтобы показать это, обозначим разные значения понятия "документ" таким образом: Документ I, Документ II, Документ III, Документ IV, Документ V, Документ VI, Документ VII, Документ VIII. Что же означает понятие "документ" в разных значениях? Документ I — наиболее широкое значение, охватывающее все остальные. Это любой материальный (субстанциальный) объект, как искусственный, так и природный, который может быть использован для передачи информации в обществе. Для этого он должен быть включен в определенное собрание или коллекцию. К таким документам относятся не только произведения письменности или другие документы, в которых информация "записана" тем или иным способом, но и любые вещи, предметы, которые могут быть представлены в музеях, на выставках и т. п. В объем понятия Документ I включают даже представителей живой природы — в том случае, если они используются для передачи знаний (информации) о них. Дефиницию Документа I сформулировала, например, Сюзанна Брие, бывшая вице-президентом Международной федерации по документации: это — "всякое свидетельство — конкретное или символичное, закрепленное или зарегистрированное, служащее для представления, воспроизведения или доказывания определенного физического или интеллектуального явления". Она дала также широко известный комментарий к этой дефиниции: "Является ли документом звезда? Или камень, обточенный струями воды? Нет. Но документами являются фотографии и каталоги звезд, камни в минералогическом музее, животные, описанные в каталоге и выставленные в зоологическом парке"1. Второе по объему понятия значение — Документ II — охватывает также разнообразные материальные объекты, за исключением объектов естественного происхождения. Документ II — это предмет материальной культуры человечества или любой материальный объект так называемой второй природы, созданной человеком. Это — вещи, свидетельствующие об уме человека, об уровне развития человеческой цивилизации. В таком значении понятие "документ" использовал, например, немецкий пропагандист идей документации Отто Франк2. Документ III — это материальный объект, созданный человеком специально для передачи информации в обществе. Из разнообразных произведений человеческих рук и мышления к объему понятия Документ III принадлежат лишь такие, которые создавались именно для передачи определенных знаний, чувств, представлений человека. Это, кроме разнообразных форм "записи информации", еще и трехмерные произведения изобразительного искусства (скульптуры, архитектуры), а также модели, макеты, муляжи, наглядные пособия и другие подобные объекты. Документ IV — это материальный объект, в котором зафиксирована любая запись информации, выполненная любым разработанным человеком способом. Записью называют, прежде всего, письменную фиксацию слов (естественных языков) любыми знаками. Но записью является и любая фиксация информации графическими знаками, в том числе и музыкальными — нотами, и знаками, изображающими предметы (изобразительными), и знаками, условно обозначающими определенную территорию (картографическими). С развитием техники разнообразие записей увеличилось благодаря возможностям не "ручных", а опосредованных техническими средствами записей звука (в том числе устной речи, музыки, шумов и т. п.); фотографических "записей" изображений; кинематографических записей движущихся изображений и звука и т. п. Записью информации является также ее фиксация электронно-вычислительной машиной на разнообразных носителях и разными способами, обусловленными техническими характеристиками применяемой для записи электронно-вычислительной техники. Понятие "запись информации" является достаточно широким и охватывает разные способы записи. Вместе с тем, оно еще не определено достаточно четко. Например, не ясно, можно ли считать "записанными" произведения живописи в оригинале. Некоторые авторы распростаняют понятие "записанная информация" на все материальные объекты, которые могут использоваться для передачи информации в обществе. Например, Наталья Николаевна Кушнаренко считает, что определение документа как записанной информации "позволяет причислить к документам все материальные объекты, которые могут быть использованы для передачи информации в обществе (включая экспонаты музеев, архитектурные памятники, образцы пород и т. п.)"1. На наш взгляд, такая трактовка понятия "документ" возможна только в том случае, когда в его определении нет указания на способ фиксации информации (то есть на "запись"); тогда объем понятия "документ" равняется значению Документа I. Краткая дефиниция Документа IV звучит так: "Записанная информация". Нет необходимости доказывать, что запись информации может быть осуществлена лишь человеком, разработанным человеком (точнее, обществом) способом. Именно это значение понятия "документ" принято как главное во многих трудах, посвященных информационной деятельности. Оно было закреплено в международном стандарте "ИСО 5127-83. Документация и информация. Словарь": это "записанная информация, которая может использоваться как единица в документационном процессе". Такое определение не означает, что документ перестал быть "материальным объектом". Оно только подчеркивает, что информация в таком документе существует в виде записи. Этот вывод подтверждается и следующей редакцией международного стандарта ИСО 5127, где документ определяется как "записанная информация или материальный объект, который может рассматриваться как единица в документационном процессе"2. В объем понятия Документ IV не включаются трехмерные произведения искусства (скульптуры) и трехмерные наглядные пособия, а также другие произведения материальной культуры человечества и природные объекты. Именно Документ IV является тем значением понятия "документ", которое используется в библиотечном деле, в библиографической и научно-информационной деятельности, в архивном деле. Документ V — это такая запись информации, которая является "остатком" (или непосредственным результатом) определенной человеческой деятельности и свидетельствует о ней. К объему понятия Документ V относят, прежде всего, материалы деятельности государственных учреждений, общественных организаций, должностных лиц, а также другие документы, создаваемые в процессе административной или производственной деятельности. За пределами понятия документа в этом значении остаются материалы, описывающие ту деятельность, которая изучается историком, но создаваемые вне ее. Такое понимание документа является относительным, характерным именно для исторической науки. Объем понятия Документ V может изменяться в зависимости от того, какой вид деятельности изучается историком. Например, при изучении деятельности государственного учреждения документами считаются его планы, отчеты, протоколы заседаний и т. п., а недокументальными материалами — научные исследования об этом учреждении, публицистические статьи, учебные пособия, воспоминания, описывающие эту деятельность. Но при изучении деятельности ученого, автора научных трудов, учебных пособий именно они (научные исследования, учебные пособия и т. п.) будут рассматриваться как документальные материалы, если они являются произведениями этого лица; при изучении деятельности писателя такими будут его произведения, принадлежащие к художественной, публицистической, научно-популярной или другой литературе. Документ VI — это такая запись, которая не только создается в процессе определенной деятельности, но и обязательно содержит сведения о юридических фактах. Юридическими фактами считают предусмотренные законом обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения (или видоизменения, прекращения) конкретных правоотношений. Правоотношения — это отношения между отдельными личностями (или лицами и учреждениями), которые определяют их права и обязанности, правила поведения в обществе. Правоотношения закрепляются в договорах, соглашениях, административных актах и других официальных письменных документах, направленных на регулирование общественных отношений. Документом в значении Документа VI уже нельзя называть научные труды или художественные произведения. Документ VII — это запись о юридических фактах, имеющая необходимый набор засвидетельствований. Например, протокол заседания, в котором нет подписей председателя и секретаря, уже не считается документом в таком понимании. Для разных видов документов (в этом значении) нужны разные формы засвидетельствования: подписи должностных лиц, печати, специальные бланки документов и т. д. Даже внутренняя форма записи, наличие и последовательность тех или иных сведений имеет определенное значение при установлении степени "документальности" таких материалов. Особенности подготовки и оформления таких документов изучают в курсах делопроизводства. Наконец, в значении Документа VIII документом считается только такая запись о юридическом факте, которая удостоверяет личность. Документы, принадлежащие к этому значению, неоднородны. Это могут быть личные документы официального происхождения, удостоверяющие факты жизни гражданина (свидетельства о рождении, браке, смерти), его общественное состояние, партийную принадлежность (а также членство в разных общественных организациях), награды, права (имущественные, водителя) и т. п. Другой класс документов в значении Документа VIII — служебные документы, удостоверяющие личность: служебные удостоверения, свидетельства (на командировку), доверенности (на ведение дел, представительство в суде), другие мандаты. Именно в значении Документа VIII употребляют термин "документ", когда просят, например, "предъявить документы". Это значение понятия "документ" самое распространенное в быту. Оно известно каждому человеку. На первый взгляд, оно не имеет ничего общего с Документом I или с Документом IV, но оказывается, что определенные общие черты у них есть. Безусловно, за пределами понятия Документ VIII остается множество таких материальных объектов, которые в других значениях тоже считаются документами. С точки зрения любого значения понятия "документ" все, что не входит в объем этого понятия, не может считаться документом. Так, исходя из объема понятия Документ I, документами нельзя считать: 1) невещественные (точнее, незакрепленные на вещественном материале) объекты (например, представление на сцене, радиопередачу, телерепортаж в прямом эфире и т. п.); 2) материальные объекты, невключенные в собрание или коллекцию с целью их экспонирования и использования для передачи некоторого знания (например, камни в горах, а не в музее); 3) материальные объекты, не имеющие вербального (словесного) сопровождения, хотя бы в виде этикетки, которая должна зафиксировать название объекта и другие сведения о нем. Взаимосвязь между разными значениями понятия "документ" можно показать как дихотомическое деление объема понятия, то есть деление на две части: класс предметов, имеющих определенный признак, выбранный как основание деления, и класс предметов, не имеющих этого признака. Все, что не входит в понятие "документ" на той или иной ступени деления, считается недокументом (или не считается документом). На каждой ступени деления не признается никаких других документов кроме того, который определяется данной ступенью (рис. 1.2). Схема показывает, что: 1) все значения Документа имеют общую основу (или стер- 2) каждое из значений Документа отличается объемом понятия (то есть тем, какие явления принадлежат к объему понятия Документ в данном значении, а какие — нет); 3) каждое значение Документа можно сопоставить с другим, показать, в чем они совпадают и чем отличаются; 4) постепенное сужение объема понятия Документ связано с увеличением количества явлений, которые не считаются документом. Тот, кто считает документом только Документ VIII, отрицает применение термина "документ" к другим явлениям, например, в значении Документ IV; тот, кто считает документом только Документ VII, отрицает возможность называть "документом" Документ VI и т. д. Такие примеры случаются не только в повседневной жизни, но и в науч<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|